Контакты

Калмыки численность в мире. Как калмыки оказались в России. Элиста - центр буддийской культуры

И вокруг него. В русских письменных источниках этноним калмык появился в начале 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.

Калмыки известны в русском языке также как ойраты (искаженное самоназвание калмыков - "Өөрд"; этноним ойраты , использовался до в отношении алтайцев , которые традиционно назывались русскими как белые калмыки ), джунгары , западные монголы, калмыки , а в других языках как Kalmouks, Calmoucs, Calmucks, Kalmyks.

Автоэтноним (самоназвание)

Калмыки (европейская часть ойратов) называют себя хальмг (что означает «отделившиеся»), Өөрд (oyirad - написание на ойратском литературном языке) или Дөрвн Өөрд , что означает «четверо близких», «четыре союзника» (одна из версий, есть и другие). Ойраты КНР ойраты также называют себя монголами. Калмыцкий народ подразделяется на четыре крупных ветви, или поколения, как называли их русские в XVI веке - торгоут (торгуд), дербет (дёрвюд), хошоут (хошуд), зvvнгар. На европейской территории сформировалась новая ветвь "бузава" (донские калмыки). Ранее так называлась часть торгоутов, дербетов и зvvнгар, живших на Дону рядом с донскими казаками. Но в данный момент бузава составляют третью по численности группу калмыков и имеют отличные от других особенности культуры (свои танцы, песни и др.).

Территория расселения

Распространение ойратских диалектов в Китае и Монголии

Калмыки (дорвюды (дербеты), торгоуты, хошоуты, бузавы) проживают в Республике Калмыкия - 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002 года.

Большие группы ойратов (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольская и Боротала-Монгольская автономные области Синьцзян-Уйгурского автономного района ; провинция Цинхай) - по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки) - около 150 тыс. человек.

Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии - свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» - в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.)

Численность

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. - 131 тыс., 1937 г. - 127 тыс., 1939 г. - 134 тыс., 1959 г. - 106 тыс., 1970 г. - 137 тыс., 1979 г. - 147 тыс., 1989 г. - 174 тыс.чел.; из них в Республике Калмыкия (Хальмг Танhч) - 166 тыс.чел. По данным переписи 2002 г. в России проживает 178 тыс. калмыков, из них в Калмыкии - 164 тыс. чел.

Этнические и этнографические группы

До настоящего времени для калмыков характерно наличие группировок - дорвюдов (дэрбэтов), торгоутов, хошеутов и бузава. С середины 20 в. происходит активное смешение различных групп и формирование единой калмыцкой нации.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки - монголоиды .

Письменность

Ойратско-калмыцкий алфавит тодо-бичиг (Ясное письмо ) был создан в 1648 г. на основе старомонгольского письма. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа. Калмыки Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность.

Религия

Калмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм).

Этногенез и этническая история

Калмыки которые поселились в Кыргызстане, а точнее на Иссык-Куле являются мусульманами т.е. исповедуют ислам. Есть целая сельская управа где есть населенные пункты как Челпек, Борю-баш и др. где живут калмыки.

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот - коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. Выращивались зерновые - рожь, пшеница, просо и др., технические культуры - лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные - тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа). Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, а также бирз - широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка: женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Пища

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной аристократии, буддийского духовенства - гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые передавала семья жениха семье невесты, могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось, например, хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених - дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовила само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

Религия

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями. Этот праздник до сих пор почитаем у калмыков.

Фольклор

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар », исполняемый сказителями-джангарчи. Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт , сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки .

Йорял - один из видов устного народного творчества калмыков. Применяется в разных жизненных ситуациях, таких как: рождение ребенка, вручение подарков и др.

В конце XIX - начале XX вв. господствующей религией калмыков был ламаизм. Однако вплоть до последнего времени в их мировоззрении сохранилось много пережитков доламаистских верований, на что почти не обращалось внимание в литературе, хотя они играли существенную роль в жизни населения. Видное место в религиозных верованиях калмыков занимал культ неба и небесных светил: солнца, луны и звезд. Солнце - источник тепла и податель всех благ. С этим связан специальный свадебный обряд поклонения молодой невестки желтому солнцу. П. С. Паллас писал, что, по мнению калмыков, солнце состоит из стекла и огня, и в окружности имеет несколько сот беря (один беря - 8,5 км). Луну почитают несколько меньше солнца, и по их объявлению она состоит из стекла и воды. Число звезд, полагают они, до десяти тысяч миллионов». По утверждению П. Небольсина, калмыки «почитают небо, солнце и луну за особенные дары милосердия к людям… Солнце оплодотворяет и живит землю: оно источник всего, что для благоденствия человека нужно».

Наряду с ламаизмом еще в 70−х гг. XVII в. в Калмыкию начало проникать православное христианство, как орудие укрепления колониального господства царизма в этой окраине Российской империи. Главный попечитель калмыцкого народа К. Костенков писал: «А между тем из этого народа в продолжении такого периода давно уже можно было бы сделать полезных слуг для государства, слив его незаметно с господствующим населением, и в этом случае религия послужила бы главным связующим звеном… просветить калмыков божественными истинами Евангельского учения… нравственная обязанность правительства, принявшего этот народ под свое покровительство». Царские чиновники оказались неспособными объяснить причины неудачи православных миссионеров. На самом деле все объяснялось тем, что православное духовенство выступало в Калмыкии как орудие колониального угнетения калмыцкого народа и насильственного его обрусения, чему калмыцкий народ оказывал упорное сопротивление.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями.

В настоящее время Калмыкия - единственный в Европе регион традиционного распространения тибетской формы буддизма, исповедуемого калмыками с конца XVI века. К началу 2000−х годов 27 из 58 официально зарегистрированных на территории религиозных общин принадлежали буддистам (хурулов):

Элиста: Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни»; Хурул в исправительной колонии; Хурул «Сякюсн сюме» в п. Аршан;

Городовиковский район: Тантрический монастырь Владыки Зонкавы в Городовиковске;

Ики-Бурульский район: Хурул в п. Бага-Бурул; Хурул в п. Хомутниково; Оргакинский хурул; Хурул в п. Ики-Бурул;

Кетченеровский район: Хурул в с. Алцын Хута; Хурул в с. Годжур;

Лаганский район: Уланхольский хурул; Лаганский хурул; Галсан хурул в с. Джалыково;

Октябрьский район: Храм Великой Победы;

Приютненский район: Ульдючиновский хурул;

Сарпинский район: Аршань-Зельменьский Ики-Хурул;

Целинный район: Хар-Булукский хурул; Троицкий хурул; Найнтакиновский хурул; Ики-Чоносовский хурул; Бага-Чоносовский хурул;

Черноземельный район: Цекертинский хурул; Хурул в п. Комсомольский; Артезианский хурул; Адыковский хурул;

Юстинский район: Цаган-Аманский хурул; Яшкульский район; Яшкульский хурул.

Власти республики сейчас активно развивают религиозный туризм. Это направление привлекает в Калмыкию тысячи людей из других регионов России и из других стран мира.

В 2009 году в Калмыкии прошло беспрецедентное таинство — Мистерия Цам — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах). Это ритуальные танцы тибетских лам, призванные защитить землю от зла и препятствий и подарить людям благополучие и счастье. 32 монаха из индийского монастыря Дзонкар Чоде приехали в Элисту, чтобы впервые за последние 100 лет провести этот обряд. Ламы, одетые в старинные костюмы из парчи и устрашающие маски, изображали в танце буддийских богов-защитников - дхармапалов.

Церемония Цам требует от участников огромной концентрации: перед ритуалом ламы долгое время медитировали на изображение тех богов, которых они должны были изображать. Буддисты говорят, что в момент Мистерии монахи сами становятся богами, представая перед людьми и совершая перед ними свои обряды.

Республика открыта для туристов и может предложить немало интересных программ и маршрутов. В Калмыкию часто приезжают любители экологического туризма со всего мира. Особенно много путешественников из Германии и Австрии.

Для туристов в Элисте есть специальный городок - Сити-Чесс (Нью-Васюки), где отстроены небольшие гостиницы-коттеджи с двухуровневыми номерами, рестораны, кафе и спортивные площадки.

Оказывается, что для путешествия в яркий и загадочный мир не нужно покидать пределы России. Буддийские мистерии, магическая природа и невероятные животные - все это находится в самом центре нашей страны.

Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки - западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.

История народа ведет отсчет с конца XVI - начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки - прирожденные наездники и успешные воины.

В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч.

Культура и быт народа Калмыкии

Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

(Калмыки в традиционной одежде )

По признанию российского востоковеда и монголоведа Б. Я. Владимирцова, в ней выражается народный дух, стремления, надежды и ожидания народа. Показан реальный мир, повседневность, но представленная как идеал. Именно поэтому она - народная поэма.

«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба - иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

Еще один памятник народного эпоса - «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

(Юрта )

Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.

Обычаи и праздники калмыков

Новый год

Зул - (изначально 25-ый день месяца Коровы) в современном виде, ставший Новым годом - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зул» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде - в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах - на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

Наступление весны

В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

Главный праздник лета

Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов

Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали, комментирует свой топ-5 “Русская Семерка” .

Вышеперечисленные “племена” наряду с калмыками не сравниваются между собой по каким-либо показателям рейтинга. Но калмыки идут в этом списке под номером 4 (после маори, гурков и даяков).

“Среди народов России, одни из самых воинственных – калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится, как «отколовшиеся», что обозначает ойратов, не принявших ислам. Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев. Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана. В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и отныне с XVII века – калмыки стали постоянными участниками в русской армии. Говорят, что боевой клич «ура», когда-то произошел от калмыкского «уралан», что значит «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России”, пишет сайт.

О других “племенах” в публикации также дается подобная небольшая справка, из ярких и кровавых деталей долженствующих составить достаточно стереотипный образ “самых воинственных”.

Между тем, один из комментаторов отмечает: “Калмыки – это те же самые западные монголы – торгуты, дурбуты и ойраты. Это хан Аюш, после поражения от царицы Монголии Мандухай они откочевали на запад, 15-й век (царица Мандухай собиралась обьеденить обратно монголов, а торгуты и ойраты воспротивились и убили сына царицы, и жестоко поплатились) и по сей день монголы и калмыки прекрасно могут разговаривать между собой язык почти одинаковый – как русский и украинский”.

Интересно, что сами представители калмыцкого народа – действительно одного из монгольских – не спешат отрицать соотнесение с “племенами, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры”.

Более того, в комментариях недавней публикации АРД – о бурятском полковнике, представить к высокому воинскому званию которого просят ветераны Чеченской войны, некоторые читатели из Калмыкии посчитали обойденными вниманием и героев-этнических калмыков.

“В Калмыкии всем известен подвиг Санала Хантыева в первую чеченскую войну. Был простым солдатом-срочником. Его взвод на четырех БТРах попал в засаду. Два последних были повреждены и не могли продолжать движение. Офицеры бросили солдат и сбежали на двух оставшихся машинах. Боевики окружили солдат, предлагая сдаться.

В таких условиях молодой 19-летний парень взял командование на себя. Вдохнул уверенность в своих сослуживцев и руководил обороной до подхода наших войск. Через двое суток подошла подмога. В родной части думали, что они погибли. Командование представило его к званию Герой России, но наградили солдата раненного в том бою, русского по национальности. Санала Хантыева наградили орденом Мужества. Он мог бы стать первым Героем России за Чеченскую компанию.

Двум калмыкам за Чеченскую компанию было присвоено звание Героя Российской Федерации! Это Николай Баиров (посмертно) и Баатр Гиндеев!”, пишет читатель АРД из Калмыкии. Вполне справедливо замечая, что наш сайт – общемонгольский.

История калмыков как народа начинается с конца 16 века, когда племена ойратов разделились на три части, одна из которых переместилась из Центральной Азии на территорию современной республики Калмыкии, где и закрепилась в составе России в 1609 году.

Первое время сопровождалось частыми войнами, в том числе междоусобными, изменениями границ и кочевническими передвижениями. Периодически калмыки присягают на верность России , но часто нарушают соглашения, нападая на русских. Но примерно с конца 18 века начинается спокойная жизнь в составе России.

В 1917 году была образована так называемая Степная Область калмыцкого народа, а в 1920 году – Калмыцкая Автономная Область, которую через 15 лет преобразовали в Калмыцкую АССР.

1943 год был одним из самых мрачных в истории калмыки – Калмыцкая АССР упраздняется, её территория отходит к Астраханской области, а практических всех калмыков депортируют (в основном в Сибирь).

Лишь через 14 лет калмыки вновь возвращаются на родину, а в 1958 году восстанавливается Калмыцкая АССР, которую в 1992 переименовали в Республику Калмыкия.

География и климат Калмыкии

Республика Калмыкия имеет много соседей, на юге – это Ставропольский край и республика Дагестан, на востоке – Астраханская область , на западе – Ростовская, а на севере – Волгоградская область . Часть юго-восточной территории омывается Каспийским морем.

Равнинная территория региона в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями.

Каспийское море – не единственный водный ресурс республики. В одном из мест Калмыкия узким выступом выходит к Волге – там находится город Цаган Аман , помимо этого на территории республики текут реки Кума и Маныч. Есть на территории Калмыкии и озера: , Сарпинские озера , Яшалтинское Соленое озеро и Состинские озера.

Климат Республики Калмыкия – резко континентальный. Его особенностями являются жаркое и сухое лето, а также малоснежная и не самая холодная зима (хотя порой температура зимой значительно падает). Кроме малого количества осадков и засушливости особенностью климата являются постоянные ветра.

Природа Калмыкии

В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры – это степные представители.

В первую очередь среди них стоит отметить различных грызунов (сусликов, сурков) и сайгаков, для охраны которых создан заповедник "Черные земли" . Кроме них здесь можно встретить зайцев-русаков, ежей, тушканчиков и корсаков. Флора здесь представлена истинно степными и пустынными растениями: ковылём, полыньей, верблюжьей колючкой, васильками и тюльпанами Шренка.

Второй участок этого заповедника – – также охраняет многочисленные популяции различных птиц: пеликанов, лебедей, серых гусей, дроф, журавлей, чаек, ласточек и других.

Население и экономика Калмыкии

В республике три города: Элиста , Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.

Экономика Республики Калмыкия развита слабо, промышленность в основном сконцентрирована в добыче полезных ископаемых (нефть и природный газ), присутствует машиностроение, металлообработка и производство стройматериалов.

Сельское население занимается выращиванием зерновых культур, овощей и бахчевых культур, а также животноводством и производством шерсти.

Культура и религия Калмыкии

Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.

Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос – «Джангар», где в стихах рассказывается о стране бессмертных и её обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. Но и сейчас калмыки не забывают свою культуру: в Элисте стоит множество памятников , посвященных героям «Джангара»: Золотой всадник, памятник Джангару, Хонгору (герои эпоса) и другие скульптурные изображения.

Понравилась статья? Поделитесь ей