Контакты

Загадочное плато наска. Линии и геоглифы наска и пальпа Наскальные росписи в перу

Пустыня Наска находится на юге Перу, в 450 километрах от Лимы. Это регион проживания преинкской цивилизации Наска (I-VI века нашей эры).

Народ Наска вел войны и занимался торговлей, но основной деятельностью для них была рыбалка и земледелие. Помимо этого Наска были прекрасными художниками и архитекторами - мы можем судить об этом по найденным керамическим изделиям этой культуры и руинам древних городов. Сохранилось множество свидетельств высокого уровня развития этой цивилизации, главными из которых, несомненно, являются Линии Наска - огромные геоглифы в пустыне, видные только с высоты птичьего полета.

Что посмотреть

Линии Наска

Гигантские рисунки в пустыне, изображающие животных и разные предметы - Линии Наска - были обнаружены в 1926 году. Исследователи предполагают, что геоглифы были созданы в 300-800 годах цивилизацией Наска. Их называли “самым огромным календарем мира”, “самой гигантской книгой об астрономии” - точное их назначение остается неизвестным.

Площадь территории, на которой расположены Линии Наска, занимает 500 км2 и находится в пустыне, где дожди идут всего полчаса в году. Именно этот факт позволил геоглифам сохраниться до наших дней.

Впервые эти рисунки были описаны в 1548 году, но многие годы никто не обращал на них серьезного внимания. Возможно это было связано с тем, что хорошенько рассмотреть их можно только с высоты, а летать на самолетах над пустыней начали значительно позже. В начале 40-х годов XX века во время строительства Панамериканского шоссе один американский профессор, приглашенный для изучения гидрологии побережья, регулярно летал над долинами на небольших самолетах. Именно он обратил внимание на странные линии, складывающиеся в огромные рисунки. Открывшееся зрелище потрясло и поразило его. Профессор Косок и другие ученые посвятили многие годы исследованию этих линий. Им удалось обнаружить связь расположения линий с солнцем в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также указания на луну, планеты и яркие созвездия. Казалось, что цивилизация Наска устроила здесь гигантскую обсерваторию.

Техника создания геоглифов была очень проста: с почвы срезался верхний потемневший слой и складывался здесь же, вдоль образовавшей светлой полосы, создавая обрамляющий линии валик более темного цвета. Со временем цвет линий потемнел и стал менее контрастным, но мы все равно можем видеть рисунки, оставленные цивилизацией Наска.

Как посмотреть
В Наске есть несколько компаний, совершающих экскурсионные рейсы на небольших самолетах над пустыней. Такую , так как из-за количества желающих осмотреть Линии мест на нужную дату в последний момент может не оказаться.

Альтернативный способ увидеть линии - подняться на обзорную площадку на шоссе Панамерикана (El Mirador). Стоимость подъема 2 соля (20 рублей), но вы сможете увидеть лишь 2 рисунка.

Линии Пальпа (Palpa Lines)

В отличие от рисунков Наска, Линии Пальпа состоят больше из изображений человека и геометрических рисунков. Согласно археологическим исследованиям Линии Пальпа относятся к более раннему периоду, чем Линии Наска. Пролетая нал Линиями Пальпа можно увидеть изображение Пеликана, изображение женщины, мужчины и мальчика, которых археологи прозвали “Семьей”. Одна из Линий Пальпа представляет собой изображение Колибри - похожее на один из геоглифов Линий Наска. Другая Линия читается археологами как изображение Собаки возле Площади. Возле города Пальпа можно увидеть знаменитое изображение Солнечных часов и Туми - ритуального ножа.

Руины Кауачи (Cahuachi)

Самым главным и могущественным городом цивилизации Наска был Кауачи (Cahuachi) - город в долине Наска, в 24 км от современного города Наска. Здесь до сих пор ведутся раскопки. На сегодняшний день от города остались:

  • Центральная Пирамида высотой 28 метров и шириной 100 метров, состоящая из 7 ступеней. Здесь проводились религиозные церемонии.
  • Ступенчатый Храм высотой 5 и шириной 25 метров
  • 40 строений из адоба (необожженного кирпича)

Рядом с городом находился некрополь, в котором ученые нашли нетронутые захоронения с различными предметами, которые было принято класть в могилы (посуда, ткани, украшения и др.). Все находки можно увидеть в Археологическом Музее Антонини (Museo Arqueológico Antonini) в Наске.

Некрополь Чаучилья (El cementerio de Chauchilla)

Некрополь Чаучилья находится в 30 км от города Наска. Это единственное место в Перу, где можно увидеть мумии древней цивилизации непосредственно в могилах, где они были найдены. Это кладбище использовалось с III по IX века н.э., но основные захоронения относятся к 600-700 годам. Мумии хорошо сохранились благодаря засушливому климату пустыни, а также технологии бальзамирования, которую использовали Наска: тела умерших людей заворачивались в хлопковую ткань, расписанную красками и пропитанную смолами. Именно смолы помогали избежать разлагающего действия бактерий.
Некрополь был обнаружен в 1920 году, но официально признан археологическим памятником и взят под охрану только в 1997 году. До этого он многие годы страдал от мародеров, которые растащили значительную часть сокровищ Наска.

2-х часовая экскурсия с гидом - 30 Солей

Входной билет в Некрополь - 5 Солей

Заповедник Сан-Фернандо (Bahía de San Fernando)

Примерно в 80 км от Наски находится заповедник, очень похожий на Паракас. Здесь также можно увидеть пингвинов, морских львов, дельфинов, разных птиц. А кроме того, в Сан-Фернандо встречается андская лисица, гуанако и кондоры.

Сюда трудно добраться и здесь почти не бывает туристов. В Сан-Фернандо можно провести время наедине с природой и Тихим океаном!

Акведуки Кантайок (Cantayoc)

Наска были очень развитой цивилизацией. В условиях пустыни, где река наполняется водой лишь на 40 дней в году, земледельцы Наска нуждались в системе, позволяющей иметь воду в течение всего года. Они решили эту проблему, создав великолепную систему акведуков. Одни их них - Акведуки Кантайок (Cantayoc) находятся менее чем в 5 км от города Наска и представляют собой цепочку спиралевидных колодцев.

Когда ехать

Наска находится в пустыне, где почти всегда сухо и солнечно. С декабря по март самое в этом регионе самое жаркое время, средняя дневная температура держится в районе 27С. С июня по сентябрь - самые холодные месяцы года, когда дневная температура составляет всего 18С.

Как добраться до Наски

Наска находится в 450 километрах южнее Лимы. Доехать сюда можно самостоятельно на машине по шоссе Панамерикана, или одним из многочисленных автобусов, которые идут в этом направлении. Автобусная поездка займет 7 часов.

Много веков назад на территории экзотической страны, в которой отлично сохранились загадочные пирамиды и культовые сооружения, существовала высокоразвитая...

От Masterweb

15.04.2018 02:00

Много веков назад на территории экзотической страны, в которой отлично сохранились главные достопримечательности Перу, – загадочные пирамиды и культовые сооружения – существовала высокоразвитая цивилизация инков. Однако еще до ее появления была основана великая империя наска, появившаяся в одноименной пустыне и просуществовавшая до II века нашей эры на юге страны. Древние индейцы имели глубокие знания об ирригации и мелиорации.

Гигантские рисунки

Исчезнувший с лица земли народ получил известность благодаря таинственным иероглифам, вызвавшим интерес ученых. Высказывались даже мнения относительно инопланетного происхождения фигур и линий, совершенно случайно обнаруженных в XX веке. Геоглифы Наска – огромные рисунки, нанесенные на поверхность земли и не предназначенные для всеобщего обозрения. Благодаря засушливому климату они превосходно сохранились.

Причудливые и невидимые с земли знаки выполнены в единой манере в огромном масштабе. На первый взгляд эти узоры мало различимы и представляют собой непонятное сплетение всех линий, выцарапанных в земле. Настоящую форму изображений можно наблюдать только с высоты, когда хаотичность обретает смысл.

Тяга к самовыражению

Люди всегда любили рисовать и делали это на камнях, стенах пещер, а затем и на бумаге. С самого раннего периода существования человечества у них наблюдалась тяга к самовыражению. Древнейшими изображениями считаются петроглифы (символы на скалах) и геоглифы (знаки на земле). Обнаруженные в пустыне необычные узоры – это, по мнению ученых, не имеющий себе равных исторический памятник, надписи которого выведены гигантскими руками. На концах, образующих рисунки, нашли вбитые в почву деревянные сваи, игравшие роль координатных точек при начале работы.

Безжизненная пустыня Наска, хранящая тайны

Окруженная Андами и песочными холмами пустыня располагается почти в 500 км от небольшого города Лимы. Координаты геоглифов Наска и загадочного плато, на котором их обнаружили, – 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W. Необитаемое пространство земли, окутанное покровом тайны, занимает площадь 500 квадратных километров. Редкие капли дождя, падавшие на раскаленную поверхность, тут же испарялись.

Древние индейцы поняли, что безжизненная пустыня является идеальным местом для захоронений, и устраивали в сухих пластах, обеспечивающих нетленность, усыпальницы. Археологи обнаружили более 200 тысяч полых керамических сосудов, украшенных узорами и стилизованными рисунками. Считается, что находки являются двойниками небольших чаш, служивших так называемым вместилищем души в могиле покойного.

Плато, покрытое причудливыми узорами

Удивление вызывает поверхность природной зоны, покрытая необычной "гравировкой", слегка напоминающей татуировку. Геоглифы пустыни Наска представляют собой не очень глубокие, но гигантские по размерам рисунки, достигающие десятков и сотен метров. Загадочные линии пересекаются и накладываются друг на друга, объединяясь в запутанные схемы. Одно из самых загадочных мест на нашей планете выглядит как исполинская чертежная доска.


С ближайших предгорий рассмотреть гигантские изображения, вырытые в земной тверди, не представляется возможным: они выглядят как отдельные полосы или бесформенные штрихи. А разглядеть их получается только с высоты. Так, птица, напоминающая колибри, имеет длину около 50 метров, а летящий кондор – более 120 метров.

Загадочные символы

Всего на плато найдены около 13 тысяч линий и геоглифов Наска, выполненных в грунте земли. Они представляют собой прорытые в поверхности пустыни канавки различной ширины. Удивительно, но линии не меняются из-за неровностей рельефа, оставаясь идеально ровными и непрерывными. Среди изображений наблюдаются загадочные, но очень достоверно нарисованные птицы и животные. Также встречаются фигуры людей, однако они менее выразительны.

Таинственные символы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются огромными царапинами на поверхности пустыни, открыты благодаря фотографиям, сделанным с самолета в 1930 году. С высоты птичьего полета видно, что загадочные рисунки созданы путем удаления верхнего потемневшего от времени щебня со светлого нижнего слоя. Черный налет называется "пустынным загаром", состоящим из соединения железа и марганца. Обнажившийся светлый грунт имеет такой оттенок благодаря большому количеству извести, которая на свежем воздухе быстро затвердевает. Кроме того, сохранению геоглифов плато Наска способствовала высокая температура и отсутствие ветров с осадками.

Техника выполнения гигантских рисунков

Это довольно интересная техника: сначала индейцы делали эскиз на земле будущего произведения, а каждая прямая изображения разбивалась на отрезки. Затем их переносили на поверхность пустыни при помощи кольев в виде борозд до 50 сантиметров глубиной. А если надо было нарисовать кривую, то ее разбивали на множество коротких дуг. Каждый получившийся рисунок очерчивался непрерывной линией, а создатели уникальных творений, занесенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, никогда не видели их целиком. С 1946 года ученые вплотную начали заниматься необычными шедеврами.

Еще одна тайна

Любопытно, что геоглифы Наска в Перу наносились вручную в два приема: изображения животных и птиц появились гораздо раньше, чем линии и полосы, накладывающиеся на сложные фигуры. И надо признать, что ранняя фаза являлась более совершенной, ведь создание зооморфных образов требовало очень высокого мастерства, нежели простое прорезание прямых линий в земле.


Разница между весьма качественно и не очень умело выполненными изображениями довольно велика, что и породило слухи о создании символов в разное время (возможно, и другими культурами). Кроме того, ученые даже вспомнили тех, кого наши предки называли своими богами, хотя официальная наука считает их выдумкой, отрицая существование древней развитой цивилизации. Многочисленные артефакты говорят об обратном, и те, кто жил несколько тысячелетий до нас, обладали высочайшими технологиями, превосходящими современные возможности.

Такое несоответствие указывает на различие как в возможностях "художников", так и в технике исполнения. Если учесть, что любое общество развивается от простого к сложному, испытывая взлеты и падения, то и уровень цивилизации всегда идет по возрастающей. Однако в этом случае схема нарушается, и на смену развитым технологиям приходят примитивные.

Индейцы, подражавшие рисункам

Считается, что ранним автором всех геоглифов Наска (фото представлены в статье) являлась высокоразвитая цивилизация. Точно выверенные рисунки, пересекающие сложный рельеф, требовали огромных трудозатрат и особого умения. Именно эти знаки поражают ученых и туристов тщательностью исполнения и своим размахом. А индейские племена, жившие на плато, просто пытались подражать оставшимся образцам. Но возможностей у них было не так много, поэтому и появились халтурные копии. Факты говорят об одном: самые старые рисунки выполнены или представителями другой цивилизации, или при их непосредственном участии.

Однако не все исследователи согласны с этой теорией. Они объединяют два этапа, высказывая осторожное предположение относительно того, что цивилизация наска владела особой техникой художественного самовыражения.

Разгадана ли тайна геоглифов Наска?

Изображения, истинное предназначение которых пока ученые понять не могут, поражают своими размерами. Но зачем же индейцы проделывали столь титаническую работу? Одни исследователи считают, что это гигантский календарь, точно показывающий смену времен года, а все рисунки так или иначе связаны с зимним и летним солнцестоянием. Возможно, представители культуры наска являлись астрономами, наблюдавшими за небесными телами. Так, например, огромное изображение паука, по мнению ученого чикагского планетария, представляет собой диаграмму звездного скопления созвездия Орион.

Другие уверены, что геоглифы Наска, разглядеть которые с земли невозможно, имеют культовое значение: так индейцы общались со своими богами. Известный археолог Й. Рейнхард входит в их число. Он видит в километровых линиях дороги, которые вели к месту поклонения божеств. А все фигуры животных, насекомых или птиц – олицетворение живых существ, погибающих без воды. И делает свой вывод: индейцы просили живительную влагу – основу жизни. Однако большинство ученых не поддерживают версию, считая ее сомнительной.

Третьи полагают, что это своеобразная карта района озера Титикака, только масштаб ее 1:16. Однако никто не может ответить, кому она предназначалась. А кто-то усматривает в причудливых узорах перенесенную на поверхность пустыни карту звездного неба.

Четвертые, увидевшие пересеченные линии, предположили, что так обозначалась взлетная полоса древних космических кораблей. Ученые рассмотрели в образованном селевыми отложениями плато древний космодром. Но зачем инопланетянам, бороздящим межзвездные пространства, нужны такие примитивные визуальные ориентиры? Кроме того, нет ни одного свидетельства использования пустыни для взлета или посадки летательных аппаратов. Но сторонников инопланетной версии не убавляется.

Пятые заявляют, что все изображения людей, животных и птиц выполнены в память о Всемирном потопе.


Шестые выдвигают гипотезу, согласно которой древние индейцы наска осваивали воздухоплавание, что подтверждают найденные керамические изделия. На них отчетливо видны символы, напоминающие воздушные шары. Именно поэтому все геоглифы Наска видны только с огромной высоты.

Трезубец на полуострове Паракас (Перу)

На сегодняшний день существует примерно 30 гипотез, каждая из которых пытается объяснить странные шедевры индейцев. Нельзя не упомянуть еще одну любопытную гипотезу. Некоторые археологи, увидевшие изображение трезубца-великана Эль-Канделябро длиной более 128 метров на склоне скалы Писко на полуострове Паракас, посчитали, что именно в нем таится ключ к разгадке. Исполинская фигура видна исключительно с моря или воздуха. Если мысленно провести прямую линию от среднего зубца, то окажется, что он направлен в сторону покрытой вязью странных линий пустыни Наска (Перу). Геоглиф выполнен за несколько сотен лет до рождества Христова.


Никто не знает, кто его создал и зачем. Исследователи полагают, что он является символом мифической Атлантиды, в котором заключается важная информация о нашей планете.

Древняя система ирригации?

Несколько лет назад археологи, изучавшие геоглифы пустыни Наска, видные даже из космоса, заявили о том, что спиралевидные линии, которые оканчивались воронками, – это древнейшие акведуки. Благодаря необычной гидросистеме на плато, где всегда царила засуха, появлялась вода.

Разветвленная система каналов распределяла живительную влагу по тем территориям, где она была необходима. Через отверстия в земле внутрь поступал ветер, который помогал прогонять оставшуюся воду.

Мастерство древних индейцев

Возникают и другие вопросы, касающиеся мистических узоров. Наши современники удивляются, как на пересеченной местности древние индейцы создавали траншеи длиной более километра. Даже используя современные методы геодезических измерений, провести идеально ровную линию на земле довольно сложно. А вот индейцы наска (или представители другой цивилизации) делали это очень легко, прорывая канавы через овраги или возвышенности. Причем края всех линий представляют собой идеальные параллельные.

Необычная находка

Недавно недалеко от пустыни, в которой нашли уникальные рисунки, являющиеся следами древней цивилизации, международная экспедиция обнаружила необычную мумию с тремя пальцами на руках и ногах. Именно конечности выглядят очень странно. Сенсационная находка, усыпанная белым порошком, немного напоминает гипсовую скульптуру, внутри которой скелет с останками органов. Проведенные исследования показали, что возраст мумии составляет более 6 тысяч лет, а присыпка обладает бальзамирующими свойствами.


Геном особи был разгадан российскими учеными, заявившими, что это не человеческий мутант, а представитель внеземной расы. Как сообщают специалисты, рядом с мумифицированным телом находились рисунки, на которых изображено трехпалое существо. Его лик можно найти и на поверхности пустыни.

Однако не все ученые поверили выводам россиян. Многие до сих пор уверены, что это искусно выполненная подделка, а находка имеет все признаки мистификации.

Новые рисунки и загадки без ответов

В апреле этого года ученый мир всколыхнула информация о том, что при помощи беспилотников обнаружены новые геоглифы Наска. 50 неизвестных изображений, пострадавших от времени, нельзя увидеть невооруженным глазом. Обнаружить их позволили не только снимки с воздуха, но и последующий анализ с использованием новейших технологий. Любопытно, что большинство полустертых рисунков различных размеров – это абстрактные узоры и воины цивилизации Паракас.

Ученые заявили, что некоторые обнаруженные символы выполнены предками индейцев наска. Совершить открытие раньше мешала эрозия почвы: разрушающийся грунт плато сделал причудливые узоры размытыми. Поэтому рассмотреть геоглифы Наска со спутника или с самолета не представлялось возможным. И только благодаря камерам высокого разрешения, установленным на дронах (беспилотных летательных аппаратах), получились четкие снимки.

Экологические проблемы

Пока тайна геоглифов Наска остается неразгаданной. Дело осложняется еще и тем фактом, что сейчас плато имеет статус сакральной зоны, где запрещены археологические раскопки. Доступ к аномальной территории, напоминающей гигантский мольберт, на котором оставили свои послания древние "художники", закрыт.

Кроме того, над пустыней нависла экологическая угроза: вырубка лесов и загрязнение окружающей среды изменяют ее климат. Из-за часто идущих дождей уникальные творения на земле могут кануть в небытие. И потомки так и не узнают всей правды. К сожалению, для их спасения пока ничего не делается.

Каждый может полюбоваться загадочными узорами пустыни

Путешественникам, собирающимся в Перу, стоит помнить, что плато принадлежит к мировому культурному наследию ЮНЕСКО, и самовольно его посещать запрещено. Но туристов в Наска обожают, поскольку они позволяют неплохо существовать местным жителям в очень неприветливом районе. Благодаря непрекращающемуся иностранному потоку люди и выживают.


Однако каждый желающий, который захочет полюбоваться таинственными знаками, может это сделать, даже не выходя из дома. Необходимо запустить специальную программу, демонстрирующую спутниковые снимки планеты. Напомним еще раз координаты геоглифов в пустыне Наска – 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Знаете ли вы, что такое Наска? Это древняя индейская цивилизация. Свое название она получила от реки, в долине которой и до настоящего времени можно полюбоваться на многочисленные памятники культуры. Расцвет этой цивилизации наблюдался в первом тысячелетии до нашей эры. Позже название Наска носила небольшая индейская деревушка на юге Перу, расположенная за горными хребтами. Для того чтобы добраться до нее из столицы государства Лимы, необходимо было проехать много километров по пыльной расположенной в каменистой и песчаной пустоши.

Сегодня и город Наска связывает между собой четырехрядная автострада. Причем та ее часть, которая проходит через голые холмы и пустыню, вымощена дикими камнями. Маленькая и тихая в прошлом деревня сегодня представляет собой небольшой, но очень аккуратный городок. Здесь имеется собственный музей и небольшой парк, различные магазины и даже два банка. Есть в городке отели различных классов, которые принимают туристов, отправившихся в эту местность для того, чтобы ознакомиться с известной на весь мир «Пампой де Наска».

География

Чем же привлекает туристов со всего мира небольшой городок на юге Перу? Путешественники съезжаются сюда для того, чтобы посмотреть на удивительное и загадочное плато Наска. Это равнина, расположенная на некоторой возвышенности. Для нее, как и для всех плато характерен, ровный, а порой и волнистый рельеф. Местами он бывает слегка расчлененным. От других равнин плато отделяют отчетливые уступы.

Где находится Наска? Расположено это плато на юге Перу. От столицы страны Лимы его отделяют 450 км, которые нужно преодолеть в юго-восточном направлении. на карте располагается практически в прибрежной зоне Тихого океана. От плато до его бескрайних вод - не более восьмидесяти километров.

Быстрее найти эту местность на карте помогут координаты Наска. Они составляют 14° 41′ 18″ южной широты и 75° 7′ 22″ западной долготы.

Плато Наска имеет вытянутую с севера на юг форму. Его длина составляет 50 км. А вот ширина местности от западных до восточных границ колеблется от пяти до семи километров.

Природные условия

Координаты Наска таковы, что местность располагается в зоне сухого климата. В связи с этим она малонаселена. Зима здесь длится с июня по сентябрь. Для нас это удивительно, однако в Южном полушарии не совпадает с той, которая характерна для зоны, расположенной севернее экватора.

Что касается температуры воздуха, то она в этой местности практически стабильна. В зимние месяцы ее значение не бывает ниже шестнадцати градусов. В летний период столбик термометра практически постоянно держится на отметке +25.

Плато Наска, как уже говорилось выше, находится в непосредственной близости к водам Тихого океана. Однако, несмотря на это, дожди здесь являются большой редкостью. Отсутствуют на плато и ветра, так как от воздушных масс оно защищено горными хребтами. Нет в этой пустыне также рек и ручьев. Увидеть здесь можно только их высохшие русла.

Линии Наска

Однако многочисленных туристов в этот край привлекает вовсе не его месторасположение. Плато Наска манит к себе загадочными рисунками и линиями, расположенными прямо на земной поверхности. Ученые называют их геоглифами. Это понятие означает геометрическую фигуру, выполненную в земном грунте, длина которой составляет не менее четырех метров.

Геоглифы Наска являются канавками из смеси песка и гальки, прорытыми в почве. Они не глубокие (15-30 см), но длинные (до 10 км), имеющие различную ширину (от 150 до 200 м). Геоглифы, или, как их еще называют, линии Наска, выполнены в очень причудливой форме. Здесь можно увидеть очертания птиц, пауков и животных, а также геометрические фигуры. Всего таких линий на плато порядка 13 тысяч.

Что это? Тайны истории? Загадки прошлого? Однозначного ответа на эти вопросы не существует. Некоторые ученые полагают, что рисунки Наска нанесены на земную поверхность умелыми человеческими руками. Однако подтвердить такое предположение все же не представляется возможным. Существует и другое, довольно устойчивое мнение, согласно которому, полосы и линии наносились не людьми, а представителями инопланетного разума. В этом и заключается величайшая тайна пустыни Наска, над которой бьются десятки ученых. Однако, несмотря на это, загадка перуанского плато так и остается нераскрытой для современного мира.

История открытия

Пустыня Наска (Перу) известна огромными картинами, расположенными на плоскогорье. Эти рисунки, созданные неизвестными творцами, принадлежат к величайшим достижениям мировой культуры и являются несомненным памятником искусства всей нашей планеты.

Впервые наземные гигантские картины заметили летчики в 1927 году. А вот научной общественности геоглифы Наска стали известны только спустя двадцать лет. Именно тогда американский историк Поль Косок опубликовал целую серию фотографий удивительных и загадочных рисунков, которые были сделаны с воздуха.

Технология создания

Рисунки Наска созданы при снятии обломков, бурых камней и вулканической гальки, покрытой тонким налетом черного цвета, со светлой подпочвы, состоящей из смеси кальцита, глины и песка. Именно поэтому контуры гигантских фигур четко просматриваются с борта вертолета или самолета.

С воздуха все линии на фоне почвы выглядят более светлыми, хотя с земли или с невысоких гор такие рисунки сливаются с землей, и различить их нельзя.

Линии и геометрические фигуры

Все изображения, которые можно наблюдать в пустыне Наска, имеют различную форму. Одни из них представляют собой полосы или линии, ширина которых находится в пределах от пятнадцати сантиметров до десяти и более метров. Такие углубления грунта довольно длинные. Они могут тянуться от одного до трех и даже более километров. Полосы также могут плавно расширяться по своей длине.

Некоторые линии Наска представляют собой вытянутые или усеченные треугольники. Это самый распространенный вид на плато. Причем размеры их самые разнообразные и находятся в пределах от одного до трех километров. Такие треугольники часто называют трапецоидами. Некоторые рисунки Наска представляют собой большие площадки, имеющие прямоугольную или неправильную форму.
Увидеть на плато можно и такие знакомые нам из геометрии четырехугольники, как трапеции (с двумя параллельными сторонами). Таких творений с четкими формами в пустыне находится порядка семисот.

Многие линии и площадки имеют некоторое заглубление дугообразного профиля до тридцати или более сантиметров. Причем у всех этих бороздок есть четкие границы, напоминающие собой бордюр.

Особенность линий Наска

Геоглифы перуанской пустыни получили широкую известность из-за своей прямолинейности. Воображение путешественников буквально поражают линии, тянущиеся на много километров по плато, без труда преодолевая все особенности рельефа. Кроме того, фигуры Наска имеют своеобразные центры, располагаемые, как правило, на возвышенностях. В этих точках сходятся и расходятся различные виды линий. Часто углубления в грунте соединяются друг с другом, объединяясь при этом в различные комбинации. Бывает, что фигуры и линии накрывают друг друга.

Интересным оказывается и расположение трапецоидов. Их основания, как правило, повернуты в стороны речных долин и располагаются ниже узкой части.

Удивительно и то, что:

  • края всех линий обладают высочайшей точностью, разброс которой находится в пределах всего пяти сантиметров на длину нескольких километров;
  • сохраняется видимость контуров даже при наложении фигур друг на друга;
  • имеется строгое ограничение фигур по ширине при значительных длинах полос;
  • сохраняется видимость полос даже при изменениях характеристик грунта;
  • наблюдается схожесть конфигурации и расположения лучеобразных фигур с оптическими схемами;
  • сохраняется геометрия фигур даже при сложном рельефе;
  • присутствуют линии, носящие астрономический характер, указывающие на стороны света или дни равноденствий.

Разнообразные рисунки

Своеобразной декорацией крупномасштабных площадок плато Наска являются зигзаги и кнутообразные фигуры. Среди 13 000 линий, 800 площадок и сотни различных спиралей в удивительной и загадочной перуанской пустыне можно увидеть смысловые рисунки. Это три десятка фигур животных и птиц, в числе которых:

  • ящерица длиной 200 метров, пересеченная лентой американского шоссе, строители которой не заметили рисунка;
  • птица со змеиной шеей, вытянувшаяся на 300 м;
  • стометровый кондор;
  • восьмидесятиметровый паук.

Помимо этих изображений можно увидеть рыб и птиц, обезьяну и цветок, нечто похожее на дерево, а также тридцатиметровую фигуру человека, выполненную вовсе не на плоскогорье, а словно выбитую на одном из крутых склонов горы.

С земли все эти рисунки являются ничем иным, как отдельными штрихами и полосками. Полюбоваться на гигантские изображения можно, только поднявшись в воздух. Эти величайшие тайны истории, загадки прошлого до сих пор не нашли своего разъяснения у ученых. Как древняя цивилизация, не имеющая летательных аппаратов, смогла создать столь сложные рисунки, и каковы их предназначения?

Особенности рисунков Наска

Контурные изображения птиц и животных обладают различными размерами, находящимися в пределах от 45 до 300 м. Ширина контурной линии рисунков - от 15 см до 3 м. Все смысловые изображения, которые можно увидеть на плато Наска, сосредоточены по его краю, находящемуся над долиной речки Инхенио.

Среди особенностей этих рисунков можно выделить:

  • выполнение одной непрерывной, нигде не пересекающейся и не замыкающейся линии;
  • начало и конец углубления грунта располагаются на площадке;
  • «выход» и «вход» контуров представляют собой две параллельные линии;
  • наблюдается идеальное сопряжение между собой кривых рисунков и прямых, которые, как установлено учеными, выполнены по строгим законам математики, что объясняет их гармонию и красоту;
  • механическое выполнение (кроме изображения обезьяны), которое лишает фигуры зверей какой-либо эмоциональной окраски;
  • наличие асимметрии, которая объясняется несовершенством работ по увеличению эскизов;
  • наличие секущих линий, параллельных одному из контурных отрезков, что объясняется сложным выполнением внутреннего пространства фигуры.

Предположения и версии

Кто же автор удивительных творений, находящихся в пустыне Наска? Пока ученые могут только строить свои версии и выдвигать различные гипотезы. Так, много сторонников у предположения внеземного происхождения геоглифов. Они предполагают, что широкие линии служили для внеземной цивилизации взлетно-посадочными полосами. Однако у такой гипотезы находится немало противников, которые выдвигают свой очень весомый аргумент - характер рисунков. Да, они имеют внушительные и далеко не земные размеры, однако их сюжет говорит о том, что выполнены они людьми, а вовсе не инопланетянами.

Однако и в этом случае остается множество неразрешенных загадок. Каким образом неизвестные нам мастера смогли создать столь гигантские изображения, которые видны только с воздуха? Для чего они это делали? Какими техническими приемами пользовались, чтобы сохранить пропорции гигантских моделей?

Гипотезы о возникновении рисунков на плато Наска разнообразны, а некоторые из них просто фантастичны. Однако есть среди существующих версий и такие, которые достойны особого внимания.

Так, по мнению некоторых ученых, вся система линий Наска является огромным календарем. Одним из первых выдвинул это предположение Поль Косок. Этот американский ученый был первым, кто открыл загадочное нагромождение разнообразных форм и линий. Вся его жизнь после этого была посвящена разгадке тайны перуанской пустыни. Однажды Косок заметил, что заходящее солнце село непосредственно на пересечении горизонта с одной из прямых линий. Им же была обнаружена и полоса, указывающая на зимнее противостояние. Также существует предположение Косока о том, что определенные рисунки соответствуют тем или иным космическим телам. Такая гипотеза существовала на протяжении длительного времени. Причем ее поддерживали многие известные ученые со всего мира. Однако позже было доказано, что процент совпадения рисунков Наска с определенными планетами чрезвычайно мал, чтобы считать эту систему календарем.

Существует и еще одна весьма правдоподобная версия. Согласно ей линии Наска указывают на расположение разветвленной системы находящихся под землей водных каналов. Подтверждением этой гипотезы может служить тот факт, что местонахождение древних колодцев совпадает с вырытыми в грунте полосами. Но возможно, что это лишь простое совпадение.

А может, предназначение линий Наска носит культовый характер? Раскопки археологов обнаружили в местах нанесения рисунков древние людские погребения и жертвенники. Однако все ритуальные объекты всегда возводились таким образом, чтобы могли вызывать определенные эмоции и воздействовать на человека. Рисунки же, просматриваемые только с высоты, никаких чувств у тех, кто находится на земле, не вызывают.

Как бы там ни было, тот, кто создал эти удивительные фигуры, имел возможность каким-то образом перемещаться по воздуху и замечательно ориентировался в пространстве. Может, древние люди умели строить воздушные шары и летали на них?

Все существующие гипотезы пока не приблизили человечество к разгадке тайны пустыни Наска. Может быть, в скором времени ученые ответят на вопрос о происхождении удивительных линий? А может, эта тайна так и останется неразгаданной...

Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.

Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.

Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.

П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных - расположение планет.

Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию - помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки - это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.

Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.

Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.

Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние - рисунки животных - в первом веке нашей эры.

Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.

Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.

Наска – небольшой древний городок на юге Перу – привлекает многочисленных туристов со всего мира. Здесь нет каких либо выдающихся архитектурных достопримечательностей, но есть кое-что, что не оставляет равнодушным даже самых больших скептиков: гигантские изображения на земной поверхности, которым больше двух тысяч лет. Каким образом эти рисунки появились здесь, для чего их использовали – до сих пор загадка, несмотря на большое количество гипотез. Но благодаря таким объектам, как линии Наска, Перу стало «магнитом» исследователей, мистиков и всех, кто интересуется неразгаданными до сих пор загадками.

История

«Первооткрывателями» удивительных рисунков стали в далеком 1927 году летчики, заметившие на плато вблизи Тихого океана многочисленные линии и изображения. Но ученые заинтересовались этим открытием только спустя десятилетие, когда Поль Косок, американский историк, опубликовал серию фото, сделанных с воздуха.

Впрочем, о странных изображениях было известно намного раньше. Еще в 1553 году испанский священник и ученый Пéдро Сьéса де Леóн, писавший о завоевании Южной Америки, упоминал о «знаках среди песков для угадывания проложенного пути». Самое примечательное, что он не расценивал эти рисунки как что-то странное или необъяснимое. Возможно, в те времена было известно больше о предназначении геоглифов? Этот вопрос также остается открытым.

Среди ученых, которые занимались изучением линий в пустыне Наска, наибольший вклад в разработку и популяризацию темы принадлежит немецкому археологу Марии Райхе. Она работала помощником Пола Кокоса, а когда в 1948 году он прекратил исследования, Райхе продолжила работу. Но ее вклад важен не только с научной точки зрения. Благодаря усилиям исследовательницы, часть линий Наска удалось сберечь от уничтожения.

Исследования удивительного памятника древней цивилизации Райхе описала в книге «Тайна пустыни», а гонорар был потрачен на сохранение первозданного вида местности и строительство смотровой вышки.

Впоследствии неоднократно проводилась аэрофотосъемка заповедника, но подробной карты, включающей все рисунки. Не существует до сих пор.

Описание рисунков

На фото линий Наска в Перу можно увидеть четкие изображения огромного размера. Среди них около 700 правильных геометрических фигур (трапеции, четырехугольники, треугольники и др.) Все эти линии сохраняют геометрию даже на сложном рельефе, а контуры остается четкими в местах наложения друг на друга. Некоторые из фигур четко ориентированы на стороны света. Не меньшее удивление вызывают четкие края у фигур, размер которых превышает несколько километров.

Но еще более удивительными являются смысловые изображения. На плато расположено около трех десятков рисунков животных, птиц, рыб, растений и даже человека. Все они имеют внушительные размеры. Здесь вы сможете увидеть:

  • птицу почти трехсотметровой длины;
  • двухсотметровую ящерицу;
  • стометрового кондора;
  • восьмидесятиметрового паука.

Всего на плато насчитывается приблизительно полторы тысячи изображений и фигур. Самые крупные из них имеют размеры около 270 м. Но, несмотря на тщательное изучение на протяжении многих лет, Наска продолжает радовать открытиями. Так в 2017 году после реставрационных работ ученые обнаружили еще один рисунок – изображение касатки. Они высказали предположение, что это изображение, возможно, одно из самых древних. Большинство геоглифов датируют примерно 200 г. до н.э.

Из-за больших размеров изображений, находясь на земле, их увидеть невозможно – полностью картина открывается только с высоты. Со смотровой башни, куда могут подняться туристы, вид также крайне ограничен – удастся увидеть только два рисунка. Чтобы полюбоваться древними художествами, необходимо

Теории происхождения

С момента обнаружения линий Наска гипотезы выдвигались одна за другой. Существует несколько наиболее популярных теорий.

Религиозная

Согласно этой гипотезе, изображения такого большого размера древнее население Перу строило для того, чтобы боги могли их заметит с космоса. К этой точке зрения склонялся, к примеру, археолог Джохан Райнхакд. В 1985 году он опубликовал данные исследований, указывающие на поклонение древних перуанцев стихиям. В частности, на этих территориях был распространен культ гор и культ воды. Таким образом, было выдвинуто предположение, что рисунки на земле – не что другое, как часть религиозных обрядов.

Астрономическая

Эту теорию выдвинули первые исследователи – Кокос и Рейхе. Они считали, что многие из линий являются указателями мест восхода и захода Солнца и других небесных светил. Но версия была опровергнута британским археоастрономом Джеральдом Хокинсом, который еще в 70-е годы прошлого столетия доказал, что не больше 20% линий Наска могут быть связаны с небесными ориентирами. А с учетом разной направленности линий астрономическая гипотеза выглядит малоубедительно.

Демонстративная

Астроном Робин Эдгар не заметил в рисунках на перуанском плато каких-то научных подоплек. Он также склонялся к причинам метафизическим. Правда считал, что многочисленные борозды были вырыты не с целью поклонения, а в качестве ответа на постоянные солнечные затмения, которые случались в этот период в Перу.

Техническая

Некоторые исследователи считают, что линии связаны с возможностью строительства летательных аппаратов. Как доказательство этой версии были даже попытки соорудить аэроплан из доступных в те времена материалов. Аналогичную версию выдвигает российский исследователь А. Скляров в книге «Наска. Гигантские рисунки на полях». Он считает, что древняя цивилизация на территории Перу была высокоразвитой и обладала не только летательными аппаратами, но даже использовала лазерные технологииJ

Инопланетная

И наконец, есть те, кто верит, что рисунки использовались для инопланетян – как способ коммуникации, как место для посадки летательных объектов и т.д. Как доказательство приводятся даже обнаруженные в этих краях странные останки неизвестных существ. Другие, наоборот уверены, что перуанские мумии, как и линии Наска – подделкаи мошенничество.

Тайна Наска раскрыта?

Археологи уже не одно десятилетие пытаются найти объяснение загадочным Naska lines. В 2009 году был снят документальный фильм «Расшифрованные линии Наска». Всем, кто интересуется темой, безусловно, будет интересно посмотреть. Но ответ на вопрос так и остался открытым, а попытки разгадать тайну продолжаются. К примеру, недавно была выдвинута версия, что линии Наски образуют единое целое с системой акведуков. Пукиос – сложная гидравлическая система – была сооружена с целью добычи подземных вод. Часть ее сохранилась до сих пор. На основе снимков, сделанных из космоса, выдвинуто предположение, что линии – часть этого «водогона». Именно предположение, потому что исследователи так и не смогли объяснить, какую функциональную роль в водопроводной системы выполняли рисунки. Но, возможно, водин прекрасный день, разгадка перуанского чуда все же будет найдена.

Понравилась статья? Поделитесь ей