Контакты

Мероприятие «Озеро Байкал. Сценарий праздника " славное море - священный байкал" Сценарий мероприятия в библиотеке к дню байкала

«Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

«Чудо природы во всех отношениях» Л.С.Берг

Байкал – жемчужина Сибири.

Он уникален, наш Байкал.

К нему, красивейшему в мире,

Стремятся все: и стар, и мал.

Чисты, прозрачны его воды,

По глубине им равных нет.

Такой вот памятник, природа, произвела на белый свет.

И триста речек шумных, быстрых,

Порожистых и озорных,

Несут потоки вод неистовых,

С уступов, падая, крутых.

Но лишь одна имеет право

На расточительство добра-

Берёт начало из Байкала

Стремительная Ангара.

Н. Наймушин

Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов Всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на территории нашей области, что является предметом особой гордости.

Байкал находится в очень древней котловине. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение. Самое глубокое озеро. Находится на высоте 453 м над уровнем моря. Несмотря на то, что возраст Байкала большой, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями опускания части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой 9 баллов. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.

Русские на берегах Байкала появились в 1643 году – один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбатов Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Сам протопоп Аввакум был на Байкале в 1656 году.

Давайте проверим ваши знания и выявим знатоков озера Байкал. Прошу сесть по группам. Я задаю вопрос, вы его обсуждаете, если группа готова, то подаёте сигнал сигнальной карточкой. Если вдруг отвечаете не правильно, то отвечает группа, которая была второй по очереди. Учитывается количество баллов группы.

1 тур – теоретический.

    Назовите самую крупную реку впадающую в Байкал?

    Как называется живородящая рыба, не имеющая чешуи?

    Самый сильный ураганный ветер на Байкале со скоростью 60 м/с?

    Назовите возраст Байкала.

    Сколько островов на Байкале?

    70% организмов озера нигде больше не встречаются. Как они называются?

    Почему Байкал имеет большую глубину?

    Что означает озеро Байкал?

    Какова мощность ила на дне озера?

    Где самое тёплое место на Байкале?

    Почему над Байкалом редко бывают облака?

    Какова примерно толщина льда зимой на Байкале?

    Замерзает ли весь Байкал?

    Чем вызвано изменение цвета воды в Байкале?

    Какое донное животное, обитающее в Байкале «родня» морских креветок?

    Какие самые крупные и самые маленькие рыбы живут в Байкале?

    Какова продолжительность жизни омуля?

    Назовите источники загрязнения озера?

    Где находится музей Байкала?

    Как называется детёныш нерпы?

2 тур - литературный.

Обучающиеся представляют стихотворения о Байкале собственного сочинения (примеры работ).

Стригун Арина. Команда «Рачок Эпишура»

Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал.

Ты имеешь множество животных

И не простых, а большинство почётных.

Эпишура и тюлень…

К тебе приехать нам не лень

Ты чист, прозрачен как кристалл

Давным – давно ты мудрым стал.

Беречь Бакал святое дело:

Его судьба у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Плахотникова Виктория. Команда «Юные натуралисты»

Байкал могучий и силён,

Он самый чистый на Земле.

Он очень мудр и умён

Такого не найдёшь нигде.

Его мы любим и храним,

Водичку из него мы пьём,

Ему спасибо говорим,

Животных в нём мы не убьём.

Животным в нём полным полно

И рыба, рачки, тюлень.

За них нам отвечать дано

И каждый день, за них нам постоять не лень!

Команда «Нерпа».

В разрад млекопитающих

В Байкал обитающих,

Попала только нерпа –

Модель чужого «герба».

На льду я ночевал разок

В машине, в зимнем спальнике.

А нерпа – даже без сапог,

И даже без купальника.

На льду под снегом в логове

Растит своё потомство.

Ей развлеченья многие-

Как результат упорства.

Сначала прорубь сделает

В своей суровой хижине.

Затем ныряет смело

Идти за рыбой ближе так.

Ныряет словно батискаф

В глубины моря тёмные

Бывает, под водой поспав,

Плывёт в места глубинные.

3 тур – художественный. Команды представляют рисунки о Байкале. Примеры работ учащихся.


4 тур – творческий. Команды защищают свой макет озера Байкал.


Внеклассное мероприятие по экологии, 6-7 класс

Акопян Марина Александровна, учитель биологии
Мероприятие предназначено для учителей биологии,географии, классных руководителей и воспитателей коррекционных школ VIII вида. Возраст участников 13-14 лет. Данная разработка мероприятия может быть использована во внеклассной работе по биологии, географии или на расширенном заседании кружка по биологии или географии.
Тема: «Озеро Байкал»
Цели: ознакомление с природой Байкала, экологическими проблемами и пути решения.
Задачи:
- познакомить учащихся с озером Байкал, показать его уникальность, познакомить с животным миром озера, дать некоторые исторические знания о Байкале;
- развивать речь учащихся, память, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к Родине, к природе, бережное отношение.
Сегодня на нашем мероприятии мы познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал (слайд №1,2,3).
Байкал слишком велик и таинственен. Для начала обратимся к географической карте. Вот он какай Байкал! Из космоса Байкал имеет форму молодого месяца (слайд №4).
Из космоса виден древнейший Байкал,
Его полумесяц лазурный.
Он славу себе на планете снискал,
Воспет нашим временем бурным.
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал.
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Байкал – одно из древнейших озер планеты.
А вот еще некоторые данные об этом озере:(слайд №5)
Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана.
По площади Байкал занимает шестое место среди крупнейших озер мира.
Длина береговой линии 2100 км.
Глубина Байкала -1631 м. По глубине Байкал занимает первое место
среди озер земного шара.(слайд №6).
Средняя глубина озера – 745 м, максимальная глубина озера 1642 м
Но такая глубина не везде. Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище
пресной воды – в нем сосредоточено около 19 % мировых запасов (слайд№7).
Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.
Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.
В Байкал впадает в среднем 336 рек и речек, а вытекает одна Ангара – приток Енисея.
Самая крупная река Селенга (слайд №8,9).
Как вы думаете, почему Байкал называют Байкалом? (слайд №10).
Происхождение названия Бай – Куль (тюрк.) – богатое озеро Байгаал – Далай (монг) – богатый огонь Бэй-Хай (кит.) – северное море Байкал- одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет.
Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет,
а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли.
На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира (слайд №11). Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном.
Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.
Легенда Байкала. (слайд №12).
Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды.
Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого якута. Полюбила реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому.
В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом. Красив Байкал в любое время года! (слайд №13,14,15,16).
Громадная глубина, удивительная чистота и прозрачность воды, суровая сказочная красота берегов.
Высокие волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы, далеко разносится звук мощного прибоя (слайд №17).
Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала – острову Ольхон.
На Байкале 27 островов, из которых самый крупный –Ольхон. (слайд №18)
В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала (слайд №19).
Сюда по преданиям спустился с неба главный из ханов –Хаан –Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла –беркута его сын по имени Хан Шубу, который первым получил шаманский дар.
Погрузимся в подводное царство озера.
Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме.(слайд №20).
Глубина 100 м (слайд № 21,22)На такой глубине встречаются бычки и хариус. Хариус – одна из самых пестрых и красивых рыб России. Вес его достигает от 500 до 1500 грамм. Обитает не только в озере, но и в реках Сибири.
Глубина – 150 м (слайд №23)
На такой глубине довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг.
Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба.
Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Омуль – крупная промысловая рыба весом до 3 кг. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.
Глубина 200 м (слайд №24) Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более,
достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно.
Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала.
Сейчас осетр занесен в Красную книгу.
Глубина 380 м (слайд №25,26) Вот она! Это же и есть голомянка.
Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности.
В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.
Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоемах планеты.
К числу таких видов относится голомянка- розовато-белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка.
Глубина 500 м (слайд №27) За иллюминатором серебрястые голомянки и планарии. Очень красиво.
Не только рыбные ресурсы Байкала, но и пушные богатства Прибайкалья и Забайкалья издавна привлекали сюда переселенцев.
Шкурки баргузинского соболя – самый ценный мех в Сибири (слайд №28).
Он заслуженно пользуется мировой славой.
Обычны в тайге пышнохвостые белки – еще один объект пушного промысла (слайд №29).
Мы прощаемся с островом Ольхон.
Народы, населявшие берега озера, называли озеро - Байкюль, что значит «богатое озеро».
И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром.
В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных,
1085 растительных организмов (слайд №30,31).
По данным института Сибирского отделения РАН в озере 2630 видов растений и животных.
Такое обилие органического мира объясняется большим количеством кислорода в воде. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны.
Их обитатели на 2/3 эндемичны (т.е. неповторимых), то есть живут только в этом водоеме.
Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр, голомянки, таймени с плотвой,
Сиг, омуль – эндемик Байкала.
Байкальская нерпа в тех водах живёт,
А берег – гнездовье для птицы,
Увидишь орланов и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.
В горах Прибайкалья живёт кабарга –
Олень, самый маленький в мире,
А склоны вокруг покрывает тайга,
Богатая флора Сибири. Немного о прибрежной природе.
Тайга подходит вплотную к Байкалу и потому здесь разнообразен животный мир. Конечно, главным промысловым зверем считается соболь(слайд №32).
На открытых, травянистых участках гор медведи так же находят обильный стол – различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей.
Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении. (слайд №33)
Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового регулярно
повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-ой декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников.
Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и молодых нерпят. В широкой полосе байкальского побережья на грани двух стихий – земли и воды находят приют обитатели, жизнь которых теснейшим образом связана как с водой, так и с сушей.
Орлан-белохвост, скопа, черный коршун, несколько видов чаек, гнездящихся на островах, - основные виды пернатых,без которых берега Байкала трудно себе представить (слайд №34,35,36,37,38).
Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская,
имеющая общего предка с северным тюленем (сл.№39).
Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями.
Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежном логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска (слайд №40).
С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3 месячных, буро-коричневый – у более старших. Нерпа-один из трех пресноводных тюленей мира. Эти животные очень любопытны, часто подплывают к судам и долго на них смотрят(слайд №41).
Конечно же всех животных не перечесть. Их много и все они нуждаются в защите(слайд №42,43,44,45).
Еще одной особенностью озера является его прозрачность – до 40 метров.
Ни один водоем на Земле не имеет такую высокую прозрачность воды (слайд № 46,47,48). А теперь о печальном. Байкал – уникальное озеро, но как и у любого природного объекта у него есть свои экологические проблемы.
В 1996 году озеро было внесено в Список объектов Всемирного значения ЮНЕСКО (слайд №49). Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат. В 1966 году начал действовать БЦБК.
В результате чего начали деградировать прилегающие территории озера.
Отмечается усыхание тайги (слайд №50).
В сентябре 2008 года комбинат пришлось остановить. Однако в январе 2010 года было принято постановление фактически разрешающее Байкальскому ЦБК сливать промышленные стоки в Байкал, сжигать и складировать любые отходы на его берегах (слайд №51).
10 марта 2010 года общественные организации России объявили о создании коалиции «За Байкал» и начале сбора подписей под обращением в ЮНЕСКО.(слайд №52,53). Восточный нефтепровод.(слайд №54).
Компания «Транснефть» ведет строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»,проходящего в районе Байкала. В итоге, при разливе нефти пострадала бы вся уникальная экосистема озера.
В Иркутске 18 марта 2006 года состоялся митинг против строительства нефтепровода. В результате В.В.Путин 26 апреля 2006 года запретил этот проект. В данное время нефтепровод строят за пределами водосбора Байкала. В 1956 году озеро использовалось в гидроэнергетике.
Оно стало составной частью Иркутского водохранилища. В результате уровень воды поднялся на 1 м (слайд №55). Кроме промышленных предприятий озеро загрязняется бытовым мусором.
Регулярно проходят рейды по его уборке, но к сожалению меньше его не становится (слайд №56,57,58).
Байкал привлекает туристов со всей планеты (слайд №59). В 70 км от Иркутска располагается поселок Листвянка – самое популярное место туризма на Байкале. Отсюда берет начало большинство круизов по озеру.
На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа.
Байкал один на всей планете,
Другого – просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тысячи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
И людям беречь его надо!
Давно его взяли в осаду.


Байкал и соседние с ним хребты все шире используются для отдыха населения.
По берегам озера создают туристические базы и дома отдыха (слайд №60).
Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» –
Уже его взяли в осаду.
Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…
Мы, Нынешнее поколение, должны сохранить это богатство, охранять природу Байкала – это значит охранять и его берега, природу всего водосборного бассейна (слайд №61).
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, ветрами споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.

Учитель заранее даёт ученикам задание – прочитать книги о Байкале.

Учитель. Байкал – это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов, но и любителей природы. Байкал замечателен еще и тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика чистой пресной воды. И, наконец, Байкал – одно из древнейших озер мира.

В ходе викторины учитель задает вопросы и дает несколько вариантов ответов. Ученик, знающий ответ на вопрос, поднимает руку и отвечает, получая при этом определенное количество баллов. Каждый вопрос имеет свою стоимость: чем труднее вопрос, тем больше баллов можно заработать.

Вопросы викторины:

1. Что означает слово «Байкал»? (10 баллов.)
— Богатое озеро;
— Синее озеро;
— Глубокое озеро.
«Байкал» — слово тюркского происхождения, означает богатое озеро.

2. Какое из озер является двойником Байкала? (7 баллов.)
— Ладожское;
— Танганьика;
— Виктория.
После Байкала Танганьика второе по глубине озеро на Земле.

3. Назовите возраст озера Байкал. (5 баллов.)
— 500 тысяч лет;
— миллион лет;
— 25 миллионов лет.
По геологическим исследованиям, 20 – 25 миллионов лет – время, прошедшее с начала заполнения котловины Байкала водой.

4. Сколько химических элементов содержится в воде Байкала? (5 баллов.)
— более 40 элементов;
— 155 элементов;
— 12 элементов.
Точного подсчета пока не проведено, но известно более 40 элементов. Вероятно, в байкальской воде присутствуют почти все элементы периодической системы Менделеева, только многие из них в очень малых количествах.

5. Как вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время? (7 баллов.)
— 100 видов;
— 1550 видов;
— 5000 видов.
Животный мир Байкала необычайно богат: по подсчетам ученых, в настоящее время в Байкале обитают свыше 1550 видов животных.

6. Есть ли в Байкале жемчужницы? (5 баллов.)
— да;
— нет.
Жемчужницами называют морских и пресноводных двустворчатых моллюсков, в мантии которых может образовываться жемчуг. Такие жемчужницы в Байкале не живут: они распространены в зоне умеренного климата.

7. Назовите самых древних обитателей Байкала? (3 балла.)
— олигохеты;
— губки;
— брюхоногие моллюски.
Эти простейшие многоклеточные животные организмы найдены в ископаемом виде в осадочных породах. За всю свою длительную историю они почти не претерпели изменений.

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь? (3 балла.)
— на дне;
— на поверхности;
— везде.
От самой поверхности до максимальных глубин и даже в толще донных осадков в самых глубоких впадинах живут разнообразные водные организмы, в том числе и рыбы.

9. Когда озеро Байкал замерзает? (3 балла.)
— рано осенью;
— в декабре;
— никогда.
В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания.

16. Есть ли в Байкале кораллы? (7 баллов.)
— да;
— нет.
Кораллы, или коралловые полипы, живут лишь в теплых соленых водах. Коралловые полипы могут строить свои сооружения – коралловые рифы – только в тропических водах.

Подведение итогов викторины.

Учитель. Байкал уникален по своим природным особенностям. Популярность озера давно уже перешагнула границы нашей страны. О нем можно говорить и говорить, изучать и познавать. Эта викторина лишь малая частица этих познаний.

Использованная литература:
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское изд-во, 1984 г.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №12

Сценарий внеклассного мероприятия по теме

«Малая Родина – Байкал» для 2 класса.

(Игра – путешествие.)

Г.Усолье-Сибирское Игра – путешествие «Малая Родина – Байкал». Задачи: 1.Познакомить с оз. Байкалом и его достопримечательностями, показать связь людей с природой. 2.Расширять кругозор, развивать любознательность. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину. Оборудование: иллюстрации: «чайки», «скалы»; декорации: берёза, ель, пень, кусты; плакат с названием мероприятия, выставка книг, карта, рыбы, удочки, разнос, самовар, пироги, варенье, чай, кружки, рисунки детей, призы, костюмы для выступающих, проектор, видеоролик о Байкале, музыка. Костюмы: Байкал, Енисей, Ангара, рыбаки, сарафаны для девушек – веселушек. Действующие лица: ведущий, чтецы, Байкал, Ангара, Енисей, рыбаки, девушки-веселушки.

Ход мероприятия. Вступление. (Звучит музыка – шум моря.) Ведущий: Степь сибирская безбрежная, Рек серебряных ширь. Ты, суровая и нежная, Сторона моя – Сибирь. - Ребята, у нас сегодня особый день. Мы с вами отправимся в путешествие, посвящённое самому прекрасному уголку нашей Родины – Байкалу. Байкал – край небывалой, сказочной и волшебной красоты. И так, в путь! Вперёд, нас море ждёт! Просмотр видеоролика о Байкале. Входит Байкал. Байкал: - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. В старые времена называли меня морем. Я очень могуч. Площадь моя 31500 кв. км., длина – 636км., ширина – 80 км., а глубина – 1741 км. В мою котловину можно влить 92 моря как Азовское и 23 как Аральское. Был я весёлым и добрым. И была у меня единственная дочь, а звали её Ангара. Красивее её не было на земле. Театрализованная сказка. Ведущий: Крепко любил Байкал свою единственную дочь. Краше её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. Все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, бесновалось море – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на красавицу – дочь. Взмолилась синеглазая Ангара и, рыдая сала просить: Ангара: Отец. Я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…. Ведущий: Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, называли люди Шаманским камнем. Там приносили Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся… - А вы, знаете, почему Байкал рассердился? Монтаж. (Рассказывают дети.) 1.Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире. 2.Байкал – это крупнейшее хранилище самой высококачественной и пока ещё чистой пресной воды. 3.Редкая чистота воды обеспечивает жизнь уникальному животному и растительному миру. 4.Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в его водах известно 1550 видов и разновидностей животных. 5.Байкал – одно из древнейших озёр мира. Оно существует уже около 25000000 лет. 6.Это зарождающийся океан. Слово «Байкал» в переводе означает богатое озеро. 7.в него впадает 336 рек, а вытекает лишь одна – Ангара. 8.В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб. Это сиг, омуль, щука, хариус, осётр, плотва, язь и др. Игра «Рыбаки». Ведущий: - А сейчас, я вам предлагаю отправиться на рыбалку на оз. Байкал. Поднимите руки те, кто любит рыбачить. Но нам нужны такие рыбаки, которые знают названия рыб и смогут рассказать нам что-нибудь интересное о них. (Дети рыбачат и рассказывают о пойманной рыбке. 4 рыбака и 4 рыбы: осётр, широколобка, омуль и голомянка.) Игра. - А пока рыбаки удят рыбу, давайте с вами тоже поиграем. Игра называется «Рыба в море». Правая рука – рыба, а левая – море. Если рыба под водой – тишина, а если на воде – хлопки в ладоши. (Ведущий показывает движения, дети следят и выполняют указания.) Частушки. Ведущий: - На территории Байкала находятся музеи, заповедники, туристические базы отдыха. Живут на Байкале люди разных национальностей: русские и буряты. Местные жители занимаются рыболовством, скотоводством, промышляют на ценных пушных зверей, собирают грибы, ягоды и орехи. Этими дарами щедро наградила наша природа людей, которые любят и охраняют свою малую Родину, свой Байкал. Многие растения и животные занесены в Красную книгу и охраняются в заповедниках. Местные жители гостеприимны и веселы. Они любят петь, плясать и шутить. Да и гостям они всегда рады. (Входят три девицы в сарафанах с самоваром и пирогами.) 1-ая девица: -Какой сибиряк не любит чаёк попить. 2-ая девица: -Да пироги отведать. 3-я девица: -Да и частушки попеть. (Исполняют частушки.) На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю Наливай горячий чай. Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Выпивая чашку чая, я обычно не скучаю... Потому что никогда Я не пью его одна Ну давай же поскорей Чай гостям и мне налей Собери вокруг стола Для мира, радости, добра

Викторина. Ведущий: - А сейчас, мы с вами выявим лучшего знатока Байкала и посмотрим, что вы усвоили из нашего путешествия. Мы проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Кто ответит на большее количество вопросов, тот и победитель нашей викторины. Вопросы: 1.Какова глубина Байкала? (1741 км.) 2.Какая знаменитая на весь мир рыба, водится в водах Байкала? (Омуль.) 3.Сколько рек впадает в Байкал и сколько вытекает из него? (336 и 1.) 4.Назовите имя возлюбленного красавицы - Ангары. (Енисей.) 5.Как называется скала, которую бросил Байкал в след беглянке – Ангаре? (Шаманский камень.) (Награждение.)

Заключение. (Дети читают стихи.) 1.Услышу ль у сосен в полдневный час Журчанье струй средь камушков и брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна, зовут её – Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев в душе на веки Её прекрасные черты – поля, луга, озёра, реки. 2.Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – три её основы. Какая бы не грянула беда – всё возвратится снова. 3.Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это «если» значит? О, человек! Природа – мать, ни рек и ни морей от глаз Твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр… Цени её доверие, Природы! Не обмани её! И в тёмный лес Входи, как в храм, под мраморные своды. 4.Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти никогда! Зелёные долы, леса и поля, И синяя в море вода! 5.Ты, дружок, смотри, не покачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка. Не покупай для бабочки сачка. Люби моря, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ведущий: - Наше путешествие подходит к концу, но я уверена, что оно убедило вас, ребята, в том, что свою Родину, природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, о Байкале, о Родине. Познакомясь с этими книгами, вы узнаете много нового и интересного, таинственного и увлекательного. (Выставка книг.) Конкурс рисунков. - Готовясь к празднику, вы нарисовали рисунки о Байкале, о Родине. Из лучших ваших рисунков мы оформили выставку, которая украшает стены нашего зала. И сейчас, мы проведём награждение ребят за лучшие работы. (Награждение.) -До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников.

1.Стихи для вступления

Ольга Рыбак
Экологический праздник «Славное море - священный Байкал»

Цель : развивать природоохранные инициативы

Задачи :

Расширить представление детей об охране природы; воспитывать бережное отношение, желание и умение оказывать ей посильную помощь;

Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства :

любовь к природе родного края, желание больше узнать о его природных богатствах, умение понимать его красоту, улавливать настроение, вызванное той или иной картиной природы, устанавливать взаимосвязь разных видов ис-кусства, отражающих одни и те же картины природы;

- музыка : развивать представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы; воспринимать образ мо-гучего, грозного моря, различать и отмечать смену динамических оттенков, пере-дающих движение волн, то усиливающихся, то затихающих; высказываться о ха-рактере музыки; совершенствовать исполнительские способности и творческие проявления.

- литература : приобщать к миру поэзии, формировать желание и умение вслуши-ваться в литературный текст, выделять его образное звучание, чувствовать красоту, испытывать радость от восприятия поэтического образа; средствами литературы развивать речь, обогащать словарный запас, оказывать влияние на формирование образности, выразительности речи; развивать воображение в процессе восприятия литературных произведений, их заучивания и чтения наизусть; поощрять при на-блюдении объектов и явлений природы вспоминать знакомые стихотворения.

- изобразительная деятельность : формировать потребность передавать красоту природы в изобразительном творчестве; привлекать к организации выставок твор-ческих работ на темы природы; формировать зачатки художественного вкуса при восприятии и изображении красоты природы.

- экология : поощрять желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы, вызывать чувство удовольствия от созерцания ее красотой; побуждать замечать и называть как можно больше эстетических свойств и качеств объектов и явлений природы; закреплять знания правил поведения в природе, привлекая к по-сильному труду.

Ход ПРАЗДНИКА:

Зал празднично оформлен . Около центральной стены расположен трон. Под му-зыку песни «Синяя вода» Н. Лукониной дети заходят в зал, занимают свои места.

Ведущая - Озеро Байкал … Немало сложено о нем легенд, песен, сказаний.

Ведь это озеро самое большое, самое глубокое, самое древнее,

отличающееся большим биоразнообразием. О нем и наш рассказ.

Озер так много есть на свете,

Байкал же краше всех их них!

Вода чиста, и свеж твой ветер,

Там шепот сосен вековых

(М. Павлов)

Дети 1 - Байкал – голубое око России,

Байкал - голубое око земли ,

Сама природа благословила

То место, где появился ты.

2 - Ты с каждым годом все больше и больше,

Прекрасен ты летом, чудесен зимой,

Тебя обступают скалы и горы,

Огромна тайга, что рядом с тобой.

3 - Вкуснейший омуль есть в водах твоих,

Там хариус, сиг, голомянка,

И воздух прохладный здесь так свеж и чист,

Как будто не в жизни, а в сказке.

(Л. Мандрыгина)

ПЕСНЯ «СЛАВНОЕ МОРЕ – СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ »

Ведущая - Сегодня у нас необыкновенный праздник , посвященный

озеру Байкал . Но какой же праздник без батюшки Байкала ?

Что же нам делать? А не послать ли нам гонца?

(Ведущая выбирает гонца (ребенка) .

Счастливого пути, возвращайся быстрее! А пока мы ждем вестей

от нашего гонца, отгадайте загадки тетушки Тамары :

Собирает воду с гор,

Под журчащий разговор,

Поит дочку день и ночь.

Та с красавцем Енисеем

Убегает резво прочь.

(Байкал , Ангара)

Малый остров в малом море ,

Город чаек на … (Едоре) .

Остров – памятник природы,

Глубоки прозрачны воды.

Ветры гладят и кусают,

По кусочку отрывают.

Муравьиная столица,

Змеи там живут и птицы.

Чьей-то волей околдован

Там медведь к горе прикован.

(Остров Ольхон)

(Раздается стук. Появляется гонец, батюшка Байкал (взрослый) .

Байкал - Очень грозный я властитель,

Рыб и нерпы повелитель.

Зачем позвали вы меня,

И оторвали ото сна?

Ведущая - Байкал мой хмурый и седой ,

Ну что ты злишься, сам не свой?

Почему не весел, голову повесил?

Байкал - Убежала от меня

Моя дочка Ангара.

Ведущий - Грозный батюшка Байкал ,

Не сердись на нас.

Песню о воде твоей

Мы споем сейчас.

(Байкал садится на трон .)

ПЕСНЯ «ПРО ВОДИЦУ» (музыка и слова Е. Кравкля) :

1. В любимых сказках есть две страницы.

Прошу вас вспомнить их поскорей,

Там очень просто живой водицей

Вдруг оживляет богатырей.

Припев : И в этом – чудо, и в этом – тайна,

И никакая не ерунда!

И уж, конечно, не случайно,

Что оживляет весь мир вода!

2. Волна плеснула на дикий берег –

И ожил камень и засверкал,

Возникли птицы, возникли звери –

И улыбнулся седой Байкал .

Припев :

(Байкал улыбается .)

Байкал - Песней вашей я доволен

Прогоню остатки сна :

Приглашу ребят смышленых

В путешествие на Байкал !

(Байкал предлагает детям ответить на вопросы викторины «Знаете ли вы

Байкал ?»)

1. Что означает слово Байкал ?

2. Какие ветры бывают на Байкале ?

3. Какая самая многочисленная рыба в Байкале ?

4. Каков возраст озера Байкал ?

5. В какой русской народной песне упоминается омулевая бочка?

(Байкал хвалит детей )

Танец «Рыбки»

Байкал - Песни пели , танцевали,

Но еще вы не играли.

СИБИРСКАЯ ИГРА «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» :

(Игроки стоят в 5-7 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных

частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за дру-

гом, не выходя из ручейка. На сигнал «Озера!» дети останавливаются, берутся за

руки и строят круги-озера. Выигрывают те, которые быстрее построят круг.)

Ведущая - На Байкале мы живем ,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем,

И сейчас их пропоем.

ЧАСТУШКИ :

На Байкале мы гуляли –

Камушки кидали.

Красоту мы замечали –

Мусор убирали.

На Байкал ходить мы любим ,

Скажем всем на свете.

Что живем мы на Байкале-

Мы гордимся этим!

Ведущая - Красив Байкал в любое время года !

Зимой и летом, осень – красив!

Не зря старалась матушка – природа,

Все чудеса в одно соединив!

(С. Шишмарев)

Дети 1 - Когда мне говорят «Байкал »

Я вижу корабли, причалы,

Я вижу небо, вижу горы,

Кругом байкальские просторы .

2 - Я там была уже не раз.

Байкал меня так сильно манит,

Там звезд сверкающий алмаз,

И ясность вод, и Шаман-камень.

3 - Байкал закатом озарен ,

Под вечер так сверкает он.

А утром алая заря…

Дети (вместе) - Мы побывали здесь не зря!

(А. Чабаненко)

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВОЛНЫ»

Байкал - В расписной коляске

Прилетела сказка,

Да про озеро Байкал ,

По Саяну – перевалу,

Да по радуге-дуге,

Да по Солзану реке.

(Т. Долбунова)

(Байкал предлагает детям послушать сказку Бекки Грей «Кто спасет озеро?»

(«Сибирячок» № 2 / 96). Сказка заканчивается словами : «Что можешь сделать

ты, чтобы помочь?» Байкал беседует с детьми , проводит игру «Что Байкалу

хорошо, а что Байкалу плохо »)

Дети - Байкал – наша жемчужина !

Байкал - легкие планеты !

Живи, Байкал !

(Байкал прощается с детьми , покидает зал. Праздник заканчивается экскур-

сией на Байкал )

Литература :

1. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина.

2. «Наша Родина» Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлава.

3. «Природа и музыка» О. П. Радынова.

4. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет» («Красота. Радость. Твор-чество» ) Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.

5. «Сибирячок» №5 / 95.

6. «Сибирячок» №2 / 96 .

7. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу » (маленькая энциклопедия Сибирячка) С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко.

8. «Четыре времени года» С. А. Веретенникова, А. А. Клыков.

Понравилась статья? Поделитесь ей