Контакты

Народы. Население Архангельской области: численность и плотность Крупные народности России

: Республики Коми, Тыва, Якутия и Карелия, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Иркутская, Мурманская, Магаданская, Сахалинская и Архангельская области, Красноярский, Хабаровский и Камчатский край. Население этих территорий – россияне, в том числе и русские. Однако согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации 2000 г. именно здесь проживают представители 40 этносов, которые, несмотря на интеграцию в социум современной России, сохраняют свои языки и самобытную культуру.

Алеуты – аборигены Камчатских островов, основное место проживания – село Никольское. Язык представляет собой один из диалектов эскимосского, изучается и используется. Изначальные верования – шаманизм и – в 18 веке были вытеснены православием.

Другие народы Камчатки: ительманы, коряки, эвены, айны, юкагиры, эскимосы, чукчи.

Поселения чукчей (чукотов) находятся на различных территориях крайнего северо- Азии Российской Федерации, до сих пор многие чукчи ведут кочевой образ жизни. Центр – Чукотский автомный округ (г. Анадырь). Исповедуют как , так и шаманизм. Рыбаки (китобои), охотники на диких животных и оленеводы. Язык – чукотский, сегодня изучается и используется в средствах массовой информации. Традиционное жилище – яранга. Чукчам, как и некоторым другим народам Севера, не рекомендовано употребление алкоголя в силу моментального формирования зависимости, обусловленного генетическими особенностями. В СССР было запрещено продавать алкоголь в районах проживания чукчей.

Ханты (ханти, хандэ) и манси – родственные народы, потомки угро-финского племени, населяющие главным образом Ханты-Мансийский автономный округ современной России. Оба народа имеют свои языки, которые являются живыми и используются в СМИ. Существует самобытная система мифов, с культом Великого Медведя и традицией обожествления деревьев и растений. Традиционное жилище – чум. У хантов был интересный обычай «воздушное погребения»: тело умершего подвешивали в воздухе, «свету».

Саамы (саами, лапландцы) – проживают на территории разных государств (Финляндия, Норвергия), в России – главным образом в Мурманской области (село Ловозеро). 6 февраля отмечается Международный день саамов, у народа есть свой флаг и гимн, живой язык с множеством диалектов. Религия связана с верой в водных духов, которым подчиняются реки и озера, человека-оленя, есть традиции шаманизма. Однако большинство российских саамов придерживаются православного христианства.

Нанайцы – в России проживают в основном в Хабаровском крае, где есть Нанайским район. Живой язык с письменностью на основе кириллицы. Нанайцем является участник Великой Отечественной войны, популярный в СССР певец Кола Бельды, чья песня про поездку на оленях утром ранним звучит до сих пор.

Якуты (саха) – народ, который внес большой вклад в развитие науки, культуры, спорта СССР и России. Свой письменный язык, своя литература (наиболее известные авторы А.Е. Кулаковский, Софронов А.И., Никифоров В.В.). Представления народа об окружающем мире нашли отражение в поэтическом эпосе – Олонхо, который относят к сокровищам мирового фольклора. С древнейших времен существует национальный вид спорта – Якутские прыжки: различные виды прыжков в длину на одной или двух ногах.

Другие этносы Русского Севера: алюторцы, вепсы, долганы, камчадалы, кеты, кумандинцы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, то-фалары, тубулары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, челканцы, чу-ванцы, чулымцы, шорцы, эвенки, энцы.

Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Разберем подробнее национальный состав России, рассмотрев отдельно каждый этнос.

Крупные народности России

Русские - самый многочисленный коренной этнос, проживающий на территории России. Численность русских людей в мире приравнивается к 133 миллионам человек, однако некоторые источники указывают цифру до 150 миллионов. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских, большая часть русских также обитает в Украине, Казахстане и Белоруссии. Если рассматривать карту России, то русский народ в многочисленности распределен по всей территории государства, проживая в каждом регионе страны...

Татары, по сравнению с русскими, составляют всего 3,7% от всего населения страны. Татарский народ имеет численность в 5,3 миллиона человек. Данный этнос проживает по всей стране, самый густонаселенный татарами город является Татарстан, там обитает более 2 миллионов человек, а самый малонаселенный регион - Ингушетия, где не наберется и тысячи человек из татарского народа...

Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан. Численность башкир составляет около 1,5 миллиона человек - это 1,1% от общего числа всех жителей Российской Федерации. Из полуторамиллионного народа большая часть (примерно 1 млн) проживает на территории Башкортостана. Остальные башкиры живут на всей территории России, а также в странах СНГ...

Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Их численность 1,4 миллиона человек, что составляет 1,01% от общего национального состава россиян. Если верить переписи населения, то около 880 тысяч чувашей проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России, а также в Казахстане и Украине...

Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. В России численность чеченского народа равнялась 1,3 миллиона человек, но по статистике с 2015 года количество чеченцев на территории РФ увеличилось до 1,4 миллиона. Данный народ составляет 1,01% от всего населения России...

Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии - около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области, там не соберется и 5 тысяч, принадлежащих к мордовскому народу...

Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек - это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам - Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину...

Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек - это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири. Также они проживают в других регионах России, самые густонаселенные якутами регионы - это Иркутская и Магаданская области, Красноярский край, Хабаровск и Приморский округ...

По статистике, доступной после переписи населения, в России проживает 460 тысяч бурятов. Это составляет 0,32% от общего количества россиян. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория - Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная - Камчатский край и Кемеровская область, там не отыскать и 2000 тысяч бурят...

Численность народа Коми, проживающего на территории Российской Федерации, составляет 230 тысяч человек. Эта цифра составляет 0,16% от всего населения в России. Для проживания этот народ облюбовал не только республику Коми, которая является для них непосредственной Родиной, но и другие регионы нашей необъятной страны. Народ Коми встречается в Свердловской, Тюменской, Архангельской, Мурманской и Омской областях, а также в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах...

Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях - около 7 тысяч человек. А менее всего калмыков обитает в Чукотском автономном округе и Ставропольском крае - менее тысячи человек...

Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях. Общая численность Алтайского народа составляет 79 тысяч человек, в процентах - 0,06 от общего числа россиян...

Чукчи относятся к малочисленному народу из северо-восточной части Азии. В России народ чукчи имеет небольшую численность - около 16 тысяч человек, их народ составляет 0,01% от всего населения нашей многонациональной страны. Этот народ разбросан по всей России, однако большая часть осела в Чукотском автономном округе, Якутии, Камчатском крае и Магаданской области...

Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и народы других стран. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.

Продолжать можно бесконечно, ведь огромная территория РФ способна вместить под одной крышей множество народов, как коренных, так и прибывающих из других стран и даже материков.

НЕНЦЫ , ненэц или хасова (самоназвание - "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные Ненцы. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы.

Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, на котором говорит большинство Ненцев, и лесной (им владеет около 2 тыс. Ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне, по верхнему и среднему течению реки Пур, а также в истоках реки Надым и по некоторым притокам Средней Оби). Распространён также русский язык. Письменность на основе русской графики.

Как и другие северосамодийские народы, Ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки Ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население - охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав Ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

Традиционные занятия - охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины 18 века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

В бывшем СССР хозяйство, быт и культура Ненцев претерпели существенные изменения. Большинство Ненцев работало на предприятиях рыбной промышленности, вело оседлый образ жизни. Часть Ненцев выпасает оленей в единоличных хозяйствах. Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. и работает в промышленности и сфере обслуживания. Выросла ненецкая интеллигенция.

Большинство Ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах.

Пища - оленье мясо, рыба.

Основной социальной ячейкой Ненцев в конце 19 века был патрилинейный род (еркар). У сибирских тундровых Ненцев сохранялись 2 экзогамные фратрии.

В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части Ненцев Европейского Севера в середине 19 века получило распространение православие.

По данным Переписи населения 2002 года численность ненцев, проживающих на территории России, составляет 41 тысячу человек.

Архангельская область - регион, который расположен на севере Российской Федерации и является наиболее крупным в государстве. Данная административная единица имеет наибольшие размеры в Европе. А области - одно из старейших на территории страны. Именно поэтому история населенного пункта является достаточно интересной и богатой событиями.

Каменный век

Как уже было сказано, население Архангельской области стало организовываться очень давно. Но сегодня даже сложно представить, что первые жители на этих территориях стали появляться еще тогда, когда с берегов только сошли ледники.

Современными археологами обнаружены места предполагаемых стоянок древних людей. Ученые предположили, что поселения относятся к периоду палеолита. Дикари обосновывались в районе реки Печеры, там, где сейчас находится Ненецкий автономный округ. Также редкие предметы той эпохи обнаружены в среднем течении Северной Двины. Сейчас это район между деревнями Ичково и Ступино.

Средний каменный век представлен стоянкой, имеющей название Явроньга-1. Такое наименование она получила благодаря реке, вблизи которой была расположена.

Также древнейшее население Архангельской области располагалось на Соловках. Стоянкам и Муксалма-6 более шести тысяч лет.

Новокаменный век был прорывом по сравнению с предыдущими эпохами. Развитие коснулось и тогдашних жителей современной Архангельской области. Было установлено, что в южной части региона находились свайные поселения типа Модлона. Среди культур, развивающихся на этой территории, можно отметить печоро-двинскую и каргопольскую.

Эпоха зарождения цивилизации характеризуется появлением племен саамов. Они проживали на южном и западном побережье Белого моря.

Археологами был обнаружен датируемый примерно тем же временем железоплавильный горн. Он является наиболее старым в Европе.

Поморские земли

Издревле население Архангельской области именовали поморами. Это люди, которые населяли северные земли. Расположение их селений вблизи моря обусловило род деятельности. В основном население занималось рыбным промыслом. Помимо этого, поморы охотились, вспахивали землю и разводили скот. Но все же главным оставалось освоение водного пространства. Столетиями передавались секреты из поколения в поколение. Опытные мореходы совершали походы в Баренцево море. Они рыбачили в суровых условиях северного климата. Также поселения отличались искусными мастерами, которые занимались резьбой по кости.

В древности жителями поморских земель были финско-угорские племена. Потом, вплоть до десятого столетия, славяне заселяли территорию от Онежского и до Белого озера.

Древняя Русь

В период с одиннадцатого по четырнадцатый века в культуре края произошли изменения. На место суровых поморов с их рыбным промыслом пришли кочевые оленеводы.

Численность населения Архангельской области заметно выросла после начала массовой стихийной миграции людей в северные районы державы. Этот процесс был обусловлен многочисленными нашествиями монголо-татар. Количество жителей поморских и подвинских земель в несколько раз увеличилось.

Волна мятежей

В шестнадцатом веке в Архангельске был введен указ о возведении каменных построек. Это было связано с постоянными пожарами, которые охватывали огромные площади деревянных застроек.

В то же самое время по региону прокатилась волна мятежей. К старообрядческому движению присоединилось большое количество северян. Многие крестьяне совершили обряд самосожжения. В те годы было зафиксировано около тридцати семи очагов, жертвами которых стало двадцать тысяч человек. Одним из наиболее известных событий было так называемое «Соловецкое сидение». Участниками данного действа были «разинцы» и сами поморы.

Портовое строительство

Большое влияние на число жителей и на регион в целом оказал Петр I. Приехав в Архангельск, будущий царь прожил в городе два месяца. За это время он изучил его вдоль и поперек, познакомился с корабельным делом. Петр I дал большой толчок развитию судостроения на севере. В последующие годы с верфи, которую он основал, на воду было спущено более полутысячи кораблей. В основном это были суда военного флота.

В регион хлынул поток жителей из других регионов. Это было связано с тем, что в Архангельской области наблюдался стабильный экономический рост благодаря «царским торгам». Они представляли собой монопольную торговлю. В городской порт стало заходить более двух сотен кораблей. Последнее привело к тому, что в начале восемнадцатого века Архангельск получил статус центра губернии.

Однако со временем внимание Петра I было переключено на новую столицу. Теперь Санкт-Петербург и другие порты Балтики взяли на себя всю отпускную торговлю.

В восемнадцатом веке Архангельск получает статус военного порта. Постепенно в нем возрождаются и торговые связи. Указ Екатерины II о равных торговых правах Петербурга и Архангельска привел к оживлению среди городского населения.

Но ситуация в корне изменилась в середине девятнадцатого века. Вместе с обмелением Северной Двины в регион пришел упадок. Небольшое возрождение пришло на северные земли лишь после строительства железной дороги. Но все же в этой местности было слабо развито сельское хозяйство, поэтому голод был вечным спутником местных жителей.

Двадцатый век

В начале двадцатого столетия вся Архангельская область - города, население - претерпевали значительные изменения. В ходе гражданской войны северные территории России были под контролем Антанты и Белой армии. Была образована Северная область. Её административным центром стал Архангельск.

В 1919 году в регионе были основаны принудительные трудовые лагеря.

Через два года возникла Коми. В новый регион вошли Архангельская и Северо-Двинская губернии.

Еще через семь лет такие губернии СССР, как Архангельская, Вологодская, а также Северо-Двинская были объединены. Их совокупность составила Северный край. Но его территорию разделили на пять округов:

  • Архангельский;
  • Вологодский;
  • Ненецкий, административный центр - село Тельвисочное;
  • Няндомский;
  • Северодвинский, административный центр - Великий Устюг.

В этом же году был основан Ненецкий национальный округ. Он состоял из трех районов - Канинско-Тиманского, Большеземельского и Пустозерского.

Образование Северной области

Через десять лет Автономная республика Коми получила статус Коми АССР, а Северный край стал Северной областью, которая через год была разделена на Архангельскую и Вологодскую. Северный край состоял из двадцати семи районов:

  • Березниковского;
  • Вельского;
  • Верхнетоемского;
  • Вилегодского;
  • Емецкого;
  • Каргопольского;
  • Карпогорского;
  • Коношского;
  • Котласского;
  • Красноборского;
  • Лальского;
  • Ленского;
  • Лешуконского;
  • Мезенского;
  • Няндомского;
  • Онежского;
  • Опаринского;
  • Пинежского;
  • Плесецкого;
  • Подосиновского;
  • Приморского;
  • Приозёрного;
  • Ровдинского;
  • Устьянского;
  • Холмогорского;
  • Черевковского;
  • Шенкурского.

В период Великой Отечественной войны Архангельск был одним из регионов, куда не вошли фашисты. Но при этом многие северяне участвовали в крупных битвах. Особо активным был Северный флот.

Послевоенный период

В послевоенные годы регион стал постепенно развиваться. Индустриализация и развитие промышленности сделали производство в Архангельской области более механизированным, машинный труд окончательно заменил ручной.

Начиная с шестидесятых годов, в области был создан энергетический комплекс, начали проводиться геологоразведочные работы, сельское хозяйство стало иметь промышленную основу. Количество жителей росло, например, численность населения Архангельской области в 1964 году составила более 1,3 млн человек. В 1987 численность жителей насчитывала уже 1,5 млн.

Национальный состав

Население Архангельской области на 2016 г. отличается своей многонациональностью. История наложила свой отпечаток на жителей северных земель. Но хоть встречаются и представители совершенно разных народностей, большая часть местных жителей - русские. Процентная доля русских в общем составе населения равна 96%.

Все остальные 108 национальностей, представители которых проживают на территории Архангельской области, вошли в четыре процента. Среди них наиболее многочисленными являются украинцы. Вторую позицию делят ненцы и белорусы. В лидеры также выбиваются коми, татары и азербайджанцы.

Архангельской области также показала, что на территории региона можно встретить и представителей редких, даже уникальных народов. Это абазины, вепсы, мегрелы, гагаузы, ижорцы, ассирийцы, уйгуры и табасараны.

В последние годы заметно уменьшилось количество людей, причисляющих себя к поморам. Начиная с 2000 и по сей день их количество сократилось втрое. Но это связано лишь с самоопределением. Большая часть жителей попросту приняла решение отнести себя к русским.

Плотность населения

Архангельской области, несмотря на её огромную территорию, очень низкая. Это связано с неблагоприятными климатическими условиями и, как следствие, оттоком людей. Жители распределены крайне неравномерно по всей территории. Наибольшее сосредоточение архангельцев наблюдается в южной прижелезнодорожной полосе. Менее всего заселены Лешуконский и Мезенский районы, в которых проживает 0,3 человека на один квадратный километр. Это свидетельствует о низкой доступности медпомощи. Средняя плотность населения Архангельской области равна 2,1 человека на квадратный километр.

Демографическая ситуация

Основным сосредоточением людей являются города Архангельской области. По численности населения наиболее крупными являются Архангельск, Северодвинск, Котлас и Нарьян-Мар.

Однако во всем регионе наблюдается одинаковая картина, характеризующаяся депопуляцией населения. Количество умерших преобладает над количеством новорожденных. Хотя в последнее время ситуация немного выровнялась за счет того, что увеличилось число женщин детородного возраста.

В миграционные процессы вовлечено в основном трудоспособное население. Но число прибывших ниже, чем число выезжающих.

Городское население составляет две трети от общего числа жителей Архангельской области.

По половому признаку соотношение практически пятьдесят на пятьдесят.

Уровень безработицы в Архангельской области такой же, как и средний по России. Это связано с тем, что уровень зарплат, как для такого сурового по климатическим условиям края, слишком низкий.

Общее количество жителей Архангельской области на сегодняшний момент составляет 1 129 908 человек.

От редакции

На последней переписи населения поморами себя назвали около двух тысяч жителей нашего региона. Однако споры вокруг этнической идентификации этого народа не утихают. Кто-то считает, что это имя отражает способ жизнедеятельности людей, связанных с морским промыслом. Другие утверждают, что поморы – отдельный этнос, который дал свое имя пришлым славянским переселенцам. Вопрос по сию пору крайне спорный, и позиция автора следующего материала отражает лишь одну из точек зрения на проблему.

Великих переселений не было?..

Коренное население живет тут дольше всех, а первые протопоморские поселения в регионе появились еще за тысячи лет до нашей эры. Не важно, как называть это коренное население, важно, что оно своей генетикой и культурой наиболее гармонично связано с территорией, которую мы называем Русским Севером или Поморьем. Социокультурный код любой коренной этнической общности – это отточенные веками правила поведения в данном регионе, которые надо знать всем, кто здесь живет, и не нарушать их.

Получается, что поморы – это коренной народ, ну, что-то типа чуди белоглазой. Хотя официальная наука утверждает, что, мол, они прямые потомки новгородских переселенцев… И эта версия довлела при советской власти и довлеет, в общем-то, и сейчас.

Впрочем, когда-то официальная наука долго утверждала, что Солнце вращается вокруг Земли, и инакомыслящих жгла на кострах. Никаких доказательств гипотезы о массовых переселениях новгородцев с юга на Север, в район Беломорья, нет и, по большому счету, не было.

Как ни парадоксально это звучит, с точки зрения пригодных для жизни и пропитания земель и ресурсов, на Севере всегда было очень тесно. Вечная мерзлота – не лучшее место для проживания. Вопреки стереотипам отечественной историографии, с юга на Север в разное время приходили не массы славян переселенцев, а мелкие, но хорошо вооруженные отряды, которые создавали в районах проживания чуди свои форпосты (погосты) и заставляли местное население платить им дань.

То есть происходило распространение власти восточнославянских метрополий на северные чудские земли, но массовых переселений, например, новгородцев, на Север не было.

Моя твоя не понимать

Возникает резонный вопрос: почему местная чудь сравнительно быстро стала говорить на славянских или русских диалектах или почему на Севере сохранился такой мощный пласт древнерусской культуры? Все дело в том, что вместе с ватагами сборщиков дани приходили и первые православные монахи, которые крестили чудь и активно обучали местных жителей языку своих православных метрополий.

Этот процесс можно назвать «русской православной конкистой», по аналогии с процессом освоения Латинской Америки португальцами и испанцами. Только там были индейцы, а здесь предки коренных северян-поморов, объединенные новгородцами под единым именем «чудь».

Овладение языком метрополии, который был необходим крещеной чуди для исполнения православных обрядов и общения со сборщиками дани, привело к тому, что чудской язык, хотя и не сразу, но сравнительно быстро был вытеснен с большей части территории Заволочья. А весь пласт чудской языковой культуры оказался забытым коренным населением и сохранился только в топонимике и в отдельных диалектных словах.

Помор. Фото начала XX века.

Язык до культуры довел

Надо сказать, что смена языка привела к быстрому распространению славянской культуры, проникновению в чудскую среду средневекового славянского эпоса, былин, песен, которые заполнили культурный вакуум, образовавшийся в результате смены чудского языка на средневековый язык славянских православных метрополий. Именно этим, а не массовыми переселениями колонизаторов в Заволочье объясняется широкое распространение древнерусской эпической культуры на европейском севере Руси.

В Латинской Америке небольшие отряды конкистадоров создавали в индейских владениях форпосты и собирали дань в пользу своих государств, а в Беломорье такие же небольшие вооруженные новгородские ватаги ставили погосты с аналогичной целью. Трудно не согласиться, что индейцы от этого не стали португальцами и испанцами, хотя и говорят сегодня на латинских языках и диалектах и исповедуют католичество.

Точно также и коренная чудь никуда не исчезла, не стала «новгородцами», хотя и впитала в себя славянскую культуру, приняла православие и называет себя «русскими северянами» или «поморами».

Таинственная страна

По сути, коренные жители Архангельской области остались все теми же бьярмами и чудью, которые тысячи лет жили на этой земле до появления здесь представителей метрополий. Да, менялись религии, языки, внешние названия древнего народа, который живет в Беломорье испокон веков, но базисный социокультурный код и этногенетическое своеобразие, культурная идентичность коренного населения не исчезают бесследно.

На самом деле, так называемые чудь, бьярмы, поморы – это фактически обобщающие названия одного и того же коренного населения беломорского Севера, использовавшиеся разными государствами в разные исторические эпохи.

Хочется отметить, что изначально это были не самоназвания коренных жителей, а имена, присвоенные коренному населению колонизаторами.

Например, в эпоху викингов наш край назывался «страной бьярмов», и так его называли в своих сагах только скандинавы. Есть версия, что слово «бьярмы» происходит от древнегерманского berme, что в переводе означает жителей побережья, то есть фактически по смысловому значению – поморов.

Новгородские колонизаторы называли северный край «чудским Заволочьем». А в исторических документах Московии беломорский Север официально назывался не Заволочьем, а Поморьем. Подчеркнем, что москвичи не называли население беломорского Севера «чудью», так как это название использовали в основном новгородцы.

Кабинетные диссертации

После покорения Москвой Новгорода в XV веке прежнее новгородское обозначение жителей нашего региона «чудь» и название страны «Заволочье» начали быстро выходить из употребления. Стало распространяться московское обозначение края – «Поморье», и появились термины «поморские города», «поморские волости». В отличие от новгородцев, московиты называли Поморьем не только узкое побережье моря, а большой регион у моря. Сравните это с современным Приморьем, под которым понимается не только побережье Тихого океана, но весь Приморский край.

Существует очень много разных наук: антропология, этнология, история, география, генетика, биология, социология, философия, медицина и много других. Но ни одна из них, ни все вместе они не могут дать точного определения, кто такие поморы.

Сегодня звучат разрозненные и прямо противоположные высказывания российских ученых об этногенезе поморов. Написано немало диссертаций, затрагивающих тему поморов, но большинство из них основано на ложных кабинетных стереотипах и лишено практического смысла. Мнение самих поморов о своей культуре, языке и своем будущем таких ученых не волнует. При этом сколько-нибудь серьезных комплексных исследований этнографической группы поморов в истории российской науки никогда не было, и этим все сказано.

Заложники запретов и догм

В результате мы имеем то, что имеем: именно такая схоластическая позиция ученых приводит к тому, что чиновники безнаказанно лишают коренных жителей их земель и запрещают им вести традиционные промыслы. Конечно, всем нам надо быть сдержанней в своих эмоциях и пора вести не просто схоластическую научную дискуссию «о поморах», а думать о ее практических последствиях, включать в число ее полноправных участников самих коренных жителей, называющих себя поморами. При этом любое давление со стороны ученых, чиновников, а также журналистов или великодержавных националистов и прочей современной «святой инквизиции» на поморскую самоидентификацию и на современное творческое развитие этнокультурного самосознания поморов недопустимо.

Только сами поморы вправе решать, что такое поморская культура, как им развивать свой поморский социокультурный код и имеют ли они право на свои промыслы, на свои земли и на существование в качестве самостоятельной этнографической группы в будущем. Потому что ценно только то, что подлинно. А подлинная культура и подлинная наука как ее проявление – это результат поиска и творчества, а не запретов и догм.

Понравилась статья? Поделитесь ей