Контакты

Монгольские юрты. Монгольская Юрта Монголия юрты в городе

Монголия – удивительная страна! Степь да степь кругом, людей практически нет. Но в столице не протолкнуться! Улан-Батор уже сегодня страдает. Город не может обеспечить комфортом всех своих жителей, а их число с каждым годом только растёт!

До революции почти все монголы жили в юртах. Сейчас большинство населения сконцентрировано в городах, но и там есть целые микрорайоны, состоящие из юрт. Юрта сегодня – по-прежнему основное жильё примерно для 30% монголов.

Напомню, кстати, что словом "юрта" традиционное жилище монголов называем только мы. Для самих монголов это "гэр". Это же слово обозначает дом в целом. Давайте посмотрим, как живут современные монголы!

01. Начнём с кладбища и постепенно будем подниматься вверх. На кладбище нет оград, в этом плане монгольские кладбища куда круче наших!

02. Странно, что многие могилы провалились. Если кладбище заброшенное, то почему его вообще не снести? А если ещё есть родственники, то почему они не следят за могилами?

03. За кладбищем на окраине столицы начинается самое дешёвое жильё для живых.

04. Пригороды – это либо частные маленькие домики, либо юрты!

05. Юрта – это главная монгольская жилая единица. Они тут повсюду. Многие семьи покупают юрту, летом ставят её в степи и живут как на даче! Можно детей с бабушкой отправить в степь! В этом плане очень удобно, все кочуют с места на место. Юрту можно поставить в любом месте за городом.

Гэр представляет собой конструкцию из нескольких решётчатых секций (их делают из дерева), каркаса свода и толстого войлока, который всё это покрывает. Летом слой войлока обычно один, зимой – два или больше. Причём летом хозяева обычно открывают некоторые части гэра так, чтобы он естественным образом вентилировался.

От среднеазиатских юрт монгольский гэр отличается тем, что он пониже, а в его центре есть два столба, которые поддерживают свод.

06. Вот так выглядит магазин юрт на рынке. Их много! Можно собрать юрту как конструктор, но самый шик – это сделать себе крутую юрту на заказ у хорошего мастера. Тут указаны цены: деревянный каркас стоит миллион тугриков (24,6 тысячи рублей), а гэр целиком – от 1,9 до 2,4 миллиона (от 46,7 тыс. до 59 тыс. рублей).

В интернете 5-секционный монгольский гэр можно купить за 1–1,5 миллиона тугриков – это примерно от 27 до 37 тысяч рублей. Если юрта старая, то попадаются варианты и за 15 тысяч. Если юрта новая, большая и богато украшенная, она может стоить несколько миллионов. Например, на главном монгольском сайте объявлений Unegui есть предложения за 3,7 млн тугриков (91 тысяча рублей). Самая дорогая юрта, которая попалась мне на глаза – 8-секционный гэр с богатой резьбой – стоила 25 миллионов (615 тысяч рублей).

07. Отличаются юрты материалом исполнения, размерами и декором. Самые крутые юрты расписывают вручную.

Кстати, раньше большинство монгольских юрт было чёрного или бурого цвета, в белых селилась только знать. Но сейчас почти у всех монголов юрты именно белого цвета.

08. Детали

09. Кстати, зацените национальный костюм. Шик!

10. Итак, юрту купили, теперь грузим её в грузовичок – и можно ехать устанавливать!

11. Юрты встречаются в самых неожиданных местах! Во дворе жилого дома:

12. За забором в деревне:

13. На отдельном участке за домом. Тёща приехала – где её поселить? В юрте, конечно!

Современные юрты "украшают" спутниковые тарелки и панели солнечных батарей – это самый дешёвый источник энергии для кочевников. Кстати, юрта до сих пор может выполнять свою кочевую функцию. Во времена Чингисхана юрты, не разбирая их, перевозили на телегах, которые тянули волы или верблюды. Иногда юрты были просто огромными (опять же, если хозяин был каким-нибудь ханом), и волов требовались десятки. Но обычно с ней управлялись от одного до четырёх тягловых животных. Сегодня же юрту можно перевезти на новое место на грузовике или даже в прицепе. Собирается она довольно быстро, за несколько часов, а разбирается и вовсе за час.

Кстати, с юртами в Монголии связан ряд запретов, с которыми лучше заранее ознакомиться туристу:

1. Нельзя входить в юрту без разрешения (ну это понятно).
2. Нельзя говорить с хозяевами через порог.
3. Нельзя наступать на порог или садиться на него.
4. Нельзя тащить в юрту свой рюкзак и другие вещи.
5. Нельзя проносить в юрту оружие, пустую посуду и землеройные инструменты типа лопаты или мотыги.
6. Нельзя свистеть в юрте (об этом мы уже говорили).
7. Нельзя выносить из юрты огонь очага или молоко.
8. Нельзя облокачиваться на столбы-подпорки.

На самом деле, традиционных правил гораздо больше, но это основные. Распространяются ли они на те юрты, которые турист может арендовать через Airbnb (а сейчас это нормально), я не знаю.

В самом Улан-Баторе юрты обычно стоят на огороженных участках. Иногда это только юрта. Иногда это частный дом плюс юрта во дворе. Иногда две-три юрты. Комбинации могут быть самые разные. Забавно, конечно, видеть частный сектор с юртами, к которому уже подступают многоэтажки.

14. В частном секторе юрт иногда даже больше, чем обычных домов.

Главная проблема жизни в юрте – в холодное время года (а это месяцев 7-8) её надо как-то отапливать. Лесов в Монголии мало, огульно тратить древесину монголы себе позволить не могут. Поэтому печку-буржуйку, главный обогревательный прибор в гэре, они топят в основном углём. Тем самым, .

Причём бедные семьи тратят на отопление юрт до 40% своего дохода. Из-за большого числа юрт в Улан-Баторе постоянно висит смог. Загрязнению воздуха способствует и большое число автомобилей, и то, что город лежит в долине между горными хребтами и не всегда хорошо продувается.

Несколько лет назад государство впервые задумалось об экологии Улан-Батора, половина районов которого отапливается углём, и закупило для населения 140 тысяч "бездымных" печей. Печи благодаря госсубсидиям можно было купить со скидкой в 93%. Многие уланбаторцы так и сделали, но потом перепродали их в несколько раз дороже жителям сельских районов, а сами продолжили топить свои буржуйки.

Эпопея с переселением жителей юрт в многоэтажки тоже ничем хорошим не закончилась: люди просто остались и без своих участков, и без квартир . Попытка ввода дешёвого ночного тарифа на электроэнергию, чтобы стимулировать электрическое отопление юрт, также ни к чему не привела. Большинство уланбаторцев по-прежнему топят печи углём и сами же страдают от смога, который висит над городом.

Недавно глава Бурятии Алексей Цыденов предложил монголам и бурятам вместе перейти на отопление пеллетами, но к чему это приведёт, пока непонятно. Наверное, решением было бы строительство завода по производству пеллет в самой Монголии с доставкой сырья, например, из России. Но для эффективного отопления пеллетами нужен специальный котёл. И их закупку в простые юрты, видимо, опять предстоит субсидировать государству. Если их вообще можно там устанавливать, конечно.

15. Следующий уровень – это построить себе дом. Тут варианты разные, от сарайчика до кирпичного домика.

16. Частный дом строят уже на своей земле, и в этом главная проблема. Если для юрты земля не обязательна, то дом так просто в поле не построишь! Нужна земля, коммуникации, электричество.

17. Если не хочется жить в доме с туалетом на улице, то можно жить в квартире с удобствами. Тут есть огромный выбор знакомого нам всем советского наследия на любой вкус. Все типовые серии строились в Монголии.

Забавно, но есть вариант этого ракурса начала 70-х годов!

"Как вы думаете, какой в Монголии самый распространенный вид транспорта? Вернувшись из поездки, я задавала этот вопрос знакомым и друзьям. Большинство, не колеблясь, отвечали: "Лошадь". "Автомобиль", – прибавляли некоторые. И никто не назвал самолёта! Неужели араты прямо с коня пересели на самолёт? Пусть не покажется это громкой фразой, но так оно и есть. Сегодня, словно автобусы, курсируют из конца в конец страны "АН-24", "АН-2", и скотоводы, посасывая дорожную карамельку, летят из аймака в аймак, а то и в соседний сомон, на расстояние всего ста километров".

Из статьи Новеллы Ивановой "Крылья аратов"



18. В общем, советских панелек много!

19. Но жизнь там так себе...

20. Дворов нет... Благоустройства нет... Всё развалено.

21. Каждый свободный клочок земли отдан под парковку.

Цены на однокомнатные квартиры в Улан-Баторе начинаются где-то с 35 миллионов тугриков (860 тысяч рублей), в среднем просят 50-70 миллионов – от 1 230 000 рублей до 1 722 000 рублей. По двушкам разброс цен очень большой, где-то от 75 до 120 миллионов (1,85 – 2,95 млн рублей). То есть в принципе как в российской провинции. Юрты, конечно, стоят на порядок дешевле.

22. В России повсюду пивные на первых этажах, а в Улан-Баторе игровые компьютерные центры.

23.

24. Остановка

25. Главный вокзал

26. Из-за пыли кто-то носит маску.

27. Мужичок продаёт батарейки для часов.

29.

30. Окраины Улан-Батора продолжают застраиваться.

31. Тут жильё уже немного получше.

32. Это север города, тут хорошая экология и живут богачи.

33. Обратите внимание, опять же, на юрты. В них, как в строительных вагончиках, живут рабочие, которые строят дома.

34. Пробка в центр

35. А вот уже растут убийцы города – многоэтажки. Именно они погубят город! Безумное уплотнение без инфраструктуры... Монголия, одумайся!

36. Куда это годится?

37. Ужас.

38. Это самые дорогие дома в Улан-Баторе. Жилой комплекс с закрытой территорией на окраине города.

39. Тут красота, чистота и хорошее благоустройство.

40. Но скоро появятся дома ещё лучше и выше.

41. Ещё активное строительство идёт в центре. Тут можно жить в модном небоскрёбе, но надо понимать, что из центра невозможно выехать из-за пробок!

Актер приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевка в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон.

"Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что бы они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя", - цитирует The Telegraph Нильсона.

1. Откуда взялось название "юрта"

Слово юрта пришло в русский язык из тюркского jurt. Первоначально оно переводилось как "народ", позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В кыргызском языке есть слово "ата-журт" - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как "отцовский дом".

Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов "юрта" переводится просто как "дом" или "жилище", что подчеркивает ее важность и значимость.

2. Когда появилась юрта

Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими из знают сейчас.

А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.

3. Почему юрта круглая?

Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.

Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.

4. Какие народы пользуются юртами

Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятие. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.

5. Отличаются ли кыргызские юрты?

Да, кыргзыская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость существует с юртой казахов. Однако наша юрта выше.

Юрты кыргызов также разнятся. Основное различие сводится к форме купола. На севере Киргизии (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Киргизии, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей

6. Из каких деталей состоит кыргызская юрта

Юрта состоит из множества деталей, у каждой из которых есть свое название. Приведем только главные:

раздвижные стенки юрты - кереге

купольные жерди - уук

деревянный круглый обод, опора для крыши юрты - тундук

жерди, укрепленные над дверью, - эшик уук (их 3-4) - короче остальных, поскольку один конец их укреплялся на верхней перекладине дверной рамы (баш босого), расположенной выше стен юрты

шест с развилкой (бакан). Эти жерди подпирают покров дымового круга, защищающего очаг от сильного дождя и снега

Войлок для покрытия юрты - туурдук

7. Есть ли правила по внутреннему убранству юрты?

Внутренне убранство юрты строго отвечает национальным канонам. Правая сторона юрты называлось - "эпчи жак" женская половина, где ставилась "ашкана чий" ширма, закрывающая хозяйственную часть. Левая половина - "эр жак" мужская часть, где ставились конские принадлежности, предметы ремесла и охоты. Также это место, где работал сам мастер - "уста". Напротив входа - "тоор" место для гостей, где убирался "джук", разделяя на мужскую и женскую половину. Это было видно по раскладу: с правой стороны "джука" висело "текче", в котором хранили женский головной убор - "элечек". А с левой стороны "джука" ставился, "ала бакан" - красиво украшенный серебром, инкрустированный дорогими камнями шест, на который вешали мужские богатые тулупы из меха куницы, лисы, из парчи и бархата. "Коломто" - священное место очага находящаяся ближе к выходу.

8. Одна семья пользовалась одной юртой?

Это зависело от достатка. У состоятельных кыргызов, кроме основной, были еще юрты для приготовления пищи и продовольствия. Были еще временные юрты - гостиные (мейман уйу), которые ставились по случаю больших праздников, похорон или поминок.

Богатые кыргызы, отдавая замуж своих дочерей, ставили свадебные юрты (ерге), которые считались главной частью приданого.

9. Как вести себя в юрте

Существует строгий этикет, связанный с юртой. Например, подъезжать всаднику к юрте следует с тыльной стороны. Входить в юрту с плеткой в руке гостю нельзя или, например, с набитым ртом. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу.

В юрте нельзя сидеть опираясь спиной на что-либо, потому что это поза больного человека, также не рекомендуется сидеть на корточках или вытянув ноги вперед.

10. Кто сейчас пользуется юртой

До сих пор юртой пользуются скотоводы на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов. В Монголии юрты - это самые популярные дачи, поскольку летов в них гораздо комофортнее, чем в обычных кирпичных строениях. Кроме того, юрты очень популярны в индустрии туризма - в них размещаются рестораны и гостиницы.

Развитие промышленности и социалистическое преобразование сельского хозяйства вызвали к жизнв современные города и крупные населенные пункты. По данным переписи МНР на 5 января 1963 г., 40.8% населения страны, живет в городах и населенных пунктах городского типа. Этот факт говорит о больших изменениях, происшедших за годы народной власти в образе жизни монголов. Быт монгольского народа меняется в результате перемен в хозяйственном укладе. В настоящее время не только города и аймачные и сомонные центры, но и усадьбы госхозов, машинно-животноводческих станций и сельскохозяйственных объединений становятся пунктами оседлости. В монгольских степях создаются стационарные населенные пункты даже в бригадах СХО.

Здания в поселках строятся в зависимости от местных условий из кирпича, камня, дерева и других материалов, выпускаемых строительной промышленностью. Как облицовочный материал широко используются мрамор и гранит. В северных районах страны, где много леса, дома часто строятся из дерева, тогда как в восточных, южных и западных районах преимущественно используются другие материалы (камень, кирпич и т. д.). Используются также и местные материалы, например камыш, саман и т. д. В Керуленском госхозе поселок построен из каменных и саманных домов. В качестве строительного материала здесь широко применяется камыш. Работает несколько предприятий по производству стандартных домов.

В архитектуре новых зданий успешно используются традиции национального зодчества. Хотя в дореволюцонной Монголии, как известно, почти не было городов, но в стране в более ранние периоды ее истории были свои города. Археологические раскопки, проведенные на развалинах древних городов Монголии членом-корреспондентом АН СССР С. В. Киселевым, а также исследования монгольских ученых дали интересный материал по истории городов Монголии XIII-XIV вв. Опираясь на местные традиции, а также используя элементы китайской и тибетской архитектуры, средневековые зодчие талантливо решали задачи ансамбля и архитектурной композиции.

В настоящее время в городах и крупных населенных пунктах строятся современные здания. Они проектируются монгольскими архитекторами с учетом опыта зодчих СССР и других стран социалистического содружества наций. Проектирование осуществляется архитектурно-планировочным управлением столицы. Строительные работы выполняются главным стройуправлением. При проектировании жилых и особенно общественных зданий используются традиции древнего национального зодчества. При внешней отделке современных зданий и в интерьерах применяются богатые монгольские орнаменты (как, например, для декора Дома-музея Сухэ-Батора).

В Монголии города и населенные пункты по своему внешнему облику выглядят по-разному, в зависимости от времени основания и местности. Аймачные и сомонные центры, как указывалось выше, строились заново или путем реконструкции населенных пунктов около бывших крупных монастырей.

В западных районах страны (например, в Баян-Улэгэе, где живут в основном казахи) наряду с современными каменными зданиями стоят типичные казахские дома, сложенные из самана, с плоскими глинобитными крышами и глинобитными заборами - дувалами. Здесь заметно сказывается среднеазиатское влияние. В Хубсугульском аймаке, в поселке Хатхыл, расположенном близко к русской границе, распространены срубные дома русского типа. Кое-где в Монголии еще и теперь остались глинобитные мазанки - китайские фанзы.

В восточных районах, где живут буряты и хамниганы, встречаются летние деревянные постройки (зукалангай гэр). Эти летние жилища представляют собой дощатые прямоугольные постройки с покатой крышей. Посредине крыши делается прорез для вывода трубы, который служит и источником света. Дверь жилища, как и в юрте, обращена на юг. Так же как и в монгольской юрте, восточная (правая) половина считается женской, западная (левая) - мужской. Порядок расположения вещей в летнем и зимнем жилище одинаков с расположением вещей в монгольской юрте. Отличительной чертой бурятских жилищ является наличие сбитых из глины камельков, в которых они выпекают по русскому образцу хлеб и различное печенье.

Интересно, что жители городов и стационарных сел ставят еще много войлочных юрт (они модернизированы и часто фабричного производства, внутри бывает настлан деревянный пол и обстановка такая же, как в квартирах). Это объясняется привычкой монголов к жизни в юртах. Некоторые люди, особенно старики, не переезжают в благоустроенные квартиры, а строят или приобретают юрты, объясняя это тем, что в домах сыро.

Быт монгола-горожанина или оседлого жителя современной сельской местности отличается от быта дореволюционного кочевника-скотовода. Электрическая лампочка, радио и телефон прочно вошли в быт оседлого монгола. В квартирах появилась удобная городская мебель фабричного производства. В конструкции мебели наблюдается стилизация и орнаментация в национальном стиле, а в квартирах часто наряду с европейской мебелью стоят низкие монгольские столики. В домашней утвари также наблюдается смешение покупных европейских предметов с традиционными монгольскими. Новым является то, что в квартирах на окнах появился тюль, а на стенах - различные ковры, в том числе и тканные под гобелены. В быт монголов прочно входят радиоприемники, швейные машины, велосипеды, мотоциклы и даже автомобили. Важно, что бани строятся в каждом населенном пункте. Кочевник, который в старое время не мылся всю жизнь, теперь регулярно посещает общественную баню.

Несмотря на важные перемены в быту, юрта в условиях отгонного животноводства остается удобным, наиболее приспособленным к местным условиям жилищем. Это древнее жилище, проверенное на многовековом народном опыте, незаменимо для животноводов, которые передвигаются из одного места в другое. Легкость, устойчивость, портативность, возможность быстро ее собрать или разобрать - вот достоинства и удобства юрты. Раньше для перевозки юрты обходились двумя-тремя вьючными верблюдами.

Современная монгольская юрта намного улучшена, хотя форма и конструкция остаются прежними. В Улан-Баторе и других местах решетки современных юрт делаются высокими (в отличие от старых). В большинстве юрт настланы деревянные полы, хотя во многих юртах вместо деревянного пола по-прежнему на землю стелют войлочные ковры или шкуры. Теперь стали покрывать юрту сверх войлока непромокаемым чехлом фабричного производства. Чехлы обычно бывают белого цвета. Известно, что с древнейших времен у монголов белый цвет почитался как священный. Стены многих юрт с внутренней стороны стали покрываться цветной материей, украшенной национальным орнаментом.

Остов войлочной юрты состоит из деревянных, складных решеток, которые у восточных монголов называются хана, а у западных - терем. Решетки ставятся по кругу. Размер юрты зависит от количества решеток. Их бывает от 4 до 12 (средние размеры юрты: диаметр 4-5 м, высота по центру около 3 м). К решеткам прикрепляется конусовидная крыша, состоящая из тонких палок (уни), опирающихся одним концом на решетки, а другим на деревянный круг, который одновременно служит и дымовым отверстием. Круг, как и решетчатые стенки, носит у монголов различные названия в различных местах. У халхасцев и бурят он именуется тоно, а у дэрбэтов и байтов - хараачи. В северо-восточных аймаках МНР круг носит название сырхинык-тон. Он отличается от других тем, что у него уни накрепко постоянно прикреплены с помощью шарниров, поэтому на установку его требуется меньше времени. Круг снабжен взаимно перекрещенными крестовинами, возвышающимися над его плоскостью, причем устройство крестовин варьируется по отдельным этническим группам. Уни, образующие конусовидную крышу, отличаются от таковых в юртах тюркских народов. Подобные палки тюркского образца можно наблюдать в жилищах казахов, проживающих в западной части МНР. В отличие от прямых монгольских уни казахские имеют выпуклую форму и тем самым придают казахской юрте полусферическую форму. Отличается также и устройство дверей у монголов и казахов. Монгольская юрта имеет деревянные двустворчатые двери, согласно древнему обычаю, обычно обращенные на юг (у халха-монголов) и юго-восток (у западной ветви монголов). Снаружи у монголов над деревянной дверью навешивается еще стеганый войлок, у тюрков же дверь закрывается только войлоком, опускающимся наподобие шторы сверху. Монгольские юрты целиком покрываются войлоком, а тюркские - войлоком и циновкой из камыша. Остов монгольской юрты обтягивается войлочными покрывалами, в зимнее время в два ряда, а летом в один ряд, и обвязывается волосяными веревками (гэрийн бус). Летняя покрышка обычно не доходит до земли, что дает возможность через обнаженную решетку проветривать юрту. Зимой для утепления низ юрты снаружи обтягивается длинной, по полметра в ширину полосой войлока (хаявч). Иногда эти накрайники бывают со стеганым геометрическим орнаментом.

На дымовой круг (тоно) накидывается квадратная войлочная покрышка (врхв), к концам которой прикрепляются волосяные веревки. При помощи ерхе можно закрывать дымовое отверстие на ночь или в случае дождя. Днем обычно тоно полностью не покрывается и служит для проникновения дневного света. В настоящее время в некоторых юртах в тоно вставляются стекла. В других случаях также в дверях делаются остекленные окошечки. Можно наблюдать также сочетание того и другого.

Уни и тоно часто покрывают ярко-красной краской, а ханы не окрашивают. Дверь также красят обычно в различные оттенки красного цвета. Наружную часть двери украшают разнообразной росписью.

В оседлых пунктах можно иногда наблюдать изменения в материале и в самой форме юрты. Она перестала быть разборной, ее решетчатые стенки заменились досками, бревнами, кирпичами. Появились фундамент и различные пристройки и надстройки. Круглая в плане решетчатая юрта стала многоугольной или квадратной; ее конический верх - пирамидальным; внутри нее появились опорные стойки, позволяющие строить более тяжелую крышу.

Внутри юрты посредине помещался очаг. Дымящийся очаг был раньше основным источником тепла и света; в настоящее время монголы обычно ставят на месте очага круглые железные печи. Трубы выходят в верхнее отверстие юрты - тоно. Однако в некоторых местах рядом с печкой можно увидеть железную подставку для котла - таган (тулга). Он состоит из 3 или 4 железных ножек, опоясанных железными обручами. Нижние концы ножек для устойчивости слегка загнуты наружу, а верхние отогнуты внутрь, для того чтобы они могли служить подпорками для котла. У дэрбэтов, байтов и захчинов вместо железного тагана в некоторых местах встречаются полукруглые глинобитные стенки (зуух) высотой примерно 30-40 см, которые окружают очаг, не закрывая его. В гобийских районах пользуются очагами, сложенными из глины и камней. Топливом служит обычно аргал - сухой коровий или лошадиный помет. Обычно корзинка с аргалом устанавливается между полками с посудой и очагом, а иногда аргал высыпается прямо на пол перед очагом. Предпочтение аргала дровам объясняется не только отсутствием дров во многих районах, но и тем, что дым от аргала не такой едкий. В очаге аргал размещается по кругу внутри тагана, иначе он не будет хорошо гореть. Раньше, когда не было печей, юрта постоянно наполнялась дымом.

Правая половина от входа (восточная) считается хозяйской, «женской», сторона напротив входа считается самой почетной - сюда обычно сажают гостей.

Во внутренней обстановке современной монгольской юрты произошли большие изменения. Почти во всех юртах можно встретить удобную городскую мебель: специальные низенькие столы и стулья, буфеты, сундуки, обычно орнаментированные, никелированные кровати, одеяла и покрывала фабричного производства, этажерки с книгами и другие вещи. В городских юртах, а также во многих сельских, стали обычными предметами быта такие предметы, как электронагревательные приборы, радиоприемники и книжные полки. Часто в семье арата можно увидеть небольшую домашнюю библиотеку. Однако наряду с этим сохраняются в сельских местах отдельные традиционные черты быта. Об этом говорят расстановка мебели внутри юрты и отдельные предметы быта. Справа от входа, так же как и раньше, располагаются полки и шкафчики с хозяйственной посудой, ящики с провизией, кровать хозяев и монгольские орнаментированные сундуки (авдар) с домашним имуществом. Слева от входа, на «мужской» половине, находятся стойки с кожаными сосудами для кумыса и квашеного молока. Здесь же складываются седла, сбруя и охотничьи принадлежности. Иногда в холодное время года в этой половине привязывают маленьких ягнят и телят. В юртах в настоящее время иногда ставится кровать и в левой половине, но на ней спят или почетные гости, или старшие члены семьи. Часть семьи, так же как раньше, размещается на войлочных подстилках вокруг очага.

У многих аратов можно увидеть монгольскую кровать (орон); это разборная рама не выше 30-40 см, на которую настилаются доски. Лицевая сторона кровати всегда окрашивается и разрисовывается геометрическим орнаментом. В орнаменте чаще всего встречается рисунок &лъзий («ниточка счастья»).

На кровать кладут войлочные подстилки. Несмотря на наличие покупных подушек, некоторым монголам в качестве подушек служат матерчатые или войлочные валики, набитые шерстью, причем конец подушки, обращенный к стене, круглый, а противоположный конец имеет четырехугольную форму, которая придается подушке при помощи деревянной дощечки, вставленной внутрь валика. Четырехугольный конец подушки обшивается плисом или другой какой-либо материей. На материю нашиваются металлические бляхи. У узумчинов, пришедших из Китая, наблюдаются вместо блях большие металлические пластины с изображением драконов.

На полу юрты вокруг очага расстилается войлок, стеганный нитками из верблюжьей шерсти. Он носит название ширдэк. Сложенный вдвое, он должен быть обращен краями всегда к очагу. Поверх ширдэка пол часто застилается кожами животных. Войлочные подстилки на кровати не простегиваются и называются эсгий, или эисгий, что значит «простой войлок».

Мужчины обычно сидят на полу по традиционному монгольскому обычаю, подогнув под себя ноги, или на левой ноге, опираясь о колено правой. Для женщины считается неприличным сидеть по-мужски, т. е. свернув ноги «калачом». Она сидит, подогнув под себя правую ногу, и опирается на колено левой ноги.

Монгольские араты - животноводы и земледельцы в летнее время используют палатки (майхапы). Во время надана - национального праздника монголов - майханы пользуются особенно большим успехом. Монгольские палатки обычно бывают шестискатные и в большинстве случаев снаружи украшаются красивым орнаментом (алтан-хээ, влъзий и др.)* Вокруг юрты располагаются загородки для скота, колышки с натянутыми веревками для привязи телят и ягнят, коновязи для верховых лошадей и телеги (в восточных и центральных районах).

Войлочная юрта хорошо приспособлена к кочевому быту. Она отличается большой портативностью; при переезде с места на место она может быть в течение 30-40 мин. свернута или поставлена вновь.

Наиболее древней формой монгольского жилища является обохой - конусообразное жилище.

Обохой состоит из тоно и вставляемых в него уни. Сверху, так же как и юрта, обохой покрывается войлоком. Обохой как постоянное жилище теперь не встречается; иногда его используют в качестве хранилища домашних вещей. Чаще им пользуются пастухи или проводники караванов в холодное время года.

Еще в начале двадцатого века путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». В то время на ее территории из капитальных строений встречались только культовые сооружения – храмы и монастыри. Все население страны вело кочевой образ жизни, перемещаясь по просторам степей и склонам гор. Стоит признать, что подавляющее большинство сельского населения и в наши дни каменным домам предпочитает проверенные временем монгольские юрты.

Строение кочевого жилья

Юрты идеально приспособлены для кочевого образа жизни. Легкая конструкция быстро устанавливается и легко сворачивается. На новом месте дом вырастает примерно за час. Для этого необходимо собрать воедино основные элементы конструкции:

  1. деревянный каркас . Его решетчатая конструкция идеально приспособлена для быстрого монтажа и демонтажа. Складные секции принято называть «ханы». Их количество определяет размеры временного жилья. Стандартная юрта собирается из 4-6 ханов;
  2. уни – деревянные жерди, из которых собирается наклонная кровля. Один конец деревянного элемента заострен и упирается в тоно (центральный круг кровли). К другому окончанию привязана небольшая петелька, которая упрощает крепление жерди к основанию. Так обеспечивается надежное сцепление отдельных элементов и равномерное распределение веса войлока;
  3. центральные опоры. Их может быть несколько. Устанавливаются очень редко в качестве подпорки под тоно с целью повышения прочности конструкции;
  4. вход закрывался стеганым войлоком. Дополнительно он, как и отверстие в вершине юрты, служил для вентиляции помещения и доступа света.

Внутреннее убранство полностью зависело от достатка семьи и назначения самой юрты. Стоит отметить, что у монголов кроме чисто кочевых вариантов жилья есть гостевые юрты. Естественно, что последние выглядят намного богаче и убраны наилучшими коврами.

Разделение монгольской юрты

Левая от входа половина считалась мужской. Она также использовалась для содержания новорожденного молодняка. Это объясняется тем, что уход за приплодом всегда возлагался на главу семьи. Считалось, что мужчины наилучше готовят кумыс. Это еще одна причина, по которой молодняк размещался на мужской половине.
Традиционно здесь хранилась сбруя, оружие, ящик с инструментами. Сундук с походными принадлежностями находился в изголовье кровати, которая устанавливается вдоль стены юрты. Музыкальные инструменты и борцовские трофеи висели над кроватью на фоне вышитого ковра. Огнестрельное оружие, порох и патроны закрывались в сундуке, который устанавливался под кроватью или использовался в качестве подставки под другие предметы интерьера.
Правая от входа часть юрты используется под женскую половину. Центральное место в ней отводится сундуку, в котором хранятся украшения, шелка, праздничные одежды и принадлежности для рукоделия. Он устанавливается возле кровати у изголовья, что подчеркивает его важность.

«Часовой механизм» юрты

Юрта всегда устанавливается входом на юг. Строгое расположение помогает кочевым народам ориентироваться во времени. Внутрь жилья солнечный лучик попадал через отверстие на вершине конструкции. Проходя по стенкам жилища, он пересекает вертикальные жерди, которые служат временными ориентирами.


Независимо от количества ханов функция солнечных часов выполняется только четырьмя боковыми стенками. Каждая из них имеет строго 14 точек соединения с жердями наклонной кровли. Если учитывать еще 4 уни, которые отходят от дверного проема, то всего получается 60 точек отсчета (4*14+4). Это число имеет для монголов особое, сакральное значение.
День принято разделять на восемь периодов по два часа. Каждый промежуток имеет свое имя и назначение. Разделение можно описать так:

  1. 4-6 часов утра. Время тигра. Посвящается утренней дойке;
  2. 6-8. Час зайца. Домашний скот выгоняется на пастбище;
  3. 8-10. Час дракона. Кипятится молоко и убирается дом;
  4. 10-12. Час змеи. В это время готовится домашний сыр, и сушатся пенки;
  5. 12-14. Час лошади. Обеденная дойка овец;
  6. 14-16. Час овцы. Посвящается этот период разным делам по дому;
  7. 16-18. Час обезьяны. Домашний скот пригоняется с пастбища в стойло;
  8. 18-20. Час курицы. Вечерняя дойка скота.

Начало отсчета времени стартует с мужской половины и заканчивается в женской.

Табу для посетителей

В самом центре монгольской юрты под отверстием для выхода дыма разводится очаг. Мебель устанавливается полукругом под стенками юрты. Основной сундук занимает место напротив входа в северной части жилища. На нем устанавливают статуэтки святых, жертовные чашечки, молитовники и другие религиозные принадлежности.


Северная половина является почетным местом и используются для приема уважаемых гостей. Нельзя туда заходить без приглашения хозяина. До сегодняшних дней сохранились древние правила хорошего тона посетителей. Согласно им не рекомендуется:

  1. входить в юрту без приглашения. Принято считать, что тихо вошедший гость имеет дурные намерения по отношению к семье владельца юрты или его имущества;
  2. обмениваться приветствиями через порог. Считается, что так можно лишить жилище благосостояния;
  3. наступать на порог. Это неуважение к членам семьи. Был период, когда в такой способ члены разных кланов объявляли друг другу войну;
  4. вносить внутрь жилья оружие и поклажу. В знак добрых намерений их нужно оставить снаружи. Категорически неприемлемо вносить в юрту пустую посуду или землеройное орудие. В первом случае считается, что дом лишится счастья, а второй предвещает покойника;
  5. в жилище запрещено свистеть. Этот сигнал, по мнению монголов, привлекает злых духов;
  6. из юрты запрещается выносить и дарить молоко, огонь костра или острые предметы. Каждый путник или гость должен это учитывать, обращаясь с просьбой к хозяину.

Монголы недоверчиво относятся к посторонним людям, однако всегда соблюдают правила гостеприимства и никак не выражают своих эмоций, чтобы не обидеть человека. А если прохожий выражает уважение к хозяевам и соблюдает правила этикета этого народа, то он станет желанным гостем в монгольской юрте.

Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.

История

Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.

Жизнь

Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.

Традиции


Обычаи в Монголии чтут строго. Значимость истории перекрывает влияние коммунизма - монголы живут старыми традициями, допуская лишь буддизм, как замену шаманизму.
Однако культ огня, присущий шаманам, до сих пор играет важную роль. В каждой юрте поддерживается очаг, за которым нужно следить. Строго запрещается касаться огня острыми предметами, тушить пламя водой, кидать в него грязные вещи или мусор. Все это может оскорбить богиню Ут. Огонь используется для многих ритуалов, например, очищения. Он предполагает проход мимо 2 горящих костров. Подобные обряды используют не только в Монголии, но и в Сибири. Считается, что пламя избавляет от дурных намерений.
Гостеприимство у монгольского народа имеет тысячелетние корни. В юрте гостя принимают, угощая чаем. Его подает хозяйка в маленькой пиале, обязательно двумя руками. Принимать чай нужно тоже двумя руками. Во время трапезы действует правило «правой руки», которое обязывает брать и передавать каждое блюдо правой рукой. Вот еще ряд фактов об обычаях и традициях монголов:

  1. Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
  2. Сын обязан беречь имя отца.
  3. Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу - это равносильно оскорблению.
  4. Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
  5. Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
  6. Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
  7. Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
  8. Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
  9. Острые предметы и ножи дарить не принято.
  10. Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
  11. Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
  12. Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное - неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
  13. Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
  14. Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Жилище


Монголы - кочевой народ. Юрты для них стали идеальным жильем. Ведь его можно идеально развернуть или сложить. Для этого потребуется всего один час. Традиционным материалом изготовления юрты служит войлок. Основными элементами юрты являются каркас и покрытие. Вход закрывали стеганым войлоком, сейчас чаще используют двустворчатую дверь. Окна делали редко, позволяя свету проникать через центр кровли.

Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:

  • Посещение юрты без спроса;
  • Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
  • Разговор через порог;
  • Посещение юрты с оружием;
  • Бесшумный вход - так могли делать только грабители;
  • Заходить в юрту во время родов;
  • Забирать из юрты молоко или огонь;
  • Громко свистеть - значит, вызывать злых духов.

Еда


Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван - блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока - яркие тому примеры.

Одежда


Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный - из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник - горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный - из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба - хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный - пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.

Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.

Понравилась статья? Поделитесь ей