Контакты

История. История Где находится Летний дворец и как к нему доехать

Летний дворец Петра I — единственное сооружение, сохранившееся в Летнем саду с начала XVIII в. Он был построен архитектором Д. Трезини с учетом пожеланий Петра I в голландском стиле, так что Петра I можно считать соавтором проекта.
Летний дворец находится в северо-восточной части Летнего сада. Во времена Петра I дворец с трех сторон был окружен водой: c севера — Невой, с востока Фонтанкой, на юге был прорыт водоем «гаванец» , по которому ко дворцу причаливали небольшие суда. Впоследствии «гаванец» был засыпан.

Здесь был «гаванец»

Дворец предназначался для проживания царя и членов его семьи. На каждом этаже по 7 комнат. Первый этаж занимали покои царя, второй — его супруги Екатерины и детей. Петр проживал во дворце вплоть до самой смерти (1712-1725).
В отделке помещений принимали участие виднейшие архитекторы того времени: М.Г. Земцов, Г.И. Маттарнови, Н. Микетти, А. Шлютер.
Дворец украшен водостоками в виде крылатых драконов и флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца. Флюгер соединен с анемометром — прибором, показывающем направление и силу ветра, а также время. Анемометр был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 г. установлен в Летнем дворце.


По фасадам проходит фриз из барельефов на античные темы. Самый большой барельеф расположен над входом. Он изображает богиню мудрости Минерву с военными трофеями.


Со стороны Невы перед дворцом установлена скульптура «Мир и Изобилие» .


Летний сад получил свое название по имени дворца. До этого он назывался царским огородом.
С 1934 г. Летний дворец является музеем. Здесь хранятся подлинные предметы XVIIIв., личные вещи Петра I, живописные полотна.

Летний дворец Петра I открыт с 1 мая до 1 октября.
Посещение в составе экскурсионной группы (до 15 человек) каждый час с 11 до 16 часов.

Вторник — выходной.

Стоимость разовых входных билетов:
Полный билет — 350 руб.
Льготный билет — 200 руб.

Categories

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец - музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них - часовой, другие два - указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы - рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров - носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации - первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.

После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: "Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку".

В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.

В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.

В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.

После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.

Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.

Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.

На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.

На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.

В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.

В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.

Адрес: Летний сад, Лит.А

Режим работы: в 12.00, 14.00, 16.00

Стоимость: 200-400 руб

Среди дворцовых сооружений Петербурга петровской эпохи начала 18 века Летний дворец Петра Первого занимает достойное место. Уникальность его в том, что он дошел до наших дней практически в состоянии первоисточника, таким, каким был при Петре. И где, как не в этом дворце можно прикоснуться ко времени Петра , к его личности, которая выражается в скромности бытовой обстановки, в предметах быта и в интерьерах.

Дворец сохранился в не переделанном виде благодаря тому, что после Петра и Екатерины Первой в нем не жили следующие правители. Каждая новая императрица, а их после Петра было несколько, строила себе индивидуальное жилье. Особенно хорошо в Летнем дворце сохранились помещения Зеленого кабинета, столовой и фрейлинских покоев. Главными экспонатами музея стали уцелевшие личные вещи Петра Первого и его супруги.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.


Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны , которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

"Гаванец" занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной с 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Что посмотреть в Летнем дворце

Из-за чисто семейного проживания парадные залы для балов и торжественных приемов во дворце отсутствуют и на каждом из двух этажей размещено по 7 небольших жилых помещений . Сам Петр занимал первый этаж, покои его супруги находились на втором, более теплом этаже. Всего во дворце было 14 комнат и 2 кухни (поварни).

Все комнаты дворца с восстановленным интерьерным дизайном хранят атмосферу семейного уюта, царившую в Летнем дворце. Здесь долгое время проживал сам Петр, его жена, находились и их дети. В этих небольших комнатах Петр Первый вел семейные разговоры, отвлекался от императорских дел и чувствовал себя просто отцом семейства.

Вход в Летний дворец находится со стороны бывшего «гаванца», а его осмотр начинается с вестибюля первого этажа.

Комнаты первого этажа

Вестибюль первого этажа украшен панелями из резного дуба, которые расчленены пилястрами. Здесь находятся портреты самых выдающихся сподвижников Петра – Меньшикова, П.Толстого и других деятелей петровских реформ.


Чуть дальше можно увидеть Приемную Петра, где он принимал посетителей с письменными и устными жалобами. Рядом находилась секретарская и комната дежурного офицера. В Приемной стоит рабочий стол Петра с письменными приборами, предметы кабинетной мебели.

Наибольший интерес у всех посетителей Петра и сегодняшних туристов вызывает находящийся в Приемной уникальный Ветровой прибор , показывающий время суток, силу ветра и его направление. Он являлся очень точным навигационным прибором и имеет скрытое соединение с флюгером, установленным на крыше. Кстати, данный прибор находится в рабочем состоянии до сих пор! Три его стеклянных табло расположены среди резной деревянной фигуры, очень похожей на корму уходящего корабля.


Находился на первом этаже и Карцер для наказанных за провинности, в который сажал под арест сам император, и сам же потом выпускал их на свободу.

Несомненный интерес из комнат первого этажа представляют Столовая и Кухня (поварня). Они расположены рядом, что довольно необычно для того времени. Столовая – чисто семейная зона принятия пищи, хотя Петр обычно приглашал на обеды одного или двух гостей – любил пообщаться во время застолья. Во время экскурсии посетители узнают, что Петр очень любил каши (гречневую и перловую) и другие незамысловатые блюда.



Кухня дворца – это весьма передовая для того времени территория приготовления пищи. Здесь можно увидеть огромную вытяжку , которая не позволяла пищевым запахам расползаться по личным императорским покоям. Место приготовления пищи отделано голландской плиткой и выглядит весьма презентабельно.

На Кухне сегодня все также, как было при Петре Первом

Интересно, что здесь было проведено водоснабжение, о чем нам рассказывает большая гранитная черная раковина в углу Кухни. Есть здесь и большой разделочный стол. Готовые блюда подавались через окошечко в двери, соединяющей Кухню со Столовой.


Одним из интересных помещений первого этажа является и Спальня Петра. Его кровать сохранилась, но в данный момент она находится на реставрации, а в его опочивальне выставлены экспонаты верхней одежды царя - Парадный камзол, Плащ и любимая им форма голландского матроса (в центре).


Во всех комнатах можно видеть тканевые обои, кафельную плитку голландского производства, удивительные предметы меблировки эпохи начала 18 столетия. Когда-то здесь, как и в Зимнем дворце Петра Первого, находился токарный станок, на котором император любил поработать в свободное время. Есть здесь и Нужный кабинет – так называл Петр Первый Туалетную комнату, которая была оборудована канализационной системой из протока Фонтанки.

В некоторых дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля , резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Комнаты второго этажа

В покои императрицы, находящиеся на втором этаже, ведет довольно крутая Лестница, которая немного напоминает корабельный трап. Ведь Петр хотел видеть свой дворец неким подобием фрегата!


Второй этаж, отведенный Екатерине с детьми, делился на гардеробную, Спальню, Детскую, комнату для фрейлин, танцевальный и тронный залы. Из всех этих небольших комнат особенно выделяется Зеленый кабинет , оформленный вставками живописи и лепными с позолотой украшениями.

В многочисленных шкафах Зеленого кабинета Петр выставлял различные зарубежные диковинки, которые он привозил из-за границы сам, или которые поступали к нему в виде подарков. В некотором роде, Зеленый кабинет стал предшественником Кунсткамеры, созданной Петром в виде первого естественнонаучного русского музея.


Так же на втором этаже можно увидеть Спальню Екатерины Первой, кровать которой в данный момент так же находится на реставрации. Одним из интересных экспонатов Спальни является зеркало , окантованное деревянной резной декоративной рамой. Считается, что эта рама вырезана собственноручно Петром Первым! Ведь царь-реформатор владел 14-ю ремеслами и не чурался никакой работы.


Есть на втором этаже Детская комната , в которой подрастал сын Петра и Екатерины, очень резвый и шустрый мальчик, должный со временем стать российским императором. К сожалению, ему суждено было прожить всего 4 года. Есть Танцевальная зала , в которой дочерей Петра учили современным танцам, ибо Петр, любивший танцевальные вечера, хотел, чтобы его дочери умели хорошо танцевать. Есть на втором этаже и еще одно кухонное помещение.


Как уже отмечалось, во многих дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля, резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Из окон второго этажа можно полюбоваться аллеями Летнего сада и представить себе, что когда-то сам Петр смотрел из этих окон на формирующийся «русский Версаль».


О чем мечтал Петр, глядя в эти окна? Как представлял себе будущее России и создаваемого им города?

Летний дворец – филиал Русского музея

Летний дворец Петра является одним из старейших сооружений Петербурга и уникальным памятником русской истории и культуры. Интересно, что уже при Александре Первом дворец Петра был открыт для публичного осмотра. А в 1840 году была проведена частичная реставрация и систематизация имеющихся исторических ценностей.

В период Великой Отечественной войны дворцовое здание было сильно повреждено, особенно крыша и оконные рамы. Сразу же после войны начался ремонт дворца, который перерос в крупномасштабную реставрацию. Новая реставрация была проведена в 2014-2018 годах . Сегодня Летний дворец является филиалом Русского музея и открыт для многочисленных туристов Северной столицы все дни, кроме вторника .

Находится Летний дворец в Летнем саду , но побывать в нем можно только в составе экскурсионной группы, которые организуются в 12, в 14 и в 16 часов. Со временем планируются и вечерние экскурсии. Группы организуются небольшие и билеты быстро заканчиваются, поэтому при желании посетить музей, лучше сначала купить билет, а потом в ожидании экскурсии, погулять по удивительным аллеям Летнего сада.


Понравилась статья? Поделитесь ей