Контакты

Онежское озеро бесов нос. Онежские петроглифы. Как джиперу добраться на Бесов Нос

Карелия славится многими заповедными уголками, которые ежегодно манят к себе путешественников со всего мира. Это нетронутая природа, уникальные культурные и исторические памятники, но одним из наиболее загадочных мест является мыс Бесов Нос. Свое название местность получила из-за вытянутой формы, которая действительно напоминает карикатурно вытянутый нос, загнутый книзу и широкий у основания. Протяжность мыса составляет 750 метров, ширина в узкой части - не больше 100 метров. Это одна из красивейших достопримечательностей Карелии, находящаяся всего в паре километров от другого памятника - Успенского Муромского мужского монастыря. Мыс на восточном побережье Онежского озера очень живописен, тут сохранились густые шапки северных лесов, перемежающиеся с крутыми скалами, которые еще называют бараньими лбами. Такое название обусловлено их необычной формой - со стороны движения древнего ледника скалы гладкие и пологие, с противоположной стороны они обрывистые и очень неровные. Сам мыс известен не только богатством природы, но и загадками. Среди местных жителей и уфологов это место имеет славу мистического. По уверениям многих, посещающих этот мыс, тут чувствуется сильный подъем сил, невероятная энергетика.

Как добраться на Бесов Нос?

Дорога на Бесов Нос не такая уж и легкая, обычно используются два автомобильных маршрута:
  • до Шальского, после чего по побережью Онеги до мыса;
  • через Каршево, вдоль русла реки Черной.
Второй маршрут самый короткий - всего 18 км, но именно он является самым сложным. Дорога не самая хорошая, изобилующая резкими поворотами, болотистыми участками, подтоплениями от многочисленных ручьев. Многие автомобилисты пробуют добраться до места при помощи третьего маршрута - через полуразрушенный мост через Сустрежу. Но пройти его смогут только самые подготовленные и имеющие отличное снаряжение - тросы, лебедки, пилы и топоры.

Загадки петроглифов - чем интересен мыс Бесов Нос


Линия мыса изломанная и сложная, она изобилует выходами красных и серых гранитов у воды, нависающими лесными массивами. Именно на пологих скальных выходах находится одна из загадок Бесова Носа - петроглифы, возраст которых не менее пяти тысяч лет. Эти наскальные рисунки древнее пирамид, но обнаружили их сравнительно недавно - всего в середине 19 века. Уникальны петроглифы тем, что они не имеют аналогов во всем мире. Основными фигурами рисунков являются три базовых изображения - ящерицы, рыбы и бесы. Размеры каждого рисунка огромны, они могут достигать двух с половиной метров, но находятся у самой кромки воды. Самым необычным является бес с человекоподобной фигурой, квадратной головой, очень тонкой шеей и маленькими искривленными конечностями. Загадкой является изображение православного креста на его левой руке. Принято считать, то это более позднее изображение, нанесенное монахами. Точное значение петроглифов неизвестно, кроме основных фигур, тут есть танцующие человечки, птицы, олени, полумесяцы. Сразу заметить рисунки не так просто, они обточены временем и водой, добраться до них сложно. Лучшим временем для наблюдения является тихая солнечная погода, когда гладь озера не тронута волнами. В это время рисунки очень хорошо заметны, но только на восходе или закате они кажутся более рельефными, сложно оживающими и выходящими из воды. Кроме петроглифов, на мысе находится заброшенная ныне деревня Бесов Нос, строения которой практически скрыты в малиннике. Один из домов поселка, сохранившийся лучше остальных, связан с местной легендой. Считается, что его построили два брата, но пожить в доме так и не успели - ушли на фронт, где и погибли в бою. А дом так и стоит, ждет своих пропавших хозяев посреди густых зарослей малинника.

Старинный маяк на Онеге


Мыс привлекает не только своими загадками, но и одним из самых старых маяков в России. В Европе маяки строились с древности, но в России они появились только при Петре I. Маяк на Онеге является одним из первых, он построен из дерева, что отличает его от других, для сооружения которых использовался камень и кирпич. Маяк мыса Бесов Нос входит в систему Волго-Балтийского водного пути, еще не так давно он использовался в качестве надежного ориентира для катеров, теплоходов и яхт, но сегодня маяк не действует. Старинная деревянная башня пустует, лестница и нижняя часть строения разобраны, хотя верхняя площадка сохранилась. Многие посетители этих красивейших мест не могут удержаться от того, чтобы не забраться на площадку и оттуда насладиться потрясающими видами на озеро и берег. Мыс Бесов Нос - это уникальный природный заповедник, который манит к себе неизведанными загадками, таинством старинных петроглифов и красотами нетронутой природы. Это один из нетронутых уголков Карелии, который манит к себе путешественников, старающихся проникнуть в тайны этого места.

Бесов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная.

Общие сведения

Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

Примерно в 200 метрах от мыса на запад в озере находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха».

На мысу находится неработающий маяк. В 1 км на восток от мыса, на континенте находятся остатки заброшенной деревни Бесоносовка. Деревня прекратила своё существование в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 15 км восточней на континенте находится посёлок Каршево. Бесов Нос соединяет с Каршево грунтовая лесная дорога.

Приблизительно в 1 км на север от Бесова Носа находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии южнее - мыс Кладовец.

Мыс Бесов Нос и прилегающие мысы - является привычным местом посещения местных рыбаков и охотников - из посёлка Шальского - в 20 км на север вдоль побережья Онежского озера и из Каршева.

Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных экспедиций археологических подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также учёных-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы.

Мыс также являлся важной геодезической точкой и ориентиром водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты. В последние годы Бесов Нос также начали интенсивно посещать автотуристы.

Территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.

Как попасть на мыс Бесов Нос

Есть пять доступных способов:

  1. По реке Чёрная, от посёлка Каршево на лодке.
  2. По дороге от посёлка Каршево около 15 км пешком или на автомобиле повышенной проходимости.
  3. По Онежскому озеру на лодке вдоль берега от посёлка Шальский.
  4. По берегу Онежского озера от посёлка Шальский пешком около 15 км или на автомобиле повышенной проходимости.

5. На автомобиле повышенной проходимости до побережья по Царской дороге близ п. Вытегры, а оттуда на лодке до мыса.

Уважаемые читатели, согласно моему сонному видению, мне было показано на эту тему следующее.

Уважаемые читатели, я уверен, что многие из вас слышали шуточную песенку о «Проклятом острове», из фильма Леонида Гайдая – «Бриллиантовая рука. В ней есть такие слова:

«Крокодил не ловится, не растёт кокос,

Плачут Богу молятся не жалея слёз,
Крокодил не ловится, не растёт кокос»!

Точно так же жили и местные жители на восточном берегу Онежского озера, в районе мыса Бесов Нос, что находится в 1,5 км северней, от впадения в Онежское озеро речки Чёрная.
Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется изображение, называемое «бесом», длиной около двух метров тридцати сантиметров, и которому около 5 тысяч лет.
Изображение «беса», а так же иных петроглифов выполнено на камнях, путём насечек и скола поверхности камней.
Название же изображению «бес», было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI в. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам.
Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Карелии.
Примерно в 1 км., на север от Бесова Носа, находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии, но южнее – мыс Кладовец. Сам мыс Бесов Нос и прилегающие к нему мысы – являются привычным местом посещения местных рыбаков и охотников, а так же различных археологических экспедиций и туристов.
Мыс Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных археологических экспедиций, части подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также ученых-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы. Мыс Бесов Нос одновременно является важной геодезической точкой в ориентировании водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты.
В настоящее время, территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.
Мыс Бесов Нос в последние годы также начали посещать и автотуристы.
Уважаемые читатели, в данном очерке, я так же приглашаю вас посетить мыс Бесов Нос и окунуться совместно со мной, в те далёкие исторические события прошлых дней, происходившие с местными жителями около 5 тысяч лет назад! Итак….

В те далёкие предалёкие времена, когда местные жители мыса Бесов Нос были ещё дикарями, однажды зимой прилетели сюда два инопланетянина на шаровидном летающем аппарате.
Именно этот шаровидный летающий аппарат изображён на отдельных петроглифах, с двумя ножками, за которыми скрыта другая пара ножек.
Забегая вперёд скажу, что главный инопланетянин запрещал местному камнерезчику изображать на петроглифах их шаролёт, а потому он частенько осматривал новые петроглифы и портил их – соединяя линией между собой, эти две ножки. Именно эти «исправленные» ножки НЛО, мы можем видеть на испорченных инопланетянином петроглифах, которые стали похожи на некие грибочки с круглыми шляпками!
Инопланетянин рассчитывал, что люди в будущем времени не смогут догадаться, что же изобразил художник-камнерезчик, когда рисовал эти петроглифы. Уважаемые читатели, мы с вами всё же сумели разгадать тайну испорченных петроглифов!
Инопланетянин портил у художника-камнерезчика и другие петроглифы, которые прямо указывали на присутствие в этом месте инопланетян. На сегодняшний день мы видим, что часть петроглифов на «космическую тему» всё же остались целыми, а это означает, что инопланетянин не успел их испортить.
Данные петроглифы служили древним людям, если к ним применить современную терминологию: альбомом с рисунками для передачи зрительной информации своим наследникам! Ещё, условно этот альбом можно сравнить с учебником, по которому училась молодёжь данного племени.
Например, какой-либо юноша, ложась спать, задавал вопрос отцу или деду, и тот рассказывал ему легенду их племени. На утро же, отец или дед вели юношу к петроглифам, и уже глядя на них, поясняли рассказанную вечером юноше: легенду, быль, предание….

Однако вернёмся к тому моменту приземления инопланетян на вершине холма, когда они увидели из шаролёта бегущего по кустам лося и охотящихся на него 2 охотников, которые были из разных племён.
Так как этот лось пробегал в близи шаролёта инопланетян, то инопланетяне решили всю охоту застопорить! Инопланетяне поочерёдно облучили каждого из них некой «Стоп-энергией» так, что все они замерли, как статуи и не могли пошевелиться!
Инопланетяне вышли из шаролёта и подходили к каждому в отдельности: к первому охотнику, потом ко второму, затем и к самому лосю. Инопланетяне тщательно осмотрели охотников и изъяли у них лук и стрелы. Затем подошли к лосю и вынули из его бока две стрелы, которые лишь, незначительно, пробили его шкуру, а потому лось оставался вполне здоровым.
После обхода всех участников охоты, инопланетяне сняли «Стоп-энергию» с первого охотника и вступили с ним в диалог.
Охотник поведал инопланетянам свою историю об охоте на лося, своём оружии и стал утверждать, что это он убил лося, а потому убитый лось принадлежит ему!
Инопланетяне снова обездвижили первого охотника и сняли «Стоп-энергию» со второго охотника, который так же рассказал инопланетянам свою историю охоты, о своём луке со стрелами и маркировку стрел. Затем охотник стал утверждать, что это он убил лося и убитый им лось по-праву принадлежит ему!
Так как стрела, выпущенная первым охотником, вонзилась в бок лося глубже, чем стрела второго охотника, а сам лось бежал в сторону племени первого охотника, то сами же инопланетяне и рассудили, что лось должен принадлежать первому охотнику.
Второй охотник был возмущён, но ничего поделать не мог, т.к. два чудака из шаролёта пригрозили ему смертью, если тот не уйдёт в своё племя. Инопланетяне пригрозили охотнику, что они просто обездвижат его, и он сам собой замёрзнет в лесу!
Второй охотник действительно дрожал от холода, а потому, огрызаясь и угрожая своей расправой первому охотнику, побрёл в сторону своего племени.
Уважаемые читатели, действительно, охотники и рыболовы из разных племён, очень часто ссорились из-за добычи! В итоге, у них время от времени возникали между племенами побоища! Вот и сейчас: второй охотник обещал вернуться через несколько дней, с группой соплеменников, которые поквитаются с ними за этого лося!
Причина же неудач в охоте крылась в том, что, чтобы убить лося, охотнику надо было бегать за ним по лесу, пока не устанет лось, чтобы подойти к нему на расстояние выстрела из лука.
Вторая причина крылась в том, что лук со стрелами были у них примитивны, стрелы, выпущенные из такого лука, летали не далеко и имели слабую пробивную силу. Вдобавок, на стрелах, не было каких-либо наконечников.
Третья причина была в том, что частенько каждый охотник охотился в одиночку и только для своей семьи!
Если добыча была мелкая, то она вся доставалась охотнику или рыболову.
Если же добыча была крупной, то ею делились со своими родственниками.
Если добыча была особенно крупной (лось, медведь, олень, крупная рыба), то ею делились с другими семьями, особенно с теми семьями, которые бедствовали или не имели в своей семье мужчин.
Те же самые горячие споры о рыбе происходили с рыбаками на Онежском озере. Всё та же техническая отсталость: всего две лодки на одно племя, которые каждый новый день передавались от семьи – к семье. Из рыболовных снастей были: удочка, палка, камень, острога. Итак….

Когда же второй охотник ушёл к себе в племя для агитации мужчин, старший по должности инопланетянин, сказал первому охотнику, что сейчас он оживит лося!
Охотник тут же засуетился и стал умолять инопланетянина, чтобы тот несколько обождал, т.к. ему надо было найти стрелу и лук, чтобы с помощью их убить лося!
Инопланетянин зашёл внутрь шаролёта и нажал на нужную кнопку – окаменевший лось ожил и отбежал от них метров на 50 и остановился, раздумывая: Что же такое это было с ним?
Охотник стал горячиться потерей лося, но инопланетянин спокойно ответил охотнику, что убьёт лося с этого расстояния!
Охотник не поверил инопланетянину и продолжал ругать инопланетянина за то, что тот рано отпустил на волю лося.
Инопланетянин попросил охотника зайти в шаролёт и когда тот зашёл внутрь кабины шаролёта, показательно нажал своим тонким пальчиком на кнопку – лось тут же, как подкошенный, замертво упал на снег, отчего охотник пришёл в восторженное состояние духа!
Радостный охотник спросил инопланетянина, что как тот убил этого лося, т.к. на теле лося не было никаких смертельных ранений.
Инопланетянин просто рассказал охотнику о «чудо-кнопке», с помощью, которой, он может убить каждое живое существо на Земле! Инопланетянин позволил охотнику с помощью «чудо-кнопки», убить ещё и пару птиц.
Охотнику чудо-кнопка очень понравилась, и инопланетянин едва уговорил охотника выйти из шаролёта.
Подобрав пару птиц, охотник повёл инопланетянина в своё племя.

В виду технической и умственной отсталости, люди-дикари голодали и готовы были пойти за каждым, кто их накормит!
Как говорится в одной русской присказке: «Заходи – гостем будешь! Бутылку водки принесёшь – хозяин будешь»!
Так же получилось и здесь, когда люди племени узнали, что их гость пришёл не с пустыми руками, а добыл им лося, то они сразу полюбили его и сделали его почётным гостем племени!
Несколько человек из племени притащили лося, разделали и пожарили на костре. Это был настоящий праздник для всего их племени!

Сидя у костра, инопланетянин поведал дикарям о том, что он послан к ним Богом и теперь жизнь в племени, качественно улучшиться!
Люди-дикари указали на деревянного идола, которому они покланялись и сказали инопланетянину, что он является у них Богом!
Инопланетянин не растерялся и тут же ответил дикарям, что он послан Верховным Богом, который живёт на небе, к их идолу в помощь, который уже устал помогать людям из их племени! Инопланетянин привёл живой пример людям-дикарям, что они сейчас голодают по вине идола, который устал и попросил Бога небесного, чтобы тот прислал ему замену!
Уважаемые читатели, мы с вами знаем, что инопланетянин попросту врал «ладно и складно» дикарям с Онежского озера, а потому объевшиеся мясом лося люди-дикари стали оказывать инопланетянину всякие почести и просить у того прощение за то, что сразу не признали посланника с небес!
Дикари, выпив своей бормотухи, полезли к инопланетянину целоваться, другие же стали приносить ему из своих жилищ – залежалые обереги и редкие кости от животных и рыб, которые были съедены, когда-то ими или даже их древними предками!
В итоге, «мясной пир» закончился, и инопланетянин ушёл с подарками и сувенирами спать к себе в шаролёт, а люди-дикари в свои жилища, которые располагались прямо под кустами, под открытым небом!

Как в бане пристаёт к ягодицам лист берёзового веника, так же пристал к инопланетянину вождь племени, который требовал от него доказательств того, что тот – посланник Бога!
Хитрый инопланетянин решил обмануть назойливого вождя племени тем, что попросил того построить некий высокий сруб из бревен, наверху которого будет находиться их деревянный идол! Далее инопланетянин пояснил вождю, что когда на них нападут люди из другого племени, то они не смогут похитить их идола, т.к. тот будет находиться на верху сруба. Того смельчака, который всё же полезет на вершину сруба, за идолом, можно будет легко убить, ещё внизу!
Такая затея инопланетянина понравилась вождю племени, и он отдал распоряжение построить башенку-сруб для идола.
Сруб был не сплошной, как это обычно бывает у настоящего колодезного сруба, а с пропуском одного бревна. Условно такой сруб можно сравнить, как если бы мы складывали такой сруб из спичек.
Наконец эта деревянная башенка-сруб была построена, и на верху был помещён деревянный идол этого племени.
Каждый вечер люди племени собирались у идола и решали свои проблемы: молились, жаловались, просили подать им знак, просили об удачной охоте и рыбалке, приносили жертву.
Инопланетянин вечерами стал залазить на эту башенку-сруб и стоя рядом с идолом, громко озвучивал своим голосом то, что сказал идол, отвечая людям из племени на те или иные просьбы или их проблемы. Никто другой, кроме этого посланника с неба, залазить на башню не имел права.
Таким образом, инопланетянин захватил власть в племени и стал управлять людьми из племени на своё усмотрение!
Однако вождь стал подозревать инопланетянина в том, что тот говорит от себя, а не от их идола!
Тогда инопланетянин уговорил своего соотечественника по планете в том, чтобы тот заранее залез на башню с идолом и, спрятавшись, отвечал на чаяния людей из племени!
Младший, по-званию, инопланетянин вначале отказывался, но потом вынужден был согласиться, чтобы выручить своего инопланетного командира.
В итоге, вечером возле идола собрались на моление люди из племени, и каждый из них стал что-нибудь спрашивать у идола, а тот стал отвечать им, давая те или иные советы или ответы.
В этот «показательный вечер» внизу башни, рядом с вождём племени, стоял инопланетянин и каждый раз убеждал вождя в том, что это говорит сам идол, а не он!
Вождь лично убедился в том, что ответы даёт идол, а не их новый друг, т.к. тот стоял рядом с вождём!
После этого «фокуса» инопланетянина, люди-дикари стали больше доверять посланнику Небесного Бога и оказывать ему всякие почести, положенные его рангу!
Надо сказать, что инопланетянин-командир успешно правил дикарями, к тому же это он подкреплял не только словами, но и делами. Когда люди-дикари успешно помолятся идолу, считай ему, то он вознаграждал людей удачной охотой или рыбалкой.

Всё бы было хорошо, но люди из соседнего племени решили напасть на это удачливое племя и поквитаться с ними за лося!
Перебежчик сообщил вождю удачливого племени о том, что завтра утром на них нападут люди соседнего племени, которые пригласили к себе в войско мужчин из других племён.
Вождь удачливого племени запаниковал, т.к. воинов у него было меньше, чем у их соседей. Однако на помощь ему пришёл посланник небес, который распорядился делать окопы в щелях между камнями и запасать в них камни, деревянные дротики и палки, луки и стрелы. Сам инопланетянин заночевал в каменном блиндаже, внешне похожим на современную смотровую яму.
Именно каменный блиндаж и был показан в видеоролике, который сняла научная экспедиция. Итак….
Когда воины соседнего племени приблизились к каменным окопам, их успешно атаковали воины удачливого племени под командованием инопланетянина!
Так как воины посланника небес были в каменных щелях, то они страдали от камней, палок и стрел меньше, чем агрессоры. Вдобавок на агрессоров, впервые в их жизни, были брошены некие «огненные шары», состоящие из сухих веток кустарника и сухой травы, которые привели в бегство воинов агрессивного племени.
Бой был жестоким и плотным, но воины посланника небес всё же одолели воинов агрессивного племени и те удрали к себе сказав, что вернутся через пару месяцев вновь.
Воины из агрессивного племени пробирались в каменный блиндаж к двум инопланетянам, но те лихо отбивались от них и их невозможно было победить в поединке.
Именно в этом жестоком бою инопланетянину камнем был выбит правый глаз.
Итак, победа состоялась, бой был выигран, люди из племени благодарили своего посланца с неба!

Всё было бы хорошо у людей-дикарей, но однажды пришёл срок второму инопланетянину возвращаться к себе на планету! Как его не упрашивал остаться командир: ещё побыть на Земле, тот упрямо хотел лететь к себе домой!
Инопланетный командир сообщил об этом вождю племени, который тоже опечалился, т.к. им, при посланнике с неба, жить стало сытнее и спокойнее.
Инопланетянин заверил вождя, что он вернётся через какое-то время обратно на Землю!
Вождь спросил «кормильца», а как он узнает его, если у них там все внешне одинаковы?
Инопланетянин ответил вождю племени, что с него можно снять некий слепок, изображение! Тот пришелец, кто размерами будет схож с этим изображением, тот и будет опознан вождём, как посланник небес!
Решено – сделано! Инопланетянин лёг на каменную плиту, а художник по-камню, высек его внешние данные. Именно этот петроглиф теперь называют – «Бесом»!
Инопланетянин потребовал от вождя, чтобы люди племени приносили кровавую жертву его изображению на камне. Этим самым они будут подпитывать своего посланника с небес!
Когда камнерезчик выдалбливал рот посланнику небес, он нанёс слишком сильный удар, от чего камень дал трещину вверх по лицу изображения инопланетянина.
Камнерезчик испугался, т.к. посланнику небес надо будет вновь ложиться на камень и всю работу производить сначала.
Камнерезчик придумал сказать инопланетянину, что в рот они будут наливать кровь своих жертв, а сверху изображена некая воронка с дыркой внутри через которую будут литься все другие жертвенные приношения с небес!
Инопланетянину едва понравилась такая смутная трактовка камнерезчика, и он не стал требовать с него нового изображения с себя любимого!

Всё бы было хорошо у людей-дикарей, но инопланетянин, который был на шаролёте пилотом, убил человека из соседнего племени! Те обещали придти толпой и убить его!
Инопланетному посланцу ничего не оставалось делать, как только спешно покидать полюбившееся ему племя, в котором его почитали как Бога! В итоге, шаролёт пролетел над племенем и удалился в сторону Баренцева моря!
Когда пришли мужички из другого племени поквитаться с инопланетным пилотом, то вожди всё же сумели договориться между собой, по-причине того, что «обидчик» успел покинуть их навсегда!

Когда инопланетный командир «шаролёта», считавшийся в этом племени посланником небес, прилетел во второй раз, то люди-дикари встретили его недружелюбно! Они схватили его, и повели к себе в племя, где привязали к столбу, чтобы утром повесить его! Милость иноземцу люди-дикари решили сделать в виду того, что инопланетянин называл им имена давно умерших их предков!
Когда рано утром пришёл на казнь вождь этого племени, то инопланетянин возопил к своим богам и стал напоминать тому о легенде их племени, в которой говорилось, что к ним прилетит в племя – посланник с неба!
Вождь племени вспомнил эту легенду, т.к. с тех пор прошло около 135 лет! Напомню читателю, что в то время люди жили в среднем по 30 – 35 лет! Тогда инопланетянин напомнил вождю, что они должны будут узнать посланника неба по отпечатку на камне!
Вождь вспомнил об этом условии их легенды, и согласился отвести посланника неба на место, где было высечено на камне изображение посланника неба, по-современному «беса».
Инопланетянин лёг спиной на своё изображение на камне, а вождь племени стал сличать его внешние контуры с контуром на камне. Контуры совпали, тогда вождь предложил тоже самое сделать с рукой. Когда инопланетянин наложил свою ладонь на камень, контуры и размеры ладони снова совпали! Таким вот образом, инопланетянина признали посланником неба и стали его почитать как посланника неба, который вернулся к ним в племя во второй раз!
Так как легенда этого племени гласила о том, что в то время при посланнике с неба, люди жили хорошо, то и сейчас у них появилась надежда на то, что и ныне все они заживут так же «кучеряво» - зажиточно!

Однако как же ошибались люди-дикари, когда доверились посланнику неба, который обиделся на них и в отместку решил погубить всех людей из этого племени!
Всё происходило в племени, как и прежде: люди молились, почитали инопланетянина, возлагали на него свои надежды, но который тайно от людей стал вредить им тем, что стал ссорить и натравливать людей друг на друга!
Например: если охота оканчивалась неудачей, то посланец неба стал обвинять в этом хорошего охотника, на которого тут же обрушивался гнев народа его племени!
В итоге, следовал приговор – принести в жертву идолу этого охотника!
Случалось, что посланник неба обличал женщин в измене, и тогда снова следовала казнь, с жертвенным кровопусканием, на каменный лик посланника неба! Если в древние времена кровью насыщали каменное изображение посланника неба (беса) только кровью жертвенных животных, то сейчас в жертву приносилась человеческая кровь убиенного!
Так стравливая между собой людей из племени, посланник неба добился почти полного уничтожения людей племени!
В конце концов: часть людей бежала из племени в другие племена; старики, дети и женщины умерли от голода!
Когда посланник неба приговорил девушку вождя к смерти, то только после её гибели, вождь племени понял, что во всех их бедах виноват этот посланник неба! В итоге вождь и посланник неба схватились врукопашную! Вождь племени силой приволок посланника неба к жертвенному камню, где хотел принести в жертву самого посланника неба на его же изображении!
Посланнику неба помог освободиться инопланетный пилот, который прибежал на телепатический зов своего командира. Он камнем ударил вождя по голове, после чего сильные руки вождя разжались, а посланники неба смогли уйти к себе на шаролёт!
Срочно заняв места на шаролёте, липовые посланники неба полетели в сторону своего дома! Более им тут на озере делать было нечего! Почти все племена были уничтожены такими же инопланетянами, как эти! Во второй раз на Землю прилетел не один шаролёт, а сразу несколько! Вот эти самые инопланетяне и рассорили все племена между собой, которые стали враждовать и воевать между собой, убивая друг друга!
В последнем бою между племенами была подожжена башня с идолом, но самое ценное было то, что ими был спасён древний камень с древними петроглифами! Когда люди-дикари спасали этот святой для них камень, неся его на палках, как на носилках, по ним стреляли, кидали камни и метали заострённые дротики их враги, пока они не уронили камень на землю! Именно этот самый камень нашли и перевернули члены научной экспедиции, которые перевели петроглифы на бумагу, а камень положили на старое место. Им наплевать на то, что за этот камень положили одновременно свои жизни несколько отважных людей-дикарей, которые старались спасти свою реликвию для новых поколений!
Так как люди-дикари этого племени чаще всего питались рыбой «сом» и водяными крысами, именуемые нами – выдрами, то именно они и были изображены на петроглифах.
Петроглиф «Кит» напоминал им древнюю легенду о том, что когда-то их древние предки охотились на китов! Но когда к власти пришли глупые вожди племени, то жизнь их изменилась в худшую сторону. Они стыдились того, что питались выдрами!
В те древние времена мужчины их племени уходили на два месяца на рыбалку и китобой к Баренцеву морю!
Петроглиф «бес» имеет один глаз, это означает то, что один глаз инопланетянину выбили камнем в битве за лося!
Петроглиф «бес» имеет по-середине сквозную трещину на камне. Однако первоначально, этой трещины не было, был сток для крови! Когда люди-дикари захотели уничтожить петроглиф на камне в отместку, то они разожгли, перед приливом, на камне большой костёр. Когда уровень воды в озере поднялся – камень от перепада температуры попросту треснул пополам!

Когда в XVI веке сюда стали заходить православные монахи и первопроходцы, то они воспринимали изображение на камне, как изображение – «беса», которому поклонялись здесь местные жители! К этому времени люди-дикари здесь уже не проживали!
Одни ходоки приходили и уходили дальше, но вот нашёлся один настойчивый монах, который решил испортить петроглиф инопланетянина, выдолбив рядом с ним православный крест! Он несколько дней к ряду ходил на это место и выдалбливал в камне крест, давая понять, что православный крест подавляет беса (зло)! То есть, как бы нейтрализовал вредное воздействие этого беса!
Таким образом, данный мыс был прозван – мыс Бесов Нос. Уважаемые читатели, благодарю всех вас за активное участие в моей исторической экспедиции по древним временам неолита, и пожелать вам новых познавательных экскурсий на страницах моих «Дрим-очерков» - очерков о сновидениях!

Уважаемые читатели, прошу вас заметить, что это всего лишь мой сон, а потому: Хотите – верьте, хотите – нет! Мало ли что может присниться каждому из нас.

На этой странице:

Мыс Бесов Нос Онежского озера широкого известен в узких кругах как место, в котором должен побывать каждый уважающий себя джипер. Десятки настоящих мужчин каждое лето штурмуют прионежские леса и болота в едином порыве. В остальных кругах Бесов Нос знаменит главным образом своими петроглифами эпохи неолита, на которые мы и поехали (точнее, поплыли) посмотреть.

Поездка на Бесов Нос стала в среде любителей внедорожного говнолазания притчей во языцех. Первые же картинки по запросу «бесов нос на джипе» в гугле прекрасны:

Нет, он не сломался, это у него подвеска такая.

Ну и т.д. и т.п. Нет, это не наша машина =))

Лучше всего характеризует это увлекательнейшее времяпрепровождение диалог, вычитанный в каком-то отчете:

— Зачем вам столько бензина?

— Да у нас моторка перевернулась, весь вытек.

— Как перевернулась?

— Да так, столкнулась с УАЗиком и перевернулась.

Вопросов больше не имеем.

Особо одаренные ездят прям по берегу Онеги в Муромский монастырь — это новый шик. Там еще интереснее:

У нас хоть и оказался совершенно случайно с собой как раз всем джипам джип, но для таких заплывов совсем не подготовленный. Так что как последним лохам пришлось плыть на той самой моторке. В принципе на Бесов Нос можно дойти и пешком, по джиперской дороге до места всего 15 км.

Как добраться на Бесов Нос

Все дороги на Бесов Нос начинаются в деревне Каршево, что примерно в 40 километрах к югу от Пудожа. Половина населения этой деревни промышляет доставкой всех желающих на Бесов Нос на моторках.

Стоит это в среднем 1000 р. с человека.

Плыть по речке довольно далеко, около получаса в один конец.

Наконец речка вливается в Онегу, а мы вытряхиваемся из лодки.

От устья речки до собственно мыса Бесов Нос нужно еще пройти пешком километра три по песчаным пляжам Онеги.

На высоких мысах весь сосняк поломало ураганом 2010 года. От него по всему Северу остались участки буквально выкошенного леса.

Бесов Нос

Вот, наконец, и Бесов Нос.

Он представляет собой гранитные «лбы», полого спускающиеся в Онегу. На этом граните и нужно искать петроглифы.

Самый знаменитый из местных петроглифов — так называемый «бес»: его ножки хорошо видны на фото ниже.

А остальное видно плохо, потому что погода выдалась облачная и для разглядывания петроглифов неподходящая.

На Бесов Нос по хорошему нужно ехать в солнечную погоду: в рассеянном облаками свете петроглифы видны очень плохо. И еще не помешает гид из местных: некоторые рисунки сложно найти без посторонней помощи.

Вот так Бес выглядит, если прорисовать его контуры мелом.

Видно, что фигура выбита поверх большой трещины, расколовшей гранитный валун. Возможно, древние аборигены считали эту трещину чем-то вроде входа в иные миры.

Вообще, несмотря на то, что Бесов Нос — крупнейшее «месторождение» петроглифов во всей Фенноскандии (Скандинавии, Финляндии и Карелии), Онежские петроглифы очень плохо изучены, почти совсем не расшифрованы и толком неизвестно, кто и зачем все это выбил в камне в эпоху неолита.

Правее поверх Беса выбит православный крест. Это работа монахов находящегося неподалеку Муромского монастыря, которые собственно и обнаружили онежские петроглифы пару сотен лет назад.

Ну а вокруг Беса множество других рисунков животных, рыб и непонятных фигур.

Раньше на мысе работал маяк, теперь в эпоху GPS он никому не нужен и заброшен.

А вокруг раскинулись нетронутые сосновые леса. Места просто волшебные и ехать сюда надо конечно на недельку-другую с палаткой, а не на пару часов.

Пери Нос

Петроглифы есть не только на самом мысе Бесов Нос, но и на соседних. Ближайший из них — мыс Пери Нос в километре. Идем туда по берегу.

По дороге подкрепляемся подножным кормом. Что мне нравится на севере, так это то, что там все «дары природы» растут разом: в лесу одновременно есть и малина, и черника, и брусника, и голубика, и морошка, и грибы. Клюква, правда, попозже.

Пери Нос — это несколько выдающихся в озеро каменных мысков, на которых тоже есть петроглифы.

Здесь сюжеты и стилистика другие и вообще ничего не понятно. Кто это? Какие-то птицы.

Много просто значков и геометрических фигур.

Наш лодочник выделил нам на все про все 3 часа, и этого оказалось маловато. Еще не все посмотрели, а уже приходится идти обратно.

Всего несколько километров разделяют Муромский Успенский мужской монастырь c другой достопримечательностью Карелии – мысом Бесов Нос. Он действительно своей формой напоминает карикатурный нос в профиль – у основания узкий, потом расширяется и загибается к низу.

Длина его около 750 метров, ширина в узкой части, примыкающей к материку, не более ста. Как и все восточное побережье Онежского озера, мыс очень живописен, с густой шапкой северного леса и высокими скалистыми берегами. Скалы такого вида называются бараньими лбами – с одной стороны, там, где двигался древний ледник, они гладки и пологи, с противоположной стороны – неровны и обрывисты.

Здесь, на мысе наглядна явлена вся суровая мощь Природы. А он сам, и все его окружение осталось неизменным – таким, как было несколько тысячелетий назад.

Это не только замечательно красивое место, но и весьма загадочное.

Уфологи, часть местных жителей и кое-кто из побывавших здесь туристов искренне считают его (и приводят доказательства!) особым, так называемым “местом силы”. Они уверяют, что здесь открываются порталы в другие миры, проявляются неведомые энергетические сущности, изменяется человеческое сознание, реально чувствуется подъем сил, что тут меняется само течение времени.

Но дело даже не в том. Оно является загадочным и с сугубо материалистических позиций.

Сюда, на мыс Бесов Нос в Карелии, вот уже много десятилетий ездят экспедиции ученых из скандинавских стран и Академии Наук России. Пристальное внимание профессуры обращено к выбитым на скальных плитах рисункам – знаменитым онежским петроглифам. Не удивительно, что Мыс Бесов Нос объявлен в Карелии историческим и природным заповедником.


Доброе утро на Онеге

Наступило утро. Яркое горячее солнце тихо перебирает лучами край палатки, в тишине звонко раздается заливистый лай наших собак (они ведь охотничьи!), с азартом гоняющих уток с утятами.

Саня уже переходит к водным процедурам и наперегонки с оводами мчится в глубину. Вот он ныряет. Оводы, недовольно жужжа и поблескивая радужными глазами, разлетаются в стороны, но совсем улетать не спешат: караулят место. Перспективная добыча выныривает, яркие мухи реагируют мгновенно.

Они азартно нарезают круги вокруг опоснутого онежской водичкой тела моего мужа. А кусаются они пребольно – словно прижигают раскаленным железом. Спасаясь от кровопийц, Саня, на хорошей скорости мчится к палатке за репеллентом. Оводы совсем чуть-чуть проигрывают в этом забеге.

Позавтракать нужно как следует, поскольку обеда не будет, а во сколько ужин будет – неизвестно. Рассаживаемся по машинам – путешествие по Карелии продолжается, впереди таинственный мыс Бесов Нос и онежские петроглифы.


Как джиперу добраться на Бесов Нос

Мы возвращаемся назад по гати на трассу. Бабочек еще больше чем вчера. Они теснятся на кромке луж, сидят большими белыми пятнами. Бабочек жалко, мы стараемся их объезжать…

Для того, чтобы попасть на карельский мыс Бесов Но на внедорожнике можно выбрать любой из двух вариантов – до Шальского, а потом по берегу Онежского озера, или через Каршево вдоль реки Черной.

По карте генштаба от Каршево до мыса – всего 18 километров, но это тяжелая дорога: ужасающего вида глубокие колеи, качественная грязь, повороты с вывесами колес, камни, лужи, ручьи, болота. И еще опасный полуразрушенный мост через реку Сустрежу. Но мы на серьезных машинах, хорошей резиной, с лебедками, хайджеками, тросами, лопатами, топором, пилой, набором инструментов.

И мы выбираем трудный путь, опасный как военная тропа.


Много лебедились – хорошо прокатились

Дорога запомнилась как бесконечная борьба. Колея-река. Наша машин, словно утюг опускается и ползет по дну. Вода чуть ли не заливается в салон. Крокодил газует и пролетает лужу, почти ставшую болотом. Мы – следуем за ним и застреваем! Лебедимся… Потом застревает Крокодил. Саня и Саша Эйч, наперегонки кидаются к машине потерпевшего… Рев моторов, звон тросов.

Я постоянно озираюсь: в отчетах писали про множество змей и ужей в здешних местах, выползающих греться на солнышке на дороге. К счастью, не встретились ни с одним из этих ужасных пресмыкающихся.

За один день было столько экстрима, впечатлений, приключений! Не день, а сказочный сон джипера! И вот, наконец, победное: “Мы сделали это!”

На берегу Онеги Саня с друзьями сразу же берется за ремонт – забился радиатор, машина гудит и греется.


Чем же интересен Бесов нос путешественникам?

В мире много людей которые называют себя реалистами.

Но если спросить их, о чем они мечтают, что часто оказывается, что душа их ничего не жаждет или стремится к чему-то уж совсем приземленному, так что диву даешься, куда же исчезли их юношеские грезы о приключениях и о дальних странах. Угас их пыл, ускользнула, как вода меж пальцев, романтика, покрылся пылью взгляд.

Или есть такие, что все откладывают осуществление своей мечты – мол, осуществить их. Уверены, за мечтой, всегда следует возможность – просто смотрите внимательней. А мы хватаем возможность за хвост и в дорогу!

Однажды мне попались слова одного философа – ”если у вас нет цели, то нет смысла и выбирать дорогу”. У нас сохранилась молодость души – мы не насытились знакомством с миром. Но и дорогу мы всегда выбираем – намечаем цель в наших путешествиях, которые мы всегда (ой, хотя было и одно ) и заранее знаем, что хотели бы посмотреть на новом месте.

Какие есть достопримечательности на мысе Бесов Нос

  1. Главное и самое интересное здесь, вне сомнений, онежские петроглифы – скопление древних наскальных рисунков.
    Заповедник занимает не только этот мыс, но и прихватывает два соседних и несколько близлежащих скальных островов Онежского озера. Чего стоит название одного из них – Бесиха! Это дама сердца обладателя того носа, о котором мы говорим.
    Возможно неспроста, что рядом с местом обитания инфернальных сил находится устье реки Черной, в названии которой – цвет тьмы и тайны.
  2. Реконструкция поселения каменного века с театрализованными представлениями.
    Дело в том, что в окрестностях Бесова Носа учеными обнаружено более полусотни стоянок древних людей.
  3. Заброшенная деревня Бесов Нос с полуразрушенными строениями.
    Смотреть там особенно нечего – сплошные заросли густого малинника. Но с ней связана пронзительная легенда: один из тех домов, что сохранились получше, с любовью построили перед самой войной два брата. Но пожить в нем так не успели – ушли на фронт. Оба назад не вернулись, погибли в боях, а пустой дом все так и стоял, и ждал своих хозяев.
  4. Деревянный, уже не работающий, 16-метровый маяк на мысе Бесов Нос. В некотором смысле это уникум.

Маяк на мысе Бесов Нос

В России маячная служба появилась со времен Петра I. А вот в Европе маяки были на службе с древних времен.

В начале их повсюду возводили из дерева, но пожары на них были столь частым бедствием, что строители повсеместно вынуждены были перейти на кирпич и гранит. Маячные сооружения возводились подобно прочным крепостям.

А этот на Онеге возведен из дерева – сугубо российского подручного материала.

Онежское озеро составная часть системы Волго-Балтийского водного пути. По его просторам перевозят тонны грузов, множество пассажиров. Бороздят воду теплоходы, метеоры, ракеты, катера, пассажирские лайнеры, прогулочные яхты. А для навигации это сложное место: мелководье, ветры, изрезанные берега.

Одной из гарантий безопасного судоходства всегда был горящий огонь маяка.

И этот когда-то служил надежным ориентиром яхтсменам и проходящим кораблям, но к настоящему времени надобность в нем отпала. Его спасительный огонь погасили, убрали хлопотливого смотрителя, бросили на произвол судьбы башню.

Верхняя площадка маяка все еще сохранилась, ну а нижняя часть и лестница – непонятно кем и зачем разобраны.

Так что залезть на маяк оказалось не таким уж простым делом и мы отступились, хотя и хотелось. Как было бы хорошо сверху взглянуть на открывшиеся виды, на соседние острова и мысы.

В пустой маяк, в лазурь оконных впадин, Осенний ветер дует – и, звеня, Гудит вверху. Он влажен и прохладен, Он опьяняет свежестью меня. И.А. Бунин.

Я подумала: а ведь то, что он вдруг перестал служить людям и спасать корабли, тоже как-то логично вписывается в общую схему негативного воздействия нечистой силы. Согласны?

Онежские наскальные петроглифы, что старше пирамид

Карелия, Онежское озеро, мыс Бесов Нос – изрезанная, неровная кромка берега. Около воды – обнаженные выходы серых и красноватых гранитов. На них, группами, на протяжении двадцати километров, тянутся наскальные-рисунки петроглифы.

Их возраст больше пяти тысяч лет, они старше египетских пирамид, но ученый мир открыл их для себя недавно – в середине 19 века, и, в общем-то, случайно. Древние изображения на камнях есть во многих странах мира – Франции, Италии, Германии, в Скандинавских странах, в Африке, даже на острове Борнео. Мы сами стояли возле петроглифов во время !

Петроглифы в Карелии встречаются:

  1. В Беломорском районе около устья реки Выг
  2. На берегах Онежского озера

Если в гравировках беломорских петроглифов отражено хозяйственное начало жизни людей, но аналогов фантастическим и необычным онежским наскальным рисункам всем мире нет.


Онежские петроглифы – выставка рисунков времен неолита

Основными фигурами на Бесовом Носу считаются три изображения – Беса, Рыбы и Ящерицы. Огромные, примерно два с половиной метра длиной, выбиты они у самой воды внизу центрального выступа мыса.

Особенно необычен Бес. У него, похожая на человеческую, фигура. Тонкая шея, на ней – квадратная голова. Рот. Один глаз в виде пятна, второй – кружок с точкой. Маленькие искривленные ноги, распростертые в стороны, с пятью пальцами, руки. Кажется, он старается охватить ими все окружающее: “Мое! Здесь все мое!”

На левую руку его, перекрывая, нанесен православный крест. Считается, что это сделали монахи Муромского монастыря. Фигура Беса рассечена надвое глубокой трещиной, края которой обработаны.


Тайны мыса Бесов нос

Вспыхнувший после их открытия, интерес ученых к онежским петроглифам не угас до сих пор. Почему же едут сюда, к таинственным фигурам на скалах, бесчисленные зарубежные и российские научные экспедиции?

О жизни людей эпохи неолита известно очень мало. Археологические раскопки древних поселений дают скудные сведений – в них нет почти никаких предметов. Изучая петроглифы, и, на основании этих рисунков поводя работу, специалисты – антропологи, археологи, искусствоведы получают новые данные о темных периодах истории.

Но что означают онежские петроглифы и, особенно, знаменитая триада фигур – об этом академические споры не смолкают уже почти два века.

Ученые, в большинстве своем, полагают что некогда здесь было святилище. Пять тысяч лет назад местные племена здесь проводили культовые обряды и обращались с мольбами к своим богам, а в трещину на фигуре Бесе проливалась ими жертвенная кровь, медленно стекавшая в темные воды Онежского озера.

Любопытно, что и сейчас местные охотники и рыбаки, даже порой туристы, чтобы приманить удачу, приносят что-нибудь в дар невидимым силам мыса – например, бросают в щель, охраняемую Бесом, монетку, выливают глоток вина.


Наскальные петроглифы и человеческий фактор

Рисунки есть маленькие и большие. Такие, в которых угадываются люди, олени, птицы… Но много совсем непонятных. Вот что-то круглое, от него отходит пара лучей, здесь изображен скорее всего полумесяц. Есть картинки совсем фантастические, на них какие-то гибриды звериных фигур и людских.

Бывают совсем труднопостижимые – теперь уже и не разберешь, что же на них было когда-то изображено. Поработало время. Но так не всегда – иногда причиной бывает человеческое варварство. Не столько тысячелетия, сколько люди наносят непоправимый ущерб петроглифам в Карелии, в том числе онежским рисункам.

В нашей стране государство пока не может обеспечить должную охрану бесценным артефактам. Большинство карельских памятников берегут лишь комары и бездорожье. Менталитет нашего народа таков, что на запрещение разбивать палатки и ездить на машинах по территории заповедника, многие не обращают никакого внимания.

А егеря, охраняющие Бесов Нос, могут воздействовать на таких только уговорами, не имея возможности привести запрет в действие. Помощи им ждать неоткуда, до милиции – километры на моторке. Вот вандалы и жгут костры на скалах с петроглифами, выбивают зубилами свои граффити. Привлечь к ответственности не удалась пока ни одного, нанесшего ущерб памятнику.


Розовато-серый камень, лучи полуденного солнца, причудливые линии оставленные водой… Мы прыгаем с одного длинного, узкого гранитного языка на другой. На них, обточенных временем и водой, фигуры, контуры, иногда неясные силуэты. Люди, животные, какие-то зарисовки быта… Мы зовем друг друга, кричим, машем рукой предлагая восхититься вот именно этим рисунком!

Вот наши советы относительно осмотра петроглифов на Бесовом Носу Онежского озера:

  • Лучше всего для этого подходит тихая погода, чтобы не было особых волн
  • По скалам ходит надо осторожно – легко поскользнуться на мокром камне, можно упасть в воду и лишиться фотоаппарата
  • Предпочтительнее солнечный день, в облачную погоду выбивки хуже видны
  • В косых лучах солнца, на закате или рассвете, все рисунки выглядят рельефнее, словно они оживают
  • Огромное удовольствие – почувствовать себя открывателем, самому найти петроглиф

Время летит… Кушать хочется…

Пища богов и долгоиграющий закат

Друзья мои, говорю вам искренне – рис с тушенкой – пища богов!

Мы разбили лагерь на берегу. Песок, чистый, как во времена неолита. Никакого, оставленного людьми, мусора, лишь у воды несколько коряжин.

Решаем искупаться. Но вода холодная, купание превращается в забег – вблизи берега мелко, быстрый присест и снова, на всех парах, на песочек.

На взгорке теснятся сосны. Такая красота и тишина вокруг. Вечереет, исчезает солнце, уступая место мягким сумеркам. По горизонту расползаются перистые облаками.

Я сижу в позе васнецовской Аленушки, смотрю на небо, на озерную гладь со всплесками и расходящимися кругами – следами обильного присутствия рыбы, рядом трещит костер. Остановись, мгновенье! Вечер, не заканчивайся! И вечер слышит нас и замирает… Девять часов, десять, два часа – все та же дымка на водой, те же мягкие сумерки…

RSS, Email ​
Понравилась статья? Поделитесь ей