Контакты

Вепсы — Энциклопедия. Коренные малочисленные народы ленинградской области Костюм вепсов

Вепсы (vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad, чудь)

Современные источники


Вепсы- малочисленный финно-угорский народ принадлежащий к Восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской малой расы.

Традиционно проживает на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей России.

В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Этноним

До 1917 года вепсы официально именовались чудью.

Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время.

В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Этнографические группы

Северные (прионежские) вепсы - на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью),

Средние (оятские) вепсы - в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные вепсы - на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Этногенез

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса.

Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье.

Курганные могильники которого X-XIII веков можно определить, как древневепсские.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток.

Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII-XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, стали частью карельского этноса - Людиками и Ливвиками).

В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток - в Обонежье и Заволочье - привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью.

Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных Коми.

Численность

Всего по переписи 2010 г: 6400 человек.

В том числе в РФ 5936 человек (по переписи 2002 г. 8240 человек), из них в Карелии 3423 ч. (по переписи 2002 г. 4870 ч.), Ленинградская область 1380 ч. (по переписи 2002 г. 2019 ч.), Вологодская область 412 ч. (по переписи 2002 г. 426 ч) и др.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835).

1719 г. - 8,6 тыс. чел. - 1744 г. - 10,2 тыс. чел. - 1848 г. - 15,6 тыс. чел (в том числе в Олонецкой губернии - 8550, в Новгородской - 7067). - 1897 г. - 25,6 тыс. чел. (в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь).

Вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

1926 г. - 32773 чел. - 1937 г. - 29842 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 29585 чел. - 1939 г. - 31449 чел. в Российской Федерации - 1959 г. - 16374 чел. - 1970 г. - 8281 чел. - 1979 г. - 8094 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 7550 чел.


- 1989 г. - 12501 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 12142 чел.,
из них 5954 чел. (49,0 %) в Республике Карелия, 4273 человек (35,2 %) в Ленинградской области. 52 % Вепсов называло вепсский язык родным.
В городских поселениях проживает 49,3 % всех вепсов.

Расселение


Прионежский район Республики Карелия, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области.

Санкт-Петербург, города и посёлки Ленинградской области, Петрозаводск, Вытегорский район Вологодской области, Новокузнецкий район Кемеровской области.

Язык

Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков.

Выделяют 3 диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Имеются и переходные говоры.

Вепсский язык используется в основном в быту.

С конца 1980-х гг. его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов.

Изданы учебники для 1-4 классов и учебный вепсско-русский словарь. С 1993 г. ежемесячно в городе Петрозаводске издаётся газета "Kodima" ("Родная земля").

Изданы несколько книг вепсских писателей на родном языке, сделаны переводы христианской литературы, богослужение осуществляется на русском языке.

Вепсы двуязычны. В России 48,3% их считает родным языком русский, а 49,5% свободно владеют им.

В Карелии вепсский язык считают родным 37,5% вепсов, в Ленинградской обл. - 69,6 %.

Письменность

В 1932 г. была создана и использовалась до 1937 г. письменность на основе латинской графики.

С конца 1980-х гг. началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.

В настоящее время принята письменность на латинской основе.

Традиционные поселения и жилище

Для вепсских поселений характерна свободная планировка.

Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоёмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов.

В Прионежье с XIX в. происходит переход к упорядоченной уличной планировке.


Для жилищ Вепсов традиционны избы со средним или низким подклетом и архаичные приёмы строительной техники.

Наряду с однорядной, бытовали Т-образная или псевдо-Т-образная связь дома с крытым двухэтажным двором.

И так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.


Жилище средних вепсов имеет большее сходство с южновепсским, хотя менее архаично и более монументально.

Эволюция жилища интенсивнее проходила у северных вепсов.


К началу ХХ в. здесь вошли в традицию пятистенки с продольным перерубом, двухэтажные дома, возникли нетипичные варианты планировки избы.

Для жилого комплекса характерна однорядная связь дома и двора.

Религия


В XI-XII веках среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (pert’ižand), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (noid).

Многие исследователи вепсского народа отмечают, что у вепсов отмечается сочетание Христианского и Пантеистического мировоззрений.

Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса - mecižand. Его также называют - mecanuk, mecanmez’, mechiine, korbhiine.

Он живет с женой - mecanak, mecanemäg, а иногда и с детьми.

Чаще всего хозяина леса описывают как высокого мужчину, одетого в балахон, с запахом налево, подпоясанного красным кушаком.

Первым делом, как только войдешь лес, следует принести жертву mechiine, пишет В. Н. Майнов, «а то не только он удачи не пошлет, а еще заведет в такую чащобу, откуда не выберешься».

Охотникам полагалось в первый куст по левой руке бросать несколько зерен овса, мелких монет, но не медных, перья, "что должно было изображать, что жертва приносится ему от того, кто на земле, под землей и в воздухе.

В лесу, чтобы не рассердить «хозяина», нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники.

На провинившихся он напускал болезнь, по его воле человек мог «попасть на дурной след» и заблудиться.

Представление о лесе как некоем одушевлённом мире отражает и пословица «Kut mecha, muga i mecaspää» («Как к лесу, так и от леса»).

Известность вепсского края в конце XV - первой трети XVI вв. связана с деятельностью преподобного Александра Свирского, которого народная молва считает чудянином по происхождению.

Вепсское происхождение Александра Свирского признается в энциклопедических изданиях, публикуемых Русской православной церковью в просветительских целях.


В среде Вепсов, кроме Православной, сегодня отмечаются элементы и пантеистической обрядности.

Так, существуют признаки родильной обрядности, в частности запреты беременной, предохранение новорожденного от сглаза, лечение ряда детских болезней народными средствами.

Погребально-поминальная обрядность сохранилась до настоящего времени, в т.ч. и так называемые "весёлые" похороны.

Когда во время похорон и при поминках, по прижизненному пожеланию умершего, играют на тех же музыкальных инструментах что и он, а также исполняют его любимые песни.

Во время следования с гробом на кладбище первому встреченному человеку делают подношение - пирог на полотенце (если умер мужчина) или на платке (если умерла женщина).

До сорокового дня в начале ХХ в. на могилу втыкали палку, а только потом ставили крест.

Иногда, у средних вепсов, могилу покрывали сверху широкой доской.

Южные вепсы на могилы детей вместо крестов устанавливали можжевеловые деревца.

Сохраняется почитание таких деревьев как ель, можжевельник, рябина, ольха.

Имеются древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья (ozamadooћet).

Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей.

Семейные обряды характерны ночным сватовством, ритуальным съеданием молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии и др.

История

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас).

Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису.

Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью.

Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками.

В «Повести временных лет» летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (Балтийское море).

«Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…»

А сказание о призвании варягов начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами - военно-политический союз, ставший основой для его формирования.

Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути - от Ладожского до Онежского озера.

Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской.

После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян.

В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские - к Лодейнопольской судостроительной верфи.

В 1920-1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шёлтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы.

В 1937 г. они ликвидируются.

Территория традиционного расселения вепсов расчленяется путем включения ее в различные административно-территориальные образования.

Несмотря на компактность проживания, территория расселения вепсов была административно разделена: сначала между Олонецкой и Новгородской губерниями, затем с 1924 г. между Карельской АССР, Ленинградской и с 1937 г. Вологодской областями.

Так вепсские земли в Ленинградской области оказались на стыке четырех районов: Подпорожского, Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского, а в Вологодской - двух: Вытегорского и Бабаевского.

В результате в период ликвидации "неперспективных" деревень вепсские деревни, как окраинные, первыми обрекались на ликвидацию и переселение.

С 1953 по 1958 гг. из Вологодской области было полностью выселено население шести вепсских сельских советов (около 6 тыс. человек).

Тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шёлтозерский район в Карелии.

В 1950-е - 1980-е гг. происходит массовая ликвидация деревень и сельсоветов, населённых вепсами и их насильственное переселение.

Например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области и т.д.


1 января 2006 года была ликвидирована последняя автономия народа, Вепская национальная волость.

Семья


В прошлом у вепсов существовали территориальные объединения, память о которых сохранилась в топонимах Kond, Kund.

Им на смену пришла сельская община (суйм), просуществовавшая до 1917 г.

Функции её не отличались от русской, но фактически жители близлежащих поселений были связаны родственными отношениями.

До середины 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями.

Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава − старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин).

Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду.

К началу XX в. у вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие неразделённые семьи.

Бытовало примачество.

После выделения сыновей, родители оставались, как правило, с младшим.

Участие северных вепсов-мужчин в отходнических промыслах способствовало утверждению важной роли женщины и высоком авторитете в семье.

Вепсы заимствовали от славянского населения значительную часть терминов родства и свойства.

Традиционные занятия

В основном жизнь вепсского крестьянина была связана с ведением сельского хозяйства.

Основой жизнеобеспечения вепсов до середины ХХ в. являлось земледелие.

Трёхполье сочеталось с подсекой.

Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля.

Из технических культур - лён, хмель, из овощных - репу.

Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель.

Животноводство играло подсобную роль.

Оно сдерживалось из-за недостатка сенокосных угодий.

Разводили коров, лошадей, овец.

В среднем хозяйстве обязательно имелась лошадь, 2-3 коровы, овцы.

В крепких хозяйствах северных вепсов держали 4-6 лошадей с выездной парой, 12 коров, стадо овец.

В деревнях оятских вепсов (Пелдуши, Бахарево) в конце XIX в. разведение племенного скота, его закупка в близлежащих деревнях и отгон для продажи в Петербург стало особым промыслом и давало населению значительные доходы.


Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления.

Со второй половины XVIII века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др.


На реке Оять был развит гончарный промысел.

В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление.


Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней.

Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия - ткацкие станы, прялки, пяльцы и др.

Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой.


Женщины занимались ткачеством, шитьём одежды и вышивкой.

Традиционная одежда

Традиционный костюм был сходен с одеждой северорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты.

Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом.

Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле.

В конце XIX - начале XX вв. бытовало два комплекса традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный.

В сарафанный комплекс, кроме шестиклинного сарафана из домотканого холста синего цвета, входили чёрный передник, рубаха.

Юбочный комплекс состоял из рубахи и холщовой или полушерстяной юбки.

Женская рубаха шилась более длинной, чем мужская, часто имела плечевые вставки - полики.

Она могла состоять из двух частей - рукавов и станушки.


Рубахи богато орнаментировались вышивкой, ткаными узорами украшались полики, ворот, подол, рукава.

В праздники носили "парочку": юбку и кофту (kazakk) из одноцветной покупной ткани.

Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.

Верхняя одежда была общей как для мужчин, так и для женщин.

Самой распространенной верхней одеждой был кафтан или "балахон", летом из холста, а зимой из сукна собственного изготовления.

Шубы шились прямые, без воротника, из выделанных дома овечьих шкур. Одежда обязательно подвязывалась тканным поясом.

Самой распространенной обувью были берестяные лапти и ступни с низким (stupnid) и высоким голенищем (kotad, kotikod).

Кроме плетеной обуви носили кожаные сапоги, а зимой валенки.

Женские ювелирные украшения имели преимущественно зооморфный стиль.

Традиционная пища

Основу пищевого рациона вепсов в конце XIX - начале XX вв. составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб (leib).

Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной.

Южные вепсы из ржаного кислого теста выпекали различные изделия без начинки (иupnik, testдnik, kosґak), а также делали помазуху (levaљ) - круглой формы открытый пирог с начинкой из толокна, или манной крупы, заправленный яйцом.

Пекли также колобы.

Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки.

Из подсолённого ржаного или ячменного теста, замешанного на воде или кислом молоке, северные вепсы выпекали сканцы с начинкой из ячменной каши – sulґиinad и толокна на сметанной основе - skancad.

С одной стороны их смазывали маслом, клали начинку, сворачивали и ели с мясом.

Блины пекли обычно из овсяной муки.

Приправой к ним служили солёные волнушки, творог, брусника.

Выпекали также оладьи. Средние вепсы делали оладьи "снежники" (luminikad) из гороховой муки, взбитой со снегом.

Из толокна, а также гречневой, овсяной и ячневой круп варили жидкие молочные каши (nozol kaљ).

Из ржаной и ячменной муки делали загусту (pudr), которую ели обычно с простоквашей.

Во время постов ели толокно, густо сваренные каши, горох, щи без мяса.

Среди жидких блюд можно назвать различные похлёбки и супы: мясные, рыбные, грибные, овощные, щи с крупой, картофелем, щавелем, в голодные времена - крапивой.

Самым популярным овощем была репа, которую ели в сыром виде, парили, сушили, вялили. Постепенно, с XIX в., в рацион стал входить картофель.

Стол значительно разнообразили лесные ягоды, грибы.

Любимыми являлись рыбные блюда.

Рыбу вялили, жарили, готовили с ней супы.

Уху варили из свежей рыбы.

Зимой был обычен суп из сущика - мелкой сушёной рыбы.

В пищу употребляли не только мясо домашних животных, но и дичь, добытую на охоте.

Вяленое мясо (ahavoiиetud liha) могло храниться до 2 лет.

Его использовали для приготовления супов, холодца или ели просто так.

Весной, когда подходили к концу запасы продовольствия, даже в дни постов приходилось питаться молоком и молочными продуктами.

Поминальной едой был белый густой овсяный кисель и кутья.

В прошлом её готовили из варёных подслащенных ржаных и пшеничных зёрен, сейчас же - из покупного риса.

Из напитков вепсам были известны квас, чай, выше упоминавшиеся молоко и сыворотку. Чай раньше пили только по праздничным дням.

Из овсяных или ржаных отрубей и клюквы варили кисель.

Праздничная пища была более разнообразной, хозяйки старались приготовить самые лучшие яства.

Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних вепсов являлось пиво (olud). У северных вепсов традиция "пивных праздников" не была так развита.

Здесь пиво (pivo) варили только в очень важных случаях, например к свадьбе, причём варку этого напитка осуществляли приходящие пивовары.

Другие спиртные напитки - вино и водка - употреблялись крайне мало.

Завтрак женщины готовили после утреннего ухода за скотиной.

Утренняя пища состояла из каши и мучных изделий.

Следующий приём пищи назывался pabetk (в 11 часов).

Обед был через 1 - 2 часа после полудня, а ужин устраивался вечером после работы.

За стол первым садился глава семьи. Он также резал хлеб. Ели из общей посуды.

Строго запрещалось смеяться, ругаться.

Основные сведения

Этноним основной - вепсы, чудь (до 1920-х гг.).

Автоэтноним (самоназвание) - вепся/бепся/вепсь, а также вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед; и ряд других.

Другие этнонимы - кайваны (у русских).

Территория расселения - основная: Прионежский район Республики Карелия, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области.

Другие места расселения: Санкт-Петербург, города и посёлки Ленинградской области, Петрозаводск, Вытегорский район Вологодской области, Новокузнецкий район Кемеровской области.

В 1992 - 1994 гг. образованы Куйский и Пондальский национальные сельсоветы в Бабаевском районе Вологодской области и Шелтозёрская национальная волость в Прионежском районе Республики Карелия.

Численность:

1719 г. - 8,6 тыс. чел.
1744 г. - 10,2 тыс. чел.
1848 г. - 15,6 тыс. чел.
1897 г. - 25,6 тыс. чел.
1926 г. - 32 773 чел.
1937 г. - 29 842 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 29 585 чел.
1939 г. - 31 449 чел. в Российской Федерации
1959 г. - 16 374 чел.
1970 г. - 8 281 чел.
1979 г. - 8 094 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 7 550 чел.
1989 г. - 1 2501 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 1 2142 чел.,
из них 5954 чел. (49,0 %) в Республике Карелия,
4273 чел. (35,2 %) в Ленинградской области.
В городских поселениях проживает 49,3 % всех вепсов.

Этнические и этнографические группы

Северная - Прионежский район Карелии.

Средняя - восток Ленинградской (кроме Бокситогорского района), северо-запад Вологодской обл. В составе средней группы - восточная подгруппа - Куйский и Пондальский сельсоветы Бабаевского района Вологодской обл.

Южная - северо-восток Бокситогорского района Ленинградской области.

Внешность вепсов.

Расовая принадлежность, антропологический тип: восточно-балтийский тип беломоро-балтийской малой расы.

Язык: вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Выделяют 3 диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Имеются и переходные говоры.

Вепсский язык используется в основном в быту. С конца 1980-х гг. его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов. Изданы учебники для 1-4 классов и учебный вепсско-русский словарь. С 1993 г. ежемесячно в городе Петрозаводске издаётся газета "Kodima" ("Родная земля"). Изданы несколько книг вепсских писателей на родном языке, сделаны переводы христианской литературы, богослужение осуществляется на русском языке.

Вепсы двуязычны. В России 48,3% их считает родным языком русский, а 49,5% свободно владеют им. В Карелии вепсский язык считают родным 37,5% вепсов, в Ленинградской обл. - 69,6 %.

Письменность: в 1932 г. была создана и использовалась до 1937 г. письменность на основе латинской графики. С конца 1980-х гг. началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ. В настоящее время принята письменность на латинской основе.

Религия: православные христиане.

Этногенез и этническая история.

Наиболее вероятно, что древнейшие предки вепсов проживали в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале I тыс. н.э. началось их движение на восток. Как полагают, первое упоминание о племени весь (Vas, Vasina) - предках вепсов относится к VI в. В это время они и появились на территории между Ладожским, Онежским и Белым озёрами (так называемое Межозерье).

С конца I тыс. н.э. в этот район продвигаются славяне и начинается этнокультурное взаимодействие предков вепсов и русских, которое определило окончательную интеграцию весской общности в структуру древнерусского государства.

С XI по XIV вв. происходит движение части древних вепсов на Олонецкий перешеек, к северу от р. Свирь, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами корелы. В результате этих контактов складываются южнокарельские этнографические группы ливвиков и людиков. Последняя волна древних вепсов обосновалась на юго-западном побережье Онежского озера, положив начало северной группе вепсского этноса.

Одновременно предки вепсов стали осваивать территории к Северо-Востоку от Межозерья (так называаемое Заволочье), достигнув бассейна р. Северной Двины. В этом регионе древние вепсы были ассимилированы западными группами коми, а на остальном пространстве Заволочья - славянами. К XVIII в. этническая территория вепсов стала ограничиваться Межозерьем, при этом продолжала сокращаться в результате непрерывной ассимиляции вепсского населения русскими на окраинах этнического ареала.

С конца XVIII по начало XX вв. вепсская территория оказались разделённой между Олонецкой и Новгородской губерниями. Вепсы Олонецкой губернии оказались активнее вовлечены во все сферы общественной жизни чем их соплеменники в Новгородской губернии. У последних сохранялись дольше архаические элементы культуры.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. были образованы национальные вепсские районы и сельсоветы. В 1937 г. они ликвидируются.

В 1950-е - 1980-е гг. происходит массовая ликвидация деревень и сельсоветов, населённых вепсами, что привело к сокращению их численности в связи с оттоком вепсского населения со своей этнической территории. С конца 1980-х гг. предпринимаются попытки остановить этот процесс: воссоздаются национально-территориальные образования, письменность, вводится изучение вепсского языка в ряде школ региона, издаётся литература.

Хозяйство

Основой жизнеобеспечения вепсов до середины ХХ в. являлось земледелие. Трёхполье сочеталось с подсекой. Значительное место занимало скотоводство. Подсобную роль имели охота и рыболовство. Охотой занимались больше других вепсы Шимозерской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Рыболовство наибольшее распространение имело на Онежском озере, где оно приобрело в XIX в. характер промысла.

С середины XIX в. значительные масштабы приобрёл лесозаготовительный промысел.

Вепсы Прионежья работали на камнеломно-камнетёсном промысле по всему Северо-Западному региону. До 1930-х гг. сохранялся гончарный промысел в Приоятье. Кроме того, у средних и северных вепсов были развиты катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный промыслы.

Сельскохозяйственное производство с середины ХХ в. стало ориентироваться на мясо-молочное животноводство.

На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что способствовало оттоку значительной части трудоспособного населения с начала XX в. в индустриальные районы.

Вепсская деревня.

Традиционные поселения и жилища

Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоёмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов. В Прионежье с XIX в. происходит переход к упорядоченной уличной планировке.

Жилища южных вепсов наиболее устойчиво сохранили традиционный интерьер северно-среднерусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приёмы строительной техники. Здесь, наряду с однорядной, бытуют Т-образная и псевдо-Т-образная связь дома с двором.

Традиционное жилище.

Жилище средних вепсов имеет большее сходство с южновепсским, хотя менее архаично и более монументально.

Эволюция жилища интенсивнее проходила у северных вепсов. К началу ХХ в. здесь вошли в традицию пятистенки с продольным перерубом, двухэтажные дома, возникли нетипичные варианты планировки избы. Для жилого комплекса характерна однорядная связь дома и двора.

Традиционный костюм.

Традиционная одежда

Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты.

Вепсы не имеют единой этнической территории, а расселены тремя группами. Одна из них-северные или шелтозерские вепсы - занимает юго-западное побережье Онежского озера в пределах Прионежского- района Карельской АССР. Другая (средние вепсы) - верхние течения рек Ояти и Капши с их притоками (в Виницком, Капшинском, Лодейно- польском районах Ленинградской обл.). В Вытегорском районе Вологодской обл. есть также ряд пунктов, населенных средними вепсами, значительная часть которых, однако, за последние годы переселилась отсюда на южный берег Онежского озера (сел. Ошта, Мегра). Кроме того, в 70 км на запад от Белого озера (Бабаевский район Вологодской обл.) есть два крупных гнезда вепсских деревень. Третья группа вепсов (южные) обитает в северной части Ефимовского района Ленинградской обл. Значительное число вепсов живет в Петрозаводске, Ленинграде, Подпорожье и Вытегре.

Территория расселения вепсов прежде была шире, захватывала, в частности, западное побережье Онежского озера до Петрозаводска, верхнее течение Свири, ряд местностей в Лодейнопольском районе и некоторых других местах.

Вепсами (бепся) называют себя только южные вепсы. Все прочие пользуются самоназванием людиникад (ед. ч. - людиник), которое аналогично самоназванию карел-людиков (см. главу «Карелы»). Русские в прошлом называли вепсов «чудью», «чухарями», «кайванами». Теперь повсеместно распространяется название «вепсы».

По данным Всесоюзной переписи 1959 г., численность вепсов 16,4 тыс. человек.

Язык вепсов бесписьменный, он принадлежит к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи языков. Различают три диалекта вепсского языка - северный, средневепсский и южный. Названия диалектов имеют чисто научное происхождение: сами вепсы его не знают. Наиболее близкое родство вепсский язык обнаруживает с карельским, особенно с его южными диалектами.

Проблема этногенеза вепсов еще не решена окончательно. Область формирования этого народа лежала в юго-восточной Прибалтике вне пределов их теперешнего расселения, и появление вепсов как отдельного народа связано с общим процессом складывания народов прибалтийско-финской языковой группы. Постепенно продвигаясь на восток, предки современных вепсов во второй половине I тысячелетия н. э. заселили область между Ладожским, Онежским и Белым озерами в бассейнах рек Паши, Сяси, Свири, Ояти и Капши. Здесь они ассимилировали более древнее",’ протоев- ропейское, возможно, лопарское население, памятники культуры которого известны по стоянкам мезолитического и неолитического времени. Выделение древних вепсов из общей массы прибалто-финнов, можно думать, зафиксировано готским хронистом Иорданом (VI в. н. э.), который упоминает племя vas или vasina . В более поздних источниках этот народ упоминается много раз: русские летописи называют его весь, западноевропейские писатели vizzi (Адам Бременский, около 1070 г.) или visinnus (Саксон Грамматик,около 1220 г.).Арабоязычные восточные писатели, начиная с Ибн-Фадлана (921 -922 гг.), пишут о народе вису, ису или весу, в котором следует видеть предков современных вепсов.

Конец IX - начало XII в. -период, когда древними вепсами была создана весьма высокая и самобытная культура, известная по раскопкам курганов приладожского типа. В течение всего средневековья весь продолжала обитать примерно на той же территории, что и прежде, хотя некоторые перемещения ее - в частности на север и восток - все же происходили. Часть веси, продвинувшаяся в X-XI вв. по западной окраине Олонецкого перешейка в прибрежье Ладожского озера, вошла в состав группы карельского народа, именующей себя ливвиками. Вероятно, позднее другая группа веси продвинулась на восточную половину перешейка в Прионежье. На основе этой группы, видимо, сложились карелы- людики. Наконец, третья группа веси, пройдя значительные пространства в северо-восточном направлении, достигла бассейна Двины, вплоть до ее устья, а также р. Удоры, где она известна по русским источникам под именем Заволочской Чуди, а по скандинавским - как Биармия (Bjarmaland, Beormas). Наиболее восточные ответвления этой группы веси приняли участие в этногенезе западных коми-зырян, а остальные ассимилировались в мощном потоке славянской колонизации. Об этом же свидетельствуют многочисленные предания о чуди, широко бытовавшие у русских, вепсов, саамов и коми (зырян и пермяков).

Хотя упоминания о веси с XII в. в источниках прекращаются, основная масса этого народа не растворилась в окружающем населении и продолжала существовать, но была известна уже под именем чуди. Чудью вепсы названы в ряде документов (например, в писцовых книгах Обонеж-. ской пятины, «Словаре» Ричарда Джемса и т. п.). В 1824 г. А. И. Шег рен впервые посетил вепсов с исследовательской целью и, таким образом, открыл их для науки.

Краткий исторический очерк

Возникновение на территории вепсов начиная, вероятно, с XI-XII вв. боярщин новгородских феодалов было одной из особенностей феодальных отношений у вепсов, а после присоединения Новгорода и его пятин к Русскому централизованному государству основная масса вепсов превратилась в черносошных (позднее государственных) крестьян. В начале XVIII в. значительная часть вепсов (северные) была приписана к Петровским заводам и (средние) к Лодейнопольской судостроительной верфи. Северные вепсы приняли участие в широком антифеодальном движении приписных крестьян, охватившем в конце 60 - начале 70-х годов XVIII в. многие погосты Олонецкого наместничества (Кижское восстание). Складывание капиталистических отношений в венской деревне, элементы которых можно уловить уже на рубеже XVIII и XIX столетий, шло медленнее, чем в соседних русских районах.

В послеоктябрьский период классовая структура вепсского общества изменилась. Появились вепсы-рабочие и вепсы-интеллигенты. В результате проведения коллективизации иным стало и крестьянство. Основная масса вепсов в настоящее время - крестьяне-колхозники, из числа северных вепсов часть жителей селений Рыбрека и Шокша - каменотесы (в этих пунктах имеются довольно крупные разработки строительного камня- диабаза и гранитопесчаника). Значительные группы средних и южных вепсов превратились в профессиональных рабочих - лесозаготовителей, работающих на организованных здесь лесопунктах, а также на сплаве.

Структура общественных организаций у вепсов та же, что и повсюду в нашей стране: созданы и активно работают партийные, комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации. Большую общественную роль играют производственные коллективы (колхозы, совхозы, лесопункты). Завоевали авторитет добровольные народные дружины и товарищеские суды.

Хозяйство

Местные природные условия этого края благоприятны для развития лесозаготовительной промышленности, но позволяют также вести и сельское хозяйство.

В прошлом основным занятием вепсов было земле делие, однако оно было экстенсивным и отсталым. Характерно, что наряду с пашенным земледелием (двухполье, позднее трехполье) до конца 20-х годов XX в. сохранялись подсеки (пал). Своего хлеба на весь год вепсам, как правило, не хватало. После коллективизации открылась реальная возможность внедрения многопольных севооборотов, машинной обработки полей и уборки урожая. К традиционным культурам -ячменю, овсу, ржи, репе, льну -прибавилось много новых; большие площади отводятся под картофель, горох, а также кормовые - турнепс, свеклу; внедряется выращивание кукурузы на силос. На смену примитивным коловым сохам (адр), боронам-суковаткам (ягез) г цепам (чеп) пришли современные сельскохозяйственные машины.

Наиболее перспективной отраслью сельского хозяйства в местных условиях является животноводство молочно-мясного направления. Вепсы издавна разводят коров, овец, а из домашней птицы -кур. Молочный скот вепсов прежде был мелкий и малопродуктивный. Сейчас ведется большая работа по улучшению породности скота (в частности, путем приобретения колхозами коров холмогорской породы) и повышению его продуктивности. Входит в быт электродойка. За последние тридцать лет у вепсов появились козы и свиньи, которых прежде почти не разводили.

Важную роль в хозяйстве вепсов со второй половины XIX в. стали играть лесозаготовки, дававшие местным крестьянам дополнительный заработок, необходимый для покупки хлеба и уплаты податей. Основными орудиями труда при этом были топор (кирвез) и пила, которая стала широко использоваться лишь в начале XX в. Лесорубы жили в лесу неделями, ночуя в примитивных избушках (мапертъ, мецпертъ), которые рубили из дровяного леса. Посередине избушки устраивали открытый очаг, по стенам - нары, в крыше - вытяжное отверстие. Рядом с избушкой строили навес для лошадей.

Весной вепсы работали на сплаве. Сопровождая лес, плывший россыпью (молевой сплав), сплавщикам приходилось постоянно ликвидировать заломы, действуя багром, переправляться с одного берега реки на другой, стоя на бревне, часто не спать по трое-четверо суток.

Организация труда на лесозаготовках и на сплаве была различной. Сплавщики объединялись в артели, избиравшие старосту и кашевара, а лесорубы работали обычно посемейно: от каждой семьи на заработки отправлялось два или чаще три человека, из которых двое занимались валкой, а один вывозкой леса. В одной лесной избушке могло помещаться до четырех таких «семейных коопераций».

В настоящее время лесозаготовки превратились в механизированную отрасль промышленности с постоянным составом рабочих, среди которых много вепсов. Здесь применяются бензино-моторные пилы, трелевочные тракторы, лесовозные автомобили, погрузочные механизмы.

Промышленная разработка строительного камня (диабаза в Рыбреке и гранитопесчаника в Шокше) началась в 1924 г. Добываемый вепсами строительный и декоративный камень известен далеко за пределами края: Красная площадь в Москве вымощена рыбрекским диабазом, а шокшин- ский порфир (гранитопесчаник) использован при облицовке Мавзолея В. И. Ленина.

Такие виды промыслов, как рыболовство, охота, собирание грибов и ягод, по сравнению с прошлым играют теперь значительно меньшую роль.

Охотн&ки-любители теперь почти не применяют капканов, не говоря уже о ловушках старого типа (с самострелом, давящим бревном и т. п.). Охотятся в основном с ружьем и собакой, главным образом зимой, отправляясь в лес на лыжах. До сравнительно недавнего времени непременной принадлежностью охотника, отправляющегося в лес, была особого рода палка около полутора метров длиною, один конец которой представлял собою изогнутую лопату, а другой был обработан таким образом, что, будучи воткнут в снег, оставлял отпечаток, напоминающий след какого-либо животного. Такой палкой пользовались при постановке капканов.

Собиранием грибов и ягод продолжают заниматься повсеместно, частью заготавливая их впрок для собственного потребления, частью сдавая на кооперативные заготовительные пункты.

Поселения

Основными типами вепсских поселений в настоящее время являются деревни (кюля, пагаст) и лесные рабочие поселки. Последние появились лишь в середине 30-х годов текущего столетия.

По наиболее ранним сведениям, до XVI в. у вепсов преобладали однодворки или поселения в два-три двора. Позже возникают деревни, причем более ранний тип заселения - речной и озерный, что отразилось и в названиях деревень (Шимозеро, Ярьвьозеро, Рыбрека, Гимрека).

С XVIII в., а особенно с середины XIX в. возникает водораздельный или сележный (от селъг - хребет, спина, возвышенность) тип заселения (деревни строились «при колодцах»), что связано с развитием дорожной сети и гужевого транспорта. В XIX в. возникла, а за последние десятилетия особенно усилилась тенденция к образованию сросшегося гнездового типа расселения, когда ряд деревень сливается в единое поселение, которое имеет обычно название с характерными суффиксами-прибалто-фин- ским -ла или русским -чи, - ичи (ср. Корвала, Нойдала, Корби- ничи).

Значительная часть вепсских деревень отличается беспорядочной планировкой жилых и хозяйственных построек. В прибрежных деревнях преобладало рядовое расположение дворов, что определялось географическими условиями. Со второй половины XIX в. начинается перепланировка многих поселений, в результате которой они приобретают уличную форму. Особенно интенсивно этот процесс идет уже в годы Советской власти.

Жилище

Древние вепсские постройки, вероятно, возводились столбовой техникой. Пережитком их являются распространенные у некоторых групп вепсов и карел-ливвиков постройки для детских игр - кода (ср. финск. kota \ саамск. kata ; ливск. koda ; морд, kudo и т. д.- термины, которыми в финских языках обозначаются наиболее архаичные, иногда шалашевидные постройки). На следующей ступени жилищем служили срубные постройки полуземляноч- ного типа. Дальнейшее развитие, видимо, пошло по линии выделения специализированных построек: с одной стороны, жилой черной избы (муст пертъ) с очагом, а затем с печью без дымохода, а с другой стороны - отдельных хозяйственных строений (риги - ригъ, бани - кюлъ- бет.ъ, амбара - айт).

В конце XIX - начале XX в. у вепсов прочно утвердились еще две разновидности жилых построек, усложненного плана: «брус» и пятистенок (висиняйне пертъ), в которых, кроме избы, выделяется чистая горница.

Жилые постройки вепсов в наши дни представлены четырьмя типами: а) традиционные дома в деревнях; б) новые дома в деревнях и рабочих лесных поселках, обнаруживающие черты сходства с традиционными; в) стандартные дома сборно-щитовой конструкции и г) дома-бараки (последние два типа распространены только в лесных поселках).

Преобладают пока постройки традиционной формы. Жилище вепсов (коди) представляет собой одну из разновидностей северновеликорусского «дома-двора», т. е. строительный комплекс, объединяющий и собственно жилище, и хозяйственные постройки.

Изба (пертъ) рубится обычно «в угол» или более старым приемом «койран каглу» (собачья шея), который напоминает рубку «в охряпку». Сруб устанавливают на подложенных под углы валунах. У северных и средних вепсов изба имеет высокий подклет, который иногда превращают в нижний жилой этаж, а раньше (во второй половине XIX в.) подчас использовали в качестве хлева. Двухскатная крыша имеет самцо- вую или более новую стропильную конструкцию. Кровельным материалом служат тес, дранка, иногда железо и шифер, а прежде, в особенности у южных и средних вепсов, крыши крыли соломой (некоторые хозяйственные постройки - риги, дворы - и сейчас покрыты соломой). Потолки в избах делают из толстых плах, иногда в домах южных вепсов встречаются потолки из круглого накатника; раньше они были широко распространены у всех групп вепсов.

В избе слева или справа от входа на рубленном «в лапу» опечье складывается кирпичная русская печь (пяч), обращенная устьем (пячен су) к фасадной или боковой стене. Над шестком имеется крюк для подвесного котелка. За последние годы вошли в быт плиты, которые встраивают в шесток или складывают рядом с печью. В наше время черных изб нигде на территории расселения вепсов нет, глинобитные печи с дымоходом еще встречаются.

Южные вепсы до сих пор парятся с веником в печи (прежде этот обычай знали и средние вепсы). Рядом с печью устраивается вход в подполье (карзип), который имеет либо конструкцию рундука, либо (теперь чаще) простого люка.

Традиционная обстановка вепсской избы состояла из стола, который обычно стоял у фасадной стены, лавок, деревянной кровати, колыбели, привешенной на очепе, лохани с рукомойником у двери и т. п. За последние три десятилетия в быт широко вошла современная мебель (столы, стулья, кровати, комоды, шкафы и пр.).

Сени (пертидез, сенчад) связывают жилое помещение с двором (тан- хут). У вепсов встречается связь дома с двором однорядная и Т-образная, которая образуется путем пристройки к сеням двухизбного дома сзади под прямым углом двора. Дома этого последнего типа несколько десятилетий тому назад бытовали у всех вепсов, а сейчас встречаются у южных и иногда у средних.

Двор возводится двухэтажный (Прионежье и Пооятье)или - у южных вепсов - одноэтажный. Нижний этаж - собственно двор, где расположен хлев и пр., верхний этаж - сарай - помещение для хранения сельскохозяйственного и иного инвентаря, а также сена. На сарай снаружи обычно ведет взъезд (портахад); теперь взъезды почти исчезли.

Средства передвижения и транспорт

Сообщение между вепсскими поселениями, а также с соседними районами осуществляется по преимуществу при помощи автомобильного транспорта. Поселения средних вепсов с Лодейным Полем и Ленин градом связывает авиационное сообщение. Южные вепсы для поездок до станции Заборье пользуются узкоколейной железной дорогой местного лесокомбината. В некоторых местах в осеннюю распутицу для перевозки грузов и пассажиров приходится применять трактора с прицепами. В качестве местного транспорта используется гужевой. Если еще в конце 1920-х годов широко использовались различного вида волокуши (ретукаду ретхудед), то теперь они встречаются как исключение: их вытеснили двуколка и четырехколесная телега. Запряжка русская. Различные должностные лица, чья работа связана с постоянными разъездами (почтальоны, бригадиры колхозов и т. п.), ездят верхом. Раньше плохое состояние путей сообщения делало этот способ передвижения единственно возможным. Из прочих средств передвижения заслуживают внимания лыжи (суксед). Хорошо развиты водные средства сообщения. У прионежских вепсов распространены шитые килевые лодки-кижанки с прямым парусом. Своеобразна манера гребли: один человек, сидящий на корме лицом по движению, правит лодкой и помогает грести основному гребцу, работая веслами от себя. На Ояти и небольших речках широко пользуются долблеными осиновыми лодками, а также челноками (хон- гой) с прикрепленными к бортам вплотную бревнами-поплавками.

Одежда

Изготовление традиционной вепсской домотканой одежды прекратилось в начале 1930-х годов. Повсеместно широко распространился общегородской тип костюма. Прежде, отправляясь на работу, вепсы поверх белья (портов с узким шагом - каддят - и рубахи - пайд) надевали штаны и короткий кафтан, сшитые из толстой полушерстяной ткани; женщины носили такие же по покрою и материалу кафтаны, надетые поверх рубахи (ряццин) и юбки (юпк).

Праздничная одежда была наряднее. Женщины носили кофты-казачки (казакк) и юбки с фартуками, сшитые из ярких покупных тканей. Головными уборами служили платки (пайк), а замужние женщины под платком носили еще повойник (сорокк). Обувь (кенъгят) была по преимуществу кожаная, но для работы пользовались также и берестяными лаптями (вирзут).

Хотя традиционная вепсская народная одежда по покрою и материалу была весьма близка к северновеликорусской, она имела и довольно много самобытных черт. Так, сарафаны зафиксированы лишь у южных и отчасти средних вепсов, а женщины Прионежья, частью по Ояти и в некоторых других местностях носили не сарафаны, а продольно-полосатые юбки, сходные с юбками, бытовавшими у других прибалтийско-финских народов. Интересной деталью является ношение женихом на свадьбе особых свадебных штанов из белой льняной ткани с вышивкой и бахромой по низу штанин. Своеобразны были мужские зимние шапки из заячьего меха. Характерно ношение мужчинами шейного платка (каглан пайк).

Ныне народную одежду не носят, лишь отдельные предметы старых нарядов сохраняются в сундуках старух. Из традиционных элементов одежды продолжают бытовать женские головные платки, шерстяные рабочие юбки, в меньшей мере полусуконные кафтаны, а также толстые теплые вязаные изделия (например, варежки - алыйжед, связанные при помощи костяной иглы).

Пища

В пище вепсов наблюдается сочетание новых и традиционных блюд» Хлеб пекут кислый ржаной, круглой формы (лейб). В последнее время хлеб все больше покупают в магазинах. Пекут также пироги с рыбой (курник), открытые пирожки продолговатой формы (калитад) с начинкой из пшенной каши или картофельного пюре, различные колобки, ватрушки из кислого теста, а также блины - овсяные и гороховые (кюрзъ) - и оладьи. Из похлебок распространены щи, супы, уха. Варят каши из ржаной крупы (пудр) и овсяный кисель. Из сладких блюд характерен брусничный сок с добавлением солодовой ржаной муки (уттудбол) и солодовое тесто (имелъ тахтаз). Из напитков довольно популярен хлебный (раньше - репный) квас и-у южных вепсов - ржаное и ячменное пиво (олуд), которое обычно варят два-три раза в год к праздникам. Самым распространенным повседневным напитком является крепкий чай.

В наши дни вепсы получили возможность приобретать в местной торговой сети такие продукты, которые раньше считались деликатесом (сахар, конфеты, печение, колбаса) либо вовсе не были им известны (консервы, макароны, фрукты и проч.). Особенно много покупных продуктов употребляет население рабочих лесных поселков. В вепсских семьях сейчас готовят такие новые блюда, как борщ, пельмени, гуляш, винегрет и т. п.

В небольших деревнях Ленинградской области живут так называемые малые народы - коренные вепсы, водь и ижора, ингерманландцы и карелы. Два года назад власти Ленобласти обещали выделить 46 миллионов рублей для поддержки этнокультурного наследия не признанных в советское время национальностей. Пока же малые народы справляются как могут: открывают культурные центры и учат детей родному языку.

В репортаже «Бумаги» - три вепсские деревни, где редкие жители пытаются не забыть речь и традиции отцов и дедов.

На сегодняшний день вепсов осталось чуть менее шести тысяч, 87 лет назад их насчитывалось более 30 тысяч . Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, людей, владеющих вепсским языком, осталось чуть более трех с половиной тысяч, а в Ленобласти всего 30–40 человек . Четыре года назад ЮНЕСКО включило их язык в Атлас исчезающих языков мира. Вепсские деревни мало чем отличаются от русских. Собаки лают на чужаков, отстраненно бродят коровы на выпасе. Знакомые вывески сельпо, а если отъехать от административного центра, дома в деревнях все чаще заброшенные и сгоревшие. Разве что печь вепсы ставят в центре избы, и то не во всех домах, и селятся исстари вдоль воды.


Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Деревня Винницы

Есть легенда и про Винницы. Говорят, на месте Винниц стояло два поселения, в одном жил человек по имени Вингл, а в другом - Виндл. Потому так назвали село. Так пишут карельские вепсы в своих топонимических изданиях. А есть другая легенда, что в Ярославичах, деревне неподалеку от Винниц, жили бояре Ярославлевы. Они решили посмотреть, что выше по реке Ояти делается. Поднялись на лодках вверх и увидели, как много здесь берез. Навязали веников, а когда переплывали через порог, веники выпали из ладьи. «Ой, веники-веники!» - спохватились они. Вот от этого слова якобы и происходит название. А есть предположение, что сюда ссылали виновных, но, скорее всего, название села произошло от слова «веняник». Так по-вепсски будет «русский», а здесь их живет много.


Чистокровная вепсянка Вера Васильевна работала учителем в винницкой школе. Лет пятьдесят тому назад она случайно увидела тоненький словарь вепсского языка, по нему сама научилась читать. В 1987 году Вере Васильевне на глаза попалась другая книжка - «Подпорожье», где в хронологическом порядке давались памятные даты этих мест. Первым значился 1137 год, когда в приписке к уставной грамоте князя Святослава Ольговича упомянули погост Вьюницы. - Я прикинула - получается больше 850 лет селу. Винницы старше Москвы, оказывается. Я сразу же нашему секретарю парткома сказала об этом. Потом в горком партии позвонила. Думаю, может это и послужило точкой отсчета для нашего праздника Древо жизни. А ведь когда зарождался праздник, в газетах поднялась полемика: а чем это вепсы лучше других народов?!

«Петрозаводские ученые очень много сделали для сохранения нашего языка. Они нас расшевелили. Вообще, вепсы очень пассивный народ»

В то время Вера Васильевна на общественных началах в школе год вела дополнительные занятия по родному языку, обучала школьников и коллег, а до нее это делал директор школы Виктор Петрович Ершов. Для первого праздника национальной культуры Древо жизни Вера Васильевна поехала за вепсскими букварями в Петрозаводск. Привезла три мешка. C 1993 года в Петрозаводске выходит единственная в мире газета на вепсском языке Kodima («Родная земля»).



В Центре вепсской культуры можно подержать в руках каждый экспонат: прялки, домашнюю утварь, берестяные коробы (в которых, между прочим, дольше хранится молоко и три дня не портится рыба), старинную выцветшую икону, рыболовные снасти. На первом этаже двухэтажного деревянного дома находится мастерская для детей «Туесок», там же - единственный в мире Вепсский национальный театр кукол «Пейвейне» («Солнышко»). Театру уже 20 лет. Актеры театра - дети: от малышей до старшеклассников. Спектакли «Пейвейне» рассказывают об истории вепсского народа, его обычаях, быте, фольклоре. На втором этаже за деревянными ткацкими станками встречаем Любовь Викторовну Медведеву - она мастер по ткачеству полотенец и плетению поясов, и Марию Викторовну Виноградову - своими руками она делает половики и картины. Обе ведут бесплатные кружки для школьников. Как говорят сами, ткать учились на старинных станках, которые пылились на чердаках у бабушек.

Люди в деревнях не понимают, что язык их исчезает: они живут в своей деревне, общаются со своими людьми. Им даже в голову не приходит, что когда-то может не быть языка и не с кем будет общаться. Мы сами детей научили вепсскому, внуков учим. У меня брат живет в Питере, все равно язык он знает и детей своих выучил. И внуки живут там же, общаются на вепсском. Я думаю, что в Питере живет очень много вепсов и язык передается. Просто не принято говорить. В свое время считалось, что нету вепсов


Словарь вепсского языка


Деревня Немжа

Деревня Немжа стоит на реке Ояти - одной из древних рек, у которой вепсы ставили срубы. О реке тоже есть местная легенда. Рассказывают, парень с девушкой полюбили друг друга, и парень девушку соблазнил. Молодые люди убежали из дома и провели ночь на берегу реки. Утром девушка просыпается, а парня нет. «Оя ять! Оя ять!» - запричитала она. - «Оставил! Оставил!». Прибежала к матери, рассказала ей обо всем. Стали они плакать. Так вот дочка превратилась в реку Оять, а мать в реку Свирь, что значит «глубокая».

Писать и читать по-вепсски училась в школе. Один урок в неделю был. Писали диктанты на вепсском. Помню учителя вепсского языка звали Филипп Николаевич Костин. До школы я по-русски не говорила. Образование у меня четыре класса. Помню, как у нас учили грамоте старух

Алла Степановна Фролкина , 89 лет

Когда я получал паспорт в Винницах, в 1966 году, говорю, что вы мне пишете „русский“, я же вепс, а мне отвечают, нет у нас такой национальности. А у отца в паспорте вепс написали. Он по-вепсски читать и писать учился, а я уже нет. Дети мои по-вепсски понимают, но не говорят. Раньше никто к нам не приезжал за вепсской культурой, ничем не интересовался. Это позже уже стали

Иван Егорович Мимышев

Деревня Озера




Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством, которое вепсы приняли в XI веке. Предки вепсов верили в «хозяина леса», «лесного человека» ростом выше деревьев, у которого есть жена и дети. Запрещали ругаться, когда плывешь по глади озера или реки, чтобы не злить водяного. После заката не полоскали белье, «а то водяной выйдет из воды и будет кричать, чтобы его ужин не тревожили». В лесу, чтобы не рассердить медведя, нельзя ругаться, разорять птичьи гнезда, без нужды рубить деревья. Бытовали так называемые запреты: чтобы не уменьшились удои - не мыть дна горшка снаружи, вечером не продавать молока соседям.

Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством

Из современных поверий бытует такое, что якобы три листика ольхи в кармане отводят змей. А самое главное, в конце любого заговора сказать три раза «аминь», иначе заговор не подействует. Вепсские леса и болота отмечены камнями, которым поклоняются по сей день. Рядом с деревней Немжа лежит Крест-камень. На нем и в самом деле природа оставила крестообразную отметину. Ходят слухи, что иногда на фотопленке камень не появлялся. К нему раньше ходили старухи, приносили жертвы: деньги и кто что может. В тех же местах находится Ступа-камень, по легенде, туда нечестный дух уронил свое белье и оставил вмятину в камне. Бога вепсы зовут Юмал. Неподалеку от деревни Немжи есть озеро Белое. Туда с незапамятных времен ходят купаться на праздник Часовецкой иконы. В советское время - тайно, сейчас открыто.

На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем

В деревне Озера, на возвышенности, которую зовут Васильева гора, стоит часовня. Ее установили там недавно, обнаружив камень, на котором природа оставила отметину в виде буквы «Т». Решили, что таким образом зашифровано название Тихвинской иконы Богоматери, покровительницы деревни: по легенде, в достопамятные времена икона являлась над рекой Оять. На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем. Есть у вепсов и свой флаг. Зеленое поле обозначает леса, синий крест - воду и небо, желтый крест - богатство, власть, верховенство, а крестообразность означает родство со скандинавскими странами. Яркие вышитые вепсские национальные костюмы в избытке увидишь лишь на празднике Древо жизни. Вывески в деревнях и селах на русском языке. Лишь в отдаленных поселениях говорят преимущественно по-вепсски и то - люди старшего поколения. С кем ни поговоришь из вепсов, которые не заняты в культурной жизни, как, например, Вера Лодыгина или Ольга Спиркова, никто не переживает об утрате национальной идентичности. Книг на вепсском языке мало, газета одна. Традиционные занятие вепсов: рыболовство и собирательство не тягаются с современным способом производства. От того молодежь и расселяется по городам.

Не так далеко от Петрозаводска живут вепсы - малочисленный финно-угорский народ. Когда-то их ещё называли весь или чудь. Познакомиться с ними поближе можно в селе Шёлтозеро (Šoutjärv") Прионежского района Карелии.

1. Если поехать от Петрозаводска вдоль Онежского озера в сторону Свири и Ленинградской области, через какое-то время на привычных дорожных указателях будут появляться жёлтые таблички с непонятными на первый взгляд названиями и переводом.

До 2005 года в этой части Карелии была Vepsän rahvahaline volost’ - Вепсская национальная волость (ВНВ). В 1920-х годах вепсы здесь составляли почти 95 % населения. В целом тогда их насчитывалось более 30 тысяч, но потом численнность вепсов резко упала.
Теперь в Карелии их живёт чуть более 3 тысяч человек и ещё примерно столько же в других регионах - Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской обалстях.

2. В бывшем центре ВНВ - селе Шёлтозеро (Šoutjärv") - сохранился дом Мельникова начала 19-го века

3. Сейчас в нём Шелтозерский вепсский этнографический музей. Здесь собраны материалы о традициях и культуре вепсов

4. Вепсы бывают

Северные (прионежские), живущие на юго-западном побережье Онежского озера в бывшей Вепсской национальной волости,

Средние (оятские) вепсы из верхнего и среднего течения реки Оять (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные (с востока Ленинградской области и северо-запада Вологодской).

Сами себя они называют vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad (вепсь, бепся, людиникад, вепслайне)

5. У вепсов есть свой язык, более всего близкий к финскому, карельскому и почти уже не существующему ижорскому (на нём говорил народ ижора из Ленинградской области)

6. Алфавит на основе латиницы

7. Азбука, книги для учения.

В 1937 году советская власть нанесла удар и по вепсам. Вепсская культура и язык запрещены, вепсские школы, учебники сожжены, интеллигенция оправлена в лагеря. Началась принудительная ассимиляция вепсов, результат которой хорошо виден в падении численности населения и забытии традиций

8. Слева - Элиас Лённрот, финский лингвист и фольклорист. Больше всего он известен как собиратель и составитель карело-финского эпоса "Калевала", но он же был и первым учёным, изучавшим вепсский языка.

Отрывок из мифа. Вообще, в отличие от большинства других прибалтийско-финских народов, у вепсов не сохранилось эпосов и сказаний, похожих на карельскую "Калевалу" или эстонский "Калевипоэг"

10. Наиболее ранние упоминания вепсов известны с 6 века. Сведения о вепсах сохранились в арабских источниках, русских летописях (с 9 века), Повести временных лет. Вепсы входили в союз со словенами и кривичами, ставший основой для формирования Древнерусского государства

12. В фольклоре вепсов много волшебных, бытовых и сатирических сказок, разнообразных пословиц, поговорок и крылатых выражений

13. Свадебные традиции. До 1917 сохранялись древние социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. До 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава - старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин). Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду

14. Традиционные заниятия - земледелие, охота и рыболовство

15. Рыба (различные блюда и пироги-рыбники) входила в традиционную пищу вепсов. Кроме неё, это кислый хлеб, пирог курник и "калитки" - ржаные ватрушки. Из напитков были распространены пиво (олуд) и хлебный квас

16. Традиционные жилища похожи на северорусские, но у вепсов финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы

20. У вепсов есть свой флаг. Жалко, не висит на домах, как у их родственников - малочисленного народа , близких к эстонцам

21. С конца 1980-х интерес к вепсам повышается. Люди начинают назвать себя вепсами, появляются вепсские конференции и Общество вепсской культуры. В школах началось изучение вепсского языка, изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Сейчас в Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. Создана вепсская фолк-группа "Noid", исполняющая традиционные песни.

По словам работников музея, у вепсов сейчас есть интерес к родной культуре. Многие с удовольствием учат язык, а в отдельных сёлах сохранились отголоски традиций. Например, после посещения кладбищ бабушки до сих пор могут помыть руки

22. Один из вепсских символов - вепсский петух

23. Кстати, сами работники музея - вепсы. Они разговаривают между собой на вепсском языке.

Вепс в национальном костюме - экскурсовод музея Евгений

24. Одна из основных периодическим вепсских газет - "Kоdima". Издаётся уже 25 лет

Понравилась статья? Поделитесь ей