Контакты

Король мустанга в непале. Королевство Мустанг — загадочная страна Гималаев. Самое интересное в поездке

- удивительный затерянный уголок восточного мира, чудом уцелевший и живущий по своим внутренним законам. Иностранцам запрещалось вступать на земли Мустанга, и до недавнего времени в мире практически ничего не было известно о нем, его населении и культуре, это один из немногих оставшихся не изученными уголков планеты.
Название государства происходит из тибетского языка - Мун Тан, что значит "плодородная равнина". В иноязычном произношении закрепились сразу два варианта произношения названия королевства: Мустанг и Монтанг, оба эти варианта подразумевают одно и то же слово.

Королевство Мустанг c XVIII века утратило независимость и стало административным районом Непала , но оно самым тесным образом связано с совсем другой страной - Тибетом и родственными связями, и культурно-исторически. Здесь говорят и пишут на тибетском языке, и этнически ло-па, народность, составляющая большинство жителей Мустанга, относится к тибетцам.
В то же время его независимое положение от Тибета уберегло буддийскую культуру Мустанга от потерь, которые понес сам Тибет в XX веке.
Этот уголок западной тибетской культуры на территории современного Непала расположен в верховьях реки Кали-Гандаки. Мустанг граничит с Тибетом, пролегает между непальскими провинциями Долпо и Мананг. Его населяют около 9000 человек, преимущественно тибетцы и тхакали.

Современное Королевство разделено на две части: Нижний Мустанг и Верхний. Нижний со сталицей в Джомсоме находится под сильным непальским влиянием. Самобытность и королевская власть все еще сохраняются главным образом в Верхнем Мустанге на территории Королевства Ло с одноименной столицей - Ло Мустанг. Это и есть затерянная страна короля Джигме Палбар Биста. Но и он под давлением современной антимонархической политики Непала фактически утратил свою власть, оставаясь "символом сохранения культуры" королевства.
Ранее на протяжении веков это было независимое государство, с тибетским буддизмом в качестве государственной религии.

История буддизма в Королевстве Мустан г
Основатель Мустанга - Аме Пал, был известным воином, провозгласившим себя королем буддийского государства. Существуют разные точки зрения на то, когда именно это произошло: либо около 1450 года, либо 1380 -го.
В период расцвета территория Королевства была много больше - оно занимало еще часть современного Тибета. В XV-XVI вв. столица Ло Мантанг была городом, через который проходил торговый путь между Индией и Тибетом, это был второй по значению торговый центр Тибета. Богатство и политическое влияние королевства основывались на транс-гималайской торговле. Все основные города и поселения Мустанга, как и разрушенные крепости и деревни, расположены цепочкой по этому пути. Долина была очень плодородной, на пастбищах паслись тучные большие стада. Здесь были построены буддийские монастыри, в которых кипела активная жизнь, часть из них сохранилась до сих пор, вместе с библиотеками, где можно встретить редкие экземпляры буддийских текстов.
Вплоть до XVIII века королевство процветало, до тех пор, пока в 1790 году они ни заключили союз с Непалом в войне против Тибета. В результате Непал вобрал в себя Королевство Мустанг, которое превратилось в его административную единицу, управляемую своим королем, но уже как представителем короля Непала.

После захвата Тибета Китаем в середине XX века множество тибетцев бежало в Мустанг, землю, которая была связана с Тибетом прочными родственными и культурными узами. И сегодня тут есть поселение тибетских беженцев. Но кроме них были еще и партизаны, которые с этой территории совершали довольно эффективные рейды в Тибет. Не сумев противостоять политическому давлению Китая, правительство Непала отказало партизанам в поддержке и доступ в Верхний Мустанг был полностью закрыт еще в начале 50-х гг. Изоляция королевства продолжалась вплоть до 1991 года.

Было бы ошибкой считать Мустанг частью Тибета, оказавшейся включенной в границы Непала. Королевство обрело свою независимость от ТИбета в середине 15 века и с тех пор, несмотря на длительный период войн, переход под управление Непала в 18 веке, не теряло своей государственности.

Основа культуры Мустанга - религия, тибетский буддизм линии Сакья . Верховный лама Мустанга - глава буддийской традиции Сакья, - Таши Кенчо Тансинг. В Королевстве большое распространение получил и белый Бон, соединение шаманизма и буддийских традиций. Отсюда распространенные местные обычаи окружать себя разными шаманскими атрибутами и почитать духов.
Современность:

В Мустанге сохранилась культура тибетского буддизма, храмы, ступы. Остались и следы пещерных поселений, в которых когда-то жили монахи. В сказаниях о стране Ло Мустанге упоминаются целые пещеные города, парящие среди крутых утесов. Некоторые пещеры до сих пор называют "домами в утесах", они считаются обитаемыми, в них живут йоги. Сюда очень трудно добраться, вокруг безжизненная гималайская пустыня, которую называют "мертвое сердце Азии". Долина реки Кали-Гандаки разрезает Большой Гималайский Хребет между двумя высочайшими вершинами мира- Аннапурна и Даулагири, каждая из которых выше 8 тысяч метров, горные пики расположены друг от друга на расстоянии 35 километров. Протекая между этими горами река проходит на высоте 2540 метров, образуя Калигандакское ущелье, оно самое глубокое в мире.

Мустанг уже давно не является торговым путем, здесь очень безлюдно и условия жизни трудны, тем ни менее его жители - очень жизнерадостные и оптимистичные люди. Путь в его столицу - Ло-Мантанг начинается в Кагбени - городе на границе Верхнего Мустанга, это своеобразный контрольно-пропускной пункт перед вступлением на землю "запретного королевства". Здесь заканчивается влияние индуисткой культуры Непала и начинается тибетский мир. Столица Ло-Мантанг находится всего лишь в 18 км от границы с Тибетом.

Здесь по-прежнему существуют тибетские монастыри и проводятся яркие буддийские ритуалы и церемонии.

Чтобы попасть в столицу Верхнего Мустанга и сейчас нужно следовать все тем же древним соляным путем, по которому веками возили соль навьючив ее на яков, и пользуясь теми же транспортными средствами, что и сотни лет назад: выносливыми низкорослыми гималайскими лошадками, тибетскими быками - яками и собственными ногами. Этот путь вдоль русла реки Кали-Гандаки был на протяжении нескольких веков вообще единственным надежным транспортным коридором из Тибета и Китая в Непал и Индию.


На фоне величественных гор, почти лишенных растительности, следы жизнедеятельности человека выглядят редкими яркими пятнами: выкрашенные красным и охрой ступы (чортены), белые глинобитные стены домов, красные стены монастырей. Красный и охра - это те цвета, которые хорошо видны на дальних расстояниях. Путешествие из одной деревни в другую и сегодня совершить не просто, особенно при плохой погоде, так что цветные Ступы оберегают путников, чтобы те не сбились с пути, и служат им ориентирами в дороге.
См. также:
http://www.inkafilm.ru/view/?film_id=69 " target="_self" >Фильм в 5 сериях "Запретное королевство" 2003, Леонид Круглов

Для съемки в Королевстве Мустанг, особенно если это религиозные церемонии, необходимо получить специальное разрешение. Оно выдается лишь в исключительных случаях лично королем Мустанга. В фильме можно видеть и церемонии Бон и буддийские, например Тиджи, проводимую раз в несколько лет, подобная тибетской мистерии Цам, где ламы танцуют в масках. Часть церемонии - вынос 15-метрового изображения Гуру Падмасамбхавы , основателя тантрического буддизма в странах Гималаев, на учениях которого полностью основана традиция тибетского буддизма

Это, забытое, или наоборот, сохранённое богом место, находится высоко в горах, на границе между Непалом и Тибетом. Ещё совсем недавно, попасть туда было совершенно невозможно, только в 1991 году, король Непала разрешил посещать этот регион обычным туристам. Но даже получив разрешение, перед путником встаёт непростой, полный лишений и тягот путь, в конце которого ждут удивительные открытия. На высоте в 3700 метров над уровнем моря, в небольшой долине расположился город-столица Ло Мантанг.

1. Вид на город Ло Мантанг. Слева, фрагмент королевского "дворца", хотя, если сравнивать с жильём остальных жителей, дом короля, действительно дворец.

Первые письменные упоминания о территории Ло находят в тибетских Хрониках Ладакха и относятся они к седьмому веку. Тогда эта территория управлялась тибетскими наместниками, имевшими резиденцию в Царанге. В середине 15 века сын наместника Аме Пал почувствовав, что власть тибетского государства ослабла, воспользовался благоприятной возможностью и объявил территорию Ло независимым королевством. Это случилось в 1440 году. История независимого существования Ло описана в книге Мола, многие века хранившейся в монастыре в Царанге.

2. Вид на Джомсон с высоты птичьего полёта. Традиционно, именно отсюда начинается пеший путь в Мустанг по руслу реки Кали гандаки.

3. Но тропа, словно судьба-злодейка, петляет не только по низам. Иногда она взлетает на перевалы за 4000 метров. Порой, путникам приходиться несладко на такой тропе. Но как говориться, дорогу осилит идущий.

Аме Пал – король объединитель, король-строитель. Внешняя агрессия обходила Ло в течение почти столетия после основания, и это было время расцвета религии и время процветания всех сословий. Учитывая также то, что в то время климат был значительно мягче, а земля Мустанга плодороднее. Аме Пал присоединил обширные земли, выстроил в стратегических точках крепости и монастыри. Если монастыри еще стоят и некоторые из них поддерживаются в сносном виде, то от крепостей остались одни развалины.

4. Действительно, если внимательно приглядываться, по пути в столицу королевства можно наблюдать множество развалин. Среди обычных домов угадываются чортены и монастыри до буддистской религии Бон и толстые стены крепостей.

Одна из известных крепостей дзонг-Кречер находится рядом с Ло-Мантангом на вершине узкого хребта, разделяющего северный Мустанг на две долины. Все крепости в Мустанге в плане прямоугольники. Но Кечер выглядит по-другому. Согласно легенде отец Аме Пала, наместник в Ло, поручил ему построить укрепления и навести порядок на северных землях. В то время у истоков реки Кали-Гандаки властвовал воинственный князь Демон «Черная Обезьяна». Аме Пал построил крепость Кечер, Демон «Черная Обезьяна» возмутился – острый угол Кечера смотрел прямо на ворота его крепости и направлял тем самым злых духов. Аме Пал перестроил стены Кечера, сделав их круглыми, и поменяв место своих ворот. Но Демону «Черной Обезьяне» это не помогло, через несколько лет он был разбит и его крепость разрушена.

Другая легенда рассказывает о том, как Аме Пал выбирал место для столицы. Он задумал перенести свою резиденцию из Царанга. И помолившись ночь, вышел в путь со стадом коз. Он следовал за ними, пока козы не остановились. Место оказалось неподалеку от крепости Кечер. Так Аме Пал выбрал место для Ло-Мантанга, и тех пор символом города служит козья голова. Кстати, именно название Ло-Мантанг дало современное название территории королевства – Мустанг. Так картографы, переписывая, упростили слово Мантанг. Вид столицы почти не изменился со времен ее возведения Аме Палом.

5. В окрестностях столицы, в дне пути (для обычного туриста), находятся несколько монастырей и небольших деревень.

Следующая эпоха процветания связана с именами трех святителей, как их называют в Ло: сыном Аме Пала Ангуном Зампо, его управляющим, или как мы бы назвали министром, Калун Зампо и Нгорчен Кунга Зампо - знаменитым ламой, способствовавшим распространению и укреплению тибетского буддизма в Ло. Но в конце шестнадцатого века восточнее Ло укрепилось государство Джумла и началась череда опустошительных войн. Ло попало под вассальную зависимость от Джумла, власть династии сохранилась, но дань была высока и период расцвета подошел к концу. Сегодня и следов не осталось от воинственных Джумла, а королевство Ло сохранилось. В конце восемнадцатого века Джумла было завоевано Гаркхали, суверенами Непала. И Ло просто перешел под управление Непальской королевской семьи. Непальцы сохранили автономность Ло и королевскую власть, называя правителя Мустанга раджой. Король в Ло – администратор, верховный судья, моральный авторитет, а королевская власть – ось устройства социальной жизни ло-па.

Четыре десятилетия изоляции Мустанга с 1951 по 1991 годы подорвали торговлю, как один из видов занятий ло-па, и тяжело сказались на уровне жизни, и так не слишком высоком. Но никак не сказались на отношении ло-па к жизни, их природная доброжелательность и бережное отношение друг к другу, умение жить тем, что дается тебе сегодня, и приветствовать приход завтрашнего дня никуда не делись.

6. Высота и ноябрь делают своё дело. Погода - хуже не придумаешь. ТО светит солнце то со свистом дует шквалистый ветер да ещё со снегом. Не удивительно, что в этой негостеприимной земле живёт так мало людей.

7. До сих пор, некоторые кочевники ведут образ жизни, как и их далёкие предки.

8. И работают с младенческих лет до глубокой старости. Впрочем, внешность жителей Ло весьма обманчива. Жестокие ветра и палящее солнце быстро превращают молодых людей в стариков и старух.

Ло-Мантанг

Столица Мустанга основана в середине 15 века. И тот облик, который сейчас предстает путешественникам, ненамного отличается от города, построенного в правление Аме Пала (1387-1447), первого короля независимого государства Ло. Главная особенность города – стена вокруг, в которой каменная кладка перемежается с глинобитными глухими стенами домов. Войти в столицу можно только через одни ворота, которые с наступлением темноты закрываются. Окружающая город стена – это не только дань воинственным временам основания королевства Ло, сколько дань местному климату, защищающая город от разрушительной силы ветров.

9. По европейским меркам Ло-Мантагн кажется чудом сохранившимся крошечным средневековым городом, но на момент его основания он был крупным городским поселением по сравнению с другими тибетскими городами. В архитектурном плане Ло-Мантанг – правильный прямоугольник, обнесенный стеной. Чуть более ста двадцати домов города примыкают друг к другу стенами. Главное здание – королевский дворец, зимняя резиденция правящего короля, поблизости от городских ворот и главной городской площади, которая производит впечатление просто достаточно большой комнаты. Летом короли Мустанга предпочитают жить в более скромном дворце за пределами столицы. В Ло-Мантагне четыре , три из которых построены во времена Аме Пала. Один из них Чампа Лакханг известен как замок приходящего Будды, стоящая в нем золотая статуя Майтрейи – грядущего Будды была самой большой во всем тибетском мире.

11. Молодой монах за трапезой. По традиции, из каждой многодетной семьи, один мальчик отдавался в монастырь. Сейчас, монастыри - это как школа, распространяющие и обучающие разным предметам. Люди понимают и ценят образование.

Город разбит на четыре квартала, в каждом есть свой управляющий. По традиции дома знатных семейств строятся в три этажа, а остальные только в два. Домов аристократов насчитывается двенадцать, и они разбросаны по городу. Обычный дом столичного жителя: два этажа, сложенные из необожженных кирпичей, плоская обитаемая крыша. Пол мазаный, его просто периодически подметают и поливают водой, создавая зимой невыносимую для западного человека сырость. Первый этаж – зимний, обычно без окон для сохранения ценного тепла. Комнаты второго этажа выходят на крышу, где летом сосредотачивается основная жизнь. Главная комната в дома ло-па – молельня. Именно там селят гостей.

Крыши домов Ло-Мантанга, как и любого поселения в стране Ло, украшены по периметру стратегическим зимним запасом топлива – узловатыми корневищами кустарника, которые собирают в горах. Но во времена Аме Пала, да и вплоть до девятнадцатого века, облик Мустанга не был таким пустынным как сейчас. Климатическое изменение тибетского нагорья – когда, как говорят ло-па «ушла вода», превратила вполне процветающий в природном плане край в пустынную местность, где вода и дерево – великая ценность. Рассказы о лесах Мустанга не пустые легенды – дворцы и монастыри построены с применением дерева, в монастырях есть украшенные резьбой деревянные балки в два обхвата. Но сегодня представить себе ло-па, срубающего дерево невозможно.

12. Если посетить Мустанг летом, возможно найдётся немного участков земли с зеленью. Но на фоне гор и выжженных плато, это жалкие остатки былой роскоши.

Мустанг недаром называют «потерянным королевством Тибета». Иностранцам разрешили посещать его лишь в 1991 году. Но и сегодня королевство, удаленное от транспортных магистралей, находится в изоляции от остальной страны. Вот туда-то я и хотел попасть – в место, где древность еще не уничтожена глобализацией. Я стою перед двумя огромными дверными створками – они выглядят очень древними и кажутся нереальными, словно нарисованы в компьютерной игре. С латунных ручек-колец, до блеска начищенных руками тысяч путников, свисают полинявшие от солнца длинные тибетские «хвосты». Это северные ворота в запретный город Ло Мантанг, столицу Верхнего Мустанга, в который я мечтал попасть последние три года. Город опоясан каменной стеной, которая когда-то укрывала жителей от врагов, и за этой стеной меня ждет тайна. Позади неделя пути – пешком, на автобусах, джипах, на крошечном самолетике, ныряющем по ущельям. Семь дней сквозь песок, пыль и солнце… Я набираю полную грудь воздуха и делаю первый шаг. Ну а начиналось все вот так... Начало пути: самолет не улетает. Верхний Мустанг, или «королевство Ло», – в прошлом независимое государство, языком и культурой вплотную связанное с Тибетом. С XV-го по XVII-й века грамотное стратегическое положение позволяло Мустангу контролировать торговые пути из Гималаев в Индию, и все это время вплоть до 1951 года Мустанг сохранял независимость. Власть в Мустанге традиционно сосредотачивается в руках короля, ведущего многовековую генеалогию и сохранившего престол до наших дней. Столица владений – город Ло Мантанг. В пятидесятые годы королевство формально присоединили к Непалу, что способствовало сохранению веками существовавшего тибетского уклада жизни. Попасть в Верхний Мустанг было моей давней мечтой. Отправная точка нашей экспедиции – столица Непала Катманду. Отсюда едем в Покхару – настоящую мекку горного туризма. Именно из этого города стартуют многочисленные группы горных туристов, идущих по одним из самых популярных в Непале маршрутов. Расстояние между Катманду и Покхарой – 140 километров, но поездка занимает целый день. Города связывает единственная однополосная дорога, идущая через перевал и вьющаяся серпантином меж рисовых полей и крохотных домиков на каменистых террасах. Движение по ней настолько неспешное, что порой, кажется, проще идти по обочине пешком. Покхара живет транзитом туристов. Кто-то отправляется в трек к Аннапурне, а кто-то, как мы, ждет самолет на Джомсом – столицу региона Мустанг и первый полутибетский город в верховьях реки Кали-Гандаки. В Непале в удаленные от цивилизации точки можно добраться двумя способами: либо горными тропами, тратя на путешествие дни и недели, либо маломоторной авиацией, способной доставить вас в искомую точку за 30-40 минут. Парк машин старый, а условия перелета – одни из самых сложных в мире. Прежде всего из-за сильного ветра, который, начав дуть в полдень, не затихает до позднего вечера. Второй фактор – плотные тучи, несущие либо осадки с плохой видимостью, либо поднятый ветром песок. Все вылеты осуществляются только ранним утром, когда природа наиболее милостива к рукотворным птицам. – Завтра наш рейс – третий! – радостно сообщает Дамбар и, видя мою кислую физиономию, добавляет: – Если хоть один самолет улетит, то и наш тоже. Но Дамбар ошибся. Первый «шестичасовой» самолет увез два десятка пассажиров и словно растворился. Напрасно мы с тоской глядели в пасмурное небо, ожидая его возвращения за новой партией путешественников. Через несколько часов пришло сообщение, что из-за погодных условий обратный вылет отменен, и вероятность новых рейсов близка нулю. Погодное окно открылось только на следующее утро. Два десятка кресел по одному через проход. Открытая кабина и двое пилотов за штурвалами. Надсадно взвывают винты, короткий разбег – и самолетик, похожий на игрушечный, взмывает в небо. Полет на маломоторном непальском самолете – это особое впечатление. Машина зарывается в плотные тучи, ветром ее кидает по ущелью, и остается поражаться выдержке и умению пилотов, способных хладнокровно вести борт в условиях практически нулевой видимости. Кто-то из нас в страхе вспоминает молитвы, а кто-то в восторге прильнул к иллюминатору. Нырок вниз, к узкой посадочной полосе, и мы в городке Джомсом. Джомсом и Кагбени. Городок Джомсом – это одна длинная улица, по обе стороны застроенная небольшими отелями и сувенирными лавками. Население живет за счет туристов, возвращающихся с предгорий Аннапурны. Несколько часов ходу по пересохшему руслу Кали-Гандаки, и перед нами вырастает Кагбени – отправная точка пути в Верхний Мустанг. Это очень странный город с ломаной геометрией улиц, больше всего похожий на декорации к какому-нибудь фильму. Узкие глинобитные тропки либо заканчиваются тупиками частных дворов, либо просто перетекают в загоны для скота, откуда к нам тянутся мохнатые коровьи морды. – Так мы спасаемся от сильного ветра, – говорит владелец отеля, в котором мы остановились на ночь. – Духи ветра теряются в уличном лабиринте и не причиняют нам вреда. Каменные лестницы ведут на вторые этажи строений с земляным полом, и, чтобы пройти дальше, нужно перешагивать соломенные лежанки, медную посуду, а иногда и самих хозяев, смотрящих совершенно сквозь вас. Они живут в этой реальности поколениями и столетиями. На пути к столице. Ранним утром выходим на маршрут. За Кагбени общая для всех тропа расходится: большинство поворачивает направо, в сторону городка Муктинах, а единицы, такие как мы, движутся дальше по руслу Кали-Гандаки, к самой границе запретного королевства. На подступах к пропускному пункту установлены ржавые щиты, выполненные в черно-желтой гамме: «Внимание! Вы вступаете на закрытую территорию!» Дальше идут обещания всевозможных кар за самовольное проникновение. Военные тщательно сверяют разрешения и паспорта, а потом уступают дорогу. Волнующий момент… Через сотню метров ждут еще несколько щитов-страшилок. Видимо, на тот случай, если кто-то в задумчивости прошел все предыдущие кордоны. В Верхнем Мустанге очень пыльно, сухо, жарко. По сторонам высокие горы, а над головой синее небо. А еще здесь мало людей и на удивление чисто. Мне крайне важно самостоятельно пройти весь путь от предгорий в Нижнем Мустанге до Ло Мантанга – столицы Верхнего. Своими ногами, по узким, нависающим над пропастью карнизам, через перевалы с молитвенными флажками, через крохотные городки. Говорят, можно значительно ускорить процесс, проехав часть пути по устью Кали-Гандаки на вездеходе, но, мне кажется, это все равно что составлять впечатление о стране по видам из окна поезда. По следам древних торговцев. Одиннадцать часов утра. Высота 3000 метров. Мы идем вереницей по узкой горной тропке, опоясывающей отвесную скалу. Не идем даже, а плетемся по тому же пути, что и торговцы XV века. Здесь мало что изменилось за прошедшие шесть веков. Тропинка эта буквально налеплена на гору – хрупкая рукотворная конструкция, укрепленная большими камнями и редкими поперечными балками. Дорожка то теряется из виду, то ныряет в скальный проем или струится над пропастью такой тонкой ниточкой, что девушки из нашей группы жмутся к стене, инстинктивно выискивая спасительный выступ. Тибетское плато, ноябрь месяц. Поздняя осень, пожалуй, самое негостеприимное время года для этих мест. Через неделю-другую тропы присыплет первым снежком, который вскоре закроет перевалы многометровым слоем, а пока в горах царствует пыль: она клубится у ног, словно мука из рваного мешка на полу амбара. От нее не помогает маска и не защищают мембраны курток. Часы показывают полдень, и тут же в горах просыпается ветер. Это случается ежедневно в одно и то же время, словно невидимый часовой четко по уставу поворачивает рубильник. Сначала это легкое дуновение, предостерегающий шелест. За несколько минут он крепчает, все увереннее набирая мощь, и вот уже смерчики закручиваются у ног, а пыльный шквал рвет последнюю траву на полях, из-за чего кажется, что земля горит, защищая королевство от вторжения чужаков. Горе путнику, застигнутому ветром на тропе. – Еще полчаса – и мы в Челе, – наш проводник Дамбар старается перекричать шум ветра. И действительно вскоре мы останавливаемся на ночлег в обычном тибетском доме. Марсианские пейзажи и Челе. Мы в городке Челе. Все тибетские города похожи один на другой: ломаные, плотно утрамбованные улицы с одно- и двухэтажными домами, выкрашенными по традиции белой и рыжей краской. Дверные косяки испещрены магическими узорами. Буддистский алтарь в каждом доме и спартанское убранство комнат. И непременный монастырь выше по склону. Пусть крохотный, но все равно свой, выкрашенный красной краской. Все встречные женщины носят национальные одежды, изрядно поношенные, но чистые. Выходим за городские ворота, где царствуют ветер и солнце. Ландшафт меняется с каждым новым перевалом. Временами это настоящий марсианский пейзаж: красные, изъеденные ветрами скалы на горизонте. Через городок Сьянгбоче, где мы останавливаемся следующей ночью, бежит ледяной ручей, берущий начало где-то высоко в ледниковых горах. – Поднимитесь на закате вон на тот дальний холм, – говорит Мимар, хозяин дома, приютивший нас на ночлег. – Двадцать минут, не пожалеете! Вместо обещанных двадцати минут мы ползем на вершину без малого час (сказывается высота в 4000 метров), но вид стоит того! С верхней точки открывается панорама уходящего к горизонту ущелья, на километровой глубине которого змеится ниточка Кали-Гандаки. Следующим утром снова в путь. На одном из привалов знакомимся с главой клана, ведущего семейство вниз. – Скоро выпадет снег, – перебирая молитвенные четки, говорит он. – Мы вернемся только в марте. Под его началом караван из семи лошадей и стайка хихикающих девушек, прикрывающих руками лица и указывающих на нашу группу. Скоро пастбища яков укроет плотным слоем снега, а потому тибетские семьи покидают насиженные места. Кто побогаче – идет до Покхары, остальные оседают в Джомсоме. По статистике, в зимние месяцы в Мустанг не выдают ни одного туристического разрешения. Дом короля и коммунисты. Верхний Мустанг открыли к посещению только в 1991 году, до этого времени королевство пребывало в изоляции. Это своего рода буферная зона, последний приют нетронутых тибетских традиций. Формально титул короля упразднен решением непальских коммунистов в 2008 году, но король по-прежнему живет во дворце, а его подданных не интересуют постановления призрачных властителей в Катманду... Нашим проводником в Ло Мантанге и окрестностях согласился выступить Цеванг Биста, отлично знающий английский. В свои тридцать с небольшим лет Цеванг уже успешный бизнесмен и коллекционер древностей, успевший поездить по миру, но в итоге вернувшийся в родной дом. Кроме того, он внучатый племянник короля Жигме Дорже Палбар Биста – 69-летнего монарха, нынешнего правителя Мустанга. Мы гуляем по улочкам города, и я буквально засыпаю его вопросами. – В Ло Мантанге живет около полутора тысяч человек, – рассказывает он. – Но через месяц останется не больше сотни, остальные уйдут в низины. Те, кто останется, будут заперты в домах на четыре долгих месяца. Их задача – присматривать за скотом в загонах. Столица. Добротные дома, крыши по периметру уложены валежником и редкими поленьями, найти и собрать которые в условиях тибетского нагорья – настоящий подвиг. Два высочайших здания в Ло Мантанге расположены в самом его центре: это монастырь и королевский дворец, с крыши которого открывается лучший панорамный вид на город. Король, надо же!.. Продолжаю выпытывать у Цеванга подробности. – В 2008 году к нам пришли коммунисты и попытались выдворить короля из дворца, – улыбается он. – Тогда поднялся весь город и вышел на улицы, защищая правителя. Коммунисты вынуждены были уступить, оставив королю трон, но формально лишив его титула. По-прежнему, если в одной из трех десятков деревень случается несчастье, люди идут за помощью во дворец. И король помогает... Мое внимание привлекает жутковатого вида композиция над входом в дом – пара козлиных голов с кручеными рогами, обрезки веников, какие-то глиняные печати. Такие обереги встречаются на каждом шагу. Все это настоящее. Для себя, а не для чужаков. Деньги здесь в ходу, но семьи фактически живут натуральным хозяйством. В домах под потолком сушится (или скорее вялится) мясо, а ежедневный пищевой рацион составляют тцампа на основе муки и чай с маслом из молока яка. – Мустанг – это последняя страница тибетской истории, – продолжает Цеванг свой рассказ. – Таким был Тибет до того, как Китай его разрушил. Теперь в Тибете кочевников загоняют в дома, а кругом насаждают китайскую культуру. Мы разговариваем часами напролет. Цеванг рассказывает про традиционные касты, про то, как непальцы пытались пошатнуть в Мустанге буддизм, введя кастовость на основе индуизма, и как потерпели фиаско… С древностей разговор постепенно переходит на современность. Кроме всего прочего, Цеванг руководит организацией молодежи в Ло Мантанге, и вопросы защиты культурного наследия воспринимает очень болезненно. – Непальские власти относятся к нам как к музею, – сетует он. – Долгие годы они собирают с туристов огромные деньги, но ничего не делают для самого Мустанга. В надежде получить образование или в поисках легкой жизни молодежь покидает дома и уходит вниз, в Покхару и Катманду, и очень немногие возвращаются домой. Уходит в прошлое и национальная одежда, оставаясь лишь частью церемоний и фестивалей. На смену приходят джинсы и дешевые поделки. Если так пойдет дальше, мы тоже утратим традиции. Жилища в пещерах. Нынешняя протяженность королевства составляет порядка восьмидесяти километров, и на всем пути вам встречаются черные глазницы пещер в изъеденных ветрами горах. Все это остатки древних поселений, поднятых порой на недосягаемую высоту с одной целью: уберечь обитателей от внезапного нападения. Войны столетиями сотрясали Тибет. В VII веке империя охватывала весь Непал, Тибет, Бутан и Ассам. Тибетские кочевые племена, жившие родовым строем, уходили в горы и селились в пещерах, и «выкурить» их оттуда было не так-то просто… Так появлялись укрытия, больше всего напоминающие гнезда стрижей на отвесном речном берегу. В пещерах можно было переждать осаду, в толще гор не так ощущается зимний холод. Но эрозия почвы неумолима, а в случае тибетского нагорья усилена в разы. Анфилады комнат, подъемные галереи – все это если и существовало, то ныне уничтожено природой. Постоянно дующий сильный ветер, резкие перепады температур и агрессивность осадков точат горы, словно младенец замусоленную горбушку. Пещеры видны издалека. Мы идем к ним в гору по нахоженной тропе, и вскоре впереди показываются стены из булыжника, защищающие поселение от ветра. Перед нами целый квартал укрытых в скале домов. Нас приглашают внутрь. Единственный источник света – прорубленное в стене оконце размером с футбольный мяч. Оно же отвечает и за доступ свежего воздуха. Мы находимся в трехкомнатной пещере, обжитой и ухоженной. Гостиная совмещена с кухней. За занавеской две смежные спальни без окон (хозяева спят на покрытом коврами земляном полу). Они живут в этой пещере всю жизнь; мужчины работают в поле, а женщины остаются на хозяйстве. Эти женщины нас и принимают. Нашего друга Цеванга здесь знают очень хорошо, а потому мы – желанные гости. Цеванг выступает переводчиком, хотя языка жестов зачастую хватает. Хозяйка растапливает печь и ставит чайник на огонь, готовя чай с маслом из молока яка. Ржавая труба китайской «буржуйки» пробита в нескольких местах, и пока чайник закипает, дым укладывается по пещере плотными слоями, крадущими последний свет. Не представляю, как тут можно жить. Одним валежником долго не протопишь, а потому жители используют универсальное для всех степей мира топливо – навоз домашних животных. В случае Тибета – это як, цель и средство человеческого существования. Навоз сушат, и хранится он практически вечно. Это настоящее черное золото. Мое внимание привлекают украшения хозяйки. – Это фамильная реликвия, – с гордостью рассказывает она, – передающаяся из поколения в поколение уже более двухсот лет. С уважением смотрю на вкрапления полудрагоценных камней. Ключевой элемент – огромный кусок бирюзы. Даже не могу предположить, сколько весит вся эта конструкция, но носить ее целый день способна только настоящая женщина.

Королевство Мустанг — загадочная страна Гималаев

4.4 (88%) 5 vote[s]

Королевство Мустанг самое закрытое общество в мире. Среди заснеженных вершин Гималаев, где-то в самой глубине гор, расположено малоизвестное для многих королевство Мустанг. Даже отголоски цивилизации практически не доходят сюда, и лишь редкие туристы приносят в этот угрюмый и отдаленный мир какое-то разнообразие. Это стало возможным лишь в 1991 году, до этого времени королевство было закрыто для приезжих.

Королевство Мустанг вчера и сегодня

Монтанг или Мустанг – это один из административных районов Непала. Это небольшое королевство остается таковым чисто номинально, так как несколько лет назад король, проживающий в Верхнем Мустанге, согласился с решением страны упразднить королевскую власть, оставив ее лишь в виде памятки истории и древней культуры.

Монарх, хотя и проживает на территории Мустанга, уже не принимает судьбоносных решений в жизни страны как раньше.

Но даже на сегодняшний день, чтобы попасть во владения короля, требуется его личное согласие, которое достается далеко не всем просящим. Кроме того, в Непале при организации экскурсии взимается государственная пошлина от 500$ до 1700$.

Где расположено закрытое королевство Мустанг?

Район находится в верховьях горной реки Кали-Гандаки на высоте 2500 м. Протяженность королевства – около 80 км, а его ширина – 45 км.

По переписи населения, которая проводилась еще 20 лет назад, в государстве проживало 9000 человек, и 5000 из них в столице Мустанга – городе Джомсом.

Мустанг делится на Верхний (Королевство Ло) и Нижний. Всего насчитывается 30 поселений и 3 города, в которых проживают преимущественно тибетцы и тхакали.

Раньше географическое положение закрытого государства позволяло вести активную торговлю с соседними Китаем и Тибетом, но после из Непала был проложен обходной путь, и благосостояние местных жителей значительно снизилось. Сейчас люди живут тут очень бедно, даже в их понимании.

Верхний Мустанг

Запретное королевство Мустанг, красочные фото которого завораживают, находится на высокогорном каменистом плато, изрезанном горными речушками. Растительности здесь очень мало, в основном голые камни и пустыня. Местные жители разводят дойных мулов и лошадей, земледелие весьма скудное.

Кажется, что время в королевстве Ло течет медленней, чем на самом деле. Здесь все по-другому – иной взгляд за жизнь и смерть, на семейный уклад, на богатство и бедность. Туристы, побывавшие здесь, отмечают необычные факты о жизни местного населения:

Религиозные традиции. Здешние жители сохранили веру своих пращуров – религию Бон, которая органично вплелась в буддизм.

Повсеместно развешены цветные молитвенные флажки, колыхаясь от ветра, крутятся молитвенные барабаны. Это единственное место на Тибетском плато, сумевшее избежать китайского влияния на культуру и образ жизни.

Семейный уклад. Нигде на Земле вы не встретите больше матриархата в действии – здешний обычай разрешает женщине иметь несколько мужей: как правило, братьев.

Это нужно для того, чтобы не делить принадлежащую семье землю на тех, кто решит жениться. Вся земля переходит в другую семью полностью, и так из поколения в поколение.

Национальная кухня Мустанга. Люди здесь пьют традиционный соленый чай с мукой и маслом и каждый день едят рис с небольшим количеством кореньев – вот и весь их скудный рацион.

Транспорт. Несмотря на свою отдаленность от цивилизации, запретное королевство Мустанг в Непале имеет собственный аэропорт, где совершаются посадки самолетов из Катманду и Покхары. Этот путь самый безопасный и быстрый для туристов.

Нижний Мустанг

Если королевство Верхний Мустанг в Непале еще мало знакомо туристам, то Нижний достаточно посещаем. Добраться сюда намного проще, так как нет нужды преодолевать сложные горные тропы. Природа и животный мир этого уголка страны отличается от высокогорного региона – растительность тут намного богаче, климат – мягче и больше возможностей заниматься земледелием и скотоводством.

Повсеместно разбросаны гест-хаусы или гостевые домики с примитивными условиями для проживания, но вполне достаточными для удовлетворения потребности в крове и пище.

Здесь, как и в Верхнем Мустанге, множество церквей и буддийских святынь, самая известная из которых находится в аутентичной деревушке Кагбени.

Практически весь туристический маршрут пролегает вдоль течения реки Кали-Гандаки. Тот, кто однажды отправился в путешествие в королевство Мустанг, возвратится из него уже другим человеком, с обновленным сознанием и определенной долей буддийской мудрости жителей гор.

Как попасть в запретное королевство?

На карте королевство Мустанг расположено практически в центральной части Непала со смещением в сторону Тибета. Это расположение делает популярным туристический маршрут из столицы Катманду.

На внедорожнике от столицы Непала до Джомсома можно добраться за 12 часов, если выбрать трассу Prithvi Hwy, или за 16 часов, если избрать другой путь – E-W Hwy/AH2 и Prithvi Hwy.

На самолете дорога займет намного меньше времени при условии, что вы находитесь в городе Покхара – центре тибетского треккинга. Отсюда до Джомсома всего 30 минут по воздуху.

Отправься в одно из самых закрытых и древних мест мира. Отправься в страну священных Гималаев. Вдохни горную прохладу и тибетскую культуру. Пройди по Шёлковому пути и достигни Запретного Королевства Мустанг. Окунись в медитацию в буддийском храме и вдохновись самыми невероятными пейзажами!

В глубине Гималайских гор, среди заснеженных вершин, где ветер вихрями гоняет снег, скрывается Королевство Мустанг. Там редко встречается чужестранец, а местные жители хранят тайны древнего Тибета. Попасть в Королевство непросто, потому и величают его «Запретным»!


Совсем недавно Королевство Мустанг было загадкой для всего мира, и мир был загадкой для местных обывателей. Удалённое от цивилизации, спрятавшееся между могущественными Гималаями, королевство несёт в себе древние законы и обычаи.
Единственное место на планете, где сохранился ранний буддизм и религия Бон, пронесённая сквозь время, эпохи и цивилизации.


В прошлом году команда Paganel Studio разработала маршрут, который собрал в себе лучшие пейзажи Королевства. Многие из них могут претендовать на лучшие на планете! Путь наш начнётся на дне океана, где можно найти камни, лежащие там уже много миллионов лет, с отпечатавшимися в них ракушками. Мы увидим невероятные горы из трубчатых камней, из которых ветер выдувает музыку, скалы красные, скалы синие, марсианские пейзажи и долину фараонов, дома, выточенные в скалах. Мы окунёмся в пещеры, где медитировали садху, пройдем по дороге, уходящей в небо, и всё это на фоне самых могущественных Пиков мира. Мы пройдём по Шёлковому пути и посетим самые интересные поселения и города Королевства Мустанг!

Это настоящее путешествие, достойное времени и жизни!



Страна: Непал

Вид отдыха: Высокогорный треккинг, приключения, исследования, знакомство с аутентичными культурами.

Необходимые требования: Для треккинга по королевству Мустанг, ничего не нужно кроме вашего желания. Начинайте делать зарядку и утренние пробежки.
Уровень подготовки: нормальная физическая форма.

Размер группы: 20 человек

Продолжительность: 19 дней. Именно такое количество дней необходимо, что бы познать Королевство как следует.

Сроки проведения: со 2 октября по 20 октября 2015 года (даты, возможно, будут меняться в зависимости от полётного расписания авиакомпаний). Октябрь - это самое идеальное время в году для посещения Мустанга.

Стоимость участия в экспедиции: 2160 долл. (без основного перелета) - (сюда входит: 2 one way перелёта, проживание, трансферы, портеры (носильщики ваших вещей), входные билеты, отдельная виза в Мустанг и все хлопоты по её открытию, команда гидов, экскурсии и все необходимые пермиты, в общем-то, почти ВСЁ, кроме еды, визы Непала и страховки)
Основной перелёт: вы можете приобрести его самостоятельно или мы можем взять для вас перелёт Киев-Катманду-Киев или Москва-Катманду-Москва, текущая стоимость 600-750 долл. с 1-2-мя пересадками.
Цены на авиаперелёты подвержены изменениям, поэтому стоимость основного перелёта может меняться в зависимости от предлагаемых авиакомпаниями билетов.

Нить маршрута: Катманду - Покхара - Джомсом - Кагбени - река Кали-Гандаки - Чусанг - Самар - Шангмошен - Гелинг - Царанг - Ло Мантанг - Тибет - Гхами - Самар - Чуксанг - Мухтинат - Джомсом - Покхара - Катманду

Программа Экспедиции

День 2 (03 октября) - Прибытие в Катманду утром. Трансфер из аэропорта в отель, который расположен в туристическом районе Тамель. Свободное время. Можно отправиться на знакомство с Катманду либо на закупку недостающего снаряжения и одежды.


День 3 (04 октября) - Знакомство с Катманду. Экскурсии на весь день по городу: Пашупатинатх – храмовый комплекс, посвященный Шиве, стоит на берегу священной реки Багмати, здесь проходят ритуалы омовения и кремации; Будданатх – одна из самых больших и старых буддийских ступ в мире; Сваямбхунатх – маленький городок из буддийских храмов, монастырей и индуистских религиозных сооружений.


День 4 (05 октября) - После завтрака переезжаем на комфортабельном автобусе в город Покхара. Покхара - это хранитель волшебного озера Фева. Посреди озера находится Драконий остров, на котором построен Храм Варахи в виде пагоды, и верующие люди плавают туда за благословением Варахи - Аватара Вишну. У нас будет здесь свободных полдня. Ночлег в отеле на берегу озера.


День 5 (06 октября) - Рано утром отправляемся в аэропорт. Перелёт в Джомсом. Самолёт летит достаточно низко, и у нас будет возможность насладится удивительными видами из иллюминатора. По прилёту знакомство с командой местных гидов и носильщиков. В этот день вещи передаём носильщикам и остаёмся только с маленькими рюкзачками. Начало трека до селения Кагбени, о котором в 2008 году сняли фильм по рассказу Уильяма Джекобса «Обезьянья лапка». Кагбени - колоритная деревушка на высоте 2850 м, когда-то строившаяся как крепость, соединяющая торговую дорогу между Индией и Тибетом. Сейчас эта деревня является пропускным пунктом в Запретное Королевство Мустанг.


День 6 (07 октября) - Завтрак. Регистрация заранее подготовленных разрешений в Королевство Мустанг. Переход по ущелью реки Кали-Гандаки в Чусанг (2980 м). Чусанг – небольшое поселение в тибетском стиле, расположившиеся в живописном месте среди огромных скал на берегу реки. В этот день мы пройдём по дну океана, где можно найти камни с отпечатавшимися ракушками. Небольшой перевал 3100 м.


День 7 (08 октября) - Сегодня нас ждёт восхитительный переход в поселение Самар (3620 м). По дороге нам повстречаются древние пещеры, где медитировали Садху. Эти пещеры расположены в отвесной скале на большой высоте. Как туда попадали святые Садху, мы предположим будучи возле пещер. Далее пересечём реку и ступим на таинственные горные тропы, по которым проходил Шёлковый путь. Дорога, которая уходит в небо. Грифы, поджидающие лакомый кусок. Сегодняшний день окончательно погружает нас в дух путешествия, в дух Гималаев! Бонусом станет вид на пики Нилгири (6940 м) и Тиличо (7134 м).



День 8 (09 октября) - Переход в Шангмошен (3820 м) или Гелинг (3570 м). В этот день мы набираем высоту около 700 метров. Прийти к месту ночлега можно двумя путями: коротким или длинным. Длинный путь совсем диковинный, и лишь редко там можно кого-то встретить. Он проходит через ущелье, спустившись в которое, можно найти каменную лестницу, ведущую в буддийский храм, выточенный в скале. Любите загадки? Тогда идите длинным путём.


День 9 (10 октября) - Переход в Царанг (3560 м) – древнюю столицу Королевства Ло. Здесь сохранился уникальный пятиэтажный белый Дзонг (крепость) и Красная Гомпа (монастырь), где доступна коллекция древних танка и статуй Будды. Время для исследования аутентичности этого места, а утром следующего дня желающие смогут посетить службу в монастыре. В этот день на нашем пути кардинально иные пейзажи, которые мысленно уносят на другую планету. Перевалы 3780 м и 3600 м.



День 10 (11 октября) - Важный день. За долиной Фараонов и Белой долиной, между пиков заснеженных гор, скрывается столица Ло Мантанг (3809 м), где по сей день правит король – сын легендарного Амет Пала – последний наследник династии, которая правила Королевством с 1450 года. После обеда мы достигнем города и остановимся тут на два дня.



День 11 (12 октября) - Утром на лошадях или джипах мы отправимся по вековому пути в Тибет к старинным пещерным поселениям и действующему до сих пор пещерному монастырю. Посещение монастырей Ло с древними скульптурами и буддистскими святынями, беседа с монахами. Посещение пятиэтажного пещерного дома. После обеда возвращаемся в столицу Ло. Свободное время.
Мы покажем вам небольшую лавку, где в четырёх стенах от пола до потолка всё увешено картинами. Художник, который восстанавливает фрески в монастырях, охотно перерисовывает их на тряпочные полотна, вымоченные в клею из копыт и рогов яков. Это отличное место, чтобы приобрести сувенир в виде картины.



День 12 (13 октября) - Переход в Гхами через Гомпе Ло Гекар. С перевала 3870 м открывается последний вид на столицу мистического Королевства. Спуск в долину к Гомпе Ло Гекар - древнейшему монастырю в Непале. Дальнейший спуск по хребту до Гами. Ночь в лодже.


День 13 (14 октября) - Переход с Гхами через перевал Нья Ла (4010 м) до Самара (3620 м). Возвращение по пути следования.


День 14 (15 октября) - Переход Самар – Чуксанг. Далее на джипах в Мухтинат. Поселение в гостиницу, которую держит наш земляк. Горячий душ. Сауна. Wi Fi. Борщ и прочие блюда привычной нам кухни. Мухтинат - это известное место паломничества, причем как индусов, так и буддистов. Здесь представлены все священные начала: земля, воздух, вода, огонь, и объединяет их территория Храма Пяти Стихий.


День 15 (16 октября) - Гималаи – это священные горы, наполненые местами силы, и одно из таких мест «Храм Пяти Стихий», где огонь рождается из воды, и вода течёт из голов дракона, очищая карму предыдущих жизней. Верующий сможет пройти ритуал и очистить свою карму. Для этого нужно пройти под 108-ю головами драконов, которые рождают потоки священной воды. Ум ваш должен быть чистым, а намерения сильными и искренними.
Также сегодня у нас будет уникальная возможность отправиться на фотоохоту за снежным барсом.


День 16 (17 октября) - Переход Мукхтинат – Джомсом. Всё время идём вниз. Один небольшой перевал около 100 метров. Нам откроется потрясающий вид на 8-ми-тысячный пик. Пройдём через ущелье притока реки и через подвесной мостик. Ночёвка в отеле Джомсома.


День 17 (18 октября) - Перелёт Джомсом – Покхара. Перезд в Катманду. Поселение в отель. Отдых.


День 18 (19 октября) - Свободный запасной день. Зачем нужны запасные дни? Перелёт из Покхары в Джомсом может переноситься из-за погодных условий, такое иногда бывает из-за нестабильной погоды в горах.
В этот день можно отправиться в близлежащий древний город Бхактапур, который сохранился лучше других городов долины. Его таинсвенные храмы из красного кирпича, резные деревянные крыши и ставни создают неповторимый образ мистического места. Жители Бхактапура не обращают внимания, что живут посреди «объекта всемирного наследия», а спокойно сушат горшки на городских площадях или перебирают урожай, собранный с близлежащих полей.
Вылет из Катманду домой.


В стоимость экспедиции входит:
- трансферы в Катманду;
- размещение в гостиницах (3*) Катманду;
- питание в Катманду (завтраки);
- переезд Катманду – Покхара;
- перелёт Покхара – Джомсом;
- пермит в Королевство Мустанг;
- пермиты;
- услуги местного гида и портеров (шерпов), несущих ваш рюкзак весом не более 15 кг;
- проживание в горных лоджах и отелях по всему маршруту;
- услуги англо-русскоговорящего гида на всех этапах путешествия;
- транспорт для экскурсионного осмотра города;
- экскурсия с русскоговорящим гидом по Катманду;
- входные билеты на все объекты экскурсии;
- перелёт Джомсом – Покхара;
- переезд Покхара – Катманду;
- мастер класс по тревел фотографии;
- курс обучения съёмки DSLR видео.

Не входит в стоимость:
- основной перелет из вашего города в Катманду (вы можете приобрести его самостоятельно или мы можем взять его для вас)
- въездная виза в Непал;
- питание в Катманду и на маршруте трека (ориентировочно 10-30$ в сутки на 1 человека);
- доплата за одноместное проживание;
- горная страховка;
- чаевые местным гидам и портерам - шерпам (в среднем 20-25$)

Так как большая часть расходов для организации путешествия – авиабилеты и проездные документы на другие виды транспорта, проживание, экскурсии, оформление разрешения в Королевство, услуги местных компаний и гидов и т.д. – производится нами заранее, задолго до путешествия, предоплата или оплата за поездку, внесенная Вами, не возвращается в случае Вашего отказа от поездки. У нас просто нет возможности её вернуть…

Что нужно знать перед путешествием в Непал!


Визы и пермиты:
В аэропорту Катманду вы можете получить следующие типы виз: транзитная на 1 день – $5, и многократные: на 15 дней – $25, на месяц – $40 и на 90 дней – $100. В одном календарном году можно находиться в Непале не более 150 дней. Продлить визу можно на период до 15 дней за $30 и на период более 15 дней по цене $2 за каждый день пребывания.

Необходимые документы:
1. Заграничный паспорт, действительный не менее 3-х месяцев до момента вылета;
2. 2 фотографии для получения визы, а также для оформления разрешений и пермитов на всех этапах экспедиции.

Условия проживания:
- Гостиницы (3*) со всеми условиями в Катманду, размещение двухместное;
- В треке: проживание в лоджах и отелях (постройки по типу горных приютов), размещение двухместное.

Ваши расходы:
В Непале принимают к оплате наличные USD и EUR, тревел чеки и кредитные карты. Местную валюту - непальские рупии - вы можете обменять в аэропорту, в банках или любом обменном пункте. В Катманду в среднем вы можете потратить на питание от 5$-10$ за одно посещение, в треке рассчитывайте на 10–30$ в день. Если вы курите и употребляете алкогольные напитки, ваши расходы могут существенно возрасти. Необходимое количество рупий на трек необходимо обменять до начала трека в Катманду.

Что вы несёте:
Багаж, который вы отдаёте портеру, не должен превышать 15 кг. Ваш небольшой рюкзак для дневных переходов должен быть рассчитан на самое необходимое в пути: фотокамера, штатив, запас аккумуляторов, запас флешкарт на несколько дней, вода, дополнительная одежда на случай дождя или похолодания, крем от загара, туалетная бумага, аптечка, налобный фонарик, походный нож, салфетки.

Одежда и снаряжение:
- Небольшой (35-40л) рюкзак, его вы понесёте сами;
- Спальный мешок (комфорт -5; -15);
- Накидка от дождя;
- Трекинговые ботинки;
- Трекинговые палки;
- Большой рюкзак (80-90л), его понесут шерпы;
- Ветрозащитные штаны и куртка, шапка, перчатки;
- Флисовая кофта и баф;
- Мембранная куртка;
- Пуховая куртка – для тех кто замерзает на время стоянок;
- Шорты, трекинговые брюки;
- Футболки, рубашки с длинным рукавом;
- Кроссовки, сандалии, кепка от солнца;
- хорошие солнцезащитные очки (желательно альпинистского образца с боковой защитой);
- солнцезащитный крем SPF 25-30;
- полотенце, салфетки/носовые платки;
- фонарик и запас батареек к нему;
- персональная аптечка (аспирин с витамином С, другие жаропонижающие, средства от головной боли, средства от расстройства желудка, пластырь бактерицидный, бинт).

Что такое трекинг:
Трекинг - это пешеходная прогулка по горным тропам с палатками или с ночёвками в деревенских гостиницах (лоджиях). Трекинг даёт вам уникальную возможность насладиться панорамами гималайских вершин и ближе познакомиться с культурными традициями, бытом и религиозными праздниками местных жителей, испытать свои силы и возможности. На маршруте все дни отличаются друг от друга сложностью и продолжительностью перехода. Стандартный день трека начинается в 8 утра. Ваш багаж уже должен быть подготовлен до завтрака, так как портеры выходят раньше. В 9 утра вы выходите на маршрут, чтобы избежать полуденной жары и послеобеденного ветра. Как правило, в районе полудня вы останавливаетесь на перекус и короткий отдых. К 4 часам дня вы уже должны быть на месте ночёвки.

Понравилась статья? Поделитесь ей