Контакты

Культовые сооружения армении. Храмовая архитектура армении

На древней армянской земле любители старины и искусства найдут великое множество разнообразных памятников и достопримечательностей: рукотворные артефакты первобытных мастеров и уникальные творения средневековых зодчих; языческие святилища; старинные памятные объекты христианства и урартские крепости; спрятанные высоко в горах замки и пещерные города; ущелья-галереи, сохранившие коллекции барельефов; покрытые тонкой резьбой хачкары и неповторимые фрески в полуразрушенных монастырях. Армению часто называют «музеем под открытым небом».

Армянский монастырь Хор Вирап находится вблизи границы с Турцией. Монастырь славится местоположением у подножия библейской горы Арарат, где по преданию, на ковчеге очутился праведник Ной после всемирного потопа.

Согласно предания, царь Армении Трдат III после возвращения в Армению в 287 году держал в заточении Св. Григория Просветителя за исповедание христианства. Григорий исцелил Тиридата от безумия, после чего тот в 301 году крестился и объявил христианство государственной религией. Впоследствии над подземной тюрьмой, в которой Святой Григорий Просветитель провел около пятнадцати лет, был возведен монастырь Хор Вирап («глубокая темница»).

На месте древней армянской столицы Арташат, образованной царем Арташесом I около 180 года до нашей эры, расположен холм Хор Вирап. Вход в подземную тюрьму находится в часовне Святого Григория, построенной в 1661 году. Подземная тюрьма в глубину составляет от трех до шести метров. На территории Хор Вирапа находится также церковь Богоматери.

Эчмиадзинский монастырь (или «Сошествие Единородного») Армянской апостольской церкви расположен в Армавирской области, в городе Вагаршапат. С 303 года по 484 год и с 1441 года в монастыре находится престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В состав древнего монастырского комплекса входят Эчмиадзинский кафедральный собор – древнейший христианский храм мира, богословские учебные заведения. Место для возведения собора Григорию Просветителю указал сам Иисус Христос, откуда и произошло название. После введения в стране христианства в 303 году был построен деревянный собор, а в пятом, седьмом веках перестроен в камне.

Интерьер собора украшают фрески, выполненные в 17-18 веках (Овнатан Нагаш), в конце 18-го века (О. Овнатанян). В соборе находится музей (основан в 1955 году), в котором хранится коллекция произведений средневекового декоративно-прикладного искусства.

В Эчмиадзине расположены храм Святой Рипсимэ, купольная базилика Гаянэ с трехарочным гавитом, церковь Шокагат. Трехъярусная колокольня возведена в 1653-1658 годах. В 18-м веке с трех сторон появились шестиколонные ротонды. В комплексе монастыря – трапезная (17 век), гостиница (18 век), дом Католикоса (18 век), школа (1813 год), каменный водоем (1846 год) и др. постройки.

Окрестности Эчмиадзина в 1827 году разорил кызылбашский полководец Гассан-хан. В этом же году колокольный звон приветствовал фельдмаршала И. Ф. Паскевича, который деблокировал монастырь. Снова Эчмиадзинский монастырь был спасен в ходе Персидской кампании генералом Красовским в августе 1827 года. По Туркманчайскому договору в 1828 году Эчмиадзин включен в состав Российской империи.

В соборе в 1869 году для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари с восточной стороны была пристроена ризница.

В 1903 году вышел указ, согласно которому все недвижимое имущество, капитал – принадлежность духовных учреждений и Армянской церкви переходили в ведение государства. Благодаря массовой протестной кампании армянского народа, Николай II в 1905 году подписал указ о возврате конфискованного имущества армянской церкви; вновь разрешалось открыть национальные школы.

Братией Эчмиадзинского монастыря в 1915 году была оказана самоотверженная помощь беженцам из Западной Армении.

В период советской власти в Эчмиадзине строились общественные здания, многочисленные жилые дома. В 1965 году сооружен памятник жертвам Геноцида 1915-1922 годов.

Вблизи Еревана и Вагаршапата расположен Звартноц – храм раннесредневековой армянской архитектуры. С древнеармянского «Звартноц» означает «Храм Бдящих ангелов». С 2000 года развалины храма и территория вокруг внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм построен в 640-650 годах при католикосе Нерсесе III Строителе, в планах которого было перенести резиденцию из Двина в Вагаршапат. На обряде освящения колоссального храма пребывал византийский император Констант II, возжелавший в Константинополе возвести такой же. Из-за слабости узлов опор верхнего яруса храм в десятом веке во время землетрясения обвалился. Раскопки 1901-1907 года открыли руины Звартноца. К настоящему моменту реконструирован почти весь первый ярус.

По реконструкции Т. Тораманяна храм представлял круглое купольное трехъярусное сооружение. В основании круга вписан крест, шесть колонн по полукругу образовывают три крыла, восточное крыло-апсида – это была глухая стена, покрытая мозаикой и фресками. Алтарная апсида имеет высокое возвышение, впереди – крестильная купель, с одной стороны – амвон. Сзади примыкало квадратное помещение, вероятно, ризница. Из нее по лестнице поднимались в коридор первого яруса.

Фасады храма украшала аркатура, резьба, рельефные плиты с орнаментами, гроздьями винограда и граната. Колонны Звартноца венчали массивные капители с изображениями крестов и орлов. С юго-западной стороны храма находятся развалины жилых помещений Нерсеса III, патриаршего дворца, вино давильни.

Влияние Звартноца явно отражается на памятниках второй половины седьмого века – храмы в Зораворе, Аруче, Егварде, Талине; церкви Пастушья и Спасителя в Ани. Звартноц повторяют храмы Гагикашен в Ани и в Банак, церковь в селе Лекит.

Церковь Маштоц Айрапет находится в селе Гарни, Котайской области. Церковь Маштоца Патриарха была построена из туфа на месте языческого святилища в 12-м веке.

Справа от входа установлен резной камень с изображением птиц, который неразрывно связан с прошлым языческим святилищем на этом месте. Церковь небольшой формы. На фасаде, входе, куполе вырезаны разные орнаменты. Возле храма – насколько хачкаров. Кроме церкви Маштоца Айрапета в селе Гарни есть армянский языческий храм, Церковь Св. Богородицы, остатки храма Манук Тух, остатки церкви четвертого века, святилище царицы Катраниде, церковь Св. Сергия. Недалеко, в Хосровском заповеднике находится монастырь Авуц Тар.

Языческий храм в Гарни (I в. н. э.) расположен в долине реки Азат, в 28 км от Еревана, Котайской области. Из руин храм восстановлен в советское время.

Крепость Гарни упоминается древнеримским историком Тацитом ещё в первом веке н. э. в связи с событиями в Армении. Построил ее армянский царь Трдат в 76 г. Крепость – яркое свидетельство многовековой культуры Армении дохристианского периода. Строительство началось во втором веке до нашей эры, продолжалось в античную эпоху и в средние века. Армянские правители создали ее неприступной. Цитадель служила для жителей защитой от иноземных нашествий более тысячи лет.

Это было излюбленное место армянских царей: неприступность и благоприятный климат превратили Гарни в летнюю резиденцию. Месторасположение крепости в стратегическом отношении выбрано чрезвычайно удачно. Из урартской клинописи известно, что крепость завоевывал урартский царь Аргишти в восьмом веке до н. э. Он собрал в качестве рабочей силы население Гарни, повел их в сторону современного Еревана. Народ был задействован в строительстве крепости Эребуни, позже ставшей Ереваном.

Крепость Гарни расположена на треугольном мысе, господствующем над прилегающей местностью, его с двух сторон огибает река Азат, глубокое ущелье, отвесные склоны – неприступный естественный рубеж. Ущелье отличается восхитительными, кажущимися ненатуральными склонами, от подножья до верха состоящими из правильных шестигранных призм, называемых «Симфонией камней». Остальную часть крепости защищает мощная крепостная стена с четырнадцатью башнями – непреодолимая оборонительная система.

Башни и крепостные стены построены из огромных глыб местного с голубым оттенком базальта, их соединяют железные скобы, в углах соединения залиты свинцом. Толщина крепостных стен от 2.07 м до 2.12 м, длина по периметру 314.28 м. В крепость вход был только через одни ворота, имеющие ширину одной колесницы.

Историко-архитектурный комплекс Гарни расположен возле поселка с таким же названием. Храм Гарни представляет единственный оставшийся в Армении памятник эпохи язычества и эллинизма.

Сложен храм из блоков гладкотесанного базальта. Здание выполнено в эллинистических архитектурных формах. Торжественность и величественность сооружению придают девять массивных ступеней, растянутых по ширине фасада. Рельефы с изображением обнаженных атлантов, стоящих на одном колене, воздевающих вверх руки и поддерживающих жертвенники, украшают пилоны по сторонам лестницы.

Храм по композиции представляет периптер – прямоугольный зал с портиком, окруженный снаружи колоннами. Элементы храма разработаны с присущим местному искусству многообразием. В орнаментах наряду с вариантами акантового листа присутствуют армянские мотивы: виноград, гранат, цветы, листья орешника. В прямоугольное святилище ведут неглубокие сени, богато орнаментированный наличник украшает вход. В небольшом святилище находилась лишь статуя божества. Храм обслуживал только царя и его семью.

В 1679 году произошло мощное землетрясение, в результате которого храм был сильно разрушен. В 1966-1976 годах его восстановили. Вблизи храма сохранились некоторые элементы царского дворца, древней крепости, здание бани, построенное в третьем веке. В южной части крепости находился дворцовый комплекс. На северной территории крепости размещался обслуживающий персонал и царское войско. Западнее храма, на краю обрыва занимал место парадный зал, к нему примыкал жилой корпус. На штукатурке сохранились остатки красной и розовой краски, напоминающие о роскошном убранстве парадных и жилых покоев дворца. Полы украшала эллинистическая мозаика.

В 19-м веке к развалинам храма проявили интерес многочисленные ученые и путешественники: Мориер, Шарден, Кер-Портер, Шантр, Шнаазе, Телфер, Смирнов, Романов, Марр, Буниатян, Манандян, Тревер. В 1834 году ученый из Франции Дюбуа де Монпере попытался с небольшой точностью создать проект реконструкции храма.

В начале 20-го века небольшая экспедиция под руководством Н. Я. Марра занималась археологическими работами по обмерам храма и обнаружению деталей. Главный архитектор Еревана Буниатян в начале 30-х годов обследовал храм в Гарни и представил проект реконструкции первоначального вида в 1933 году. Работы по восстановлению в 1960-е года поручили архитектору А. А. Саиняну. В 1976 году гарнийский храм был полностью восстановлен.

Монастырский ансамбль Кечарис (11-13 века) находится в городе Цахкадзор Котайской области, в гаваре («уезде») Варажнуник провинции Айрарат (Древняя Армения). Туристы могут найти монастырский комплекс на склоне Памбакского хребта, северо-западнее Цахкадзора. Комплекс включает четыре церкви, две часовни, гавит, древнее кладбище с хачкарами 12-13 веков.

Кечарис основали князья из рода Пахлавуни в 11 веке. Строительство его длилось до середины 13 века. Григор Магистрос в монастыре в 1033 году построил церковь Святого Григория Просветителя. Широкий купол церкви венчает просторный сводчатый зал.

Маленькая прямоугольная часовня (11 век) размещена между церквями Знамения (Сурб Ншан) и Св. Григория Просветителя. До настоящего времени она сохранилась в полуразрушенном состоянии, это была усыпальница основателя монастыря Григора Магистроса Пахлавуни. Рядом с часовней располагалось помещение школы.

В 12 веке построен притвор церкви, его причисляют к ранним сооружениям такого типа. Южнее церкви, за хачкарами – небольшая церковь Сурб Ншан (11 век), крестово-купольного типа, в 1223 году восстановлена.

Князь Васак Хахбакян в 1203-1214 годах возвел на территории монастыря третью церковь – Катогике. В ознаменование этого события восточнее церкви установлен хачкар. В 1220 году возведена в 120 метрах от построек четвертая церковь Святого Воскресения. Небольших размеров храм имеет прямоугольную форму и высокий купол. Во всех четырех углах молитвенного зала церкви есть двухэтажные приделы.

Монастырь в 12-13 веках являлся крупным духовным центров Армении, при нем действовала школа.

На средневековом кладбище Кечариса можно увидеть захоронения князя Григора Апиратяна (1099 г), великого князя Проша (1284 г), зодчего Вецика.

В период землетрясения 1828 года сильно пострадал церковный купол. Восстановительные работы в храме проводились в 1947-1949 годах и в 1995 году.

Армения – «страна камня» открыта для всех отважных путешественников, которые не боятся дальних дорог; готовых спуститься и изведать труднодоступное ущелье или вскарабкаться высоко в гору. За малый срок на небольшой территории можно ощутить ход тысячелетий, увидеть одновременно значимые явления первых тысячелетий и современности.

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения - страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта - конусообразный купол.

1. . X-XIII вв. - с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь - значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



2. . XII-XIII вв. - с. Кобер Каяран. Это средневековый армянский монастырь. Расположен близ города Туманян Лорийской области Армении.

3. . XIII в. - с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.

4. . X-XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X-XI вв. доходила до 300-500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

5. . VI в. - с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

6. , XVII в.

7. , XII-XIII вв - с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

8. , X в. - с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X-XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.

9. , VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

10. , 630 г. - г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

11. , IX-XVII вв. - с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

12. , V в. - с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».

13. , X-XI вв. - с. Артабуйнк.

14. (XIV в.).

15. . VII век.

16. . Ехегис.

17. . XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

18. . IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.

19. , XII-XIII вв. - с. Гегард. Гега́рд (дословно - «копьё») - монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

20. , XII век, Ереван.

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения - страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта - конусообразный купол.

Монастырь Ахпат. X-XIII вв. - с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь - значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Кобайр. XII-XIII вв. - с. Кобер Каяран. Это средневековый армянский монастырь. Расположен близ города Туманян Лорийской области Армении.

Монастырь и крепость Ахтала. XIII в. - с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.

Церковный комплекс Санаин. X-XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X-XI вв. доходила до 300-500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

Одзунский монастырь. VI в. - с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

Церковь св. Иоанна в Ардви, XVII в.

Гошаванк, XII-XIII вв - с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

Монастырь Мармашен, X в. - с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X-XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.

Церковь Кармравор, VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

Гаянэ, 630 г. - г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Татев, IX-XVII вв. - с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

Монастырь Танаат, V в. - с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».

Цахац кар, X-XI вв. - с. Артабуйнк.

Церковь Зорац (XIV в.).

Монастырь Аратес. VII век.

Церковь Св. Карапета. Ехегис.

Монастырь Севанаванк. XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Монастырь Айраванк. IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.

Гегардский монастырь, XII-XIII вв. - с. Гегард. Гега́рд (дословно - «копьё») - монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Церковь Катогике, XII век, Ереван.

Архитектура

Внимание европейских ученых к армянским памятникам древности впервые было привлечено французскими и английскими путешественниками XIX века. Основываясь на их описаниях, рисунках и планах, Огюст Шуази в своей «Истории архитектуры», опубликованной в 1899 году, впервые предпринял попытку систематического изучения армянской архитектуры. Рассматривая эту архитектуру как местное выражение византийского искусства, Шуази тем не менее указал на некоторые специфические формы и методы строительства, так же как на возможное армянское влияние на балканские, и в первую очередь сербские памятники. Связь между армянской и византийской архитектурой была изучена в 1916 году Милле в его книге L"Ecole grecque dans I"architecture Byzantine («Греческая школа в византийской архитектуре»). К этому времени стали известны новые памятники, чему способствовали раскопки в Ани и других городах Армении, экспедиции русских археологов и исследования армянских ученых, особенно архитектора Тороса Тораманяна. Результаты их работ широко использовались И. Стржиговским в монографии «Архитектура Армении и Европы», увидевшей свет в 1918 году. С тех пор армянские памятники включались во все масштабные труды, посвященные средневековой архитектуре, а работы, выполненные армянскими и иностранными учеными на протяжении последних сорока лет, значительно расширили область исследований.

Стржиговский утверждал, что Армении принадлежит главная роль в происхождении и развитии христианской архитектуры. Он считал, что армяне воплотили в камне купол на поддерживающих выступах, распространенный в кирпичной архитектуре северного Ирана. Он также полагал, что армяне первыми возвели церковь в форме квадрата с небольшими нишами, увенчанную куполом. По мнению Стржиговского, армяне ввели и другие типы купольных зданий, он проследил их влияние на искусство не только Византии и других христианских стран Ближнего Востока, но и Западной Европы, как в Средние века, так и в эпоху Возрождения. «Греческий гений в Святой Софии и итальянский гений в Святом Петре, – писал Стржиговский, – только реализовал более полно то, что создали армяне».

Признавая большое значение книги Стржиговского – первого систематического исследования армянской архитектуры, – большинство ученых все же отвергают крайности его оценок. Раскопки в разных странах явили миру много новых памятников раннего христианства, и ученые смогли удостовериться в существовании одинаковых типов построек, удаленных друг от друга на гигантские расстояния. Исследования А. Грабара мемориальных часовен христианских мучеников и их отношение к мавзолеям поздней Античности поставили проблему происхождения и развития христианской архитектуры на более широкую основу. Ни одна страна не может считаться первоисточником, от которого все остальные лишь черпали вдохновение.

Противоположная точка зрения была высказана грузинским ученым Г. Чубинашвили. Без каких бы то ни было на то оснований датируя армянские памятники более поздними веками, часто со сдвигом в несколько столетий, этот человек доказывал приоритет и превосходство грузинских образцов, считая, что армянские церкви являются не более чем бледной копией грузинских прототипов. Такие заявления, сделанные с полным пренебрежением к исторической информации, недопустимы и опровергаются другими авторитетными учеными. В действительности же шло параллельное развитие в обеих странах, особенно в ранние века, когда грузинская и армянская церкви были объединены и между ними поддерживались постоянные и частые контакты. Нет сомнений, что происходил взаимный обмен: армянские и грузинские архитекторы, должно быть, нередко сотрудничали, о чем свидетельствуют армянские надписи в грузинских церквях Джвари и Атени-Сион (Атенский Сион). В последней упомянуто имя архитектора Тодосака и его помощников. Не противопоставляя архитектурные памятники двух стран, а рассматривая их вместе, можно раскрыть тайны, сокрытые от нас веками.

Памятники Гарни являются единственными известными нам остатками языческой архитектуры Армении. В процессе раскопок были найдены стены мощных фортификационных сооружений и четырнадцати прямоугольных башен, большого сводчатого зала и нескольких помещений меньшего размера, составлявших царский дворец (см. фото 8), а также части бань, построенных к северу от дворца и состоящих из четырех комнат с апсидальным завершением.


Рис. 10. План бань Гарни (по Аракеляну)


Самые ценные руины – это остатки храма, построенного во время правления Тиридата I вскоре после 66 года нашей эры. Храм простоял до 1679 года, когда был разрушен землетрясением. Сейчас остался только аналой, к которому ведет девять ступенек, нижняя часть стен наоса и пронаоса, части двадцати четырех ионических колонн и антаблемента. Этот тип римского окруженного колоннами храма известен благодаря памятникам в Малой Азии – храмам Сагаласа и термам Писидии.

Несколько веков отделяет храм Гарни от христианских святынь, самые ранние сохранившиеся образцы которых датируются концом V века. И пока другие памятники не будут найдены, мы не можем проследить ранние этапы развития христианской архитектуры в Армении. Но в период с конца V века до середины VII века происходило бурное развитие архитектуры, свидетельством чему являются многочисленные памятники. Если на первый взгляд всплеск строительной активности в то время, когда Армения лишилась независимости и страна оказалась разделенной между Византией и Персией, покажется удивительным, стоит вспомнить, что ранее говорилось о нахарарах, богатствах, накопленных ими и церковью, и станет ясно, почему так сложилось. Имена заказчиков построек, увековеченные в посвятительных надписях или записанные историками, свидетельствуют, что храмы возводились католикосами и главами феодальных родов, таких как Аматуни, Мамиконяны, Камсараканы и Сагаруни. Таким образом, феодальная организация благоприятствовала распространению церквей в разных областях страны. Отсутствие центральной власти, которая могла бы ограничить церковную архитектуру определенными типами, также частично объясняет широкое разнообразие проектов и стилей этого периода.

Армянские церкви построены из местного вулканического камня, имеющего желтый, коричневато-желтый и более темные оттенки. Каменная кладка обшита тонкими, тщательно вырезанными и отшлифованными панелями; только угловые блоки являются монолитными. Этот метод строительства использовался и для тяжелых колонн, и для сводов. Отчего церкви, часто имеющие небольшие размеры, производят впечатление основательности и силы. Форма внутренних помещений не всегда совпадает с единой внешней формой. Прямоугольный контур может маскировать круглые, многоугольные или более сложные формы, и только треугольные углубления в наружных стенах иногда отмечают места соединения разнотипных элементов. Иногда резные украшения и аркады вокруг стен помогают смягчить аскетический внешний вид фасада. В стенах относительно небольшое количество окон. Начиная с VII века и далее, когда основным типом построек стали купольные конструкции, пирамидальная или коническая крыша, покрывающая барабан купола, стала характерной чертой внешнего вида армянских церквей.


Рис. 11. Церковь Авана, возведенная католикосом Иоанном. 590–611 гг.


При возведении куполов над квадратными или восьмиугольными конструкциями армянские архитекторы обычно прибегали к тромпу, небольшой арке или полуконической нише по углам, которая позволяет перейти от квадрата к восьмиугольнику, а от восьмиугольника – к многоугольному основанию для барабана купола. Там, где купол поддерживался свободно стоящими колоннами, они использовали пендантивы (паруса) – перевернутые сферические треугольники, помещенные между смежными арками, чтобы создать непрерывную базу для барабана.

Все более ранние сохранившиеся армянские церкви являются базиликами. Этот проект в конечном счете восходит, как и везде в христианском мире, к языческим святилищам. Армянские базилики, независимо от того, имеют они боковые нефы или нет, всегда сводчатые. В них нет трансептов (поперечных нефов), и ничто не нарушает единства внутреннего пространства. Поперечные арки, часто имеющие подковообразную форму, опираются на Т-образные колонны и укрепляют своды нефа и боковых приделов. Одна крыша иногда покрывает все три предела, как в Касахской базилике, одной из самых древних. В других церквях центральный неф поднимается выше, чем боковые, и покрыт другой крышей. Базилика в Ереруке и те, что первоначально создавались в Текоре и Двине, будучи больше, имели боковые портики, заканчивающиеся небольшими апсидами. Церковь Ерерука имеет фасад с двумя башнями – единственный в Армении пример подобного проекта, использованного в нескольких сирийских церквях, но эти башни выступают сбоку, как в Анатолийских святынях.


Рис. 12. Базилика Ерерука. V–VI вв. (по Хачатряну)


Церкви базиликального типа не оставались «в моде» долго. С конца VI века они уступили место разнообразным конструкциям центрального купольного типа. Они ведут свое происхождение от мавзолеев поздней античности и первых христианских часовен мучеников, но их неожиданное появление в Армении и разнообразие проектов предполагает, что еще до VI века на месте были испробованы разные схемы. Это подтверждают раскопки собора в Эчмиадзине. Вскрытый фундамент церкви V века идентичен в плане дошедшим до нас строениям VII века, имеющим форму квадрата с четырьмя выступающими осевыми нишами и четырьмя свободно стоящими колоннами, поддерживающими купол.


Рис. 13. Собор в Талише. 668 г. 1:500


В VI веке широкое использование куполов изменило проекты базилик. В церквях без приделов арки, поддерживающие барабан купола, опираются на композитные колонны (Зовуни) или на невысокие стены, тянущиеся с севера, и южные стены (Птгни, Талиш). В трехнефных базиликах колонны, на которые опираются арки, стоят свободно (Одзун, Багаван, Мрен (см. фото 9), церковь Святой Гаянэ в Вагаршапате), образуя крест внутри квадрата. Части, идущие от центрального пролета, покрыты сводом выше, чем приделы, следовательно, форма креста передается и в покрытии. В отреставрированном соборе Талина (см. фото 10) северный и южный лучи креста вытянуты таким образом, чтобы образовать соответствующие ниши или небольшие апсиды, напоминая в плане трилистник.


Рис. 14. Собор в Мрене. 638–640 гг. 1:500


В ряде проектов появляется строго центральный вариант плана. В простейшей форме квадрат подкрепляется четырьмя выпуклыми нишами, а купол на тромпах покрывает все центральное пространство (Аграк). Когда ниши прямоугольные и по внешнему периметру и нет боковых помещений в восточной части, свободно стоящий крест внешне выражен более отчетливо. Иногда, как в Лмбате и церкви Аштарака, известной как Кармравор (см. фото 11), лучи креста, кроме восточного, также имеют прямоугольный контур внутри. Трилистник – это вариант нише-контрфорсного квадрата, где западный луч длиннее других и имеет прямоугольный периметр (Аламан, Святой Анания). В другом варианте этого же базового типа диаметры осевых выпуклых ниш меньше, чем стороны квадрата, таким образом определяя угловые выступающие части, которые обеспечивают восемь точек опоры для барабана (Мастара, Артик, Воскепар) (см. фото 12). В этих церквях купол покрывает все центральное пространство, однако в церкви Святого Иоанна Баптиста в Багаране, теперь почти полностью разрушенной, был использован другой метод. Ниши имели диаметр, который был меньше, чем стороны квадрата, но купол, опиравшийся на четыре свободно стоящие колонны, больше не покрывал все центральное пространство. Такой метод использовался в Эчмиадзине, где, из-за больших размеров здания, угловые квадратные участки были равны центральному квадрату.


Рис. 15. Собор Талина, VII в.


Рис. 16. Церковь Артик. VII в. (по Хачатряну), 1:500


В своей простейшей форме нише-контрфорсный квадрат, по существу, является четырехлистником, и лучший пример четырехлистника – большая церковь Звартноц, возведенная между 644 и 652 годами католикосом Нерсесом III Строителем рядом со своим дворцом. Согласно легенде, он был поставлен на том месте, по дороге в Вагаршапат, где царь Тиридат встретил Григория Просветителя, и церковь была посвящена ангелам, «бдящим силам» (звартноц), которые явились святому Григорию в видении.


Рис. 17. План церкви Звартноц. 644–652 гг. (по Хачатряну), 1:500


С конца IV века и далее четырехлистные конструкции возводились главным образом как часовни мучеников в разных частях света. Мы находим их в Милане (Сан-Лоренцо), на Балканах и в Сирии – в Селевкии, в Пиерии, Апамее, Босре и Алеппо, и это далеко не полный список. По своему общему замыслу Звартноц связан с этими святынями, хотя и несколько отличается от них. Круглая обходная галерея окружает тетраконх, за пределы круглой стены на востоке выходит квадратное помещение. Из четырех ниш только восточная имеет сплошную стену, остальные три являются открытыми экседрами, каждая с шестью колоннами, и обеспечивают свободный доступ в галерею.



Рис. 18. Секционный вид церкви Звартноц (рисунок Кеннета Дж. Конанта)


Церковь Звартноц была уничтожена в Х веке. До наших дней сохранился только фундамент, остатки стен, основания, капители и отдельные секции колонн, но сравнение с другими церквями, имеющими аналогичный проект, позволило Тораманяну предложить проект реконструкции, принятый большинством ученых. Церковь поднималась на большую высоту, стены над экседрами были пронизаны серией арок, выходивших в сводчатую галерею, и выше в стенах экседр располагались окна. Купол с круглым барабаном, пронизанный окнами, установлен с помощью пендитивов на арках, соединяющих четыре колонны. К нему примыкали полукуполы четырехлистника, а к ним, в свою очередь, примыкал свод над обходной галереей.


Рис. 19. Вагаршапат. План церкви Святой Рипсимэ. 618 г. (по Хачатряну), 1:500


Рис. 20. Вагаршапат. Церковь Святой Рипсимэ, огибающая схема (рисунок Кеннета Дж. Конанта)


Самым армянским из всех считается проект церкви Святой Рипсимэ в Вагаршапате (см. фото 14). Он представляет собой усовершенствованный вариант нише-контрфорсного квадрата, в котором четыре маленькие цилиндрические ниши расположились между аксиальными полукруглыми нишами, открывающими доступ в четыре угловых помещения. Купол покрывает центральное восьмиугольное пространство, к нему примыкают и аксиальные, и диагональные ниши. С внешней стороны глубокие треугольные ниши отмечают места сочленений. Такой же тип конструкции с небольшими изменениями повторен при возведении церкви Святого Иоанна в Сисиане. Церковь Эчмиадзин в Сорадире, известная под названием Красная церковь, демонстрирует, по-видимому, более раннюю ступень развития. Нет угловых помещений в западной части, и как аксиальные, так и диагональные ниши ясно выражены на внешней стороне, а в восточной части две узкие комнаты располагаются по бокам апсиды. В церкви Авана, наоборот, весь ансамбль из помещений и ниш спрятан в массивной каменной кладке гладкого прямоугольного сооружения, при этом угловые помещения круглые, а не квадратные, как в церкви Святой Рипсимэ (см. рис. 11). В этих церквях добавление диагональных ниш определяет восьмиугольное пространство, в других – восьмиугольник полностью вытесняет центральный квадрат, и восемь ниш находятся с восьми сторон (Иринд, Зотавар).


Рис. 21. Ани. Собор, 989-1001 гг. (по Хачатряну), 1:500


Как мы видим, армянские архитекторы VI и VII веков, воздвигая купол над квадратным пространством, принимали разные решения. На протяжении всего этого периода Армения находилась в контакте с Персией, так же как с восточными провинциями Византийской империи и Грузией, где велись аналогичные постройки. Инженерные проблемы, которые приходилось решать архитекторам, были идентичными, особенно в тех районах, где строительным материалом был камень, как и в Армении. Степень взаимного влияния за давностью лет установить уже не представляется возможным. Храм Гарни располагается за линией развития армянской архитектуры, но здесь тоже мог существовать купольный мавзолей, который, как и в других странах, послужил прототипом. Следует только подчеркнуть, что в своих экспериментах армяне часто следовали независимым курсом.

С началом эпохи Багратидов возобновилась строительная активность, а вместе с ней возродился и обширный набор структурных форм, созданных в более ранние века. Ани, город тысячи и одной церкви, защищенный двойной линией фортификационных сооружений, был наиболее важным центром. Более того, царю Гагику I повезло заполучить на службу архитектора Трдата, работавшего над восстановлением купола церкви Святой Софии в Константинополе, поврежденного во время землетрясения 989 года. Сам факт участия Трдата в строительстве и восстановлении наиболее известных зданий Византийской империи говорит о его широкой известности. В Ани шедевром Трдата является собор, возведенный между 989 и 1001 годами. В этом варианте построения креста в прямоугольнике Трдат подчеркнул вертикальный эффект и элегантность общего вида. Заостренные уступчатые арки, поднимающиеся со свободно стоящих пучков колонн, поддерживают круглый барабан на пендитивах. Купол, покоившийся на барабане, теперь разрушен. Утопленные пилястры, помещенные в южной и северной стене, обращены к центральным колоннам. Узкие боковые апсиды почти полностью скрыты невысокими стенами, десять полукруглых арок открываются в стене широкой центральной апсиды. Собранные пучками колонны Ани напоминают конструкцию, использованную намного позже в готической архитектуре, но с другой структурной функцией. С внешней стороны собора глубокие треугольные углубления, которыми отмечены места сочленения в проекте, создают затененные участки и подчеркивают элегантность изящных колонн сплошной аркады. Собор в Ани очень гармоничен, пропорционален (см. фото 13), когда-то имел величественный купол и по праву считается одним из самых ценных примеров средневековой архитектуры.


Рис. 22. Ани. Церковь Спасителя. 1035–1036 гг., 1:350


В церкви Святого Григория, также возведенной Гагиком I в Ани, Трдат скопировал план церкви Звартноц. Сегодня от нее остался только фундамент, по которому видно, что Трдат заменил сплошную стену восточной ниши Звартноца открытой экседрой. Другие церкви в Ани являются примерами шести-и восьмилепестковых планов, обычно с двумя боковыми апсидами у восточного лепестка, а вся конструкция окружена многоугольной стеной (пример – церковь Спасителя, см. фото 15), иногда имеющей треугольные углубления между лепестками (пример – церковь Святого Григория Абугамренца).


Рис. 23. Ани. Церковь Святого Григория Абугамренца, 1:350


В этот период также появляются модификации нише-контрфорсного квадрата, в котором ниши меньше, чем стороны, например в соборе Карса (см. фото 16) и в церкви, известной под названием Кюмбет Килисе, расположенной недалеко от города. План церкви Святого Креста в Ахтамаре (см. фото 17), возведенной царем Гагиком из Васпуракана между 915 и 921 годами, с полукруглыми аксиальными нишами по диагоналям, в основе повторяющий типовой проект церкви Святой Рипсимэ, все же более похож на церковь Сорадира в области Васпуракан. В обоих случаях отсутствуют угловые помещения, а узкие боковые апсиды располагаются по бокам восточной апсиды. Это была зальная церковь, в которой купол поддерживался колоннами, выступающими от боковых стен, и именно такие церкви чаще всего возводились в более поздние века. Собор Мармашен (см. фото 18) – один из лучших сохранившихся примеров церквей такого типа.


Рис. 24. Ахтамар. Церковь Святого Креста. 915–921 гг. (по Хачатряну), 1:350


Рис. 25. Церковь Мармашен. 986-1029 гг. (по Хачатряну), 1:350


Архитекторы Х и последующих веков не всегда возвращались к старым моделям и часто создавали новые, более прогрессивные типы конструкций. В это время возводились крупные монастырские комплексы, например в Татеве, в области Сюник, а также в Санахине и Ахпате – на севере Армении. Такие комплексы включали, помимо монашеских келий, библиотеку, трапезную, звонницу, несколько церквей с большими гавитами (жаматун), причем в первую очередь в последних проявился новый метод постройки (см. фото 19). Самый ранний из известных примеров нового типа – это не гавит, а церковь Пастыря, построенная в XI веке за пределами городских стен Ани. В плане это трехэтажное строение имеет форму шестиконечной звезды, запечатленной в тяжелой каменной кладке. С внешней стороны в стенах прорублены двенадцать треугольных выступов – между лучами звезды.


Рис. 26. Монастырь в Санахине: 1 – церковь Божьей Матери. Х в.; 2 – церковь Спасителя. 966 г.; 3 – сводчатый зал, известный как Академия Григория Магистра; 4 – часовня Святого Григория. 1061 г.; 5 – библиотека. 1063 г.; 6 – гавит (жаматун). 1181 г.; 7 – гавит. 1211 г.; 8 – звонница.

XIII в. (по Хачатряну), 1:500


Шесть арок, поднимающихся от собранных в пучки в углах звезды колонн, встречаются в замковом камне и несут всю нагрузку, создаваемую вторым этажом. Этот этаж круглый внутри и шестиугольный снаружи, над ним поднимается круглый барабан, на который опирается конический купол.


Рис. 27. Ани. Часовня Пастыря. XI в. Вид сверху


Рис. 28. Ани. Часовня Пастыря. XI в. Огибающая схема (по Стржиговскому), 1:200


Для сооружения крыш античасовен использовались разные системы. В одной из них, пристроенной к южной стороне церкви Святых Апостолов в Ани (см. фото 19), шесть колонн, примыкающих к стенам, делят прямоугольное пространство на два квадратных пролета. Над каждым из них арки из каменной кладки опираются на эти колонны, пересекают друг друга по диагонали, а невысокие стены, поднимающиеся над арками, поддерживают потолок. Боковые стены укреплены стеновыми арками, которые поддерживают низкие колонны. Центральное пространство увенчано куполом в форме сталактита. Более сложные формы использованы в большом квадратном гавите церкви Хоромос, построенной в 1038 году. Зал перекрывается двумя парами пересекающихся арок, идущих параллельно боковым стенам. Над пролетами к востоку и западу от центрального квадрата потолок опирается на небольшие стены, поднимающиеся над арками, как в церкви Святых Апостолов в Ани, но своды боковых пролетов опираются непосредственно на арки.


Рис. 29. Ахпат. Гавит. XIII в. Огибающая схема (рисунок Кеннета Дж. Конанта)


Четыре угла прямоугольников закрыты секциями треугольного свода, пересекающимися под прямыми углами. Восьмиугольный барабан с облицовкой из резных панелей поднимается над центральным квадратом и увенчан небольшим куполом, опирающимся на шесть несущих колонн. Как можно видеть, здесь использовались разные своды, что явилось начальной стадией исследований завершившихся в XII и XIII веках таких сооружений, как большой гавит Ахпата. Большие арки, пересекающиеся под прямыми углами, снова перекрывают квадратный зал, но только теперь пролеты покрыты сводами из каменной кладки, которые опираются непосредственно на арки.

Такой метод строительства благоприятствовал возведению двух-и трехэтажных зданий. Первые являются по большей части погребальными часовнями, в которых нижний этаж использовался непосредственно для погребения, а верхний, имевший обычно меньшие размеры, служил часовней. Несколько таких церквей были возведены в XI–XIV веках, главным образом в провинции Сюник. Одной из самых богато украшенных является часовня монастырского комплекса Нораванк в Амагу (см. фото 20). Трехэтажные строения – башни-звонницы – возводились в крупных монастырях. В монастыре Ахпат в нижних этажах располагались одна или несколько небольших часовен для религиозных отправлений, а колокольня наверху была увенчана конической крышей (см. фото 21). Во всех этих сооружениях подчеркнуты вертикальное строение и облегченные формы.

С развитием транзитной торговли во время правления Багратидов на главных торговых путях в разных частях страны строились караван-сараи и гостиницы. Караван-сараи в принципе являются трехнефными сводчатыми базиликами, покрытыми единой крышей. В стенах отсутствуют окна, свет и воздух попадают внутрь только через небольшие отверстия в крыше. Руины караван-сарая в Талине демонстрируют более сложную конструкцию. Обширная центральная площадка была открыта и окружена сводчатой галереей с трех сторон, на северной стороне располагалось пять маленьких комнат, выходящих на центральную площадку. Трехнефные базиликальные залы стояли по бокам от центральной площади, но не были соединены. Большая гостиница в Ани состояла из двух отдельных, но смежных зданий. В каждом из них к центральному прямоугольному залу с обеих сторон примыкали небольшие комнаты, выходящие в зал. Считается, что большие помещения, расположенные в коротких сторонах прямоугольника, служили магазинами. В северо-западной части города Ани находятся руины дворца, вероятно построенного в XIII веке. Здесь мы имеем, хотя и в меньшем масштабе, еще один пример строения с комнатами, окружающими центральный зал. Большой портал до сих пор сохраняет остатки сложных мозаичных украшений и узоров.

Армянская архитектура является важной главой в истории христианской архитектуры. Она внесла свой вклад в решение инженерных проблем, связанных с возведением купольных каменных сооружений. Поддерживая контакт с Западом и Востоком, Армения использовала опыт других стран, но ее архитекторы всегда и все делали по-своему, придавая стандартным решениям национальный колорит. Даже ученые, отвергающие крайние оценки Стржиговского, признают, что созданные в Армении архитектурные формы проникли в другие страны и оказали влияние на их архитектурные решения. Яркий пример – типовая византийская церковь Х века, в которой купол над квадратным пролетом опирается на угловые тромпы. Как отметил Р. Краутхаймер в работе по ранней христианской и византийской архитектуре, «из всех пограничных стран империи только Армения была на равных с византийской архитектурой. Но разница между византийскими и армянскими сооружениями – в замысле, конструкции, масштабе и украшениях – не подчеркивается слишком сильно».

Глава «Архитектура Армении» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: О.X. Халпахчьян; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Армения - высокогорная страна, расположенная между Малоазийским и Иранским плоскогориями. Армянский народ образовался в результате длительного процесса слияния племенных союзов хайев, арменов, урартов и др., который особенно интенсивно протекал после падения государства Урарту. Основанное в 624 г. до н.э. государство армян было включено в 520 г. до н. э. в состав персидской державы Ахеменидов, а в 323 г. до н. э. - эллинистического государства Селевкидов. Борьба Рима с Селевкидами благоприятствовала восстановлению армянских царств - Айраратского, Малой Армении, Софены и Армении. Айраратским царям из династии Арташесидов (189 г. до н. э. - 1 г. н. э.) удалось объединить армянские земли в единую монархию - Великую Армению, которая при Тигране II (95-55 гг. до н. э.) достигла наивысшего развития и считалась одной из мощных и передовых стран.

При Арташесидах Армения представляла собой военно-рабовладельческое государство. Многочисленное население говорило на общем армянском языке и исповедовало единую языческую религию. Царь и верховный жрец были облечены неограниченной властью. Большие права имели бдешхи - наследственные правители окраинных земель.

Природные богатства страны способствовали развитию земледелия, ремесла и торговли. Проходившие через Армению торговые пути между Востоком и Западом благоприятствовали не только культурному подъему, но и строительству городов. Основное население развивало самобытную, основанную на древних традициях местную культуру. В городах же и в среде рабовладельцев имела распространение порожденная тесным общением с античными государствами армянская эллинистическая культура.

Древнейшими письменами в Армении были арамейские (надписи Арташеса I на межевых камнях), а с I в. до н. э. - греческие знаки. На греческом языке писались литературные произведения и высекались надписи на сооружениях, например крепостных стенах Тигранакерта (рис. 38) и Гарни. Древнейшее армянское письмо применялось для написания летописей и храмовых книг.

Высокого уровня достигло театральное искусство. В городах (Арташат, Тигранакерт) возводились театральные здания, в которых ставились произведения греческих и армянских авторов.

Распространение имели статуи языческих богов и обожествленных царей (рис. 39). Высота бронзовых статуй достигала 6-7 м. В монументальном зодчестве были распространены барельефы, на них изображался растительно-геометрический орнамент (рис. 40), реже животные.

Высокого развития достигла архитектура.



В массовом строительстве в небольших укреплениях применялся мелкий, грубо околотый камень и кирпич. Кладка стен велась на глиняном и известковом растворе. Монументальные сооружения выполнялись из крупных базальтовых квадров (в крепостной стене Гарни они достигают 5-6 т веса; рис. 41, слева). Квадры укладывались насухо, плашмя и скреплялись железными скобами, залитыми свинцом (Гарни ) или железными скрепами в виде ласточкина хвоста (Армавир). Стержни колонн и притолочные камни связывались пиронами. Перекрытия обычных сооружений - плоские по деревянным балкам с глино-саманным покрытием, которое в районах со значительными осадками имело большой уклон. В капитальных зданиях применялись стропильные перекрытия под скатные черепичные кровли. Практиковались также перекрытия из каменных плит, арки и своды, сложенные из камня на известковом растворе (Гарни).

Планировка городов первых армянских царств VI-IV вв. до н. э. не известна. Из описания греческого автора Ксенофонта, видевшего в 401 г. до н. э. в Армении обширное поселение, следует, что оно состояло из замка местного правителя и окружавших его укрепленных домов горожан.

Во времена династии Арташесидов и первых царей из династии Аршакидов в Армении с III в. до н. э. по II в н. э. было основано около 20 крупных и мелких городов. В большинстве случаев они помещались в наиболее важных экономических и стратегических пунктах, на месте урартских поселений. Например, одна из армянских столиц - Армавир возник в начале VI в. до н. э. после падения государства Урарту на месте урартского города Аргиштихинили. В связи с этим в структуре городов отразились как урартские, так и господствовавшие в те времена эллинистические традиции, из сочетания которых впоследствии выработались отличительные особенности градостроительства Армении.

Города Армавир (III в. до н. э.), Ервандашат (конец II в. до н. э.), Арташат (170-160 гг. до н. э.), Тигранакерт (77 г. до н. э.) и другие имели четкую структуру плана. Из описаний историков - греческих Плутарха и Страбона и армянского Мовсеса Хоренаци - можно заключить, что города состояли из цитадели и поселения. Цитадель занимала господствующую над городом и окружающей его территорией возвышенность и в зависимости от рельефа помещалась с краю (Арташат) или в центре (Тигранакерт, Вагаршапат) города.

Возведенные на горной местности города имели случайную конфигурацию плана. Очертания равнинных городов были регулярными. Структура уличной сети обоих типов городов не выяснена. Можно полагать, что города, основанные на месте древних поселений (Армавир, Вагаршапат), имели менее выраженные черты эллинистического градостроительства, чем возведенные на новых территориях (Тигранакерт).

Городские поселения обладали развитой фортификацией. Цитадель объединялась с укреплениями города в единую оборонительную систему. Периметр города и цитадели обносился мощными стенами и башнями. В систему укреплений включался потайной (подземный) ход для эвакуации при захвате крепости, а также для забора воды при порче водопровода. Как сообщает Мовсес Хоренаци потайной ход в цитадели Ервандашата был устроен под дворцовой лестницей.

Максимально использовались усиливающие оборону города особенности рельефа (крутые склоны, водные рубежи). Развитие военной техники изменило и характер укреплений. В отличие от урартского времени перед стенами в качестве препятствия осадным машинам устраивались водяные рвы и валы. Одновременно повысилась и роль башен, основным назначением которых стало ведение не фронтальной, а фланговой стрельбы, наиболее результативной при штурме, поддержанном осадными машинами. Башни стали значительно выдвигать за стены, сближать и делать выше (рис. 41, справа).

Города возводили на мысу, вдающемся в излучину реки или образованном слиянием рек, что облегчало оборону и обеспечивало население водой. По описанию Мовсеса Хоренаци, при строительстве Ервандашата на скалистом холме во многих местах внутри крепости для забора воды были прорублены канавы до уровня реки Араке.

В пределах поселения мыс ограждался по берегу стенами, перед которыми со стороны равнины устраивались водяной ров и вал. Так был укреплен, по описанию Страбона, Арташат , построенный по заранее намеченному плану (по преданию, выбор места был произведен по совету Ганнибала). Город считался крупнейшим культурно-экономическим центром Армении II в.до н.э. Страбон называет его красиво выстроенным царским городом, а Плутарх - большим и очень красивым городом, армянским Карфагеном. В нем имелись роскошный царский дворец, выдающиеся культовые храмы, усыпальницы, театры, ремесленные и торговые здания.

Большое внимание уделялось благоустройству городской территории. Крутые рельефы смягчались устройством террас с каменными подпорными стенами, как, например, в Армавире. Главные улицы и площади мостились, прокладывались водоводные магистрали.


Столица Тигранакерт , основанная Тиграном II, была возведена быстрыми темпами. Строительство велось по плану при активном участии населения. Город располагался в природно укрепленном горном месте. Число жителей превышало 100 тыс. По Страбону и Аппиану, они в большинстве своем были переселены из завоеванных в Каппадокии и Киликии «12 эллинистических городов». Тигранакерт, один из крупнейших городов мира того времени (одни ученые сравнивают его с Ниневией и Вавилоном, другие - с передовыми эллинистическими городами), отличался благоустройством и имел мощные оборонительные сооружения (рис. 42). По Аппиану, городские стены имели высоту в 50 локтей (около 26 м) и были настолько широки, что в них размещались склады и царские конюшни. Неприступность стен усиливали часто поставленные башни, водяной ров и земляной вал.

Аналогичные укрепления имел находящийся на Араратской равнине Вагаршапат (ныне Эчмиадзин), основанный как новая столица Армении царем Вагаршаком (117-140 гг.), на месте Вардкесавана, датируемого III-II вв. до н. э.

Помимо городских укреплений возводились крепости и замки, служившие одновременно загородными резиденциями. Из них известны вилла Ервандакерт (конец III - начало II в. до н. э.) около Ервандашата, крепость Гарни (III-II вв. до н.э.), загородный дворец Тиграна II (I в. до н. э.) около Тигранакерта.



Служившая летней резиденцией царей Аршакидов крепость Гарни основана на месте циклопической крепости, на высоком треугольном мысу, огибаемом рекой Азат с двух длинных сторон (рис. 43). Глубокое, местами до 150 м, ущелье с отвесными склонами служило естественным рубежом. Стены возведены только со стороны, обращенной к равнине. Длина стены была не менее 314 м, при толщине 2,07-2,08 м. Стена, обращенная к северу на равнину, имела часто (10-13,5 м), а к востоку, в сторону пологого спуска, реже (25-32 м) расставленные прямоугольные в плане башни (6 x 6,2 - 6,7 м), сложенные из крупных базальтовых блоков (рис. 44). Единственные узкие (2,16 м) арочные ворота помещались между двумя сближенными башнями.

Значительное развитие получило строительство дорог и мостов. В частности, Тиграном II была проложена магистраль, соединявшая Арташат и Араратскую долину с Тигранакертом.

По данным Геродота, Страбона и Плиния Старшего, дороги Армении отличались благоустройством. Магистрали рассчитывались на двухпутное движение колесного транспорта. Дороги были замощены каменными плитами, уложенными поверх выровненного основания. При крутом рельефе в скалах прорубались, а в холмах прорывались траншеи. На длинных перегонах возводились постоялые дворы.

Мосты сооружались временные и постоянные. Возле Арташата было три моста: через водяной ров, через реку Мецамор (именуемый Таперакан) и через реку Араке, из которых последние два были каменные. Четырехпролетный мост через реку Арпа близ села Арени был возведен из чисто отесанных камней базальта, скрепленных металлическими скобами, залитыми свинцом.

Черты эллинистической культуры отчетливо проявились также и в архитектуре различных зданий. Руины древних поселений и фрагменты сооружений (рис. 45) свидетельствуют о распространении в Армении характерных для античности типов зданий - храмов, святилищ, театров и др.

Представление о гражданских зданиях можно составить по литературным сведениям и по некоторым немногочисленным примерам.

Сельские дома описаны Ксенофонтом в «Анабазисе». Они представляли собой землянки с верхним расширенным книзу проходом. Туда спускались по лестнице, а для скота были вырыты специальные коридоры. Такое жилище было обнаружено около Ленинакана. Оно близко к бытовавшему в Армении средневековому типу жилища, называемому тун или глхатун, т. е. дом с главой. Обычно его возводили на косогоре, заглубляя одной стороной в землю. В плане глхатун квадратный или прямоугольный. Стены его клались из рваного камня на глиняном растворе. Обязательные элементы: очаг или тонир (печь, представляющая собой зарытый в землю бочкообразный кувшин), различные по величине стенные ниши и составленное из деревянных балок, уложенных в виде усеченной квадратной или многогранной призмы перекрытие (со свето-дымовым отверстием), возвышающееся над зданием в виде небольшого холмика. В зависимости от размеров помещения и качества кладки стен перекрытие опирается на пристенные или на свободно стоящие деревянные столбы на каменных базах, число и расположение которых определяет композиционные особенности интерьера. Дверь - одна для людей и скота - помещается в одном из углов переднего фасада. Зимой, когда дверь заваливалась снегом, люди попадали в жилище через свето-дымовое отверстие по лестнице.

В городском жилище армян, по-видимому, получили развитие композиционные особенности урартских городских жилых домов. По отрывочным данным историков, города Арташат, Ервандашат, Армавир, Аршамашат и особенно Тигранакерт, были выстроены по всем градостроительным правилам и имели благоустроенные многоэтажные жилища. Центральную часть города занимали капитальные дома торговцев и ремесленников, занятия которых отражались на характере и типе их жилищ. Связанная с земледелием большая часть городского населения проживала на окраинах и в пригородах, в домах, имевших много общего с сельским жилищем.

Какими были дворцы знати в столицах Армении эллинистического периода не известно. Учитывая хвалебные отзывы древних авторов об этих городах, надо полагать, что к числу лучших городских сооружений принадлежали и резиденции правителей. Дворец цитадели Ервандашата, названный армянским историком V в. Фавстосом Бузандом (Фавст Византийский) «большим городом», по описанию Мовсеса Хоренаци, имел высокие стены с медными воротами и железной лестницей. Надо думать, что расположенные в цитадели дворцы правителей этого времени, подобно урартским дворцам (Эребуни, Тейшебаини), представляли собой комплекс помещений, объединенных в одном сооружении.

Иной характер имели загородные виллы и летние резиденции, окруженные садами, водоемами с рыбой и обширными лесами с дикими животными для охоты. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, царская вилла Ервандакерт состояла из разрозненных, веселых на вид, светлых, изящных и бесподобных зданий, расположенных среди благоухающих цветников. Очевидно к типу Ервандакерта принадлежали загородный дворец Тиграна II около Тигранакерта и упомянутый Фавстосом Бузандом под названием Тикнуни, дворец царя Хосрова II (330-338 гг.) близ Двина, в дубовом лесу долины реки Азат.



47. Гарни. Дворцовая башня: общий вид и план

Правдивое описание Мовсесом Хоренаци архитектурного облика Ервандакерта применимо и к летней царской резиденции в крепости Гарни. Дворцовый комплекс состоял из отдельных зданий. К настоящему времени раскопаны остатки храма, парадного и колонного залов, жилого корпуса и бани. Они располагались вокруг просторной площади в южной, удаленной от ворот части крепости, где образовывали своеобразный ансамбль (рис. 46).

Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным северным фасадом. Учитывая размеры храма и его расположение на оси, проходящей через ворота крепости, можно предполагать, что он служил основным архитектурным акцентом ансамбля.

С запада от храма, у края обрыва помещался парадный зал. Его подвальный этаж представлял собой вытянутое сводчатое помещение (12,5 x 22,5 м) с шестью квадратными столбами на продольной оси. Стены делили поставленные по оси столбов пилястры, между которыми находились арочные ниши. В VII в. над руинами зала был построен круглый христианский храм.

С севера к залу примыкал жилой корпус, подвальные помещения которого включали небольшую винодельню. Сохранившиеся на штукатурке следы окраски подвальных помещений в розовые и красные цвета дают основание предполагать богатство убранства жилых и парадных покоев дворца.

С северной стороны площади под углом к жилому корпусу находилась дворцовая баня. Сооруженное из рваного камня на известковом растворе здание включало не менее пяти помещений, из которых четыре имели по торцам апсиды (рис. 47). В некоторых апсидах с пониженным уровнем пола, вероятно, находились небольшие бассейны. Судя по конструктивным особенностям уцелевших до высоты 2-2,5 м стен, первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая - купальным залом с холодной, третья - с теплой, а четвертая - с горячей водой. В последней помещался также резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы были выложены из двух слоев обожженных кирпичей (64 x 66 x 6 и 64 x 66 x 4 см), покрытых полированным стуком (толщиной 7 см). Полы опирались на кирпичные столбики (диаметром от 19 до 25 см) и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим из топки (рис. 47). Некоторое представление об отделке интерьера дают уцелевшие в отдельных помещениях полы с остатками каменной мозаики. Особый интерес представляет мозаика пола раздевальни, датируемая III-IV в. Ее сюжет взят из греческой мифологии и содержит изображения на зеленоватом фоне моря, рыб, нереид, ихтинокентавров и богов Океана и Таласы (рис. 48). Интересна надпись на мозаике, гласящая: «Ничего не получая, работали».

Баня Гарни по своей композиции, наличию нескольких купальных залов с различной температурой и отоплением системы гипокауст, имеет много общего с античными банями Сирии и Малой Азии, особенно с банями в Мцхета-Армази (II-III вв.) в Грузии, в Дура-Европосе и в Антиохии на Оронте (IV в.).

Представляют интерес остатки расположенного у восточной крепостной стены прямоугольного помещения (6,3 x 9,75 м), датируемого III-IV вв. (рис. 49). Его деревянное перекрытие опиралось на два внутренних деревянных столба (диаметр 31 см) с каменными базами. Подобная композиция здания с внутренними столбами характерна также для колонного зала города-крепости Багинети близ Мцхеты (Грузия).

Культовые сооружения Армении посвящались языческим божествам, получившим при Тигране II греческие имена. Храмы имелись во многих городах и поселениях, где их возводили или в виде отдельных зданий, или в виде больших комплексов. Среди последних наибольшей известностью пользовались храмы Аштишата и Багреванда. После принятия христианства на рубеже III-IV вв., почти все языческие храмы были разрушены. Судя по сведениям армянских историков Агатангеоса (Агафангела) и Зеноба Глака и по единственному сохранившемуся примеру - храму в Гарни (вторая половина I в.), языческие храмы были каменными прямоугольными зданиями.



50. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. Общий вид с северо-запада, план и северный фасад


51. Гарни. Языческий храм. Капитель промежуточной колонны, угол фронтона и голова льва на карнизе

Храм в Гарни возведен из блоков чисто тесаного базальта. Камни, некоторые длиной более 4 м и весом до 5 т, уложены насухо и скреплены скобками и пиронами. По стилю храм, шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Сирии (Баальбек) и Рима (рис. 50). Он выполнен в эллинистических архитектурных формах, но отличается местными особенностями деталей и декора.

Храм стоял на высоком подиуме (площадью 11,82 x 16,02 м, не считая лестницы) с двухступенным основанием. На подиум вела широкая лестница с девятью высокими ступенями, заключенная между боковыми стенками, на торцах которых находились барельефы коленопреклоненных фигур с воздетыми руками (рис. 51); такой скульптурный мотив известен по памятникам восточно-римских провинций (например, Ниха в Сирии, II в. до н. э.). Перед прямоугольной целлой (5,14 x 7,29 м) перекрытой полуциркульным сводом, был неглубокий пронаос с антами и входом, украшенным богатым наличником. Малые размеры целлы свидетельствуют о том, что в ней находилась статуя божества, возможно, бога солнца - Митра, а культовое действие производилось в пронаосе.

Базы колонн храма по своим формам близки к аттическим, стволы гладкие, ионические капители с сочно прорисованными волютами и иониками украшены лиственным орнаментом, различным во всех 24 колоннах. Богато орнаментированный антаблемент отличается значительным выносом верхней части архитрава и фриза. Подобный прием встречается также в памятниках Сирии (II в.) и Италии (IV в.). Гусек карниза украшен львиными головами и листьями аканта; фронтон гладкий. Потолки портика и обхода храма Гарни были украшены восьмиугольными и ромбовидными орнаментированными кессонами, аналогии которым имеются в памятниках Сирии. Высокое качество резьбы по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров, возводивших сооружения Армавира, Ервандашата, Гарни и др. Их участие особенно видно в разработке деталей: разнообразии орнаментальных мотивов, наличии образцов местной флоры в орнаментике (цветы, листья ореха, виноград, гранат), манере исполнения и плоскостной резьбе.

Описанные архитектурные особенности и богатство орнаментального убранства храма в Гарни свидетельствуют об его главенствующей роли в ансамбле дворцовой площади. Это подтверждается композицией храма, рассчитанной на контрастное сопоставление горизонтальных членений подиума с вертикалями колонн, четко обрисованными на фоне неба, а также изолированным расположением здания, создавшим возможность его восприятия с различных (дальних и близких) точек зрения.

Архитектурные памятники рабовладельческого периода Армении свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества. Благодаря культурным связям с эллинистическим миром, архитектура Армении получила новое направление своего развития, в процессе которого были созданы благоприятные условия для формирования замечательной архитектуры феодального периода.

Понравилась статья? Поделитесь ей