Контакты

Мумбай или все же Бомбей? Непростой выбор. Этот удивительный Бомбей (Мумбаи) Частные гиды в Мумбаи

Обновлено 18.06.2019

Мумбаи – удивительный индийский город. Раньше, до 1995 года, город назвался Бомбей, и, хотя он поменял свое название и его переименовали, местное население продолжает называть его именно так. Несмотря на то, что Мумбаи – не столица Индии, он является самым населенным городом в стране.

Мумбаи находится на побережье Аравийского моря, является столицей штата Махарашта и представляет собой крупнейший индийский порт, торговый и промышленный центры страны .

Численность населения города Мумбаи в 2011 году составляла более 3х миллионов жителей.

Если говорить о происхождении названий города, то считается, что старое название идет от того слова, которым португальцы называли эту местность (что в переводе означало «хорошая бухта»). А название «Мумбаи», согласно легенде, происходит от имени богини индусов Мумбадевы.

Достопримечательности. Что посмотреть в Мумбаи?

Город – интересное сочетание двух культур: европейской и азиатской. Посещая Бомбей, стоит обратить внимание на остров Слона, музей принца Уэльского и здания Верховного суда, Университета и вокзала Виктории (скорее это даже памятник архитектуры, а не просто вокзал).

Вообще здесь создано очень много условий для туристов: большое количество гостиниц, ресторанов и всяческих магазинов и местных развалов. Город очень популярен среди туристов благодаря красивым местам и возможностям отдыха.

Обратите внимание на Чор-базар – интересный блошиный рынок, в котором можно найти много оригинальных дешевых вещиц. И еще существует непривычный для нас район, именуемый Дхоби-Гхат. Там происходит большая стирка – Вы сможете увидеть огромное количество ванн, в которых ежедневно стирают женщины (однако туристов здесь недолюбливают, лучше смотреть издалека).

В Мумбаи можно найти выставки, кинотеатры, художественные галереи . Примечательно, что там находится симфонический оркестр (единственный в Индии!). Кстати, сейчас там происходит строительство здания, которое должно стать вторым по высоте во всем мире – Башни Индии, и власти планируют завершить постройку к 2016 году.

Самый западный, многонациональный и крупный город Индии, расположенный на побережье Аравийского моря. Его часто называют «Воротами Индии». Мумбайские улицы заполнены людьми с разной культурой и уровнем благосостояния. Это город контрастов, где неслыханное изобилие соседствует с ужасающей нищетой. Мигранты, очарованные образами Болливуда, приезжают в Мумбаи со всей Индии, а также из стран Южной Азии. Несмотря на невероятную плотность населения – 21 665 человек на км², люди продолжают прибывать в этот «золотой город», поскольку Мумбаи – место, где в реальность могут воплотиться как мечты, так и кошмары.

Видео: Мумбаи

История

Когда-то давно это место представляло собой всего лишь цепь болотистых, зараженных малярией островов, населенных немногочисленными рыбаками и крестьянами, добывавшими сок из пальм. Первое название на языке маратхи происходило от имени богини Мумба, которую почитали еще во времена первых жителей – коли. Они жили на всех семи островах, входящих в состав города еще со II в. до н.э. Поразительно, но факт: остатки этой культуры до сих пор сохранились по береговой линии города.

Острова находились под властью индуистских династий с VI в., пока мусульманский султан Гуджарата не захватил эти территории в XIV веке, и в конечном итоге они были переданы Португалии в 1534 г. Единственным существенным вкладом португальцев в развитие территории стало то, что они окрестили ее «Бом Бахай» (Bom Bahai) перед тем, как отдать земли с приданым Екатерины де Браганса, когда та выходила замуж за английского короля Чарльза II (1661) . Британское правительство вступило во владение островами в 1665 г., но через три года «сдало их в аренду» Ост-Индийской компании (East India Company) за смехотворную ежегодную арендную плату в £10.

Затем город был переименован в Бомбей и стал преуспевающим торговым портом. Он развивался так стремительно, что уже через 20 лет стал главной резиденцией руководства East India Company, которая переехала в Бомбей из города Сурат. Строительство крепости Бомбей было завершено в 20-е годы XVIII в., и лишь спустя 100 лет по честолюбивому замыслу эта земля была объединена с островами и стала той территорией, которую мы знаем сегодня. Хотя в XIX веке город значительно развился, он все равно был относительно изолирован от своей прибрежной зоны, пока британцы не одержали победу над маратхами (населением Центральной Индии, контролировавшим большую часть территорий страны в разное время) , присоединив часть западной Индии к своим владениям в 1818 г.

Стены крепости разобрали в 1864: в городе начались масштабные строительные работы, главной целью которых было превращение города в образец колониального стиля. Когда Бомбей стал главным поставщиком хлопка Великобритании во время Гражданской войны в Америке, население страны увеличилось, и торговля активизировалась, так как деньги «потоком» направлялись в город.

Будучи важным борцом в движении за независимость, Бомбей стал городом, где в 1885 году состоялся первый Индийский национальный конгресс, и кампания по борьбе за освобождение Индии была запущена в 1942 году частым посетителем города Махатмой Ганди. Город стал столицей президента после обретения независимости, но в 1960 Махараштра и Гуджарат были разделены по языковому признаку – и Бомбей стал столицей штата Махараштра.

Рост регионального промаратхекого движения возглавляемого Шив Сена (индуистской партией; буквально «армия Шиваджи») , взбудоражил многонациональное население города активной дискриминацией мусульман и противников махараджи. Шив Сена победил в муниципальных выборах города в 1985 году. Напряжение в городе увеличивалось, и космополитный Бомбей оказался под угрозой, когда около 800 человек погибли в ходе беспорядков после разрушения мечети Бабри Масджид в Айодхье в декабре 1992 года.

Беспорядки сопровождались десятками взрывов 12 марта 1993 года, в результате которых погибли более 300 человек; эти взрывы нанесли ущерб Бомбейской фондовой бирже и зданию Air India. Июль 2006: взрыв в поезде, в результате которого погибли более 200 человек; в ноябре 2008 года - спланированные атаки на 10 достопримечательностей города, которые продолжалась три дня (в результате погибли 173 человека) ... все это говорит о том, что напряжение присутствует постоянно.

«26/11» – так стали называть теракты в Мумбаи – были тревожным звонком для города. Безопасность в настоящее время усилена на многих известных туристических объектах, в известных отелях и важных финансовых и правительственных зданиях. Целые улицы были блокированы в некоторых случаях, становясь импровизированным полем для игры в крикет для многочисленной молодежи. Но Мумбаи продолжает жить, и его непокорный маратхский дух не сломлен, благодаря чему жизнь в коммерческом центре Индии и мировом финансовом «двигателе» стабилизируется.


Мумбаи сегодня


Сегодня в Мумбаи расположена самая успешная кинокомпания, одни из самых больших трущоб в Азии и самый большой по площади тропический лес на территории города. Этот город – «финансовая аорта» Индии, центр моды и место пересечения многочисленных религий. Среди фантастической архитектуры и современных небоскребов, оживленных улиц с роскошными ресторанами, городской суеты и пригородного гламура, беспорядка и сумасшествия тихо звучат игривые и завораживающие мотивы раги – сложной музыки, исполняемой под ритм барабанов деси.


Мумбаи – это также столица штата Махараштра – остров, соединенный мостами с материком. Морские доки, расположенные за пределами города, доминируют на восточном побережье острова. Торговый и культурный центр города находится на юге острова, напоминающего коготь, и известен как Южный Мумбаи. Южный полуостров Колаба является традиционным центром, где сосредоточена основная часть достопримечательностей, а непосредственно к северу от Колабы располагается деловой центр, называемый Форт (Fort) , где когда-то находилась старая британская крепость. Он граничит на западе с зеленой зоной из нескольких связанных между собой огороженных засаженных травой участков, известных как maidans (произносится «мэйданс») .

Хотя север – это такая же важная часть города, как и Южный Мумбаи, его часто называют «пригород» (Suburbs) . Здесь, особенно в дорогих пригородах Бандра (Bandra) и Джуху (Juhu) , находятся аэропорт и многие лучшие рестораны Мумбаи, магазины и ночные заведения.

Открытие морского канала Бандра-Ворли в 2009 году позволило сократить дорогу между двумя областями от одного часа до семи минут, благодаря чему эти престижные пригороды стали доступны для туристов.



Иногда можно увидеть, как роскошный лайнер, проскользнув мимо большой каменной триумфальной арки, променада Аполло и яхт-клуба, пришвартовывается у причала Баллард. Для остальных смертных - приземление в аэропорту Чатрапати Шиваджи. На смену суматохе носильщиков у причала и рикш, в которую когда-то погружался вновь прибывший, теперь пришел новый, современный вид суматохи. В Мумбаи почти каждый месяц вырастают новые небоскребы. Это крупнейший и самый оживленный промышленный и коммерческий город Индии, где производятся автомобили, текстиль, химикалии, ядерная энергия. Это также место возрождения индийского искусства. Но это огромное богатство сочетается с вопиющей нищетой, воплощаемой женщинами, которые носят на головах кирпичи для строительства роскошных апартаментов. Это притом, что в предместьях города расположен крупнейший в Азии район трущоб.


Для многих посещение многонационального города Мумбаи означает вкусную кухню, ночную жизнь и шопинг, но город может предложить гораздо больше, чем просто ночные развлечения и поход по магазинам. Нигде в мире не сливаются так красочно впечатляющие строения готики, Викторианской и индо-сарацинской эпохи и художественного декора с остатками британской колониальной эры и многих лет европейского влияния. Вокзал Чхатрапати Шиваджи (вокзал Виктория) , Верховный Суд, Университет Мумбаи, отель Дворец Тадж Махал (Taj Mahal Palace) и ворота Индии (India Gate) относятся к наиболее известным достопримечательностям – маленькие архитектурные жемчужины придают общему архитектурному стилю непередаваемый шарм, к радости всех посетителей города.

Мумбаи – это прекрасная смесь из мечтателей и трудоголиков, актеров и бандитов, бездомных собак и экзотических птиц, артистов и слуг, рыбаков и крорепати (миллионеров) и многого другого. Обветшалые архитектурные постройки свидетельствуют о том, что Мумбаи когда-то играл более важную роль в мире, о которой напоминает целый музей кирпича и извести. Не подлежит сомнению только одно: этот город на мировой карте всегда будет синонимом творческого беспорядка!

Для каждого, кто приехал в Мумбаи не по делам, трех, максимум четырех дней должно хватить, чтобы получить довольно полное представление об этом, если можно так выразиться, выматывающем городе. В начале вашего пребывания вам, возможно, понадобится совет о том, что посмотреть в городе, растянувшемся на 20 км с севера на юг. Тогда обратитесь в Индийское бюро по туризму (India Tourism Office) , расположенное напротив железнодорожного вокзала Черчгейт (Churchgate) . Затем начните с того же места, что и король Георг V и королева Мэри во время их визита сюда в 1911 г., а именно: с мыса в конце набережной Аполло. Сегодня на этом месте находятся всемирно известные Ворота Индии (Gateway of India) , памятник, волнующий скорее своим символизмом, чем красотой (конечно, в зависимости от того, что вы думаете о великолепии Британской империи, в честь которой он был установлен) . В своей «Балладе о Востоке и Западе» Редьярд Киплинг настаивал, что «эти двое никогда не встретятся», но британцы сделали для этого все, что могли, установив на эту триумфальную арку, в целом отмеченную выраженным романским стилем, четыре купола, характерных для архитектуры Гуджарата. Этот памятник был открыт в 1924 г. Спустя 24 года через Ворота Индии торжественно прошел Сомерсетский полк легкой пехоты - последние британские подразделения, покидающие Индию.

Сегодня арка – излюбленное место встречи местных жителей и тех, кто любит наблюдать за происходящим вокруг. Продавцы гигантских шаров, фотографы, нищие и зазывалы вместе с индийскими и иностранными туристами создают гомон базара. Катера отходят от причалов на острова Элефанта и Мандва.

Лицом к воротам обращена индийская конная статуя Шиваджи. Она была установлена в 1961 г. в честь этого маратхского героя - индуистского националиста - борца против гнета Великих Моголов.

Позади статуи - отель «Тадж-Махал» (Taj Mahal Hotel) , построенный членом семьи Татас, промышленником персидского происхождения. Говорят, что эта идея пришла ему в голову, когда его отказались пустить в «Watson"s», лучший отель в городе. С архитектурной точки зрения отель представляет собой сочетание западного и восточного стилей. На вас повеет атмосферой былой романтики, когда вы устроитесь в Морском зале, чтобы выпить чашечку чая. Кроме мемориала в память о 31 человеке, погибшем здесь, не осталось ни следа от разрушений, произошедших здесь в ноябре 2008 г., когда исламские террористы выбрали отель в качестве одной из целей при атаке на главный туристический и деловой район города.

Район Радж

К северо-западу от отеля «Тадж-Махал» на участке вокруг Майдана, бывшего сердцем британского Мумбаи, знаток может оценить архитектуру, которую ее поклонник назовет «эклектичной», а противник - «дурацкой».

Здание старого Секретариата относят в основном к стилю венецианской готики; университетскую библиотеку - к французской готике; здание телеграфа - к романскому стилю; здание Верховного суда и собор Святого Фомы - к раннеанглийскому стилю. Архитекторы были британцами, но строителями и оформителями - индийцы, а они мастера добавлять детали, напоминающие о раджпутских крепостях или могольских дворцах.

Влияние национального стиля чувствуется в восьмиугольном шпиле часовой башни Раджабай на здании университета (Rajabai Clocktower) . Она украшена 24 фигурами, представляющими касты бывшего округа Бомбей, столицей которого он являлся. В соборе Святого Фомы даже ярых противников империализма могут тронуть некоторые берущие за душу эпитафии тем, кто погиб на военной или гражданской службе за свою страну. Для поклонников периода британского правления в Индии великолепным примером стиля индийской готики может служить вокзал Виктория (Victoria Terminus) . Раньше его сокращенно называли VT, а теперь - CST (Chhatrapati Shivaji Terminus) . Внушительное, богатое и всегда людное - это здание считается самым экстравагантным образцом готики в городе,бьющимся сердцем его железнодорожной сети и примером архитектуры колониальной Индии. Как выразился историк Кристофер Лондон, «вокзал Виктория означает для британской власти то же, что Тадж-Махал для Империи Великих Моголов». Это сочетание викторианского, индуистского и исламского стилей, с контрфорсами, куполами, башенками, шпилями и витражами.


Открытый в день юбилея в 1857 г., он служил как отправным пунктом для первой в Индии железной дороги, так и символом всего того, чего британцы к тому времени достигли на индийском субконтиненте; символом их гордости, мощи и, по-видимому, безграничного потенциала.

К северо-западу от вокзала Виктория располагается шумный рынок Кроуфорд (Crawford Market) , который после установления независимости стал называться Махатма Джотиба Фуле (Mahatma Jyotiba Phule) . За кирпичным фасадом с воротами, фризы которых украшены барельефами, выполненными отцом Киплинга, ларьки сохраняют свое первоначальное расположение: овощи - налево; фрукты и цветы - направо; рыба, баранина и домашняя птица - прямо впереди.

Верхняя часть города

За рынком Кроуфорд находится сердце Мумбаи, где индийцы со всей страны на базарах конкурируют с оживленными торговцами из штата Махараштра (Мумбаи - его столица) . Среди колоритных индуистских храмов и мечетей в мусульманских кварталах, расположенных по соседству, торговцы-джайны продают золото на базаре Завери, а на других улицах торгуют изделиями из серебра, латуни, меди, кожи, а также кружевами.


Другая известная достопримечательность города - набережная Марин-драйв (Marine Drive) , которая и начинается от Нариман-Пойнт и доходит до жилого района Малабарский холм (Малабар-Хилл) , огибая бухту Бэк-Бей. Обязательное для осмотра место - пляж Чоупатти, но не потому что там можно позагорать и поплавать, а потому что это одно из самых обширных мест в Западной Индии, где можно понаблюдать за людьми: факиры ходят по огню, спят на гвоздях, ходят по канатам или закапывают голову в песок; продавцы съестного предлагают мороженое кулфи, а также бетель и белпури, местные пряности.

Музеи


Музей Чатрапати Шиваджи (Chatrapati Shivaji Museum) - прежде он назывался музей принца Уэльского - расположен в конце Махатма-Ганди-роуд. Он был построен в 1871 г. Здание включает элементы средневековой гуджаратской и биджапурской архитектуры, а также городской архитектуры Манчестера. В нем хранится собрание миниатюр и ценных скульптур VII в. из пещер острова Элефанта. В расположенной рядом Художественной галерее Джахандир (Jehangir Art Gallery) представлены произведения, иллюстрирующие современные направления в индийской живописи.

Посетители галереи

Болливуд

Мумбаи – сверкающий центр гигантской индийской киноиндустрии на языке хинди. Начав с немого кино исключительно с мужчинами-актерами (некоторые – переодетые женщинами) – эпической картины 1913 г. «Раджа Харишчандра» – и первого звукового фильма «Lama Ага» (1931) , теперь он производит более 1000 фильмов в год: больше, чем Голливуд. Неудивительно, если вспомнить, что Болливуд поддерживает аудитория одной шестой части населения мира, плюс значительные индийские общины за границей.

В каждой части Индии есть свои региональные киностудии, но Болливуд продолжает представлять нацию в самой красочной форме: постоянно поющие и танцующие влюбленные, сражающиеся за любовь и противостоящие силам, которые пытаются их разлучить. Сейчас проголливудские триллеры и блокбастеры на ТВ соперничают за внимание кинозрителей с привычными приторными фильмами, больше ориентированными на семью.

Звезды Болливуда в Индии могут достичь почти богоподобного статуса, а обсуждение звезд стало любимым времяпрепровождением в учреждениях Мумбаи.

Студии иногда приглашают западных актеров (или используют провокационные наряды) , чтобы добавить фильму европейский уклон. Эта тенденция так развилась, что 100 000 молодых актеров устроили забастовку в 2008 г. в знак протеста против потери рабочих мест из-за иностранцев, которые работают за меньшие деньги.


Если вам интересно такое приключение, просто погуляйте по Колабе, где студии вербуют людей для съемок на следующий день. День работы 500 рупий. Вы получите обед и еще что-нибудь перекусить, если съемки начинаются рано или заканчиваются поздно. Транспорт, как правило, поезда 2-го класса, если не набирается достаточное количество туристов для найма частного транспорта. Съемочный день может длиться довольно долго, кроме того, следует брать в расчет жару и нагрузки; не все остаются довольны этим опытом. Иногда люди жалуются из-за недостатка пищи и воды или из-за опасных ситуаций и запугиваний, а приглашенные западные актеры не высказывают недовольства по этому поводу. Кто-то считают этот опыт увлекательным. Прежде чем согласиться, всегда просите предоставить удостоверение вербующего лица и прислушивайтесь к своей интуиции!

Мумбаи: рай для гурманов


В Мумбаи можно встретить кулинарные шедевры не только со всей Индии, но и со всего мира. Не стоит сдерживать себя, ведь обязательно надо попробовать Parsi dhansak (мясо с приправами, чечевицей и рисом) , гуджаратский или керальский тхали (набор блюд из серии «ешь, сколько душе угодно») , кебаб из кухни Великих Моголов, гоанские и мангалорские морепродукты. И не забудьте: если в меню указана бомбейская утка, то, на самом деле, имеется в виду рыба bombil, высушенная на солнце и зажаренная на фритюре.

Очень важно побывать на знаменитом пляже Мумбаи и посетить одно из бхелпури, расположенных на Гирга ум Чоупатти, где можно насладиться вкусом хрустящих жареных тонких лепешек с рисом на пару, чечевицей, лимонным соком, луком, травами, красным перцем и чатни из тамаринда. Другие заведения предлагают рисовые блюда, самосы, пав бхаджи (овощи с приправами и хлебом) и вада пав (сильно прожаренный сэндвич с чечевицей и приправами) – поэтому лучше найти время для всего.

Мумбайский фестиваль

В январе проходит Мумбайский фестиваль, в этот день организуются сцены по всему городу, предлагается еда, проходят танцы. Этот праздник показывает во всем великолепии культурное разнообразие в Мумбаи.

Трущобы Дхарави

У жителей Мумбаи смешанные чувства в отношении хита 2008 года, «Миллионер из трущоб» (на хинди - «Slumdog Crorepati») . Но трущобы являются частью, многие бы сказали основой, городской жизни Мумбаи. Удивительно, но 55% населения Мумбаи живет в трущобах, и один из самых крупных районов трущоб в Мумбаи (и в Азии, если на то пошло) – это Дхарави. Изначально населенная рыбаками территория представляла собой лишь ручьи, болота и острова. Она стала привлекательной для трудящихся мигрантов из Южной части Мумбаи и за его пределами, и тогда болота начали заселять по естественным и искусственным причинам. В настоящее время район включает в себя 1,75 км между двумя основными железнодорожными линиями Мумбаи, здесь живут более млн человек.


Кадр из криминальной мелодрамы "Миллионер из трущоб", покорившей не только жителей Индии, но и весь мир!

Хотя это может выглядеть немного хаотично, лабиринт пыльных аллей и канализационных улиц этого города в городе, на самом деле, представляет собой скопление примыкающих друг к другу населенных пунктов. В некоторых частях Дхарави живет смешанное население: жители из разных частей Индии и представители разных профессий, которые построили себе дома и крошечные заводики. Гончары из Саураштры живут в одном районе, мусульманские кожевники в другом; специалисты по вышивке из штата Уттар-Прадеш работают бок о бок с кузнецами, рабочие перерабатывают пластмассу, а рядом женщины сушат паппадамы под палящим солнцем. Некоторые из этих предприятии, около 10 000 в целом, продают товары на экспорт, а годовой оборот Дхавари составляет – ни много ни мало – $665 млн.

Жизнь в трущобах Мумбаи ничем особенным не отличается, если присмотреться поближе. Жители платят арендную плату, в большинстве домов есть кухни и электричество, и строительные материалы от рифленого железа до многоэтажных бетонных конструкций. Многие семьи живут здесь в течение поколений, и некоторые из молодых жителей Дхавари даже работают в офисах. Но часто они решают остаться жить в тех районах, где выросли.

Туризм по трущобам – довольно противоречивая тема, так что вам придется решать самим для себя. Если вы решили посетить трущобы, Reality Tours & Travel может предложить вам увлекательное путешествие, и процент от прибыли уходит обратно в Дхавари на создание общественных центров и школ. Некоторые туристы решают посетить этот район Мумбаи самостоятельно – это нормально, только обойдитесь без фотоаппарата. Сядьте на поезд из станции Черчгеит по направлению к Махиму (12 рупий) , выход на западной стороне, затем перейдите мост в Дхавари.

В трущобах Дхарави можно увидеть жизнь большинства жителей Мумбаи без прикрас

Легендарный wadi (деревня) – это бастион жизни Мумбаи в том виде, в каком она проходила до появления небоскребов. Христианский анклав элегантных двухэтажных деревянных особняков находится в 500 м на северо-восток от Гиргуам Чоупатти, по соседству с индийским и мусульманским районами Мумбаи. Эти продуваемые улочки открывают вид на тихую спокойную жизнь, без машин и авторикш. Деревня небольшая во всех смыслах, но этими завораживающими аллеями можно любоваться часами и, что самое поразительное, – все это в шаге от шума и гама настоящего Мумбаи.

Чтобы найти деревню, дойдите до церкви Св. Терезы (St Teresa"s Church) на углу Jagannath Shankarsheth Marg (JS Marg) и RR Roy Marg (Charni Ra) , а потом повернитесь к церкви спиной и идите по JS Marg, пока не нырнете во второй или третий проулок слева.

Развлечения

Ежедневный краткий обзор Mid-Day на английском языке включает информацию про основные развлечения в Мумбаи. В газетах и Time Out Mumbai можно найти перечень событий и киносеансов, а на www.nh7.in живые музыкальные рейтинги. Современный проект Bombay Elektrik Projekt (www.bombayelektrik.com) организует любые мероприятия, от диджеев и поэтических вечеров до показа короткометражных фильмов.

Было бы преступлением не сходить в кинотеатр в столице индийской киноиндустрии. К сожалению, индийские фильмы показывают без английских субтитров. В указанных здесь кинотеатрах показывают фильмы на английском и несколько болливудских картин.

Самые оживленные клубные ночи (как ни странно) в среду, а также в более привычные нам пятницу и субботу; вход, как правило, платный. В клубах действует дресс-код, поэтому не суйтесь туда в шортах и сандалиях. В последнее время в Мумбаи модны ресто-лаунджи в противоположность забитым ночным клубам – большие налоги на дискотеки (которые не распространяются на лаунджи и рестораны) сделали народ поумней.

Где поесть

В этом гастрономическом эпицентре рог изобилия вкусов со всей Индии сталкивается с международными тенденциями. В Колабе собрана большая часть дешевых закусочных для туристов, а в Форте и Черчгейте находятся более качественные рестораны. Эта тенденция продолжает действовать, если двигаться дальше на север в направлении Махалакшми и Центральными пригородами, где находятся самые потрясающие, высококлассные и дорогие рестораны в Мумбаи.

Для тех, кто любит готовить сам, в Мумбаи открыт рынок Колаба (Lala Nigam St) . Здесь продаются свежие фрукты и овощи. Хороший выбор продуктов в супермаркетах Saharkari Bhandar Supermarket (22022248; перекресток мостовой Колаба, Колаба и Wodehouse Rd; 10.00-20.30) и Suryodaya (22040979; Veer Nariman Rd; 7.30-20.30) ; второй даже лучше.

Алкоголь

В Мумбаи довольно лояльно относятся к алкоголю, а это значит, что здесь полно мест, где продают алкоголь, – от гаражного вида пивных баров и сногсшибательных лаунджей до дерзких, многоуровневых суперклубов; но не удивляйтесь, когда найдете в своем счету 25% к цене – налог на алкогольные напитки.

Шопинг

Мумбаи – самый большой рынок в Индии, поэтому здесь лучшие условия для шопинга в стране.


Все, что угодно, можно купить на оживленных базарах к северу от CST. Главные торговые площадки Мумбаи – это Crawford Market , Mangaldas Market (шелк и одежда) , Zaveri Bazaar (украшения) , Bhuleshwar Market (фрукты и вегетарианские продукты) и Chor Bazaar (антиквариат и мебель) . На Dhabu St можно купить изделия из кожи, а на Mutton St антиквариат, репродукции и симпатичные безделушки. Crawford Market (Mahatma Phule Market) – это последний аванпост британского Бомбея, за которым начинается шум и крики центральных базаров. Барельефы отца Редьярда Киплинга (Rudyard Kipling) , Локвуда Киплинга (Lockwood Kipling) , украшают здания нормандско-готической архитектуры.

Окунитесь в оживленную торговлю на Фэшн-стрит (Fashion Street) – полосе магазинов вдоль MG Rd, между Кросс-майданом и Азад-майданом, или в Бангре на Linking Rd, возле Waterfield Rd – отточите свое умение торговаться. На Kemp"s Corner много хороших дизайнерских магазинов.

Множество государственных торговых центров в Мумбаи продают изделия ручной работы в World Trade Centre Arcade возле Cuffe Parade. Небольшие магазинчики редких вещей и антиквариата находятся вдоль Merewether Rd за Taj Mahal Palace. Здесь недешево, но качество дает о себе знать – оно на порядок выше, чем в государственных торговых центрах. Если вам нравятся вещи колониальной эпохи, отправляйтесь на Chor Bazaar: самая оживленная улица – это Mutton St, где можно найти множество магазинов с антиквариатом (а также множество изобретательных подделок, поэтому будьте настороже) и разным старьем.

Разносчики еды в Мумбаи (Дабба-Валла)

Маленькое чудо логистики – 5000 доставщиков еды или, как их называют, dabba-wallahs (dabba означает контейнер с едой; еще бывают доставщики второго завтрака - tiffin-wallahs) в Мумбаи без устали разносят горячие обеды офисным работникам по всему городу.

Коробки с обедами каждый раз забирают из домов и ресторанов и доставляют на головах, велосипедах и поездах в центральную сортировочную станцию. Сложная система номеров и цветов (многие доставщики неграмотны) указывает, куда нести обед. Ежедневно они разносят более 200 000 обедов - всегда вовремя, несмотря на (муссонный) дождь или (палящее) солнце.

Эта система используется веками и в среднем на шесть млн доставок приходится только одна ошибка. Не удивительно, что дабба-валлас жутко гордятся своей работой.

Разносчики еды в Мумбаи

Большая стена Мумбаи

Эта художественная инициатива чем-то напоминает галерею East Side Gallery в Берлине (хотя в Мумбаи и не было 28 лет притеснений и изоляции) . Wall Project (www.thewallproject.com) начался с нескольких студентов-выпускников по специальности искусство и дизайн, которые решили раскрасить стены соседних домов местными рисунками и художественным граффити. Скоро эта идея превратилась в публичный проект, благодаря которому стены любых домов на окраине Бандры, от жилых до больниц, взорвались цветными рисунками. Количество рисунков стало увеличиваться, как сорняки и вскоре, полуразрушенные здания и заброшенные стены превратились в настоящий музей современного городского искусства. К моменту время написания этой статьи сотни художников (и просто любителей) уже нарисовали более 600 рисунков, самая длинная полоса которых начиналась от станции Mahim (West) на Tulsi Pipe Rd (Senapati Bapat Marg) и вдоль Western Railway до остановки Matunga Rd. Ее называют Великая Стена Мумбаи.

Любой желающий может оставить здесь свой рисунок, если в нем нет буквального сексуального, политического, религиозного или коммерческого посыла. Раздобудьте немного акриловой темперы - лучше всего использовать именно эту краску из-за жестких погодных условий – и начинайте творить!

Рисование на стенах в рамках Wall Project в Мумбаи

Транспорт в Мумбаи

В аэропорты/из аэропортов

Международный аэропорт:

Киоск предварительного заказа такси находится возле международного аэропорта. Здесь можно нанять такси по фиксированным ценам в любой район города; Колаба, Форт и Марин-драйв стоят с кондиционером/без него 495/395 рупий, Бандра Вест 310/260 рупий и Джуху 235/190 рупий. Кроме того, плата за услуги 10 рупий и за каждое место багажа 10 рупий. До Колабы вас довезут за 45 минут ночью и за 1,5-2 часа днем. Чаевых не нужно.

Недалеко от терминала прибытия можно найти авторикш, но не пытайтесь уехать с ними в южную часть Мумбаи: авторикши могут довезти вас только до Махим Крик. На авторикше можно поехать (примерно 40 рупий) до железнодорожной станции Андхери и пересесть на пригородный поезд (7 рупий, 45 минут) до станции Черчгейт или CST. В такой поездке есть смысл только в том случае, если вы прибыли днем и не в час пик (6.00-11.00) , да к тому же еще и без тяжелого багажа.

На микроавтобусах возле ворот для прибывших можно бесплатно доехать до аэропорта, откуда отправляются внутренние авиарейсы, а также до отелей в Джуху.

Такси от южной части Мумбаи до международного аэропорта обойдется в 350-400 рупий, если вы хорошо поторгуетесь; официальная плата за багаж составляет 10 рупий за место. С полуночи до 5 утра – плюс 25% к стоимости. Нам очень понравились старые черно-желтые такси, но неплохие такси с кондиционером и счетчиком предлагают также в Meru (44224422; www.merucabs.com) . Цена 20 рупий за первый км и 14 рупий за все последующие (ночью на 25% дороже) . Маршрут определяется по GPS, поэтому вас не обманут!

Внутренний аэропорт:

Авторикши и такси есть возле всех внутренних терминалов. Заказать машину предварительно можно прямо возле ворот для прибывших. Такси без/с кондиционером в Колабу или Форт стоит 350/400 в любое время суток, плюс 10 рупий за багаж. В Джуху – 150/200 рупий.

Более дешевая альтернатива – это авторикша от аэропорта до железнодорожной станции Vile Parle (20-30 рупий) , а отсюда – поезд в Черчгейт (7 рупий, 45 минут) . Даже не пытайтесь доехать таким образом в час пик (6-11 часов) .

Катер

В PNP (22885220) и Maldar Catamarans (22829695) есть регулярные катера на остров Мандва (в одну сторону 110 рупий) . Отсюда можно добраться до Муруд-Джанджира и других частей побережья Конкан, при этом вам не придется долго трястись в автобусе. Кассы находятся на пристани Аполлона (Apollo Bunder; возле Ворот в Индию) .

Автобус

Одноэтажные и двухэтажные автобусы в Мумбаи – неплохой выбор для путешествия на короткие дистанции. Цена в южной части Мумбаи составляет 3 рупии за остановку; платите кондуктору при входе. Эту услугу предоставляет компания BEST (www.bestundertaking.com) , с гаражом в Колабе (на сайте есть возможность поиска автобусных маршрутов по городу) . Чтобы дешево увидеть южную часть Мумбаи, достаточно просто запрыгнуть в двухэтажный автобус (например, автобус 103) . Проездной на день стоит 25 рупий.

Машина

Машины обычно сдают в аренду на день (максимум восемь часов и 80 км) . Если вы превышаете дозволенный лимит, придется доплачивать. Лучшая цена за авто с кондиционером примерно 1000 рупий.

Агент возле палаточной кассы на пристани Аполлона возле Ворот в Индию может организовать Maruti с водителем, но без кондиционера, для экскурсии на полдня за 1000 рупий (вы успеете доехать до Махалакшми и Малабар-хилла) . Обычные таксисты часто тоже соглашаются на эту цену.

Винтажные автомобили на улицах Мумбаи

Метро

Проект постройки метро в Мумбаи, который обошелся в US$ 8,17 миллиардов, так и не был закончен. Линия Колаба-Бандра-Аэропорт была бы очень полезной для туристов, но на то, чтобы ее закончить, понадобится еще несколько лет.

Мотоцикл

Allibhai Premji Tyrewalla (www.premjis.com; 205/207 Dr D Bhadkamkar Rd; 10.00-19.00 пн-сб) уже примерно сто лет продает новые и подержанные мотоциклы с гарантированной возможностью вернуть товар, когда он вам больше не нужен. Если вы хотите взять байк в аренду на две-три недели, вам все равно придется заплатить за него полную стоимость. В компании больше любят длительные сделки от двух месяцев и больше. В любом случае выходит дешевле. Подержанный Hero Honda Karizma объемом 150 куб. см или 225 куб. см стоит от 725 000 до 780 000, при этом его купят у вас обратно примерно за 60% через три месяца (иногда попадаются «энфилды» с большим объемом двигателя) . Байк меньшего объема (100-180 куб. см) можно взять от 725 000. Компания может организовать отправку мотоцикла за границу по морю (около 724 000 до Великобритании) .

Такси и авторикши

Кажется, что каждая вторая машина в Мумбаи – это желто-черное такси Premier (индийская версия «фиата» 1950-х) . Машина – самый удобный способ передвижения по городу, а в южной части Мумбаи водители почти всегда правильно считают стоимость по счетчику. Авторикши есть только на северных окраинах бухты Махим Крик.

Не все водители знают названия улиц города (особенно новые) , поэтому лучше использовать какие-нибудь достопримечательности, чтобы объяснить, куда вы хотите доехать. В 2010 г. повысились тарифы на проезд, и теперь счетчик начинает работать с 16 рупий днем (20 рупий после полуночи) за первые 1,6 км и затем по 10 рупий за километр (12 рупий после полуночи) . Минимальная стоимость авторикши 11 рупий.

Не будем тыкать пальцем, но такси и авторикши компании Mumbaikar могут время от времени наживаться на иностранцах. Вас могут постараться обмануть рикши и таксисты, которые пользуются старыми счетчиками (закреплен снаружи слева) . Стоимость такси со старым счетчиком будет примерно в 16 раз больше указанной. Чтобы этого не случилось, распечатайте удобный конвертер тарифов, его можно достать в Mumbai Traffic Police (www.trafficpolicemumbai.org/Tariffcard_ Auto_taxiJorm.htm) - вот и весь разговор (до следующего раза) .

Поезд

В Мумбаи хорошая, но переполненная сеть пригородных поездов.

Есть три основные линии, поэтому разобраться довольно легко. Самое полезное направление – от Черчгейт на север к станциям Charni Rd (для пересадки на Girgaum Chowpatty) , Mumbai Central, Mahalaxmi (для пересадки на Dhobi Ghat) , Vile Parle (для внутренних авиарейсов) , Andheri (для международных авиарейсов) и Borivali (для национального парка Санджай Ганди) . Другие пригородные линии соединяют CST и Байкуллу (для Veermata Jijabai Bhonsle Udyan, бывшие сады Виктории) , Дадар и Нерал (для Матхерана) . Поезда ходят с 4.00 до 1.00. Цена на билет от Черчгейта, 2-й/1-й класс 4/41 в Mumbai Central, 77/78 в Вайл Парле или Андхери и 79/104 в Боривали.

Пригородные поезда Мумбаи

Окрестности Мумбаи

Остров Элефанта

Из Мумбаи можно совершить приятную лодочную экскурсию в храмовые пещеры VII в. на острове Элефанта. С набережной Аполло туда отправляется паром. Известный как Гхарапури, Священный город королей, остров был назван Элефанта португальскими моряками. Хотя их мушкеты повредили многие скульптуры богов в пещерах, тем не менее их сохранилось достаточно, чтобы сделать на острове остановку. Вырезанные в скалистых холмах в центре острова пещеры хранят некоторые из прекраснейших образцов скульптуры Древней Индии, включая известное изображение Тримурти, трехголового Шивы, чей внушительный профиль стал почти таким же узнаваемым символом Индии, как Тадж-Махал.

Известная как «Махешмурти», панель занимает стену одной из самых больших пещер в комплексе. Хотя существуют некоторые разногласия относительно даты создания этого великолепного рельефа, ученые едины во мнении, что это выдающееся произведение индийской скульптуры: на всем индийском субконтиненте нет другой древней статуи, от которой исходило бы живое ощущение такой силы и безмятежности. По обеим ее сторонам располагаются впечатляющие барельефы с изображением мифологических сцен. Главный вход в пещеру охраняет многорукое божество устрашающего вида (дварапала) Оленёнок в парке Санджай Ганди каждый день приходит к мальчику за едой

Сложно поверить, что всего в 1,5 часах езды от переполненного мегаполиса находится заповедный тропический лес площадью 104 кв. км. (28866449; взрослый/детский 30/15, транспорт на двух колесах/на четырех колесах 15/50 рупий; 7.30-18.00) . Здесь вместо загрязнения и толпы народу свойственному Мумбаи, вы увидите яркую флору, птиц, бабочек и неуловимых леопардов в окружении поросших лесом гор на северной окраине города. Урбанизация и городские лачуги пытаются втиснуться на территорию этой дикойи местности, но благодаря статусу национального парка лес остается зеленым и тихим.

Чтобы сбежать на денек из взрывающего мозг Мумбаи, можно выбрать хорошие протоптанные тропы к водопаду Шилонда (Shilonda) и озерам Вихар и Тулси (Vihar and Tulsi) , сафари в поисках львов и тигров, а также пещеры Канхери (Kanheri)

Лучшее время для приезда

С октября по март.

Спецпредложения на отели

Дорога в Мумбаи и обратно

Самолет

Мумбаи – это главные международные ворота в южную Индию, кроме того, это самый оживленный внутренний аэропорт. Международный аэропорт Чхатрапати Шиваджи (Chhatrapa-ti Shivaji International Airport; внутренние рейсы 26264000, международные рейсы 26813000; www.csia.in) , находится примерно в 30 км от центра города. С 2006 г. модернизирован на сумму $2 млрд. На момент написания статьи в аэропорту находилось три внутренних (1А, 1В и 1С) и один международный терминал (2А) . В терминал аэропорта, откуда отправляются внутренние авиарейсы, известный как аэропорт Santa Cruz, можно попасть через Vile Parle, а международный аэропорт находится в четырех км на Andheri и среди местных жителей называется Sahar. В обоих терминалах есть банкоматы, обмен валют и палатки с информацией для туристов. Бесплатный шаттл между аэропортами ходит каждые полчаса; чтобы в него попасть, нужно иметь билет на самолет. К 2014 будет готов новый сияющий терминал Т2, который будет обслуживать и внутренние и международные авиарейсы, a Santa Cruz станет грузовым аэропортом.

Международные авиакомпании:

Лучше всего бронировать билет через турагентство или интернет, потому что даже в офисах вас постоянно перенаправляют на колл-центры.

В Мумбаи находятся офисы следующих авиакомпаний:

  • Air India (27580777, аэропорт 26156633; www.airindia.com; здание Air India, угол Marine Dr и Madame Kama Rd, Nariman Point; 9.15-18.30 пн-пт, до 17.15 сб и вс)
  • Cathay Pacific (66572222, аэропорт 66859002/3; www.cathaypacific.com; 2 Brady Gladys Plaza, Senapati Bapat Marg, Lower Parel; 9.30-18.30 пн-сб)
  • Emirates Airlines (40974097; www.emirates.com; 3 Mittal Chambers, 228 Nariman Point; 9.00-17.30 пн-сб)
  • El Al Airlines (66207400, аэропорт 66859425/6; www.elal.co.il; 7-й эт, NKM International House, ВМ Chinai Marg, Nariman Point; 9.30-17.30 пн-пт, до 13.00 сб)
  • Qantas (61111818; www.qantas.com.au; 5-й эт, Sunteck Centre, 37-40 Subhash Rd, Vile Parle; 9.00-13.15 и 14.30-17.30 пн-пт)
  • Swiss (67137240; www.swiss.com; 3-й эт, Vashani Chambers, New Marine Ln, 9; 9.00-17.30 пн-сб)
  • Thai Airways (61395599; www.thaiair.com; 2A Mittal Towers крыло A, Nariman Point 9.30-17.30 пн-пт, до 16 сб)

Внутренние авиакомпании:

  • GoAir (call centre 1800 222111, аэропорт 26264/89; www.goair.in)
  • Indian Airlines (22023031, колл-центр 1800 1801407; www.indianairlines.nic.in; здание Air India, угол Marine Dr и Madame Kama Rd, Nariman Point)
  • IndiGo (колл-центр 18001803838; www.goindigo.in)
  • Jet Airways (колл-центр 39893333, аэропорт 26266575; www.jetairways.com; особняк Amarchand Mansion, Madame Kama Rd; 9.30-18.00 пн-пт, до 13.00 сб)
  • JetLite (колл-центр 1800 225522; www. jetlite.com)
  • Kingfisher/Kingfisher Red (колл-центр 1800 2331310, аэропорт 26262605; www.flykingfisher.com; здание Nirmal, Marine Dr, Nariman Point; 9.00-19.00 пн-сб, 10.00-14.00 вс)

    Автобусы частных компаний, как правило, более удобные и билет на них легче забронировать, но стоят они на порядок больше, чем государственные; отправление от Dr Anadrao Nair Rd возле Центрального железнодорожного вокзала в Мумбаи. Цены на популярные направления (например, Гоа) в высокий сезон возрастают до 75%. Чтобы узнать время отправления и актуальные цены, обращайтесь в National СТС (23015652; Dr Anadrao Nair Rd; 7.00-22.00) .


    В Гоа и другие южные города удобнее ехать на автобусах Chandni Travels (22713901) , которые отправляются три раза в день от Азад-майдан (Azad Maidan) , южнее кинотеатра Metro. Агенты по продаже билетов находятся рядом с местом отправления.

    Государственные автобусы дальнего следования отправляются от Центрального автобусного вокзала в Мумбаи (Mumbai Central bus terminal; 23074272/1524) рядом с центральным железнодорожным вокзалом Мумбаи. Автобусы ходят в основные города Махараштры и соседних штатов. Они дешевле и ходят чаще, чем частные автобусы, но качество услуг и количество людей может быть самым разным.

    Поезд

    В Мумбаи существуют три железнодорожные линии, носамый лучшии сервис предлагают в Central Railways и Western Railways.


    Билет на любое направление можно купить на любой станции, в южной части Мумбаи или пригороде, где находятся компьютеризированные кассы. В Central Railways (134) есть поезда по направлению на восток, юг и несколько поездов в северном направлении от CST. Предварительная касса (139; 8.00-20.00 пн-сб, до 14.00 вс) находится возле стоянки такси на CST. Билеты по ценам для иностранцев (tourist-quota tickets; окошко 52) можно купить за 90 дней до путешествия, но их нужно оплачивать в иностранной валюте или рупиями при наличии квитанции из банка или банкомата. Проездные талоны Indrail можно купить в окошке 52. Можно купить билеты по обычным ценам при помощи Visa или MasterCard в более удобных и быстрых кассах, где принимают кредитные карты (10 и 11) за дополнительные 30 рупий. Возврат билета для индусов и иностранцев производится в окошке 8.

    Некоторые поезда Central Railways отправляются от станции Dadar (D) - через несколько остановок на север от CST или от Черчгейта /(Локманья Тилак; Т) в 16км на север от CST.

    В Western Railways (131,132) ходят поезда на север (в том числе до Раджастхана и Дели) от станции Мумбаи Сентрал (Mumbai Central (МС); 23061763, 23073535) , которую обычно называют Бомбей Сентрал (Bombay Central; ВСТ) . Предварительная касса (8.00-20.00 пн-сб, до 14.00 вс) , находится напротив железнодорожной станции Черчгейт, здесь можно купить билет по квоте для туристов (окошко 14) . Те же правила, что и на DXI (CST) . Кредитные карты принимают в окошке № 6.

    Календарь низких цен на авиабилеты

    вконтакте facebook twitter

Остров Элефанта является одним из сокровенных уголков Индии, которые обязательно стоит посетить. Прежде известный как Гхарапаури, или «место пещер», этот остров располагается перед триумфальной аркой Мумбая (Бомбея) – так называемыми «Воротами Индии».

Добраться до острова можно всего за час на экскурсионном пароме. Остров Элефанта изобилует большим количеством исторических памятников, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее впечатляющий среди них – это комплекс древних пещерных храмов с огромными статуями внутри. Так, например, здесь находится массивный пятиметровый бюст трехголового Шивы, единого в образах Создателя, Хранителя и Разрушителя. Все «Пещеры Шивы» вырублены в скале.

Кстати, свое название Остров Элефанта получил в XVII веке, когда португальские мореплаватели наткнулись на берегу на каменную скульптуру слона.

Координаты : 18.96133100,72.93291100

Вокзал Виктория

Вокзал Виктория Терминус - исторический вокзал, самый яркий образец викторианской готики в Мумбаи. Назван в честь национального героя Чатрапати Шиваджи. Открыт он был 1 января 1882 года.

Здание было спроектировано Фредериком Уильямом Стивенсом. За образец Стивенс взял лондонский вокзал Панкрас работы Джорджа Гилберта Скотта. Однако новое творение стало грандиознее и более пышно украшено.

Строение отличается буйством красок различных частей каменной кладки, декоративными металлическими деталями, мрамором, мозаичной плиткой и множеством скульптур. Большая часть декора была выполнена индийцами - учащимися бомбейской школы искусств.

Огромный и вычурно украшенный вокзал стал символом Бомбея – важного торгового центра Индии, а в 2004 году его внесли в список Всемирного наследия ООН. В нескольких сотнях метров от вокзала расположились Ворота в Индию, и вместе они составляют единый комплекс, приветствующий всякого, кто приезжает в этот большой индийский город.

Вокзал работает 24 часа в сутки, отправляя на поездах миллионы людей по всей Индии.

Координаты : 18.93972200,72.83527700

А какие достопримечательности Мумбаи вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Пещеры Элефанта

Пещеры Элефанта расположены в центральной части острова Гхарапури (Элефанта), расположенном в Аравийском море вблизи города Мумбаи. Так называемый «Город Пещер» содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. В 1987 году пещерные храмы на острове Гхарапури (Элефанта) вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещеры Элефанта – комплекс древних пещерных храмов, рассказывающих о Шиве и его мире, на острове Гхарапури.Это примерно час езды на пароме от Ворот в Индию, на набережной в Мубаи, по Аравийскому морю.Необыкновенные древние пещеры острова Элефанта покоряют с первого взгляда. Вырубленные в скале, они составляют единый сакральный храмовый комплекс, посвященный богу Шиве.

Переполненные тишиной, гулкие пещерные залы Шивы вселяют покой в сердце и даруют покой.Пещеры Элефанта были высечены в скалах предположительно в пятом-восьмом веках монахами, поселившимися на острове. Шива предстает огромными скульптурами в пещерных залах, и каждый раз в новом образе. Главное зрелище представляет пятиметровый массивный бюст трехголового Шивы, воплощающего в себе его ипостаси как Создателя, Охранителя и Разрушителя.

Координаты : 18.96539000,72.93125900

Набережная Марин-Драйв тянется вдоль залива Бэк-бей, проходя через пляж Чоупатти, и заканчивается на Малабарском холме.

Холм известен тем, что здесь живут самые зажиточные жители Бомбея. На Малабарском холме также расположена бывшая резиденция британских правительственных учреждений под названием Радж бхаван. В настоящее время здание служит резиденцией для губернатора штата Махараштра.

Набережная Марин-Драйв привлекает совершенно разных туристов. Здесь каждый найдет себе место по душе. В 1961 году на набережной построили аквариум Тарапоревала, который будет интересен поклонникам как представителей пресноводной, так и морской флоры и фауны. Аквариум считается одним из лучших в Индии.

Любителям истории будет интересно познакомиться с памятником одному из самых популярных маратхских лидеров национально-освободительного движения – Балу Гангадхару Тилаку. Памятник был возведен в 1920 году.

Координаты : 18.93933200,72.82406300

Форт "Kalavantin Durg"

Форт "Kalavantin Durg", расположенный на вершине высокого холма, представляет собой уникальный памятник архитектуры. Ежегодно он вызывает огромный интерес у многочисленных любителей сложных походов. Чтобы преодолеть трехчасовой подъем на вершину, необходима изрядная выносливость и физическая подготовка, ведь путешественникам приходится карабкаться по узким ступенькам лестницы, вырубленной в крутом склоне.

Форт "Kalavantin Durg" входит в систему фортов Панхалгада, которые были построены династией Шилахара на рубеже XII-XIII веков в наиболее важных со стратегической точки зрения участках. Тем счастливчикам, у которых хватает сил, чтобы подняться на вершину холма, удивительной красоты пейзаж с великолепным видом на Мумбаи и соседние форты. Несмотря на то, что посещение форта "Kalavantin Durg" отнимает много сил, от него остаются невероятные и непередаваемые ощущения.

Координаты : 18.98248600,73.21975500

Музей -принца Уэльского" Мумбай

Музей принца Уэльского находится на юге Мумбая, в Индии. Был основан в 1905 году на средства зажиточных граждан Мумбая в честь будущего короля Георга V, тогда еще принца Уэльского. Примечателен тот факт, что сам молодой человек королевских кровей заложил первый камень в основание фундамента.

Строительство здания было завершено в 1915 году, но I мировая война отсрочила открытие Музея, которое наконец состоялось лишь в 1922 году. Музей принца Уэльского занимает довольно обширную территорию, а трехэтажное здание общей площадью в 12.000 квадратных метров вмещает немаленькую коллекцию артефактов. Вся коллекция, хранимая здесь, разделена на три секции: секция искусств, природы и археологическая секция. Кроме того, не так давно, а именно, в 2008 году, в Музее принца Уэльского появилась экспозиция древнеиндийских костюмов и текстильной промышленности.

Коллекция музея настолько велика и уникальна, что Вы сможете провести здесь половину дня, но при этом совсем не устанете. Билет в Музей стоит 40 рупий, а с аудиогидом- 300 рупий, детский- 5 рупий. По традиции, в здании расположен магазин сувениров.

Координаты : 18.92670200,72.83245100

Ресторан Olive Bar & Kitchen

Сеть ресторанов Olive Bar & Kitchen очень популярна в Индии. Один из них находится в Мумбаи и привлекает своей легкой атмосферой, разнообразной едой, напитками и живыми выступлениями музыкантов по вечерам. Именно этот ресторан часто посещают мировые знаменитости.

Olive Bar & Kitchen предлагает посетителям блюда средиземноморской кухни. Меню здесь только на английском языке. В Olive Bar & Kitchen обязательно следует попробовать марокканский куриный пирог, а также ризотто с грибами и индийскими специями.

В будние дни в ресторане всегда романтическая обстановка, со свечами и приглушенным светом, а с пятницы посетителей ждут вечерние развлекательные музыкальные программы.

Координаты : 19.07158900,72.82843400

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Мумбаи? .

Игровой центр Happy Planet

Happy Planet - большой игровой развлекательный центр для детей всех возрастов. Находится он в индийском городе Мумбаи. Развлекательный парк занимает площадь боле 15 тысяч квадратных метров и включает в себя множество детских аттракционов: лодочные прогулки, стрельбу из пушек, горки, игровые площадки для малышей и многое другое.

При входе в парк гостей встречают консультанты, которые смогут помочь выбрать оптимальный вариант развлечений для ребенка. Во время детских игр родители смогут расслабиться в Bliss Spa.

На территории развлекательного центра можно прекрасно пообедать в ресторане FOOD PLANET со специальным детским меню.

Для проведения детских вечеринок и дней рождений отводятся специальные комнаты, где дети смогут прыгать, бегать, веселиться, наслаждаясь абсолютной свободой.

Координаты : 19.13011600,72.93296300

Самые популярные достопримечательности в Мумбаи с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Мумбаи на нашем сайте.

Мумбай (Mumbai), который местные жители упорно продолжают именовать Бомбеем - это «индийский Манхэттен», прочно сросшийся с индийским же Голливудом (Болливудом), где ежегодно производится фильмов больше, чем в любом другом городе мира. Изначально Мумбай был конгломерацией из 7 островов, которые со временем объединились и превратились в самый большой город Индии, который состоит из следующих районов:

  • South Mumbai - форт, Колаба, холм Малабар, Нариман-Поинт и Тардео - старейших район города и коммерческий центр всей страны. Здесь живут самые богатые люди Индии, а недвижимость стоит больше, чем в Манхэттене. К тому же, это самый популярный район у туристов, где находится большинство музеев, галерей, баров и ресторанов города.
  • South Central Mumbai - ранее индустриальный центр города, сейчас - место сосредоточения офисных зданий. Туристам здесь может быть интересен только зоопарк. Чуть севернее находятся жилые районы «среднего класса» Индии.
  • North Central Mumbai - то самое место, где живут мумбайские «середнячки» и большинство имигрантов. Туристам тут делать нечего.
  • Western Suburbs (западные окраины) - это место также облюбовали местные богачи, которые, однако, предпочитают более размеренный темп жизни. Здесь есть несколько пляжей, самая знаменитая христианская церковь города и два аэропорта поблизости.
  • Central Suburbs - район, где проживает «средний класс» Бомбеев, абсолютно неинтересный туристам.
  • Harbour Suburbs - бывший сателит Бомбея, сейчас этот район - неотъемлемая часть города. Здесь находится центр атомных исследований Мумбая.
  • Northwest Mumbai - здесь находятся самые чистые пляжи в городе, национальный парк Sanjay Gandhi и древние храмы, которые датируются 1-5 в. н. э.: Kanheri, Mahakali, Jogeshwari и Mandapeshwar.

Как добраться

Карты Мумбая

На автобусе

Компания MSRTC (Maharashtra State Road Transport Corporation) совершает рейсы из Бомбея (автовокзал Mumbai Central Terminus) по всему штату Махараштра. Помимо MSRTC, можно найти множество частных компаний (National, Sharma, VRL, Konduskar, Dolphin, Paulo или Southern Travels), которые отправляют автобусы в Удайпур , Ахмедабад, Сурат, Хидерабад, Бангалор , Гоа и другие города страны. Как правило, автобусы отправляются от рынка Crawford Market, Dadar T.T, Sion, Chembur и Borivili.

Погода в Мумбае

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

В Мумбае выделяют три сезона: летний, муссон и зимний. Лучшее время для посещения - зимой, с ноября по февраль. Лето длится с марта по май, в это время столбик термометра не опускается ниже +30 °C. С июня по сентябрь в городе царствует муссон, который устраивает для города ежедневные водные процедуры.

День в Мумбае

Популярные отели Мумбая

Пляжи Мумбая

В Бомбее есть несколько пляжей, один из них даже находится в черте города, однако это не самое лучшее место для пляжного отдыха в Индии. Вода и некоторые пляжи здесь грязные, во время муссона - течение становится очень сильным, а на раздельный купальник могут смотреть косо. И все же, неплохие пляжи можно найти в районе Northwest Mumbai (Акса-Бич и пляжи на острове Манори), симпатичен пляж Girgaon Chowpaty в South Mumbai, и пляж Juhu на западных окраинах города (Western Suburbs).

Манори - крошечный островок с прекрасными пляжами, на которых однако довольно небезопасно купаться, находится на территории района Northwest Mumbai. Пляж, расположенный на северной части острова чище. Это отличное место для пикника или целого уикенда, здесь находится несколько гостиниц и неплохие рестораны с рыбными блюдами. Добраться сюда можно на такси или на автобусе до Марве (Marve), откуда отправляется паром.

Гиды в Мумбае

Развлечения и достопримечательности Мумбая

В Мумбае стоит посетить остров Элефанта (остров Слона), знаменитый пещерами с изображениями Шивы и заглянуть в район Кала-Года, где собрано большинство городских галерей и музеев. Рядом находится Музей принца Уэльского с очень интересной коллекцией искусства Гандхары, могольских миниатюр, фарфора и оружия. Частью обязательной программы считается местный форт с тремя своими знаменитыми зданиями: Верховным судом, Университетом и грандиозным вокзалом Виктории, гораздо больше похожим на дворец, чем на вокзал. На холме Малабар расположены живописные Висячие сады, храм Бога песка Валкешвара, зороастрийские «башни молчания», культовые источники Банганга-Тэнк и пещеры Джогешвари.

Кроме всего прочего, в Бомбее хватает и развлечений для оригиналов: можно полдня рыться в залежах соблазнительного хлама на блошином рынке Чор-базар или отправиться за шокирующими фотокадрами в Дхоби-Гхат. Это квартал, сплошь состоящий из небольших бетонных ванн, в которых одновременно стирают белье тысячи прачек. Стирают, надо сказать, необычным для европейца способом: мылят и часами бьют об острую грань специального камня, так что одежда отмывается до невероятной чистоты, но обычная рубашка выдерживает всего несколько таких «стирок». Прачки оставляют сильное впечатление, но фотографировать их лучше всего с железнодорожного моста: туристов здесь не жалуют. Другое интересное место - крупнейший в городе рынок Кроуфорд. Кроме своего исключительно широкого ассортимента, он примечателен еще и тем, что в своё время в его стенах любил прогуливаться в сопровождении няни маленький Редьярд Киплинг.

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей, благодаря замечательной книге «Шантарам». Мы побывали в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около. Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление – Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь. Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу – сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка – их бесчисленное множество.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся – это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно – и улица как общая спальня.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.
У всех у них выработана беспрекословная покорность – они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.
Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав эту страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья – супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.
В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого, и пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс, и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».
Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус – он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.




Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!
Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.
Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков – два этих совершенно разных мира существуют бок о бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.
Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, – это, что называется, класика жанра.
Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь – жилые «кварталы».



После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы. К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей – те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.
После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея – внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина – большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.
Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!


Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни – мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!
И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас! Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»
Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»
Вот так!
Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами - показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.
Проститутки в наляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам – боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.
Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры – древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).
Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.
Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад – в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем – шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса – на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).
К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!
В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.
На автобусной станции обычная радушная толпа!
Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии – поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.
А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад – в Бомбей тем же путем.
На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.
Ну и окончание этого необыкновенного дня за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

Понравилась статья? Поделитесь ей