Контакты

Сицилия мессина землетрясение 1908 г. Русские ангелы итальянской мессины. Американский корабль "Скорпион"

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов — выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард

27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»


В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт - морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре — «Адмирал Макаров», слева — «Олег» и «Богатырь»


Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить …», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»


3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Адмирал Макаров в Мессене


12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения


Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.

Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».

Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900


Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения


Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения


Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани


Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре


Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна

Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.


В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы


Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.

Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.



Телеграмма контр-адмирала В. Литвинова Морскому министру гласила: «Мессина многие города на побережье Сицилии и Калабрийском берегу совершенно разрушены население в панике засыпанных и раненых насчитывают тысячами точка команды заняты откапыванием людей оказываем помощь пострадавшим точка сегодня посылаю крейсер Адмирал Макаров для отвоза Неаполь четырехсот раненных. 2495. Подписал Литвинов».
Панорама Мессины со стоящими на рейде русскими кораблями

С кораблей на берег были немедленно направлены спасательные группы, включавшие в свой состав спасателей, медиков и санитаров. Погрузив в баркасы, паровые и моторные катера медикаменты, хирургические инструменты, носилки, матросы, врачи и санитары в 8 часов 30 минут утра двинулись к берегу.



То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Разрушенный водопровод, полное отсутствие еды и лекарств - такой предстала Мессина перед спасателями. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «…Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении…».
Развалины жилых домов


Город или то, что от него осталось, разбили на участки и улицы, и каждой группе поставлена была задача - искать живых. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.
Моряки с русского броненосца «Слава» помогают в расчистке завалов


Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Ориентировались по крикам и стонам людей, раздававшихся из развалин.
Моряки на расчистке завалов

Тут же организовали перевязочные пункты и своего рода «госпиталь», на которые стали переносить раненых. Организовал этот «госпиталь» и перевязочные пункты флагманский врач Балтийского отряда действительный тайный советник Александр Александрович Бунге, в прошлом известный полярный путешественник. В этом ему помогали: младший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский асессор Адам Александрович Шишло, старший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Вячеславович Емельянов, младший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» надворный советник доктор медицины Владимир Казимирович Лубо, старший судовой врач крейсера «Богатыр» коллежский советник Флориан Францевич Гласко, старший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский советник Николай Новиков, младший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Каллина, младший судовой врач крейсера «Богатырь» коллежский асессор Петр Бачинский, старший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» коллежский советник Юрий Каружась. По прибытии в бухту Мессины канонерских лодок «Кореец» и «Гиляк» к ним присоединились судовые врачи этих кораблей: коллежский асессор Николай Востросаблин и коллежский советник Владимир Госс соответственно. Необходимо отметить, что Н. Востросаблин был первым врачом созданного в Кронштадте в 1904 г. накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. первого соединения первых подводных лодок. Это он разработал первую инструкцию «О санитарных мероприятиях на подводных лодках».
Оказание помощи местным жителям


Ни докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.


У пострадавших в основном были как закрытые повреждения (ушибы, ранения и разрывы мягких тканей, повреждение костей и суставов, закрытые переломы костей, вывихи) так и открытые повреждения, раны сопровождающиеся нарушением целостности кожных покровов, ожоги различных степеней. У тяжело пострадавших были множественные переломы ребер. Страх породил шок, коллапс, травматический невроз.
Жертвы землетрясения




А на улицах и пустырях лежали и ползали раненые. По развалинам бродили обезумевшие от пережитого, оборванные, полунагие люди, разыскивавшие своих родных, зовущие детей.
Русские моряки переносят тела жертв


Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин.
Извлечение тел из под обломков


Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших, но уже в первый день удалось спасти более ста человек.
Итальянские моряки переносят раненных


В полдень прибыли корабли английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалеку от бедствующего города. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами. Экипажи с кораблей английской эскадры присоединились к русским морякам по спасению пострадавших.

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий.

Расчистка завалов



Из представления командира линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову: «…Старший механик вверенного мне корабля штабс-капитан Федоров при откапывании человека, засыпанного развалинами дома в Мессине, подвергал свою жизнь весьма серьезной опасности, самоотверженно пролезши в прорытую пещеру, и будучи засыпан обвалом, он спасся случайно только тем, что соседняя стена обвалилась в другую сторону. При обвале стены в сторону разрушенного дома, пещера в которой находился штабс-капитан Федоров не выдержала бы, и он был бы раздавлен. За такой самоотверженный и человеколюбивый поступок прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении его медалью за спасение погибающих. Рейд г. Виго 11 февраля 1909 г. Командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Любимов».
Американские моряки пытаются обнаружить среди руин тела американского консула и его супруги


Из рапорта командира Балтийского отряда контр-адмирала В. Литвинова Начальнику Главного морского штаба: «…Прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении старшего инженер механика корабля «Цесаревич», штабс-капитана Федорова медалью «За спасение погибавших» 4-й степени. Виго 13 февраля 1909 г. Начальник Балтийского отряда контр-адмирал В. Литвинов».



Смена команд происходила через шесть часов, но многие по-прежнему отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!». Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Таранто. Линкор «Слава» с 600 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.
Лишенные крова жители Мессины

Из телеграммы Литвинова Морскому министру от 31 (18) декабря, посланной из Неаполя: «…Сегодня прибывшие в Мессину Король и Королева Италии посетили корабли «Цесаревич» и «Славу» и благодарили за помощь населению. Бедствие ужасное. Средств для спасения засыпанных мало. Погибших не менее 50.000 в одной Мессине, не считая унесенных волною в море. Работа всего личного состава вверенного мне отряда выше похвалы».

Из письма Морскому министру из г. Бари, полученного 7 января 1909 г. (по новому стилю): «Ваше Превосходительство! Позвольте и нам присоединить наши голоса к всеобщему хору благословений, исходящих из глубины сердец Итальянской нации, за подвиги героизма, проявленные доблестными Вашими моряками в ужасной катастрофе, постигшей нашу родину. Мы пришли в Неаполь на Вашем прекрасном крейсере «Адмирал Макаров», направлявшемся в Мессину для того, чтобы разыскивать там наших родных. Мы не в силах описать Вашему Превосходительству все, более чем братские заботы, которыми командир этого судна и все его офицеры нас окружали. Мы на месте бедствия были свидетелями сверхчеловеческих подвигов этих божественных героев, которые будто сошли к нам с небес. Память об этих подвигах никогда не изгладится из наших сердец. Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии, и мы были бы глубоко признательны Вашему Превосходительству, если бы Вы соблаговолили выразить от себя командиру и всему экипажу крейсера «Адмирал Макаров» нашу бесконечную благодарность и вечную преданность; тем более что командир этого крейсера, по своей непостижимой скромности (еще большей, чем его доброта) не пожелал выслушать нашу сердечную признательность. Да поймет Ваше Превосходительство наши чувства лучше, нежели мы умеем их выразить словами, т. к. никакое слово не в силах передать грандиозность подвигов этих героев. Да здравствует Россия! Искренне преданны Вашему Превосходительству доктор Константино Скиорчи и доктор Антонио Де-Викарис».
1 (14) марта в мессинскую гавань под звуки оркестра вошел крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нем были строки: «Вам, славным сынам благородной земли, героизм которых войдет в историю, первым поспешившим на помощь тем, кому грозила верная смерть от ярости стихии…».
Итальянское правительство наградило участников спасения. Контр-адмиралу Литвинову вручили Большой крест Итальянской короны, командирам кораблей и врачам — Командорские кресты. И все без исключения получили «Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года».
Благотворительные марки разных стран выпущенных в пользу жителей Мессины



Благодарность жителей Мессины русским морякам за великое чувство сострадания, проявленное в их самоотверженной помощи, трудно переоценить. Рассказывали, что когда один русский морской офицер, участник «мессинских дней», после революции 1917 г. случайно оказался на Сицилии без средств к существованию, жители острова, увидев у него серебряную медаль с бело-зеленой лентой, через муниципалитет предложили ему пожизненную пенсию и небольшой дом с виноградником. События вековой давности не забыты. О русских моряках рассказывают и сегодня на уроках истории в школах Италии. В новых районах нынешней «большой Мессины», прежде бывших окраинными деревнями, как и весь город, лежавшими в развалинах после землетрясения, можно встретить таблички с названиями «Улица российских героев-моряков 1908 года», «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Балтийской эскадры».
Что же до самих моряков… По возвращении в Петербург император Николай II, пожимая руку командующему эскадрой контр-адмиралу Литвинову, так выразил свою оценку действиям моряков: «Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование…»
Передача членами Мессинского муниципалитета диплома и золотой медали «за самоотверженность и человеколюбие». Борт КР Аврора, 12 марта 1911 года


Награды за участие в спасении жителей Мессины во время землетрясения

Мессина до катастрофы и гардемарины Мессинского выпуска


Евгений Норин о подвиге моряков Российского Императорского флота, пришедших на помощь разрушенной землетрясением 1908г. итальянской Мессине.

Осенью 1908 года в Средиземное море вошла небольшая, но мощная флотилия русских военных кораблей под командой адмирала Литвинова. Два броненосца, «Цесаревич» и «Слава», и два крейсера, «Адмирал Макаров» и «Богатырь». В теплые моря их не вела военная необходимость. Флот восстанавливался после тяжких потерь русско-японской и требовал множества офицеров и матросов взамен погибших. Поход к берегам южной Европы был учебным. На борту кораблей, кроме «штатных» моряков, находились 164 гардемарина, в основном кронштадтского Морского корпуса. Корабли неспешно шли мимо испанских и африканских берегов, всю дорогу велись непрерывные учения. В середине декабря (по новому стилю) гардемаринский отряд прибыл в сицилийский порт Аугуста. Эту гавань использовал итальянский флот, и с любезного разрешения итальянского правительства русские также использовали Аугусту в качестве базы для тренировок.

Мягкий южный климат, солнце, гостеприимная Италия - чего еще желать. Едва ли кто мог тогда подумать, что вместо спокойных учений в курортных широтах гардемаринский отряд напишет одну из самых славных страниц в истории русского флота.

Вечером 27 декабря корабли отработали совместные стрельбы. Офицеры и матросы с чувством хорошо выполненного долга отошли ко сну. Глубокой ночью гавань Аугусты содрогнулась. Началось знаменитое Мессинское землетрясение.

Землетрясение 7,5 баллов по шкале Рихтера оказалось сильнейшим в Европе за все время наблюдений. Катастрофа приобрела чудовищные масштабы. На Сицилии и в материковой Италии погибли более ста тысяч человек. Русские моряки этого всего еще не могли знать, они видели только, как огромная волна закрутила их броненосцы и крейсеры. Корабли оказались достаточно прочными, чтобы выдержать сотрясение и цунами. Внезапный шторм окончился несколько минут спустя. Теперь предстояло узнать, оказались ли другие столь же везучими. Вскоре выяснилось, что нет. Не оказались.

Сергей Чахотин, русский ученый, оказавшийся в Мессине в ту несчастную ночь с научными целями, писал:

Боже, что это такое? Гул… Звон… Дребезжание стекол… Моя кровать… Ах, гибель, конец! Уже? Мгновение - и я понял, что это землетрясение. Бросился к двери, ведущей в коридор. Вокруг все тряслось в безумной дикой пляске, трепетало в ужасном припадке. Мысли молнией неслись в голове… Жена, Сережа… Дыхание остановилось…

Мне казалось, что между мной и чьей-то посторонней ужасной огромной волей какое-то бешеное состязание, это чувство получало реальную силу благодаря страшной интенсивности и частоте колебаний… Я всеми фибрами своего существа чувствовал волевое напряжение. Вся моя жизнь сконцентрировалась на одной мысли - добраться до двери. О, лишь бы добраться! Эти мгновения казались бесконечными… Шатаясь, бросаемый из стороны в сторону, дико размахивая во мраке руками, я добежал до двери… Спасение! - Схватился за рукоятку. Дергаю - не открывается.

О, вдруг что-то качнулось, ноги точно попали в тесто, я почувствовал, что проваливаюсь. В сознании моментально ясно-ясно вырезалась в голове мысль: «сейчас смерть». Страшный грохот… Рев, вой, и среди хаоса ужаса и звуков я неожиданно узнал свой собственный, но совсем изменившийся голос, высокий, резкий, точно звериный крик: «мама, мама!»

Чахотин был завален обломками собственного дома и ближайшие полсуток провел погребенным заживо. Выбрался сам, своими усилиями.

Тем вечером на борт к Литвинову прибыл русский вице-консул на Сицилии с мрачными новостями. Дипломат сообщил, что город Мессина на восточном побережье Сицилии и еще множество городков и деревень поменьше разрушены до основания. К чести Литвинова, он не колебался ни секунды.

Мессина после землетрясения


Литвинов отстучал в Петербург телеграмму о случившемся и, не ожидая ответа, повел свой отряд к Мессине, спасать тех, кого еще можно было спасти. Рисковал ли Литвинов? Да. Землетрясение изменило даже начертание побережья, никто не давал гарантии, что не будет новых толчков. Но для этих людей защита мирного населения была работой и призванием. «Богатырь» на короткий срок остался в Аугусте для связи, три других корабля полным ходом шли к Мессине. Литвинов на ходу определял обязанности. На лету формировались спасательные группы, распределялись вода, медикаменты, шанцевый инструмент. Корабельные медпункты готовились к приему раненых. 29 декабря корабли вышли на мессинский рейд.

Город оказался сокрушен силой стихии. Зарево пожаров было видно далеко с моря. Шедевры итальянской архитектуры, хозяйственные постройки, суда, застигнутые в порту, представляли собой месиво, в котором были погребены тысячи еще живых или уже мертвых людей. Все было разнесено до основания подземными толчками, затем огромной волной и, наконец, пожарами. Водопровод изувечен, вся инфраструктура разгромлена до основания. В городе царила анархия, практически все чиновники, способные хоть как-то организовать процесс спасения, были убиты. На руинах, кроме обезумевших от горя и ужаса обывателей, уже собирались шайки мародеров. Спасти Мессину от окончательной гибели могло только чудо. Чудо или русский флот.

Те из жителей, что уже успели выбраться из завалов, высыпали на остатки набережной. Что произошло с фарватером, было неизвестно. Капитан Пономарев, командир крейсера «Макаров», рискнул, и, обойдя перегораживавшие гавань обломки, пришвартовался четко как на маневрах. К «Макарову» тут же подтащили сходни. Спасательные команды и медики устремились в город.

Владимир Пономарев, капитан крейсера «Адмирал Макаров». Судьба сохранила его при Цусиме для великого дела в Италии.


Лейтенант с крейсера «Макаров» Георгий Граф:

Вид у большинства раненых был ужасный: грязные, обернутые в какое-то тряпье, смоченное кровью. Нельзя было отличить женщин от мужчин, молодых от старых. Многие находились в забытье, другие стонали и плакали, умоляли дать пить и накормить. Привели и много детей, оставшихся круглыми сиротами, плачущих и жалких, которые со страхом озирались на чужих им людей. Всю эту стонущую, плачущую и причитающую толпу размещали, где только находилось место.

Между кораблями и берегом непрерывно курсировали баркасы. Туда - медикаменты, хирургические инструменты, вода, продовольствие, множество вещей, необходимых людям, в одночасье потерявшим все. Назад - поток раненых, извлеченных из-под завалов моряками. Адмирал Литвинов не командовал спасательными операциями такого размаха раньше, но этой руководил образцово. Город был разбит на сектора, каждый из которых обрабатывал отдельный отряд. В поисках живых разбирались завалы, уцелевших доставляли к кораблям, где можно было обогреться, найти пищу и воду. Поисковики периодически останавливались, слушая, не доносятся ли крики из руин. Если кто-то из жертв обнаруживал себя, часть команды останавливалась для раскопок, а прочие члены отряда шли дальше. Раскопки шли мучительно трудно и были очень опасны для самих спасателей. В развалинах разыгрывались драмы, достойные то ли Шекспира, то ли фильма ужасов. Был, например, обнаружен юноша, чьи ноги раздавило обломками, которые не было возможности разобрать. Корабельный хирург был вынужден на месте ампутировать парню ноги, чтобы извлечь из руин. Группа боцмана Игольникова обнаружила женщину с ребенком в дверном проеме на третьем этаже, от всего дома осталась одна стена, и там, на высоте, держались мать и дитя, ожидая, когда к ним доберется моряк. Через некоторое время после того, как боцман снял их, забравшись на верхотуру, стена окончательно рухнула. В другом месте на высоте сидел мужчина, из-за шока безучастный ко всему происходящему. Когда матросы добрались до него, несчастный безумец отказался спускаться. Морякам, только что практиковавшимся в экстремальном скалолазании, было не до сантиментов - сицилийца связали и в таком виде спустили на веревке.

Матросы на раскопках и лейтенант Граф, один из героев операции


Один из отрядов потратил массу времени на раскопки руин, из-под которых слышался жалобный писк. Это оказалась кошка. Матросы были разочарованы, и мимо другой груды развалин, откуда неслись такие же стоны, хотели пройти не задерживаясь, но все же побоялись пропустить настоящую жертву и ломами продолбили шурф. На сей раз их раскопки увенчались полным успехом: в заваленном подвальчике обнаружилась кроватка с годовалым малышом.

«Разделясь на небольшие отряды, не обращая внимания на ежеминутные обвалы всё ещё падавших зданий и новые, хотя слабые толчки, сотрясающие землю, они храбро лазали по грудам мусора и кричали: „Эй, синьор, синьор!“ И если в ответ им раздавался стон или крик, они принимались за работу, покрикивая выученные по-итальянски слова: „Сейчас! Держитесь!“.

Перемазанные пылью и грязью, оборванные, моряки на вид не слишком отличались от спасаемых ими обывателей. Работа шла с остервенением, бывали случаи, когда отряды отказывались сменяться и продолжали раскопки, невзирая ни на усталость, ни на риск».

Александр Бунге, руководитель медицинской службы отряда, развернул импровизированный госпиталь. Дюжина врачей - и тысячи пациентов с самыми жуткими травмами. Ушибы, переломы, ожоги, некроз. На кораблях были хорошо подготовленные опытные медики, иные - с опытом русско-японской. Но даже их искусства не хватало для помощи огромным массам нуждающихся. Операции делались под открытым небом на составленных столах.

Это было начало ХХ века, об оснащении и выучке современных спасателей не приходилось и мечтать, а устоявшие конструкции были крайне шаткими. Бывало, что моряки сами гибли под завалами, тем более что периодически злосчастный город продолжало потряхивать. Едва не погиб флагманский инженер-механик Петр Федоров: он залез за умирающим в шурф и был засыпан в результате нового толчка, его насилу через час удалось откопать товарищам. Некоторым повезло меньше: шестеро моряков погибли под новыми завалами вместе с теми, кого спасали.

Мало того, по руинам бегали бешеные собаки, добирающиеся до мертвецов, а также ходили банды мародеров. Из полуразвалившейся тюрьмы убежали более семисот заключенных. Эти тоже начали своего рода спасательные работы - правда, спасали они в основном банкноты из руин банка. Русским периодически приходилось не то что ловить этих деятелей, а выдерживать вполне полноценные перестрелки с одуревшими от безнаказанности уголовниками.

Помимо всего сказанного, будто этого мало, над городом постоянно шли ливни и свирепствовал ветер. Природа не была особо склонна к тому, чтобы смилостивиться над погибающими и спасателями. Но экипажи не просто бестрепетно шли в этот ад, разверзшийся посреди рая, они отказывались уходить. «Тут ведь христианские души», - заметил неизвестный матрос. И все, с таким ultima ratio ничего не поделаешь, «христианские души» - и раскопки не прерываются на обед. «Христианские души» - и вместо того, чтобы уходить после смены, поисковая группа продолжает остервенело долбить развалины. «Христианские души» - и это достаточное основание, чтобы завязаться узлом и пролезть в пролом, в какой с трудом сумела бы втиснуться и собака. «Наши матросы - золото», - резюмировал офицер с «Цесаревича». Железнодорожник Антонин Сибилла вместе с женой был вынут матросами из-под земли, тяжело раненным, почти без одежды, незадолго до того, как до этого места добрался пожар. Один из матросов завернул в платок свои деньги, и сунул их итальянцу, который так и не сумел отговорить своего упрямого спасителя. Сибилла оказался человек чести. Позже он передал русскому консулу этот платок и двадцать лир золотом. Какой-то унтер-офицер нацарапал фамилию того матроса, так что его удалось найти. Специальным приказом контр-адмирал Эссен приказал выдать деньги и платок Юстину Нечипоруку со «Славы», платок матрос обязался хранить.

Постепенно подтягивалась помощь. Явился отряд англичан, появились еще две русские канонерки, прибывали итальянские врачи. Общими усилиями моряки двух наций отстреливали мародеров, откапывали засыпанных и спасали раненых. Периодически, набрав по несколько сот раненых, какой-то из кораблей уходил в порты материковой Италии, возвращаясь с провиантом и медикаментами. В ходе этого курсирования чуть не случилась беда со «Славой». Броненосец попытался встать на якорь, но рельеф дна изменился, и там, где должна была быть отмель, оказался провал. «Слава» ограничилась потерей якоря с цепью, но душевного спокойствия такой эпизод не добавил.

Эти рейды составляли отдельную драму. Люди продолжали умирать и на борту. Их тела зашивали в парусину и предавали морю.

Слева - «Богатырь», справа на заднем фоне - «Слава»


Один из участников эвакуации, гардемарин Вахтин с «Богатыря», едва не усыновил маленькую итальянку. Он вытащил ее из-под завала, отнес на борт крейсера, при переходе она жила в его каюте. Девочка успела привязаться к моряку, у того даже хватило времени отстучать в Петербург телеграмму своей матери, чтобы та забрала ребенка, но в конечном итоге разубедили порывистого гардемарина лично герцогиня д’Аоста и один итальянский адмирал. Тот был бездетным, и чтобы не разлучать девочку с ее отечеством, опасаясь за здоровье ребенка в балтийском климате, Вахтин все же согласился.

К 16 января в Мессине, наконец, установился относительный порядок. В городе функционировала уже местная, итальянская медицинская и спасательная служба, которой помогали армия и полиция. К этому моменту моряки откопали более 1800 живых людей из-под завалов. Примерно столько же раненых боевые корабли доставили до уцелевших итальянских портов. Тысячи людей, не заваленных, но пострадавших, получили медицинскую помощь. Около 60 тысяч человек из 150-тысячного населения Мессины погибли, но жертв было бы больше, не выбери отряд с Балтики Италию местом своих учений.

Моряки переносят раненых и переправляют их на корабли


16 января броненосцы и крейсеры ушли обратно в Аугусту, а оттуда в соответствии с программой прерванных учений - в Египет.

Моряков Литвинова чествовали восторженнее, чем в наше время голливудских звезд. Тон итальянской и вообще европейской прессы был восторженным. Неделю геркулесовых подвигов адмирал описал лаконично: «Раскопки велись изо всех сил, работа всего личного состава вверенного мне отряда выше похвалы». «В сущности, мы ведь исполнили только человеческий долг», - философски добавлял лейтенант Граф. - «Разве моряки русского императорского флота могли отнестись иначе к несчастью другой нации». Зато итальянцы в выражениях не сдерживалась. «Вечную и нетленную страницу в историю Мессины вписали светловолосые славяне, столь сдержанные на вид и столь отзывчивые на деле», - «Ла Стампа». «Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили… Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии…» - из письма итальянских врачей. Итальянскими наградами были отмечены все участники операции.

Общество было с репортерами полностью согласно, спасателей поили шампанским, зазывали в театры и на приемы, вплоть до жалоб от англичан (!), которым итальянцы непрерывными чествованиями не давали оказать русским какие-нибудь знаки внимания. На репутацию России спасательная операция в Мессине оказала совершенно определенное действие. Император на аудиенции сказал Литвинову следующее: «Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за всё моё царствование».

Эта история навеки отпечаталась в памяти всех ее участников. «Прошло уже 25 лет с того дня, - писал уже немолодым мужчиной Георгий Вахтин, - я многое пережил за это время: и войну, и жестокую революцию, видел много горя и страдания, но запах этих „мессинских“ трупов до сих пор преследует меня».

Судьба участников этого потрясающего похода сложилась по-разному. Адмирал Владимир Иванович Литвинов был убит в 1919 году во время красного террора. А, например, командиру «Макарова» Пономареву его доблесть сослужила службу. В Константинополе его, зарабатывающего на еду ночным сторожем, случайно встретил итальянский дипломат. Потрясенный итальянец заставил гордого офицера написать открытое письмо в Мессину. И уже итальянцы пришли на помощь своему недавнему благодетелю: Пономареву и другим оказавшимся в эмиграции морякам Мессинского похода собирала деньги вся община восстановленного города. Те, кого удалось отыскать после хаоса Гражданской, были спасены от нищеты общиной того города, который они восстанавливали из развалин.

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

QR-код адреса страницы:

Оригинал взят у humus в Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию. Часть 2

Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию. Часть 1
Телеграмма контр-адмирала В. Литвинова Морскому министру гласила: «Мессина многие города на побережье Сицилии и Калабрийском берегу совершенно разрушены население в панике засыпанных и раненых насчитывают тысячами точка команды заняты откапыванием людей оказываем помощь пострадавшим точка сегодня посылаю крейсер Адмирал Макаров для отвоза Неаполь четырехсот раненных. 2495. Подписал Литвинов».
Панорама Мессины со стоящими на рейде русскими кораблями


С кораблей на берег были немедленно направлены спасательные группы, включавшие в свой состав спасателей, медиков и санитаров. Погрузив в баркасы, паровые и моторные катера медикаменты, хирургические инструменты, носилки, матросы, врачи и санитары в 8 часов 30 минут утра двинулись к берегу.
Русские моряки отправляются на разбор развалин

То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Разрушенный водопровод, полное отсутствие еды и лекарств - такой предстала Мессина перед спасателями. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «…Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении…».
Развалины жилых домов

Город или то, что от него осталось, разбили на участки и улицы, и каждой группе поставлена была задача - искать живых. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.
Моряки с русского броненосца "Слава" помогают в расчистке завалов

Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Ориентировались по крикам и стонам людей, раздававшихся из развалин.
Моряки на расчистке завалов

Тут же организовали перевязочные пункты и своего рода «госпиталь», на которые стали переносить раненых. Организовал этот «госпиталь» и перевязочные пункты флагманский врач Балтийского отряда действительный тайный советник Александр Александрович Бунге, в прошлом известный полярный путешественник. В этом ему помогали: младший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский асессор Адам Александрович Шишло, старший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Вячеславович Емельянов, младший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» надворный советник доктор медицины Владимир Казимирович Лубо, старший судовой врач крейсера «Богатыр» коллежский советник Флориан Францевич Гласко, старший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский советник Николай Новиков, младший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Каллина, младший судовой врач крейсера «Богатырь» коллежский асессор Петр Бачинский, старший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» коллежский советник Юрий Каружась. По прибытии в бухту Мессины канонерских лодок «Кореец» и «Гиляк» к ним присоединились судовые врачи этих кораблей: коллежский асессор Николай Востросаблин и коллежский советник Владимир Госс соответственно. Необходимо отметить, что Н. Востросаблин был первым врачом созданного в Кронштадте в 1904 г. накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. первого соединения первых подводных лодок. Это он разработал первую инструкцию «О санитарных мероприятиях на подводных лодках».
Оказание помощи местным жителям

Ни докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.

У пострадавших в основном были как закрытые повреждения (ушибы, ранения и разрывы мягких тканей, повреждение костей и суставов, закрытые переломы костей, вывихи) так и открытые повреждения, раны сопровождающиеся нарушением целостности кожных покровов, ожоги различных степеней. У тяжело пострадавших были множественные переломы ребер. Страх породил шок, коллапс, травматический невроз.
Жертвы землетрясения

А на улицах и пустырях лежали и ползали раненые. По развалинам бродили обезумевшие от пережитого, оборванные, полунагие люди, разыскивавшие своих родных, зовущие детей.
Русские моряки переносят тела жертв

Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин.
Извлечение тел из под обломков

Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших, но уже в первый день удалось спасти более ста человек.
Участник событий матрос линейного корабля "Слава" И.М.Моисеев на фоне развалин

Раскапывали вручную, причем на развалинах при продолжающихся подземных толчках, опасность грозила почти одинаково как спасаемым, так и спасателям. Но моряки пробирались туда, куда, казалось, невозможно было проникнуть и разбирали вручную развалины. Малейшее движение обрушивало стены, заваливая тех, кого можно было спасти. Одного из русских смельчаков, выносившего на руках девушку, обвалившаяся стена похоронила вместе с его ношей. Из вахтенного журнала линейного корабля «Цесаревич»: «30 (17) декабря. 11.50. …При проверке команды выяснилось, что нет минеров Василия Салангина и Ивана Врублевского».
Но команды продолжали разбирать завалы, они отказывались от пищи и отдыха - их приходилось отправлять на корабли силой приказа. Русским морякам приходилось не только разбирать завалы, подвергаясь опасности попасть под обрушивающиеся стены, вытаскивать погребенных, успокаивать обезумевших от горя и страданий, но нередко отстреливаться от банд мародеров, грабивших полуразрушенный банк, магазины. Толчки «освободили» из тюрьмы Капуччини 750 заключенных. Они разбрелись по руинам мародерствовать и убивать. Итальянский репортер свидетельствовал: «…Отнимая денежный шкаф сицилийского банка у бандитов, русские матросы вынуждены были выдержать борьбу с кучкой грабителей, в три раза превосходивших их по численности. При этом шестеро матросов были ранены».
Итальянские моряки переносят раненных

В полдень прибыли корабли английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалеку от бедствующего города. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами. Экипажи с кораблей английской эскадры присоединились к русским морякам по спасению пострадавших.

Корабли Англии, России, США и Франции на рейде Мессины

Американский корабль "Скорпион"

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий.
Расчистка завалов

Из представления командира линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову: «…Старший механик вверенного мне корабля штабс-капитан Федоров при откапывании человека, засыпанного развалинами дома в Мессине, подвергал свою жизнь весьма серьезной опасности, самоотверженно пролезши в прорытую пещеру, и будучи засыпан обвалом, он спасся случайно только тем, что соседняя стена обвалилась в другую сторону. При обвале стены в сторону разрушенного дома, пещера в которой находился штабс-капитан Федоров не выдержала бы, и он был бы раздавлен. За такой самоотверженный и человеколюбивый поступок прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении его медалью за спасение погибающих. Рейд г. Виго 11 февраля 1909 г. Командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Любимов».
Американские моряки пытаются обнаружить среди руин тела американского консула и его супруги

Английские моряки в Мессине

Из рапорта командира Балтийского отряда контр-адмирала В. Литвинова Начальнику Главного морского штаба: «…Прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении старшего инженер механика корабля «Цесаревич», штабс-капитана Федорова медалью «За спасение погибавших» 4-й степени. Виго 13 февраля 1909 г. Начальник Балтийского отряда контр-адмирал В. Литвинов».
Перевозка раненных мессинцев на русские корабли

Смена команд происходила через шесть часов, но многие по-прежнему отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!». Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Таранто. Линкор «Слава» с 600 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.
Спасенный ребенок на корабле

Из телеграммы Литвинова Морскому министру от 31 (18) декабря: «…Вследствие переполнения больных в ближайших городах сегодня послал корабль «Славу» в Неаполь для отвоза 600 раненных и доставки оттуда перевязочных материалов и дезинфекционных средств. Ночью с кораблем «Цесаревич» ухожу в Сиракузы для отвоза раненных и приемки угля. Пришедшие сегодня канонерские лодки «Кореец» и «Гиляк» вечером уходят в Таранто и, сдав там принятых из Мессины раненных, проследуют в Пирей». Позже итальянские врачи написали морскому министру России: «…Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили… Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии… Да здравствует Россия!!!». Всего русскими моряками была оказана помощь около 2400 пострадавшим.
Шалаши, в которых ютились жители Мессины после катастрофы

Лишенные крова жители Мессины

Из телеграммы Литвинова Морскому министру от 31 (18) декабря, посланной из Неаполя: «…Сегодня прибывшие в Мессину Король и Королева Италии посетили корабли «Цесаревич» и «Славу» и благодарили за помощь населению. Бедствие ужасное. Средств для спасения засыпанных мало. Погибших не менее 50.000 в одной Мессине, не считая унесенных волною в море. Работа всего личного состава вверенного мне отряда выше похвалы».

Из письма Морскому министру из г. Бари, полученного 7 января 1909 г. (по новому стилю): «Ваше Превосходительство! Позвольте и нам присоединить наши голоса к всеобщему хору благословений, исходящих из глубины сердец Итальянской нации, за подвиги героизма, проявленные доблестными Вашими моряками в ужасной катастрофе, постигшей нашу родину. Мы пришли в Неаполь на Вашем прекрасном крейсере «Адмирал Макаров», направлявшемся в Мессину для того, чтобы разыскивать там наших родных. Мы не в силах описать Вашему Превосходительству все, более чем братские заботы, которыми командир этого судна и все его офицеры нас окружали. Мы на месте бедствия были свидетелями сверхчеловеческих подвигов этих божественных героев, которые будто сошли к нам с небес. Память об этих подвигах никогда не изгладится из наших сердец. Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии, и мы были бы глубоко признательны Вашему Превосходительству, если бы Вы соблаговолили выразить от себя командиру и всему экипажу крейсера «Адмирал Макаров» нашу бесконечную благодарность и вечную преданность; тем более что командир этого крейсера, по своей непостижимой скромности (еще большей, чем его доброта) не пожелал выслушать нашу сердечную признательность. Да поймет Ваше Превосходительство наши чувства лучше, нежели мы умеем их выразить словами, т. к. никакое слово не в силах передать грандиозность подвигов этих героев. Да здравствует Россия! Искренне преданны Вашему Превосходительству доктор Константино Скиорчи и доктор Антонио Де-Викарис».
1 (14) марта в мессинскую гавань под звуки оркестра вошел крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нем были строки: «Вам, славным сынам благородной земли, героизм которых войдет в историю, первым поспешившим на помощь тем, кому грозила верная смерть от ярости стихии…».
Итальянское правительство наградило участников спасения. Контр-адмиралу Литвинову вручили Большой крест Итальянской короны, командирам кораблей и врачам - Командорские кресты. И все без исключения получили "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года".
Благотворительные марки разных стран выпущенных в пользу жителей Мессины

Благодарность жителей Мессины русским морякам за великое чувство сострадания, проявленное в их самоотверженной помощи, трудно переоценить. Рассказывали, что когда один русский морской офицер, участник "мессинских дней", после революции 1917 г. случайно оказался на Сицилии без средств к существованию, жители острова, увидев у него серебряную медаль с бело-зеленой лентой, через муниципалитет предложили ему пожизненную пенсию и небольшой дом с виноградником. События вековой давности не забыты. О русских моряках рассказывают и сегодня на уроках истории в школах Италии. В новых районах нынешней "большой Мессины", прежде бывших окраинными деревнями, как и весь город, лежавшими в развалинах после землетрясения, можно встретить таблички с названиями "Улица российских героев-моряков 1908 года", "Улица русских моряков", "Улица русских моряков Балтийской эскадры".
Что же до самих моряков... По возвращении в Петербург император Николай II, пожимая руку командующему эскадрой контр-адмиралу Литвинову, так выразил свою оценку действиям моряков: "Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование..."
Передача членами Мессинского муниципалитета диплома и золотой медали «за самоотверженность и человеколюбие». Борт КР Аврора, 12 марта 1911 года

Награды за участие в спасении жителей Мессины во время землетрясения

Все прекрасно знают, что Мессина великолепное место для отдыха , которое славится не только на всю Италию, как прекрасный курорт, но и на весь мир. Древняя история, корнями, уходящая в восьмой век до нашей эры и отличное географическое расположение, делают этот город хорошим местом для всех любителей европейского отдыха. Красивые морские заливы, торговые площади, огромные цитрусовые сады – все это про Мессину. Но сегодня рассказ будет про одну из самых страшных страниц в истории Мессины и Сицлии: землетрясении на Сицилии 1908 года.

Древние греки верили, что именно в этой области живут страшные чудовища из мифов . Но, больше всего их пугали землетрясения, то и дело сотрясающие весь «итальянский сапожок».

Землетрясение в Мессине 1908 года

Однако самое жуткое землетрясение в Мессине, да и во всей Европе, кстати, произошло не в древности, а относительно недавно – 28 декабря 1908 года . Произошло это ранним утром, когда практически все жители города мирно спали в своих постелях. Один только первый толчок дал начало самому грандиозному и ужасающему из землетрясений Европе. На земле и под водой начались сдвиги, быстро расходящиеся в стороны. Через несколько часов Мессина и практически все близлежащие рыбацкие деревни уже не были похожи на места обитания людей, но выглядели сплошными мрачными руинами.

Но, это был далеко не конец. Спустя некоторое время воды моря отошли на пятьдесят метров от берега, а после все побережье от Катании до Мессины испытало на себе огромную шестиметровую волну , прорвавшуюся вглубь острова. Калабрия пострадала еще больше. Возле Реджио толчки были также большей силы, чем где-либо еще на Сицилии, но именно Мессина потеряла больше всего своих жителей и туристов, любивших город в качестве места своего отдыха. Связь со всеми другими поселениями Италии была полностью прервана, из-за чего помощь долгое время не высылали, попросту не зная об ужасном происшествии на острове.

Русская спасательная экспедиция в Мессину: Подготовка

Удивительно, но первыми на зов о помощи откликнулись моряки из России . Уже через сутки на берег высадились моряки русского военно-морского флота с целым штатом врачей, способных оказать первую помощь пострадавшим. Шесть сотен моряков быстро восстановили порядок среди руин, оставшихся от городов и деревень. Через несколько часов к берегу причалили и английские моряки , которые взяли под контроль города и деревни, где у русских матросов не хватало людей и времени установить порядок.

Русские моряки оказались поблизости не просто так. После того, как была завершена русско-японская война , в целом крайне неудачная для Российской Империи, военно-морской флот был в одном из худших своих состояний за всю историю. Чтобы обучить новый командный состав, в 1906 году командование сформировало целую эскадру для длительного похода за границу. Два линкора и два крейсера находились под командованием Литвинова В.И . Главная цель – обмен опытом с союзниками и обучение личного состава по новому образцу. Главное правило – с честью представить свое государство за рубежом и перенять как можно больше положительного опыта у своих коллег из других стран.

В 1908 году вся эскадра через Финский залив, огибая Европу, направилась в воды Средиземного моря, как и было указано в изначальном плане учений. Всего в нескольких километрах от берегов Испании было проведено несколько учебных маневров, которые были направлены на воспитание новых лучших офицеров для русских ВМС. После этого путь кораблей лежал в Италию – место прибытия порт Аугуста , который находится на востоке Сицилии , всего в 150 километрах от Мессины. Корабли прибыли в Аугусту в штатном порядке 15 декабря 1908 года и уже на месте продолжили учения.

Утро 28 декабря стало временем жуткой трагедии . Мессина содрогнулась от страшных подземных толчков, сместивших целые пласты земли и разрушив 95% всех построек в регионе. Трех толчков хватило для того, чтобы все на побережье Сицилии и Калабрии превратить в дымящиеся руины.

Ранним утром матросы русских военно-морских сил проснулись от очень сильного и громкого гула , после которого последовало несколько ударов по корпусам кораблей, пришвартованных в порту Аугусты. За этим последовала высокая волна , захлестнувшая бухту. Она была настолько сильной, что все корабли у берега развернуло вокруг своей оси . Прошло еще десять минут и ситуация успокоилась. О толчках напоминала только рябь на морской воде.

К вечеру до командования русской эскадры стали доходить слухи о масштабах случившегося. Уже вечером к Литвинову обратился А. Макеев , служивший на должности посла Российской Империи в Италии. Он попросил моряков помочь пострадавшим от землетрясения близ Мессины. Отправив письмо в Петербург, Литвинов незамедлительно организовал спасательную экспедицию, в которую вошел весь личный состав, находящийся под его командованием.

Пока корабли были в море на пути к побережью Мессины, на борту проводился инструктаж относительно оказания быстрой первой помощи людям, которые пострадали от мощного землетрясения. Формировались специальные спасательные группы, каждая из нескольких матросов, врача и других специалистов. Была организована грамотная выдача инструментов и продовольствия, которые могли понадобиться во время спасения пострадавших. Также оперативно подготавливались мед. части линкоров и крейсеров для приема людей на борт. Полное руководство над медицинским штатом экспедиции взял на себя доктор Бунге – известный специалист, долгие годы работавший в Заполярье .

Землетрясение в Мессине: Помощь пострадавшим

По прибытии в Мессину перед русскими матросами открылась ужасная картина . Практически все постройки лежали в руинах , от большого торгового порта города ничего не осталось. Жители , сумевшие остаться в живых, не помня себя от горя, просили им помочь . Тысячи завалов не были безмолвными – люди плакали и кричали среди обломков разрушенных зданий. По всей территории города были видны пожары разной величины.

Первым делом была организована расчистка завалов , под которыми находились люди. Сложнее всего было в первый день, когда толчки все еще продолжались время от времени. Новые обрушения могли стать причиной смерти и тех, кто оказывал помощь.

На берегу быстро развернули несколько крупных медицинских пунктов , где можно было получить первую помощь. Там перевязывали больных и даже делали операции , практически в полевых условиях. Как покажет время, эти пункты спасли тысячи жизней . Без помощи русских моряков и медиков многие жители Мессины погибли бы . Также, огромную поддержку оказали английские моряки , прибывшие в эпицентр землетрясения в Мессине всего на несколько часов позже.

Работа по спасению пострадавших от землетрясения на Сицилии продолжалась двадцать четыре часа в сутки . Из-под завалов только за первые два дня удалось извлечь почти две тысячи пострадавших. Детей, стариков, женщин и тяжело раненных больных российские корабли целыми группами переправляли к ближайшим уцелевшим населенным пунктам, где они могли получить квалифицированную медицинскую помощь, ночлег и пищу. На обратном пути корабли загружали провизией, водой и медикаментами, которые практически сразу раздавались нуждающимся.

Последствия землетрясения в Мессине на Сицилии

До сих пор точное количество погибших во время землетрясения в Мессине 1908 года неизвестно. По некоторым данным простились с жизнью почти 45% всего населения региона . Это около ста тысяч человек, которые просто были не готовы к столь мощному удару стихии и за день до случившегося ничего не подозревали.

Когда спасательная операция закончилась, итальянские врачи отправили командованию ВМС Российской Империи письмо со своими благодарностями , за труд и заботу, за помощь всем, кто пострадал от ужасного землетрясения.

Правительство Италии наградило русских врачей, работавших в Мессине, орденами и личной благодарностью. Также не забыли и о командирском составе русской эскадры, который сумел правильно скоординировать действия личного состава кораблей и вовремя оказать помощь жителям региона. В память о том, что сделали моряки из России , все они были представлены к награде серебряными медалями . В спасательной операции участвовали шесть тысяч моряков и три сотни медиков .

После завершения своей миссии, российские моряки продолжили свою экспедицию, отправившись к берегам Александрии .

Городские власти Мессины также не забыли подвига русских моряков. Два года спустя после землетрясения, жители собрали деньги на большую медаль из чистого золота , которую вручили всему российскому флоту. Также в городе находится скульптура , изображающая спасателей жителей Мессины, которые в 1908 году пришли на помощь в трудную минуту. Награды были переданы лично в руки командиру «Авроры» — корабль специально прибыл в порт Мессины в 1910 году.

Память о помощи моряков хранится мессинцами по сей день . Многие улочки города названы в честь русских матросов и врачей , которые особенно отличились во время спасательной операции. Одна из памятных досок на здании городского совета Мессины также установлена в честь всего состава эскадры , пришедшей на помощь во время землетрясения 1908 года.

Среди местных жителей до сих пор принято называть русских матросов «Голубыми ангелами». В памяти потомков людей, переживших страшную трагедию начала века, российский флот действительно остался именно таким – они пришли с моря, внезапно, в ярко-голубой форме, и спасли тысячи жизней. Годы идут, но память об этом подвиге останется еще на многие века…

Землетрясения на Сицилии в наши дни

Сицилия – сейсмоопасный регион. Периодически тут бывают землетрясения, но, как правило, они очень слабые. Последнее произошло в феврале 2016 года с амплитудой в 4 балла по шкале Рихтера. Никаких жертв и разрушений с 1908 года на Сицилии не было.

В эти дни гвардейский ракетный крейсер Черноморского флота «Москва» участвует в празднествах в честь русских моряков, 100 лет назад оказавших помощь береговой Италии, которая пострадала от ужасного землетрясения. Предлагаем вниманию читателя повествующую о землетрясении главу из книги «Гангутская победа и другие подвиги моряков и судов родного флота» (С.Петербург, типография Т-ва Суворова – «Новое время», 1914 год; авторы - мичман А.С. Манштейн и капитан 2-го ранга А.В. Домбровский).

15 декабря 1908 года страшное бедствие постигло цветущую Италию и остров Сицилию. Разразилось внезапно землетрясение, стершее с лица земли целые города и унесшее сотни тысяч человеческих жизней. Вот тут, в этом бедствии чуждого нам народа, наши моряки показали себя достойными быть поставленными в ряды прославляемых военных героев. Слава об их подвигах человеколюбия и самоотвержения облетела весь мир. Оценил их и русский народ: он простил морякам их военные неудачи, сознал, что не одни они в них виновны, и вернул флоту свое прежнее доверие, и на развалинах погибшей Мессины совершилось воскресение потерянной в войне нашей морской силы.


Балтийский отряд, назначенный в зимнее заграничное плавание с корабельными гардемаринами и учениками унтер-офицеров, уже месяц был в Средиземном море. Из России отряд под командой контр-адмирала Литвинова ушел в первых числах октября, в составе трех судов: линейных кораблей «Цесаревича» и «Славы» и крейсера «Богатырь», а в середине ноября, во время стоянки в Бизерте (французский военный порт в Тунисе), к отряду присоединился и четвертый товарищ, только недавно законченный отделкой, крейсер «Адмирал «Макаров».

Учебная программа, выполняемая за зиму отрядом, была очень обширна, и адмирал счал за лучшее посвятить ей, главным образом, первую половину плавания, чтобы вторую иметь в запасе, на случай, если бы что-нибудь помешало. За границей нелегко найти место, где с удобством и без допломатических неприятностей можно было бы производить учебные артиллерийские и минные стрельбы.

Все кругом дышит миром, спокойствием и ничто, кажется, не в состоянии этот мир нарушить. Только Этна сильно, необычно курится, и дым с паром густыми клубами вырывается из кратера и стелется по вершине горы, сливаясь с плывущими мимо облаками.

В ночь с 15-го на 16-ое декабря все было спокойно на отряде. После трудового дня отдыхала команда. Давно уже разошлись по каютам офицеры, и бодрствовали только вахтенные. Чудная южная ночь, которую знают у нас разве только на Черном море, витала над Сицилиейю В воздухе царила тишина.

Как вдруг, около трех часов, послышался какой-то отдаленный гул и удар, точно где-то вдали взорвалась огромная мина; скоро после него – второй, а вслед за ним – третий. Через несколько времени в бухту вошла какая-то особенная мертвая зыбь, раскачавшая корабли. Все было настолько странно и неожиданно, что первое время не могли разобраться, что такое случилось. Ясно было, что произошло что-то необычное и в недалеком расстоянии; должно быть, Этна готовит какой-нибудь сюрприз.

На утро дело разъяснилось. Из Катании к адмиралу прибыл наш вице-консул Макеев и привез ужасную весть: произошло страшное землетрясение в Южной Италии и Сицилии. Города Мессина, Реджио и многие другие сильно пострадали; оказалось много погибших; местные власти были бессильны и просили помощи у нашего адмирала. О размерах бедствия можно было отчасти судить по силе ударов; вероятно, оно было огромное, и необходима была немедленная широкая помощь.

Адмирал тотчас же собрал к себе командиров и объявил, что вечером отряд снимется с якоря, чтобы к рассвету уже быть в Мессине. Это решение было восторженно встречено на судах. Трудно описать чувства, наполнявшие всех в эти моменты. Тут была и глубокая жалость, и искреннее желание помочь, насколько хватит сил, несчастным итальянцам, гостеприимством которых теперь пользовался отряд.

К вечеру выяснились подробности несчастия. Оказалось, что Мессина и некоторые другие города разрушены до основания и почти все жители их погребены под развалинами. Известия эти презвошли все самые мрачные предположения.

От порта Августы до Мессины – около 80 миль. Отряд, делая 11-12 узлов, мог придти к проливу часам к четырем утра. Эту ночь на судах далеко за полночь продолжалось необычное оживление; не до сна было. В кают-кампаниях офицеры обсуждали порядок работ и распределяли обязанности: разбивали команду на группы, расчитывали на них шанцевым инструмент, который впервые после войны мог сослужить действительную службу, и составляли общий план действий.

В лазаретах работа кипела. «Мобилизованы» были все медицинские силы, вытаскивались их подшхиперской «неприкосновенные запасы», готовились компрессы, бинты, мази, промывания, словом, врачи и их помощники всех званий перешли на военное положение, предвидя большую и серьезную работу.

В помещениях гардемарин тоже царило сильное оживление. Забыты были на время все житейские неудобства м служебные неприятности, нередко омрачавшие безмятежное настроение этой славной молодежи. Повседневные интересы отошли на задний план, уступив место одному чувству, чувству юношеского нетерпения и порыва к великому делу человеколюбия.

С рассветом открылись берега Мессинского пролива, подернутые еще утренней дымкой. Даже в прекрасные морские бинокли нельзя еще ничего разобрать на земле. Но море уже гораздо раньше дало подтверждение ужасов, о которых сообщали полученные вечером телеграммы.

В бинокль кое-где можно уже рассмотреть рухнувшую крышу или стену или покосившуюся колокольню.


Чем ближе к Мессине, тем более зловещий вид открывается перед глазами. На итальянском берегу раскинулся город Реджио. Солнце еще не вышло из-за гор Калабрии, и город тонет в тени. Однако в нем уже заметно разрушение; видны, правда смутно еще, настоящие развалины.

Впереди, над Мессиной, в воздухе высоко плывут столбы дыма. Сам город еще прячется за мысом.

Какой ужасный контраст представляла теперешняя Мессина с той, которую знали раньше!

Издали еще трудно было вполне судить о том, что произошло с городом; фасады дворцов на набережной почти все стояли целые, кое-где только заметно было, что с домов исчезли крыши, да в одном месте, как раз посередине набережной, вместо здания была огромная бесформенная куча чего-то серого. Чем ближе, тем виднее становилось, что бедствие действительно велико; начали показываться, как прежде в деревушках, обвалившиеся стены, упавшие купола церквей, провалившиеся крыши и рухнувшие целые дома. Местами город горел.

На набережной, здесь и там, виднелисьнебольшие кучки народа, как-то странно жавшиеся к самому берегу. В гавани стояло несколько пароходов. Один, должно быть, был выброшен на стенку; он вылез из воды и сильно накренился.

В порту и городе царила жуткая тишина.

Отряд медленно приближался к назначенным по диспозиции местам. На суда как будто передалось молчание города: не слышно было даже обычных команд и интер-офицерских дудок – все говорилось вполголоса и исполнялось безмолвно; даже лотовые, выкликавшие глубину, как-то особенно серьезно отчеканивали свои сажени. Многие снимали фуражки и крестились; чувствовалось, что много людей, только вчера наслаждавшихся благами жизни, сегодня нуждаются лишь в последней молитве об успокоении их душ.

Сейчас же после постановки на якорь первые партии отправились на берег, туда, где виднелись люди.

С моря представлялась сотая доля того, что увидели на берегу; это было полное разрушение. Дворцы и отели на набережной, казавшиеся издали вполне сохранившимися, на самом деле были пости все совершенно разрушены: держались одни лишь фасады, а остальное – крыши, потолки, полы и частью стены, - все обвалилось и образовало внутри груду ужасных бесформенных обломков, под которыми были погребены все, кого застало в домах землетрясение.

Улицы были загромождены камнями и целыми стенами, упавшими поперек. Множество домов обратилось в кучи серого мусора, из которого торчали обломки стропил, балок и мебели. У некоторых зданий отвалилась одна стена, а остальные три и часть полов и потолков сохранилась, так что видна была, как на сцене театра, вся обстановка комнат в трех и четырех этажах.

Собор вблизи набережной раскололся пополам: часть купола провалилась, а другая осталась стоять, угрожая ежеминутно падением.

В другом месте, в узеньком переулке, стены двух домов, собиравшиеся рухнуть, прислонились одна к другой, образовав над переулком арку, готовую от малейшего сотрясения упасть и похоронить под собой всякого, кто осмелится под ней пройти.

Среди этих сплошных развалин никого не было видно; все, кто мог двигаться, выбрались из них и столпились на набережной. Больно было глядеть на этих несчастных. Все они одеты были в чем попало: что первое схватили, выбегая из домов, в том и оставались.

Выражение ужаса и страдания, или отчаяния было написано на лицах у большинства. Иные, как будто окаменелые, сидели или стояли на одном месте с неподвижными, бессмысленными лицами. Некоторые, видимо потерявшие рассудок, что-то бормотали, жестикулировали и то рыдали, то хохотали. Немного было таких, которые сохранили некоторое присутствие духа и старались помогать наиболее беспомощным.

Все это бросилось в глаза в первую минуту, но сейчас же забылось, - некогда было останавливаться над этим.

Отряд наш первым пришел в Мессину, и ему первому приходилось подавать помощь несчастным, заживо погребенным, да и уцелевшие нуждались в уходе за собой.

Понравилась статья? Поделитесь ей