Контакты

Кеты численность и место проживания. Народы России. Кеты. Нужны ли кетам кетологи

Кеты - чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами. А православная вера не мешает им считать, что в период Творения они спустились на землю со звезд.

Название

Первое упоминание названия «кеты» относится лишь к 20-м годам прошлого столетия. До этого народность, проживавшую вдоль берегов Енисея, называли енисейскими остяками или енисейцами. Это название впервые встречается в российских письменных памятниках XVII-XVIII веков, в период активного освоения сибирских земель. Тогда остяками называли большую часть северных коренных жителей: хантов, югов, селькупов, эвенков. Самоназвание народности «кето» происходит от слова «кет», что значит человек. Вместе с тем до революции отдельные общины кетов называли себя по месту обитания. Например, «утэрец» - имя жителей верховий Енисея, а «пгыуырец» использовали для общего обозначения семей с низовий реки. Часть этнонимов имеет принадлежность к названиям рек или типу местности обитания: кол"лдец - проживающие на реке Подкаменная Тунгуска, где «кол» обозначало название реки, а «дец» имело общее значение «люди». Аналогично образовались названия групп кетов «кас"дец» и «щбац"дец»: «живущие на песке» и «живущие в яру», соответственно.

Где живут

Основная зона обитания кетов - северная часть Красноярского края. Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Порядка 20% кетов живет в селах Суломай Эвенкийского района и Сым Енисейского.
С приходом в регион русскоязычного населения и повсеместным внедрением принципов социального устройства советской власти большая часть кетов ассимилировалась или покинула родные края. В основном представители народности живут в смешанных деревнях, однако сохранились поселения, где число кетов преобладает. Среди них:

  1. Мадуйка
  2. Келлог
  3. Суломай

Численность

Кеты - одна из самых малочисленных северных народностей, численность которой, по данным переписи 2010 года, составляет 1220 человек. Начиная с 1959 года наблюдается увеличение числа жителей, максимальный показатель показала перепись 2002 года: 1494 человека. Больше всего представителей народности - 215 человек, живет в селе Келлог, расположенном на левобережье реки Елогуй.
В связи с безработицей, тяжелыми социальными условиями, алкоголизмом, высоким уровнем травматизма повышается смертность, а рождаемость, наоборот, падает. Так, сравнивая показатели 1991 года и 2001 годов, исследователи отметили, что число пожилых людей сократилось на 1,2%, а число детей - на 11,2%.
Во многом сокращению способствует неразвитая социальная обстановка: большинство детей отправляют на обучение в интернаты, расположенные в крупных городах. Многие из них после учебы не возвращаются на родину, оставаясь работать или продолжать обучение в региональных и районных центрах.

Язык

Уникальность кетского языка в том, что на сегодняшний день он единственный из живых представителей утерянной еще в XVIII-XIX веках енисейской языковой семьи. Ранее к ней относились родственные по строению и звучанию ассанский и аринский языки, на которых разговаривали другие народности, проживавшие на современной территории Красноярского края.
Кетский язык сложный для изучения и понимания из-за обилия глагольных форм, которых насчитывается несколько сотен. В диалектах важную роль играет интонационное ударение. Существует два основных диалекта кетов: сымский и имбатский, которые имеют значительные различия, однако принадлежат к одной группе. В XIX столетии значительная часть кетов утратила свой язык, перейдя на селькупский.


Интересно, что, несмотря на самобытность, лингвисты находят в языке поразительные переплетения с совершенно непохожими на кетов народностями. Среди них:

  1. Бурушаски - язык малочисленного народа буришей, проживающих вблизи Кашмира.
  2. Сино-тибетские языки - прослеживается связь с диалектами, распространенными в Китае и на Тибете.
  3. На-дене - этническая область проживания индейцев, расположенная в Северной Америке.
  4. Абхазо-адыгские и нахские языки, распространенные на Северном Кавказе.

До 30-х годов сведений о наличии у кетов письменности не существовало. В этот период был создан алфавит на основе латинского, который в 70-х - 80-х годах был изменен на кириллический. Существует русско-кетский словарь, однако 98% представителей народности владеют русским на уровне родного.
Ученые всерьез опасаются за сохранение языка: к 2002 году им владело всего 30% кетов, однако постоянно в речи его использует лишь 1,5%. С конца девяностых годов прошлого века кетский начали преподавать в начальных классах местных школ. Однако высокий уровень миграции и обучение детей в интернатах оказывают негативное влияние на его сохранение.

Имена

До революции у кетов преобладали национальные личные имена, большая часть которых происходила из обычных бытовых слов, обозначающих названия:

  • насекомых
  • животных
  • явлений природы
  • растений

Примеры подобных имен: Кугом, что значит «стрела» и Дирегет - «орел». Кроме того, у каждого кета было бытовое прозвище от соплеменников, которым его чаще всего и величали. Фамилии их произошли от родовых имен предков. Типичные варианты: Имляковы - Имла, Балдины - Баллна, Когоновы - Коуэт. Некоторые фамилии, как и прежде наименования общин, имеют топонимическое происхождение, например, Уленевы - Ул’гыт, Оленевы - Ол’гыт.

История

Основная версия происхождения кетов гласит, что их далекие предки жили здесь как минимум с первого тысячелетия нашей эры. В его конце они смешались с угроязычными тюркско-самоедскими народами, а также пришедшими из Азии кочевыми племенами. Это привело к миграции в верховья и низовья Енисея и расселению по его притокам. Так, на реке Кану осел народ котты, в низовьях Ангары - ассаны, а ближе к Красноярску поселились арины.
Предки кетов обосновались в низовьях Енисея, облюбовав его притоки, реки Кас, Бахту, Сым, Елогуй, Дубчес. К XI-XIII столетию отдельные кетские группы отделились и ушли выше по Енисею на север, где позже вошли в тесный контакт с эвенками, селькупами и хантами. Сохранение аутентичных особенностей вкупе с перениманием черт культуры и быта соседних народов и сформировали самобытную кетскую нацию.
В XVI-XVII веках началось активное освоение русскими царями Сибири, в том числе и земель, на которых исторически проживали кеты. Уже в те времена малочисленная народность не оказала сопротивления, полностью приняв новые правила жизни. Так, в 1607 году кеты вошли в состав Российского государства.


Власти наложили на все местное население ясак - натуральный налог в виде пушнины. Это заставило кетов во многом изменить уклад своей жизни, сменив кочевание на оседлый образ жизни. Исследователи, изучавшие жизнь нации в дореволюционный период, отмечали повсеместную нищету, голод, болезни, низкий уровень жизни и образования.
После революции кеты приняли советскую власть: на базе крупных поселений, силами местных жителей, образовывали колхозы и совхозы. Основным направлением их деятельности остались традиционные кетские промыслы: рыболовецкий и пушной, деревообработка. В это же время разрастаются оседлые поселения, в прошлое уходят чумы и землянки, сменившиеся добротными деревянными домами.
В 90-е годы ситуация в кетских деревнях стала приближаться к критической: каждый 3 житель не имел работы, часть из них вела полу-маргинальное существование. Однако отсутствие работы и «живых» денег привело к возрождению традиционных промыслов: сегодня 80% кетов занимается рыбной ловлей и охотой. Со времен СССР сохранилось огородничество, однако его практикуют далеко не все.

Внешность

Антропологи считают, что формирование внешних признаков современных кетов началось еще в эпоху бронзы. В это время в южной части междуречья Енисея и Оби произошло смешение древних монголоидов с европеоидными представителями жителей Южной Сибири. Долгое время их относили к большому уральскому антропологическому типу, однако позже выделили отдельный енисейский.
Генетические исследования показали, что у мужчин доминирует гаплогруппа Q, которая говорит о связи с селькупами, туркменами и гуннами. Однако, как и у большинства кетов, у 60% южноамериканских индейцев встречается уникальная субклада Q1a. Это приводит ученых к мнению, что они имеют общих предков, часть которых во времена древних миграций перешла по Беринговой территории из Евразии в Америку, образовав в дальнейшем индейские племена. У женщин кетов преобладает гаплогруппа U4, которая связывает нацию с индоевропейцами.


К типичным чертам внешности кетов относят:

  • низкий рост
  • субтильность
  • более темную, по сравнению с соседними народностями, пигментацию кожи
  • темные, плотные, прямые волосы
  • высокое переносье
  • глаза голубого или серого цвета
  • покатый лоб
  • выпуклую спинку носа
  • развитые надбровные дуги

Внешне кеты напоминают американский индейцев, однако их черты лица имеют больше монгольского: скулы менее выражены, лицо более округлое, глаза небольшие.

Одежда

Мужской и женский костюм кетов основан на одежде распашного типа. Основными элементами повседневного наряда были:

  • нательная рубаха: чуть ниже пояса - у мужчин и до середины бедра - у женщин.
  • Натазники - штаны из ровдуги (выделанной из оленьей шкуры замши) длиной до колен или чуть ниже.
  • Летом суконный халат котл’ам или ровдужный хэлтам, запахивающийся на левую сторону у живых, на правую - у мертвых при похоронах. Длина у мужчин доставала до колен, у женщин - до щиколоток.
  • Зимой носили бэсем - стеганую парку из беличьих шкур с мехом внутрь или кат - меховую парку из оленьих шкур. Северные кеты, занимавшиеся оленеводством, носили малицы, свойственные народностям приуральского типа.

Мужчины свою одежду подпоясывали низко, короткими поясами. Женщины для этих целей использовали широкие пояса длиной до 20 м, которыми обворачивались несколько раз, чтобы одежда прилегала плотно. Одежду украшали вышивкой с национальными строго геометрическими орнаментами, защитными символами. В качестве материала использовался бисер, медные бляшки, бейки, меховую окантовку, бусины, нити из белого подшейного оленьего волоса.


На ноги летом надевали туфли-черки из кожи с круглым носом и коротким пришитым голенищем. Альтернативный вариант - доходящие до середины голени полусапоги из ровдуги. Для защиты от влаги и дождя сверху надевали шкурки гагары, снятые чулком. Зимнюю обувь делали из камуса - шкурки оленя с голени, которая не скользила. Сверху к ней пришивали суконное голенище, а внутрь клали сухую траву. Для тепла дополнительно надевали специальные чулки из сукна или ровдуги, мужчины часто крепили их подтяжками, вышитыми бисером.
Традиционный головной убор - платок из покупного ситца. И мужчины, и женщины носили его одинаково: сворачивали по диагонали и завязывали узлом под подбородком. Зимой охотники дополняли их меховыми налобниками из беличьих хвостов, чтобы сохранить голову в тепле, но не закрывать уши для лучшей слышимости. Традиционно же использовался меховой капор из оленьих или беличьих шкур, наподобие эвенкийского.


Интерес вызывает традиционная прическа:

  • дети носили волосы распущенными;
  • юноши и девушки - одну косу с косоплеткой;
  • замужние женщины - две косы с вплетенными в них украшениями из бусин;
  • мужчины - одну косу;
  • вдовы - распущенные волосы.

Мужчины

Мужчина считался главным в кетском обществе, решал все социальные вопросы. Из числа мужчин выбирались старейшины, собиравшие ясак и назначавшие общественных торговцев, реализовывавших пушнину в других поселениях. Задача мужчины - обеспечить пропитание и жилье своей семье. Наследование происходило по мужской линии к младшему сыну, могло переходить к братьям покойного. Однако в случае, если близких родственников мужского пола не было, принять наследство могла жена.

Женщины

Женщины играли в кетском обществе второстепенную роль. Они приходили в дом к мужу и брали на себя все заботы по ведению домашнего хозяйства. Больше всего в них ценились трудолюбие, кроткий нрав, хозяйственность, владение ремеслами. Им запрещалось участвовать во многих религиозных ритуалах, переступать через оружие: на всякий случай, перед охотой его специально окуривали, чтобы очистить от женского духа.
Этот обряд восходит к древней мифологии кетов, где жена верховного мужского божества Есь, которую звали Хоседэм, разгневала мужа. По поверью, она изменила ему с Месяцем, за что было свергнута из верхнего мира на землю. С тех пор она стала олицетворять зло, нагонять беды и несчастья, повелевать злыми духами. Однако женщин не обижали и не унижали, относились к ним с любовью, ценили, как матерей и жен.

Семейный уклад


Кеты жили небольшими одно- или двух-поколенными семьями, детей в которых было немного. По традиции старшие сыновья строили свои дома сами, дочери уходили в дома мужей, а младший сын наследовал все накопленное родителями.
Малые семьи чаще всего жили рядом со своими родственниками, образуя большие родоплеменные общины. Число чумов в них в среднем составляло 8 штук, однако встречались и крупные поселения до 30-40 чумов. Это объяснялось кочевым укладом жизни, когда зимние стоянки менялись на летние и наоборот.
Во многих родовых общинах строго запрещались браки между ее членами. В других же, наоборот, долгое время сохранялись пережитки левирата и сорората. Брачный возраст у девушек составлял 15-17 лет, у юношей - 17-19 лет. Поскольку свадьбы случались по сговору, часто девочка начинала жить в семье мужа в 11-12 лет. Случались и обратные ситуации: чтобы не отпускать из семьи рабочие руки, девушку не выдавали замуж до 20-25 лет.

Жилище


Традиционное летнее жилище кетов - конусообразный чум из бересты, посаженной на тонкие прутья, скрепленные вверху специальными сучками или обручами. Зимой и в постоянных местах обитания строили полу-землянки, которые называли баннусами. Их укрепляли вертикальными столбами, верх покрывали землей, дерном или ветками, зимой делали ледяные окошки. Пол засыпали грунтом, сверху клали пихтовый лапник, который раз в 2-3 дня заменяли.

Жилище состояло из одной комнаты, в которой оборудовали открытый очаг, наподобие камина, который назывался чуваш. В центре находилось несколько низких столов из дерева, за которыми обедали. Летом часто жили в лодках-илимках: они отличались большими размерами, имели мачту и парус, а также довольно просторную каюту, обшитую сверху берестой. Она состояла из двух частей: в первой жили, а во второй хранили утварь.

Жизнь

Традиционные занятия кетов - охота и рыболовство. Последним занимались круглый год, однако основной улов приходился на лето, тогда же делали запасы на зиму: рыбу вялили, сушили и солили. Для ловли использовали сети и остроги, делали примитивные лодки-долбянки или усовершенствованные илимки с мачтами и каютой. Оленей разводили лишь в северных поселениях и использовали в качестве транспорта.
80% охотничьего промысла составляли белки: их пушнину использовали для погашения ясака и применяли в быту. Реже добывали горностая, колонка, соболя, используя для этих целей специальные сети с колокольчиками: этот метод они переняли лишь в XVIII столетии у русских.


Большую важность имела охота на диких оленей и лосей: в ремеслах и быту использовались их шкура и рога. Летом охотились на диких уток, ставили силки на глухарей. Для охоты использовали луки, с приходом русских повсеместно распространилось огнестрельное оружие.
Особое отношение было к охоте на медведя: на хозяина леса ходили целыми общинами, разделывали тушу в лесу, а шкуру отдавали охотнику, выследившему зверя. Затем устраивали большой праздник, во время которого ели медвежатину, исполняли ритуальные песни и танцы. Медведь был сакральным животным: считалось, что в его обличье приходят духи предков.
Высоких успехов кеты достигли в металлургии: изготовленные ими ножи и наконечники для стрел ценились во всем регионе. Мужчины занимались обработкой дерева и рогов, женщины шили из шкур и покупного сукна одежду, вышивали, делали домашнюю утварь из бересты, создавали меховые аппликации.

Религия

Формально кеты исповедуют православие, однако фактически оно тесно переплетено с традиционными верованиями. Считается, что христианство удалось закрепить в регионе еще в XVIII столетии, однако на деле его приняли лишь в конце XIX века, когда миссионеры стали трактовать священные тексты с учетом местной мифологии.


Кеты делили мир на верхний, где обитало верховное божество Есь, нижний, где жили люди, и подземный со злыми духами. О происхождении народа существует космологическая теория: кеты считают, что они прибыли сюда со звезд, в знак чего украшают свою одежду символическими знаками.
Шаманы в части селений играли факультативную роль: делали предсказания и занимались знахарством. В большей части общин они были незаменимы: участвовали в похоронных и свадебных обрядах, могли влиять на погоду, проводили ритуалы для успешной охоты.

Традиции

Как и у многих других народов, у кетов особую ценность представляют похоронные и свадебные традиции, многие из которых сохранились до сегодняшних дней. Свадьба начиналась со сватовства: жених с родственниками привозил к чуму выбранной невесты котел с дарами: беличьими шкурками, украшениями, сукном. В случае положительного решения котел оставался нетронутым, при отказе его переворачивали вместе с подарками.
Решение о свадьбе принимали старшие родственники невесты. Далее происходило обсуждение со сватами размера выкупа, который составлял от 150 до 450 беличьих шкур: собирать его сторона жениха могла годами. Свадебный ритуал проводил шаман: он связывал косы жениха и невесты, после чего обходил вокруг них три раза, закольцовывая их общность. Во время свадебного пира муж и жена сидели в разных чумах, а их родные веселились, устраивали соревнования по стрельбе из лука и народные гулянья.
Похоронные обряды делились на традиционные земные и воздушные. Ко второму варианту прибегали, когда хоронили мертворожденных, детей до года и шаманов. Их заворачивали в оленьи шкуры, часто дополнительно клали в деревянный гроб. После этого тела умерших размещали на ветвях деревьев или в специально выдолбленных стволах. При похоронах в земле глубоко закапывали уважаемых и богатых людей, а у бедных могилы были неглубокими.


Особенности

Отличительная особенность кетов - низкий рост. Его средний показатель составляет 140 см у мужчин и женщин, что делает кетов самой низкорослой нацией в континентальной части Евразии. Для сравнения, средний рост пигмеев, которые в общем представлении считаются самыми низкорослыми в мире, составляет 144 см.

Удивительным образом сохранившаяся аутентичность кетов на протяжении последних столетий находится под угрозой: с каждым годом все меньше представителей нации владеет родным языком и остается жить в исторической местности. Важная задача в этой ситуации - создание этнографических парков и улучшение социально-культурного положения народности.

Видео

КЕТЫ Основные сведения
Автоэтноним (самоназвание)- кет "человек" (мн.

ч. денг "люди", "народ").
Другие этнонимы В прошлом известны как енисейцы, енисейские остяки.
Территория расселения. Широко расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная

часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде
компактных групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе,
Курейке. Подкаменнотунгусская группа pacceляется на территории
Эвенкийского АО. Таким образом, этническая территория кетов в
бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км.
Численность
По данным переписей численность кетов относительно стабильна: 1897
- 988, 1926 - 1428, 1959 - 1019, 1970 - 1182, 1979 - 1I22, 1989 -
1113.
Расовая принадлежность, антропологический тип. Неоднозначной является

антропологическая оценка кетов. В общей
расовой классификации кеты относятся к енисейскому
антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. По
всему комплексу антропологических признаков кеты являются
монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности
монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по территории
проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами. Так,
северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к
селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская,
к хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение,
что уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому,
енисейский антропологический тип генетически не связан с уральской
расой и может быть выделен в самостоятельный систематический ранг.
Но данная позиция является дискуссионной.

Язык. Кетский язык в лингвистической классификации занимает
изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в
которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в
ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а ныне ассимилированных, аринов,
асанов, котов и некоторых других народов. Лингвистические связи
енисейцев прослеживаются в отношении тюркских и самодийских
языков. Современный кетский язык делится на два диалекта:
имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных группировок
кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских, сохранившийся у
неболъшого числа кетов.
Современные кеты являются потомками одного из так называемых
енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного
народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны,
яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII – ХIХ вв. были
ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты
принимали участие в формировании отдельных групп хакасов
(качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые
в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок,
коснулись и енисейские народы. Начало переселение предков кетов
связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию
немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и
его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а
затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.
Этническая культура кетов сформировалась на основе
хозяйственно-культурного типа таежных охотников и рыболовов Южной
и Западной Сибири и имеет много аналогий с обликом культуры
селькупов, хантов, северных алтайцев, шорцев. Это землянка со
специфическим отопительным устройством - чувалом, распашная
одежда, скроенная из одной шкуры, лыжи и ручная нарта. Сходными,
являются многие технические приемы и технологии обработки
различных материалов, способы промысла животных. В культуре кетов,
которые расселяются по притокам Енисея, большую роль играет рыбная
ловля, являющаяся основным видом хозяйственной деятельности в
летнее время. На Енисейском Севере кеты освоили транспортное
оленеводство, вместе с которым в их культуру проник ряд элементов
оленеводческого обихода: одежда, олений транспорт. Южная,
подкаменнотунгусская группа кетов оленеводства не знала. Наряду с
выше перечисленными чертами кетской культуры, которая восходит к
северной охотничье-рыболвецкой традиции, в ней присутствуют
явления, относящиеся к кругу скотоводческих культур. Это распашная
длиннополая халатообразная одежда, штаны, по крою сходные с
южносибирскими типами, некоторые виды обуви, элементы конструкции
чума, ряд пищевых традиций.
Все это является отражением сложного процесса формирования кетов,
в котором принимали участие различные по происхождению и культуре
этнические компоненты.
Традиционные поселения и жилища. В культуре кетов выделяется несколько типов

жилищ. Полуземлянка - основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная,
имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми
бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности
очага - чуваша. На нем же готовится пища.
Чум - универсальное жилище. Особенностью кетского чума является
набор и характер соединения основных шестов. Их два, один
вставляется в развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов.
Изнутри эта конструкция скреплялась деревянным обручем.
Покрывается тисками из бересты, или оленьих шкур.
В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых
прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста.
В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла
использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн.
На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.

Библиография и источники
Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографеские очерки. Л., 1967;
Алексеенко Е.А. Кетская проблема // Этногенез народов Севера. М.,
1980. С. 118 - 140;
Алексеенко Е.А. Культы кетов // Памятники культуры народов Сибири
и Севера. (Вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.). Л., 1977;
Алексеенко Е.А. Южносибирские элементы в культуре кетов. М., 1973;

Кеты - один из самых малочисленных и своеобразных по языку и по происхождению

северных народов России . Их численность, по данным последней переписи населения (1989

г.), составила всего 1089 человек. Несмотря на это, они расселены по очень большой площади,

охватывающей весь Туруханский район и прилегающие к нему соседние территории. Находясь в

разных географических условиях, отдельные группы кетов значительно различаются по образу

жизни и хозяйственной деятельности.
Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса

еще не имела оленей. Впоследствии оно получило развитие у кетов, живших по равнинному

левобережью Енисея (по Дубчесу, Елогую, Сургутихе, Пакулихе), а также в бассейне Курейки. Не

держали оленей только подкаменнотунгусские кеты.
Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во

время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Их, как правило,

запрягали в нарты.
Обычно семьи владели не более чем 10-20 оленями, которых едва хватало для перекочевок

на зимнем промысле. Стада в 60 голов были исключением. До коллективизации самое

многочисленное стадо в 250 голов было у курейских кетов Серковых, в этом стаде были

объединены животные, принадлежавшие четырем братьям .
Какой-либо упорядоченной системы содержания оленей у кетов не было. Вот какая

характеристика кетского оленеводства приведена в журнале "Советский Север" в 1934 году :
"По оленеводству никакого упорядоченного пользования ягельниками не существует. Летом

олени выпускаются на свободу и кормятся невдалеке от сараев (там, где они имеются, разводят

дымокуры и проч.). Часто олени уходят на десятки километров в сторону, потом возвращаются,

заходят в чужие стада и т.д. По первому снегу туземцы собираются группами и идут по тайге на

розыски своих оленей…".
Как отмечает Е.А.Алексеенко , практиковавшийся кетами вольный выпас оленей в летнее

время приводил к очень большим потерям. 90% годовой убыли оленей приходилось на летний

период. Поскольку к моменту отела олени обычно были уже отпущены, очень высока была гибель

до конца отела, а потом держали новорожденных телят и их матерей попеременно на привязи.

Однако такие действия были исключением, обычно же кеты узнавали о потерях в своем стаде

только осенью, когда собирали оленей для промысла.
Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского района, которое

упряжки для охотничьего промысла. На севере района кеты из поселка Серково и с Мундуйского

озера охотились на оленях в бассейне реки Курейки и ее притока реки Деген. Небольшое

количество транспортных оленей кеты из поселков Бакланиха и Сургутиха держали в бассейне

Пакулихи. У елогуйских кетов было два небольших стада оленей - одно стадо около поселка

Келлог, другое - на озере Дында. Характерно, что на левобережье Енисея в оленеводстве кетов

участвовали и отдельные семьи живущих здесь селькупов.
К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ

жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между

кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже.

Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей

таежных деревень, у кетов развито слабо.
Перспективы сохранения кетского этноса, или отдельных элементов его культуры не ясны.

Среда общения на кетском языке практически уже исчезла. Однако за годы вызванного реформами

кризиса произошел значительной отток из кетских поселков некоренного населения, а нарушение

транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции
http://rangifer.org/kets2.shtml

Кеты: мифы и реальность. Ритуалы, обряды, легенды

По сибирской легенде кеты пришли на землю со звезд и поселились на берегах Енисея. Может

быть, поэтому в их образе жизни и мировоззрении столько таинственного и необычного? В

прежние времена кеты называли себя енисейскими остяками или просто енисейцами. Многие

историки утверждают, что кеты являются потомками краснокожих канадских индейцев, шаманами и

магами от рождения. Сейчас эта народность исчезает с лица земли – в России осталось лишь

около тысячи ее представителей.

Легенда о том, как кеты переселились к югу Енисея

Сокровищница кетской мифологии богата удивительными и красивыми легендами, объясняющими

сотворение мира и происхождение многих природных явлений. Когда-то кеты жили в верховьях

Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало

племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки

и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку

– так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки

несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером,

поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за

происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в

Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.

Медвежий ритуал (Медвежий праздник)

В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное,

хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением

его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой

придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется

«Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура –

это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение

медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются

окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после

удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец

– в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен.
У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности

зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман

собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо

могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических

ритуалов превращают в медведей и других людей.

Легенды о медведях

Существует множество легенд, как медведи сожительствовали с женщинами, а медведицы - с

мужчинами. От них появлялись на свет необычные существа – полулюди-полумедведи, с рождения

наделенные сверхъестественными способностями. Многие из них становились сильными колдунами и

шаманами.Известны легенды про Койотбыль, который был сыном мужчины и медведицы. По преданию

однажды медведица вернулась в берлогу и увидела там мертвого мужчину. Она оживила его, и он

стал ее мужем. Кайгусь, который был человеком, принявшим облик медведя, влюбился в дочь

деревенского старика и решил жениться на ней. Лесные звери отговаривали его, боясь мести

людей. Но Кайгусь похитил девушку и бросился прочь, спасаясь от погони разъяренных

деревенских жителей. Вскоре он отпустил свою невесту, поведав о том, какой обряд она должна

провести, чтобы снова превратить его в человека.
У кетов Кайгусь считается хозяином леса, покровителем лесных животных и охотников. Перед

охотой люди проводили особые ритуалы, чтобы умилостивить Кайгуся, окуривали охотничьи

снасти, чтобы очистить их от прикосновения женщин, сохраняли красивые беличьи шкурки и

старались не причинять боль промысловым животным.

Кетский шаманизм

Кроме медведя кетские шаманы особенным образом почитали птиц – лебедя, орла и гагару. Во

время обряда камлания шаман кричал, подражая птицам, и пел особые мелодии – считалось, что у

каждой птицы есть своя песня. Кеты были уверены в том, что первым в мире шаманом был орел –

именно он и научил людей шаманить. Считалось, что все великие маги были лебедями. Во время

камлания многие шаманы превращались в птиц и могли облететь полмира. Не случайно шаманская

украшен перьями, а головной убор имитировал голову орла с длинным клювом.. Самые главные

шаманские обряды, в том числе и ритуал посвящения в шаманы, кеты проводили весной, с

прилетом пернатых.
Когда шаман умирал, шаманский дар наследовала его дочь, а потом дочь могла передать эти

способности только сыну или внуку – строгое чередование мужчин и женщин как преемников

шамана соблюдалось неукоснительно. Если одежда шамана рвалась или портилась каким-то иным

образом, это сразу же сказывалось на его здоровье – шаман мог заболеть и даже умереть.

Поэтому шаманы берегли свой плащ и головной убор как зеницу ока, считая их своим вторым

Мифология кетов

Кеты обожествляют небо, называя его - Есь и считая единственным Богом, управляющим

мирозданием. Есь гораздо больше, чем небо, которое считается Есевой кожей. Северное сияние –

это огонь Еся, а туча – гора Еся. Несмотря на то, что Есь часто проявляет черты Бога-

громовержца, он не вмешивается в земные дела, а наблюдает за ними со стороны.
Хоседэм – богиня зла, которая живет в одном из ущелий в скале на берегу Енисея и

насылает на людей порчу, болезни и неприятности. Томэм – светлая Богиня, которая

противостоит Хоседем и живет на небе, под солнцем. Когда-то она была женой Еся, но потом

изменила ему с месяцем, и он изгнал ее из своих владений.
Одним из активных участников кетских мифов является Альба – первый человек на земле,

который принимал участие в сотворении мира. Альба контролирует жизнь людей и помогает им в

случае опасности. Однажды он решил избавить мир от Хоседэм и погнал ее на север вдоль

Енисея, но она превратилась в стерлядь и скрылась в темных водах реки. Альба прыгнул за ней,

но она вдруг взмыла в небо, обернувшись птицей. Он помчался за ней по небу в огромных санях,

оставляя след в виде Млечного пути. В результате ему удалось если не избавиться от Хоседэм,

то хотя бы загнать ее на север, где она и живет до сих пор.

Жаль, что кетов осталось очень мало - благодаря европеизации территории России

происходит вымирание старых кетских традиций и культов. Многих косит голод и алкоголизм. И

прогнозы ученых неутешительны – со временем эта нация исчезнет с лица земли. И вместе с ней

канет в небытие богатая культура, которая развивалась на протяжении многих веков.

Воспоминания о кетских обрядах и ритуалах останется лишь в истории. Может быть, кеты просто

уходят обратно на звезды, откуда пришли? Наверно, они выполнили свою миссию на нашей

планете, и Альба приказал им вернуться назад. Жаль, если они нас покинут…

Название этого народа происходит от слова «кет» — «мужчина». Кетов немногим более 1100 человек. Их поселки находятся в среднем течении Енисея, на реках Курейка и Подкаменная Тунгуска. Кеты охотятся на лося, медведя, соболя, бьют уток, рыбачат. На первый взгляд они почти не отличаются от соседей — эвенков, селькупов, ненцев. Но это только на первый взгляд. Кеты — один из самых загадочных народов на свете. Монголоидные черты сочетаются у них с чертами европеоидными. Уникален язык кетов. Он отличается от языков, на которых говорят в Сибири и на Крайнем Севере.

Многие ученые сближают его с языками народов, обитавших в древности на Алтае, в Саянах и даже в Тибете.

Я стучу лыжей о лыжу

Главное занятие кетов — добыча таежных животных, поэтому многие обычаи этого народа так или иначе связаны с охотой. Охотились кеты в основном коллективно. Выследив крупного зверя — медведя или лося, — охотник оповещал соседей по стойбищу. Для этого, вернувшись из тайги и сняв у входа в чум лыжи, он громко стучал ими друг о дружку. Это был призыв на «совет».

Обычай требовал, чтобы «совет» обязательно проходил в доме, где жил человек, принесший хорошую весть. Когда охота заканчивалась, мужчины разделывали туши и... оставляли их в лесу. В стойбище они возвращались налегке. Это вступал в силу еще один древний охотничий обычай: привезти мясо и шкуры из тайги должны были женщины.


Мой дом — лодка

Очень важную роль играет в жизни кетов река. Услышав впервые о каком-либо народе, кеты спрашивают у рассказчика: «На какой реке живут эти люди? Сколько рек нужно пройти, чтобы попасть в их селения?» Согласно старинным кетским преданиям, «верхний мир», где обитали добрые духи, располагался в верховьях реки, а «нижний мир» злых духов находился в речных низовьях. Обычай предписывал каждому кетскому мальчишке уже в детстве научиться делать лодки. Старики учили молодежь, как правильно выбрать дерево. Строили кеты маленькие, юркие «ветки», выдолбленные из одного ствола, и многоместные, длиной до 15 м, илимки с мачтой и подобием каюты. Каюта представляла собой помещение, перекрытое прутьями и берестой. В центре находилась перегородка. Она отделяла переднюю, жилую часть от задней, где хранился домашний скарб. Большие лодки летом нередко заменяли кетам чумы. Этот обычай возник у лесного народа, по всей вероятности, в те времена, когда их далекие предки направились вниз по течению великих сибирских рек в Приполярье, в суровые, но богатые зверем края, где живут кеты и сегодня.

Черемуховая Палица

Каждый праздник у кетов, будь то свадьба, удачная охота на медведя или жертвоприношение духам — охранителям семьи, сопровождался выступлениями сказителей. Они рассказывали о животных, о злых потусторонних существах, о героях, защищавших свой народ от врагов. Самым популярным персонажем героических преданий был Бальнэ — Черемуховая Палица. Богатырь получил такое прозвище потому, что его единственным оружием была дубинка, вырезанная из ствола черемухи. Возможно, когда-то черемуха была тотемом, родовым деревом, одного или нескольких кетских племен. Вплоть до наших дней кеты считают силача Бальнэ реальным человеком. Пожилые люди и сегодня покажут на берег)" Енисея место, где стоял чум Черемуховой Палицы.

Александр Владимирович Дорожкин (1958 г.р.),
пос. Сургутиха (у протоки по левому берегу Енисея, близ 64
° с.ш.) ,
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ.lingsib.unesco.ru

Нина Харлампьевна Тыганова (Бальдина) (1928 г.р.),
пос. Келлог (100 км к З от Енисея, ок. 63
° с.ш.) ,
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ. lingsib.unesco.ru

Мария Бальдина с дочерью Миланой.
Поселок Келлог, Туруханский р­н, Красноярский край,

лето 2003 г. Фото Андрея Рудакова. agency.photographer.ru

Жительница поселка Сургутиха ,
лето 2001 г. Фото Алексея Воеводина (Красноярск).
Photosight.ru

Ареал

Кеты живут вдоль Енисея, примерно от 61° с.ш. до полярного круга. Вдоль Енисея - не значит по Енисею. На самой великой реке кетов, жизнь которых издавна базировалась на енисейском рыболовстве, теперь совсем немного. С «магистральной» реки их три века назад начала вытеснять русская колонизация, конкурируя за биоресурсы Енисея. Те кеты, кто остался жить на енисейских берегах, ныне очень сильно обрусели. «Настоящие» кеты живут в поселках, стоящих в основном в стороне от самого Енисея: в низовьях его притоков.

Природная среда кетов. Правобережье Енисея. Река Мадуйка.
Район пересечения Енисеем Северного полярного круга
.
Фото kureika-foto.narod.ru

Большая часть кетов России живет на территории Туруханского р-на Красноярского края. Главный кетский поселок - Келлог (более 200 кетов). Есть кеты в пос. Мадуйка, Горошиха, Бакланиха, Сургутиха, Верещагино, Верхнеимбатск, Бахта. В начале 90-х годов несколько десятков кетов переехало в районный центр Туруханск (при впадении Нижней Тунгуски в Енисей) и в крупный поселок на юге Туруханского района - Бор (близ впадения Подкаменной Тунгуски в Енисей).

Мадуйка - одно из самых северных мест обитания кетов, чуть севернее полярного круга, в 50 км к В от Енисея . На самом Енисее примерно на этой широте, и по сибирским масштабам недалеко отсюда, - знаменитая Курейка, место, где в 1914-1916 гг. в ссылке был И.В.Сталин.
Фото kureika-foto.narod.ru

Единственный поселок с компактно проживающим кетским населением за пределами Туруханского р-на - это Суломай, расположенный на территории Эвенкийского р-на на Подкаменной Тунгуске.

Часть кетов живет в Красноярске.

Большинство населения кеты составляют только в пос. Келлог, Мадуйка и Суломай. Это «настоящие» кетские поселки.

Слово происходит от кет - человек. Название «кеты» утвердилось в русском языке с 20-х годов ХХ в. До этого кеты были известны под наименованиями «енисейские остяки », «енисейцы».

Фритьоф Нансен, путешествовавший по Енисею в 1913 г., в середине сентября в русском поселке Сумароково отметил массу «остяков» (кетов) с традиционными, крытыми берестой, лодками-илимками. Туземцы запасались здесь продуктами и снаряжением, готовясь к зимнему промысловому сезону.

Сами современные кеты чаще именуют себя кето , решая тем самым и проблему образования этнонима женского рода. Этнографические словари, однако, слово кето трактуют как «местную неправильную».

Язык

Кетский язык - изолированный. Он не родствен ни одному языку соседних народов и, соответственно, не входит ни в одну группу языков Северной Азии. Это позволяет исследователям и фантастам строить самые разнообразные версии происхождения народа.

Ведется преподавание кетского языка в школах. Письменность - на основе русской графики. В 80-е годы созданы букварь и другие пособия на кетском. В начале 90-х годов многие учителя отнеслись к преподаванию кетского языка с большим энтузиазмом, надеясь, что школа оживит в кетских детях интерес к своей культуре и поможет сдержать процесс вытеснения кетского языка из всех сфер общения. Однако они столкнулись с суровой действительностью, и энтузиазм начал постепенно затухать. (indigenous.ru)

Реально сегодня кетским языком владеет не более 150 человек. Это почти исключительно представители старшего поколения. Дети и молодежь в подавляющем большинстве кетского языка не знают, разве что несколько слов. При этом все кеты владеют русским языком либо в качестве родного, либо в качестве второго. Среди представителей старшего поколения в енисейских поселках до сих пор распространено кетско-селькупско-русское трехъязычие, а на севере можно встретить и кетско-эвенкийско-русское трехъязычие.

Поселок Мадуйка, 130 км к ЮВ от Игарки. Север кетского ареала.
Фото kureika-foto.narod.ru

Некоторые представители среднего поколения пользуются кетским языком в разговоре со старшими родственниками и знакомыми, между собой предпочитая говорить по-русски; на кетский язык они переходят только тогда, когда хотят скрыть содержание беседы от окружающих, например от детей. Несколько лучше, чем в других местах, кетский язык сохраняется в Келлоге. Однако естественная передача языка внутри семьи от родителей к детям прервана повсеместно. Уже не первое поколение родителей, независимо от степени владения кетским языком, говорит со своими детьми исключительно по-русски. (Лаборатория автоматизированных лексикографических систем Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М.В. Ломоносова)

Юноши охотнее и чаще говорят по-кетски, чем девушки, а во время охоты в лесу кеты разного возраста общаются преимущественно на родном языке.

Кетская семья. Суломай. Фото НИВЦ МГУ

В 1993 г. вышли кетско-русский и русско-кетский словари под редакцией Генриха Каспаровича Вернера, российского немца из Таганрога, в настоящее время живущего в Бонне (Германия) и являющегося ведущим специалистом по кетскому языку. В 2000 г. на кетском изданы учебники того же автора для 2-го и 3-го классов. В этом же году опубликована книга для чтения на кетском языке под редакцией Г.Х. Николаевой, в которую вошли сказки, рассказы, загадки кетов. (Л. Ю. Майорова. Санкт-Петербург )

По данным похозяйственной книги 2004 г., в Суломае проживает 226 человек. Кеты составляют около 70% жителей, остальное население - преимущественно русские (при этом в смешанных браках дети обычно записываются кетами). В качестве родного языка кетский указали 52%, при этом ответы часто сопровождались следующими ремарками: «Так вообще кетский, но говорю по-русски»; «Родным не владею, по-русски говорю»; «Я здесь вырос среди кетов и считаю себя кетом, поэтому мой родной язык - кетский». Русский язык считают родным 39% респондентов: «Больше по-русски разговариваю, хороший русский язык»... (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др.Кетский проект)

Кеты на Енисее и поюжнее - почти русские

Весь поселок Бор - в сплошном березовом лесу на левом берегу Енисея. А на правом берегу, тремя километрами выше, при впадении Подкаменной Тунгуски в Енисей, одноименная с рекой деревня - Подкаменная Тунгуска. Есть в Боре семнадцать семей кетов (смешанные браки). На вид - совершенно русские, и антропологически, и этнографически. Языка, конечно, не знают. «Бабушка знала» (по матери). (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997//missia.orthodoxy.ru)

Столица

Келлог - селение почти чисто кетское, человек около 270, на реке Елогуй, более чем в 100 км от устья. Устье Елогуя - за Верхнеимбатском. В Келлоге есть кетская школа. Завоз продуктов в Келлог сейчас раз в год, по большой воде, катерами. Воздушной связи нет вообще (раньше по четвергам летал Ми-8), только бывают из Туруханска рейсы по санвызову. Так что добраться до Келлога практически невозможно.

Через час санрейс в Келлог. Вертолет перегружен. Возьмут ли?

Вылетели из Туруханска. Полтора часа - и остановка в Верхнеимбатске. От Верхнеимбатска - 35 минут. Мы в Келлоге, «столице» кетов.

В иллюминатор было прекрасно видно, как расположен поселок. Бревенчатые дома под шиферными и железными крышами вдоль спокойной реки Елогуй, обрамленной песчаными берегами. Дети и взрослые гурьбой сбежались к делавшему посадку вертолету, большинство - кеты.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева - метиска, наполовину кетка, наполовину русская. Ведет нас к директору школы украинке из Тернополя (муж ее был кет). Радушный прием, чай с луком и укропом.

Школа - неполная средняя. Учителей катастрофически не хватает. Из-за конфликта между приезжими учителями с Украины и местным населением первые уехали. Кроме того, само здание школы погорело, а частично было разобрано зимой на дрова. С нами прилетели четверо рабочих достраивать школу. Электричество (от местного дизеля) - несколько часов в сутки, с 18 часов, у многих телевизоры.

Вот так. Немец написал букварь кетского языка (в соавторстве с кеткой Николаевой). Чехи приезжают, изучают кетов. Также японцы. А мы, русские, что, только водку умеем продавать?

Жилища кетов в основном очень убоги. Лодки у них двух видов: старинные «ветки», вроде байдарок, и современные моторные.

Записал одну девочку на диктофон. Она спела кет­скую песню о родине. Наташа, светловолосая, с серыми глазами и вся в веснушках. Пела длинно, заунывно. Говорят, что в древности кеты были светловолосы и светлоглазы и, вообще, имели ярко выраженный европеоидный расовый тип.

Познакомились с так называемым «вождем», Михаилом Михайловичем Ириковым, внуком шамана. В поселке его все называют Мишка-шаман.

Кет Валентин (кетское имя его Пиль) предложил покататься на национальной лодке - ветке. Двулопастное весло и сама лодка-долбленка напоминают байдарку. Малоустойчивая, зато быстрая и очень маневренная.

Число 7 у кетов священное. «Доброе», как сказала Валентина Ивановна. Может быть, это связано с мифологическими представлениями о семи ступенях мироздания.

Дети от смешанных браков, как правило, по-кетски не говорят и всего кетского чуждаются. Но в паспорте записываются кетами - ради льгот. По пальцам можно пересчитать чисто кетские семьи. Хотя в школе (1-4-й классы) ведется преподавание кетского языка, все же по-кетски общаются всего процентов десять детей. Валентин-Пиль поведал, что у его родственников хранится, как он назвал, «идол», завернутый «в тряпку», который нельзя показывать.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева с учениками.
Фото missia.orthodoxy.ru

Ходили в тайгу до Белого озера. Кругом полно грибов. Тайга на грибы, орехи, ягоды очень богата. Говорят, что на Мадуйке у кетов имеются олени, также и около Игарки. Название «Игарка» происходит от Игорка , так якобы звали некоего кета, жившего с семейством там в начале века.

Женщина кето. Фото missia.orthodoxy.ru

В настоящее время, по сведениям Валентины Ивановны, в мире около ста кетологов. Скоро будет больше, чем кетов... (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера.1997)

Нужны ли кетам кетологи?

В МГУ создается электронная база данных по кет­скому языку. Ее потенциальными пользователями являются лингвисты, фольклористы, этнологи, культурологи, создатели учебных пособий для вузов и школ.

Мужчины Суломая . Фото НИВЦ МГУ

Но нужна ли мультимедийная база кетам? Самое интересное, что, оказывается, нужна. Во всяком случае, такое впечатление у нас сложилось от общения с жителями Суломая. Работа лингвистов в языковой общности повышает престиж языка у большинства членов этой общности. В еще большей степени повышению интереса к этническому языку, причем и у «безъязыкой» молодежи, способствует соединение языка с новыми, «модными» технологиями - компьютером и тем более Интернетом. Даже если в поселке всего один компьютер, а ни о каком доступе в Интернет речи пока не идет, тот факт, что этнический язык представлен в Интернете, становится для молодых людей источником положительных эмоций, а таких источников в суровой жизни северных поселков не так уж много. (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др. Кетский проект)

Соседи

В низовьях Подкаменной Тунгуски и по нижнему течению р. Бахты проходила граница между владениями кетов и эвенков. Сохранились предания о битвах между ними. (ООПТ России)

Традиционное хозяйство

Основные виды традиционной деятельности кетов - охота и рыболовство. Основным объектом охоты была белка, реже - песец.

Низовья Подкаменной Тунгуски. Поселок Суломай. Потомки кетов, русских, а возможно, и прежних соперников - эвенков. Фото НИВЦ МГУ

Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса еще не имела оленей. Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского р-на в 1973-1976 гг. некоторые группы кетов еще использовали оленьи упряжки для охотничьего промысла. К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже. Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей таежных деревень, у кетов развито слабо.

За годы реформ произошел значительной отток некоренного населения из кетских поселков, а нарушение транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции и создало дополнительные предпосылки для формирования национального самосознания. Однако для того, чтобы они реализовались, необходимы гарантии прав коренного населения на занимаемую им территорию и ее ресурсы. (К.Б. Клоков, доктор геогр. наук, зав. лабораторией географии общества и региональной политики НИИ географии Санкт-Петербургского государственного университета//rangifer.org)

Я живу в Горошихе. В нашей семье шестеро детей. Моя мама эвенка, папа - кето. Поселок расположен на берегу Енисея, чуть южнее полярного круга. Живут всего 140 человек, из них 57 кетов - почти половина. Представителей других коренных народов немного: эвенков - четыре, селькупов - три.

У меня много родственников в Горошихе, но не все из них живут, как наши предки, в лесу. За предыдущие 50 лет почти все коренные народы были приучены жить в поселке, и даже их детей воспитывали в интернате, а не в семье. Поэтому родители не передали своим детям то, что знали матери и отцы родителей.

Некоторые из моих родственников, воспитанников интернатов, охотятся, рыбачат и постоянно живут в тайге. Родители помогают детям посылками с рыбой, иногда деньгами. Деньги в их семье могут появиться только от количества проданной пушнины, рыбы, ягод. Но детям-то нужны папа и мама, живые и обязательно рядом.

Юра Сутлин (кето) изготавливает из прутьев снасть для ловли рыбы. Поселок Келлог. 1 июля 2003. Фото Андрея Рудакова.
agency.photographer.ru

Кроме моих дядюшек, в лесу постоянно живет Тыганов Владимир Александрович. Он приезжает в поселок только за продуктами. Вот так живут в моем поселке Горошиха кеты. (Надежда Пешкина. indigenous.ru)

Рыба всегда сопуствует кетам.
Фото kureika-foto.narod.ru

Проблемы питания

Два врага кетов в Келлоге: алкоголизм и голод. Рассказывает один из жителей Бора: «Приезжаем к ним, заходим в один из домов. Сидят несколько человек с детьми. На полу - бутылка спирта и щука. Все гложут щуку и запивают спиртом». (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997)

17 апреля 2001 г. Сырое мясо бурого медведя стало причиной отравления 13 жителей поселка Келлог Туруханского р-на. Все пострадавшие были на вертолете доставлены в районную больницу. Все заболели после того, как съели строганину, изготовленную из замороженного мяса трех убитых в тайге в конце марта медведей. (newcanada.com)

Я родом из кетского поселка Мадуйка, в котором живет около ста человек. Дети в безработных национальных семьях недоедают, болеют, не могут поехать учиться за пределы района. (Екатерина Дибикова. indigenous.ru)

Природно-ресурсный праздник

28 мая 2005 г. по инициативе региональной Ассоциации кетов (президент Оксана Синникова) в кетской столице Келлог состоялся Праздник реки Елогуй. В мае она вскрывается, и среди кетов бытует поверье о том, что от того, как поздороваешься с рекой во время пробуждения от зимней спячки, зависит ее благоволение к своим соседям - людям.

Суломай - поселок в Эвенкии, в низовьях Подкаменной Тунгуски, практически заново построенный после того, как старый Суломай снесло ледоходом 2001 г.: льдины таранили и давили строения .
Фото НИВЦ МГУ
Самым простым решением проблемы Суломая было бы просто переселить людей в другое место. Однако Суломай - историческое поселение кето. На чужой территории, в непривычных условиях они вряд ли смогли бы выжить. Было принято компромиссное решение: Суломай попрежнему будет существовать, однако теперь расположится подальше от реки.
Суломай, повидимому, второй по численности кетов населенный пункт России, кетский Петербург (если Келлог - столица). Слово «Суломай» (по-кетски Сулемхай) означает «красная гора».

Праздник начался с приветствия небольшой речки Елогуй, которая во все времена остается кормилицей населения поселка.

Берег тонкий, как тесьма. Лодки крепкая корма.
Я бросаю в воду сети, рыба ловится сама.
В моей лодке, что ни день, чешуей блестит таймень
И сиги лежат навалом. Выбирай, кому не лень!
На обед богат улов, от восторга нету слов,
Речка Елогуй притихла, не несет крутых валов.
Ах, речка­реченька родная, ты должна меня понять.
Где найти мне сеть такую, чтоб удачушку поймать?

Во время приветствия старейшины Нина Харлампьевна Тыганова, Ульяна Прокопьевна Котусова, Клавдия Харлампьевна Бальдина (1928-1929 г.р.) «кормили» Елогуй ухой и хлебом. (Новости АКМНСС и ДВ РФ)

Связь

Закупив партию наземных станций спутниковой связи американского производства, специалисты Краснояр­ского КБ «Искра» до конца текущего года завершат телефонизацию 20 отдаленных деревень Красноярского края. Первые такие телефоны появятся в поселках Туруханского р-на Сургутиха, Бахта и Келлог, где компактно проживают представители самой немногочисленной коренной сибирской народности кето. (СибФО. 13.11.2003)

На территории бывшего, упраздняемого в 2007 г., Байкитского р-на бывшего Эвенкийского автономного округа.

Слово «остяк», применявшееся главным образом к ханты, но распространяемое иногда и на кетов, вообще говоря, несколько обидное. Происходит оно якобы от татарского уштяк - варвар, дикий. Русские переняли этот этноним от сибирских татар, не вдумываясь в его смысл. В советское время «обидные» этнонимы старались искоренить - заменить на самоназвания народов. Есть, однако, свидетельства, что некоторые кеты сами продолжают именовать себя и соплеменников остяками (остыган) .

Ке́ты (самоназвание кето, кет - «человек», мн. ч. денг - «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́, енисе́йские остяки́, енисе́йцы) - малочисленный российский коренной народ Сибири, населяющий север Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.

Численность народа

Из всех кетских населенных пунктов Светлогорск и Курейка подчинены администрации города Игарка, Су ломай находится в Байкитском районе Эвенкии, Сым - в Енисейском районе, все остальные - в пределах Туруханского района Красноярского края. В то же время в эту территорию не включены два поселка Туруханского района - селькупский Фарково и эвенкийский Советская речка. Всего исследование проведено в 21 населенном пункте. На этой территории переписали в 2001 г. 885 кетов.
За годы между исследованиями (1991 и 2001) умерло 141 человек, родилось 142. Естественный прирост всего 1 человек за 10 лет! Иначе говоря, естественный прирост - нулевой.
Уехали за пределы ОЭТ в этот период 62 человека, приехали 43. Отрицательное сальдо (убыль) - 19 человек.
Сменили национальную принадлежность с кетской на иную 32 метиса, с иной на кетскую 62 человека, прирост по этой причине 30 человек.
По всем трем источникам прирост составил 12 человек, то есть 1,4 % за 10 лет.
Численность мужчин и женщин у кетов примерно одинакова (женщин - 50,2 %.
Анализ возрастной структуры указывает на резкое снижение рождаемости в 1990-е гг., в 1991 году дети до 10 лет составляли в числе кетов 27,1 %, а сейчас всего 15,9 %.
О повышенной смертности говорит тот факт, что процент пожилых людей не растет, лиц 60 лет и старше было 6,6 %, стало 5,4 %.
Среди кетов преобладает малая семья, включающая чаще всего супружескую пару и детей. Сложных трехпоколенных семей совсем немного.
Подводя итог, можно сказать, что за последние годы проявились негативные демографические явления, которые привели к сниженной рождаемости, повышенной смертности, в результате чего прирост кетов прекратился, численность стабилизировалась.

Расселение и миграции

Кеты проживают в 21 поселке, что расположены цепочкой в основном по берегам Енисея и некоторых его притоков на расстоянии около 1000 километров с юга на север. На этой, условно говоря, «кетской земле» сами кеты составляют незначительный процент, намного уступая русским.
Анализ расселения показал значительные перемещения кетского населения из одних поселков в другие. Причем в поселках с высокой долей кетского населения их абсолютная численность падает, а в поселках, где кеты составляют небольшой процент, их число быстро увеличивается.
Таким образом, более половины кетов проживают в смешанной среде.

Занятия кетов

С точки зрения изучения современных этнических процессов, важно выяснить, сколько кетов сохраняет приверженность традиционным занятиям, а сколько отошли от них и занялись каким-то другим делом. Сохранение традиционных отраслей хозяйства содействует сохранению и многих других видов традиционной культуры, так как в конкретной действительности этносов, ведущих традиционный образ жизни, все аспекты бытия тесно переплетены.
Женщины по основному месту работы вообще не заняты в традиционных отраслях.
Если учесть имеющих отношение к традиционным занятиям помимо основной работы, то их окажется намного больше.
Даже среди женщин, отошедших от традиционных занятий, не так уж мало знакомых с традиционной женской работой (среди молодых около половины), а среди мужчин традиционными видами труда занимаются почти все.
Из традиционных занятий сохранились рыболовство и охота. Ими хотя бы на любительском уровне занимаются 94,0 % мужчин. В числе 57,1 % женщин встретились такие, которые кроме обработки шкур и другой чисто женской работы еще и охотятся (10,0 %) и рыбачат (51,0 %).
Новшеством последних лет стала массовая безработица, охватившая более трети мужчин и пятую часть женщин. Ее отрицательные последствия понятны. Правда, местная особенность состоит в том, что среди мужчин размеры этого явления больше, чем в целом по стране, - это объясняется слишком узким спектром имеющихся рабочих мест в небольших сельских поселениях. Вместе с тем многие безработные мужчины активно начали (вернее - продолжили) заниматься промыслами (охотой и рыболовством) и фактически стали индивидуальными промысловиками. Но так как они нигде не оформлены, то числятся безработными. Как ни парадоксально это звучит, безработица стимулирует сохранение традиционных занятий, а это можно рассматривать как явление, объективно тормозящее ассимиляцию. Оно приносит слишком много вреда. В частности, наблюдается процесс люмпенизации части кетекого населения. Итак, отход от традиционных занятий у кетов налицо, особенно по основному месту работы, но цифры по занятиям вне основной работы все же убеждают, что не все так плохо. То, что хотя бы на любительском уровне традиционным занятиям отдают должное подавляющее большинство мужчин и более половины женщин, позволяет сделать вывод, что в этой сфере говорить о массовом отходе от традиционных видов деятельности пока преждевременно.

Материальная культура кетов

Зимнее стационарное жилище кетов - полуземлянка - еще в первой половине XX в. заменено русской избой. Летнее - чум - отмечено в 1991 г. у двух семей пенсионеров. Но за прошедшие десять лет старики умерли, и чумов сейчас нет. Так что в 1990-е годы закрылась еще одна страница традиционной культуры кетов. Сейчас кетское население живет в стандартных домах, построенных чаще всего приезжими строителями и не имеющих никаких национальных особенностей.
Национальная одежда продолжает быстро уходить из повседневного использования - динамика наличия элементов национальной одежды по поколениям не оставляет надежд на сохранение ее в обозримом будущем. Особенно мало осталось женской одежды, а полный костюм имеется у 1-2 человек.
Иное положение с традиционной кухней. Сейчас знакомы с ней 89,9 % кетов, употребляют традиционную пищу 76,9 %, в т.ч. регулярно -32,6%.
С занятиями в традиционных отраслях тесно связан такой показатель, как наличие в семьях различных предметов традиционной утвари, инструментов, и других вещей. Они есть в 51,5 % семей. Это связано с приверженностью подавляющего большинства мужчин традиционным промыслам. Среди вещей и предметов отмечены охотничьи лыжи - в 35,3 % семей, долбленая лодка (ветка) - в 24,8 % семей, нарты - в 24,8 % семей, инструменты для обработки шкур - в 19,8 % семей.

Языковые процессы

Быстрый уход из жизни кетов родного языка был зафиксирован всеми предыдущими исследованиями, а также переписями населения.
Родным языком назвали кетский 19,1 % опрошенных, кетский и русский - 3,4 %. Русский язык современные кеты считают своим несравнимо чаще, чем кетский.
С этим показателем связана также степень владения кетским и иными языками региона.
Показатели по основному разговорному языку значительно ниже, чем по родному языку или по степени владения кетским языком, а значит, многие кеты, хорошо владеющие кетским языком, довольно редко его используют. Преимущественно кетский использует всего 1,5 %, два языка - 5,4 %.
Чаще всего кетский язык используется при общении со старшим поколением, с родителями.
Уже более 20 лет в ряде школ региона в начальных классах преподается кетский язык. До этого образование кеты получали исключительно на русском языке.
Кроме обычных трудностей, связанных с введением письменности и языка в программы школ (проблемы с учебниками, книгами для чтения, подготовкой учительских кадров и т.д.), мы видим причину слабого влияния школы на языковую ситуацию в том, что для подавляющего большинства детей кетский язык уже перестал быть родным. Его необходимо преподавать по методике иностранного языка, что влияет на результаты обучения.
Вывод однозначен - кетский язык уходит из живого бытования, сокращается число владеющих им, показатели в младших возрастных группах снизились до нуля, попытки сохранить язык через школьное обучение не увенчались успехом.

Духовная культура кетов

Уход кетского языка сказался в первую очередь на тех областях духовной культуры, которые непосредственно связаны с ним. Все реже можно услышать исполнение народных песен на кетском языке. Лишь 1,1 % кетов старше 7 лет поют песни преимущественно на кетском языке, еще 2,6 % - на двух языках, остальные - исключительно на русском. Лиц, помнящих хотя бы одну песню на кетском языке, оказалось лишь 5,7 %.
Аналогичные результаты получены по такому показателю, как уровень знакомства с национальными сказками. Помнят хотя бы одну сказку на кетском языке 12,7 % опрошенных кетов старше 7 лет, слышали их, но уже не помнят еще 29,1 %.
В такой сфере духовной культуры, как обряды, знакомы с похоронным 23,2 % опрошенных, с родильным обрядом 3,3 %, со свадебным - 9,3 %.
В религиозных пристрастиях кетов существует большое разнообразие.
Среди мужской части кетов значительно больше неверующих, а также приверженцев шаманизма, чем среди женщин, где больше православных и приверженцев протестантских сект.
Таким образом, в мировоззрении кетов причудливым образом переплелись и мирно уживаются доктрины трех зачастую взаимоисключающих мировоззрений - атеистического, православного и языческого. Налицо синкретизм. Исключение составляют приверженцы западного протестантского мировоззрения, которые не приемлют иных идеологий.
В целом можно сказать, что в области духовной культуры происходят трансформации, национальные особенности быстро исчезают, в некоторых областях духовной культуры этническая специфика практически утрачена. Трудно выделить хотя бы одну область духовной культуры, где выводы были бы иными.

Понравилась статья? Поделитесь ей