Контакты

Чарльз берлиц бермудский треугольник читать онлайн. Бермудский треугольник: одна из главных загадок современности, или преувеличение сторонников теорий заговора? Газовые пузыри: метан

Никакая часть данного издания не может быть скопирована или воспроизведена в любой форме без письменного разрешения издательства

© DepositPhotos.com / dagadu, nik7ch, Yurkina, AlienCat, maninblack, vitaliy_sokol, auriso, обложка, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2014

© ООО «Книжный клуб “Клуб семейного досуга”», г. Белгород, 2014

Введение

Мировой океан таит множество неразгаданных загадок. Его глубины манят человека испокон веков, люди стремятся раскрыть его тайны, но по сей день океан – самая малоизученная область земного шара. О том, что находится под многокилометровыми толщами воды, точно не знает никто. В неизведанных глубинах океана – необычные животные, огромные чудовища, опасные водовороты, коварные течения и глубокие желоба, подводные горы и холмы, кораллы, затонувшие корабли и ушедшие под воду острова, а, может быть, даже неизвестные науке расы – целый мир, который еще предстоит открыть и изучить.

Современные ученые выдвигают гипотезу о том, что Земля и океан – это живые существа: ведь жизнь зародилась в воде, и именно вода составляет большую часть земного шара и всех его обитателей. Это самое простое и самое таинственное вещество. Вода обладает памятью и может реагировать на окружающее, в каком бы состоянии – твердом, жидком или газообразном – она ни находилась.

В Японии провели эксперимент: над водой произносили разные слова с различными эмоциями, затем воду замораживали и под микроскопом изучали образовавшиеся кристаллы льда. Результат поразил исследователей и превзошел все их ожидания.

Вода, над которой произносились ласковые слова, слова благодарности или признания в любви, при замораживании образовала кристаллы необыкновенной красоты, гармонично расположенные по отношению к центру симметрии. Лед же, образовавшийся из воды, над которой кричали или ругались, под микроскопом выглядел некрасиво и несимметрично. Объясняется это тем, что любое слово, произнесенное человеком, любой звук имеет свою вибрацию, которая запоминается водой. Более того, вода умеет не только слышать, но и воспринимать мысли и чувства. Вода несет в себе всю информацию, с которой сталкивается.

Значит, океан – огромная масса воды – поистине кладезь неизведанного, тысячелетней человеческой памяти! А может быть, не только человеческой? Возможно, он помнит неизвестные, давно забытые народы, вымерших легендарных существ, пришельцев с других планет, события давно минувших дней, погребенные под слоем эпох?

С давних времен ходят легенды о таинственных обитателях морских глубин. Плавая по морям, люди сталкиваются с необъяснимыми природными явлениями, например свечением воды или появлением на поверхности странных световых пятен; видят необычных обитателей океана, порой сопровождающих шлюпки и корабли. Люди слышат странные шумы, которые исходят словно с морского дна, завороженно слушают истории о пропавших судах и экипажах, о грозных пиратах и их утерянных сокровищах. Настоящие робинзоны-романтики по собственной воле уходят жить на необитаемые острова и обретают счастье в гармонии с природой…

Готовя эту книгу, мы пользовались многими письменными и устными источниками, в том числе старинными легендами и преданиями. Кто знает, может быть, именно в них заключена разгадка? Может быть, наши далекие предки, чья жизнь зависела от капризов стихий, научились принимать их как должное и даже бороться с ними, а возможно, и подчинять их себе, и знали то, чего не знаем мы? Может быть, тысячелетия назад люди были мудрее нас?

Как бы то ни было, человечеству еще предстоит разгадать все тайны океана. Но, наверное, за каждой разгаданной тайной появится другая, потом еще одна и еще… Процесс познания бесконечен, и это прекрасно!

Аномальные зоны

На нашей планете есть несколько загадочных зон, привлекающих пристальное внимание исследователей. Ученые полагают, что существует Пояс дьявола, который охватывает Землю: Бермудский треугольник, гибралтарский клин, афганская аномальная зона, гавайская аномальная зона и море Дьявола. Все эти зоны расположены вдоль тридцатого градуса северной широты, на равном расстоянии друг от друга. В 1968 году известный американский гидробиолог и исследователь А. Т. Сандерсон впервые выдвинул идею о том, что аномальные зоны связаны между собой. Многие ученые согласны с этим мнением.

В геопатогенной зоне можно заметить странные, необычные, не поддающиеся логическому объяснению явления. Например, здесь почти нет растений и животных, человек приходит в подавленное состояние, начинает ощущать безотчетный страх, даже панику, кроме того, нарушается течение и восприятие времени.

Причин появления аномальных зон точно не установлены. Предполагают, что их могут спровоцировать, например, глубокие разломы в кристаллических породах земли, а также магнитные аномалии.

Бермудский треугольник

Бермудский треугольник – район в Атлантическом океане, ограниченный Флоридой и Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и Багамами, – знаменит таинственными, мистическими исчезновениями морских и воздушных судов. Многие годы он наводит настоящий ужас на население земного шара – ведь истории о необъяснимых катастрофах и кораблях-призраках у всех на слуху.

Многочисленные исследователи пытаются объяснить аномалию Бермудского треугольника. В основном это теории похищений судов пришельцами из космоса или жителями Атлантиды, перемещения через дыры во времени или разломы в пространстве и другие паранормальные причины. Ни одна из этих гипотез пока не получила подтверждения.

Противники «потусторонних» версий утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда пропадают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Кроме того, поиск обломков в море – очень непростая задача.

Бермудский треугольник называют также «дьявольское море», «кладбище Антлантики», «море вуду», «море проклятых».

Предложена гипотеза, объясняющая внезапную гибель судов и самолетов выбросами газа – например, в результате распада гидрата метана на дне моря, когда плотность понижена настолько, что корабли не могут держаться на плаву. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолетов – например, из-за понижения плотности воздуха.

В 70-х годах прошлого века тираж книги Чарльза Берлица «Бермудский трегольник» достиг почти 20 миллионов экземпляров. Так бермудский треугольник «попал в руки» очень широкой читательской аудитории. И только тогда к нему пришла истинная слава.

Высказывалось мнение, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в Бермудском треугольнике, могут быть так называемые блуждающие волны, которые могут достигать в высоту 30 метров. Предполагается также, что в море может генерироваться инфразвук, который оказывает воздействие на членов экипажа судна или самолета, вызывая панику, в результате чего люди покидают судно.

Рассмотрим природные особенности этого региона – действительно чрезвычайно интересного и необычного.

Площадь бермудского треугольника составляет чуть более миллиона квадратных километров. Здесь огромные мелководья и глубоководные впадины, шельф с мелководными банками, материковый склон, краевые и срединные плато, глубокие проливы, абиссальные равнины, глубоководные желоба, сложная система морских течений и запутанная атмосферная циркуляция.

«Пх’нглуи мглвнафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что означает: «Здесь, в этом доме, в городе Р’льехе мёртвый Ктулху спит в ожидании своего часа ».

Говард Филлипс Лавкрафт «Зов Ктулху »

Бермудский треугольник – это настоящий феномен 20 века, над тайной которого бьются ученые, а также уфологи, экстрасенсы и представители ряда других сомнительных профессий уже не один десяток лет. О зловещем месте в Атлантическом океане, где пропадают корабли и самолеты, не слышал разве что человек, всю жизнь просидевший в бункере. Рассказы моряков, жителей близлежащих районов и некоторых представителей альтернативной науки, обильно приправленные фантазиями, вызывают нездоровый холодок на спине и навсегда отбивают желание путешествовать в этих местах у любого, кто ранее планировал отдых где-нибудь поблизости.

Версий с причинами пропажи транспорта в этих водах немало. Некоторые считают, что людей и технику похищают инопланетяне, тем более, что версия их существования была значительно подогрета . Другие предполагают заговор правительства, засилье пиратов, влияние призраков и полтергейстов, божественное вмешательство и прочие домыслы. Ученые настроены более скептически, и предлагают версии куда более приземленные.

Бермудский треугольник – это, безусловно, воображаемая линия, которая проходит через Флориду, Бермудские острова и Пуэрто-Рико, образуя треугольник (некоторые со всей серьезностью предполагают, что Бермудский треугольник можно увидеть). Океан в этих местах невероятно оживлен, здесь находится масса курортов и примечательных мест, которые привлекают туристов. Даже суеверным капитанам приходится скрепя зубы проводить свои судна сквозь Бермудский треугольник (Треугольник Дьявола, как его любят называть некоторые религиозные люди), чтобы заработать на жизнь. Впрочем, слухи о паранормальных особенностях этой части Атлантики сильно преувеличены – подавляющее большинство кораблей и самолетов преодолевают этот участок безо всяких инцидентов. Но всегда есть шанс выйти в море и не вернуться.

Человеку свойственно все преувеличивать. Как в корыстных целях, так и от недостатка понимания окружающего мира. Впрочем, дыма без огня не бывает. Тайна Бермудского треугольника действительно существует, пусть и не в тех масштабах, которые подаются в литературе и кино.

Что такое Бермудский треугольник

Из неофициальных источников о загадочных исчезновениях кораблей в районе Бермудского треугольника стало известно в 1840 году. По слухам, дошедшим до наших дней, тогда к берегам недалеко от Нассау прибило французское судно «Розали», на котором не было никого из экипажа, но сам корабль выглядел полностью исправным. Паруса на судне были подняты и все выглядело так, будто команда корабля просто исчезла в один миг. В 20 веке скептически настроенные люди опровергли эту историю , однако осадок остался.
К теме Бермудского треугольника стали возвращаться в середине прошлого века. На это повлиял ряд необъяснимых событий, произошедших в этих водах, а также журналисты, которые ради красивых заголовков и креатива называли территорию, площадью около 4 миллионов квадратных километров, местом, где исчезла Атлантида.

Большое влияние на внимание общественности к феномену в бермудских водах оказал Чарльз Берлиц – американский писатель, который выпустил в 1974 году книгу с фактами о Бермудском треугольнике. В ней Берлиц собрал известные случаи таинственных исчезновений транспорта в этом районе, а также постарался проанализировать события и прийти к их причинам. Книга стала бестселлером не только среди американского населения, но и во всем мире. Именно с этого момента общественность, которая всегда была жадной до разного рода мистификаций, проявила интерес к проблеме паранормального района в Атлантическом океане.

На самом деле Бермудский треугольник – не совсем треугольник, как бы это каламбурно ни звучало. Если проанализировать все пропажи транспорта в этом районе с помощью карты, а потом соединить линии, то получится скорее ромб или что-то похожее, поэтому у района нет строго очерченных границ. Если в этом месте и есть что-то мистическое, то чувствовать себя в безопасности при выходе за черту треугольника не стоит.

Известные случаи пропажи транспорта в Бермудском треугольнике

Если проблему Бермудского треугольника и преувеличивают, то не чересчур. В этом районе на протяжении всего 20 века действительно происходят загадочные события, некоторые из них даже ученые не в состоянии объяснить до сих пор. На дне океана в этих местах находится множество затонувших кораблей, еще большее количество суден и самолетов так и не удалось обнаружить. Мы постарались собрать наиболее странные пропажи и крушения транспорта в зловещем Треугольнике Дьявола.

Исчезновение «Эвенджеров». Звено 19

Пожалуй, одно из самых неоднозначных и мистических событий, связанных с Бермудским треугольником, произошло 5 декабря 1945 года. О нем же писал в своей книге Берлиц. В этот день с базы морской авиации в Форт-Лодердейле вылетело звено из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер», которые должны были выполнить рядовой тренировочный полет. Погода была превосходная: штиль, ясное небо, отличная видимость. 14 опытнейших пилотов (некоторые из них налетали по 2500 часов) отправились по стандартному для авиабазы маршруту, чтобы сбросить бомбы на условную цель и вернуться домой. Но они не вернулись.

В 14.10 по местному времени торпедоносцы покинули базу, после чего о происходившем экспертам остается судить лишь по записям в журналах радиосвязи. Спустя полтора часа после начала полета на авиабазе засекли радиопереговоры, в которых летчики эскадрильи озабоченно переговаривались о том, что приборы навигации отказали, вышли из строя все компасы, и звено заблудилось.

Руководство Форта-Лодердейл отдало распоряжение наладить связь с группой 19, и через полчаса спасательному подразделению удалось связаться с ведущим звена, капитаном Тейлором. Командир подтвердил, что у него нет навигации, и суши под собой он не видит. Несколько часов самолеты блуждали в районе Бермудского треугольника, после чего у них закончилось топливо, и они были вынуждены приводниться на поверхность океана. После этого вся связь с экипажами пропала.

Начальство авиабазы тотчас отправило в район предполагаемого приводнения Звена 19 сразу два спасательных гидросамолета «Маринер», но по разным маршрутам. Один из них, борт №49, после сообщения о том, что прибывает в район пеленга пропавших торпедоносцев, внезапно исчез из радиоэфира. Наладить связь с ним так и не удалось.

В 21.20 по местному времени капитан одного из нефтяных танкеров, находившихся в районе Бермудского треугольника, отправил береговой охране сообщение о том, что увидел взрыв в небе, который позже оставил на воде масляное пятно. Под местом взрыва экипаж танкера ничего не обнаружил.

Штаб авиабазы в этот момент схватился за голову и отдал приказ второму «Маринеру» лететь к координатам масляного пятна, указанным моряками с танкера, чтобы попытаться найти обломки спасательного самолета. Когда борт №32 «Маринер» прибыл на место, то ни обломков, ни самого масляного пятна на воде обнаружить не смог. Если там что-то и было, то бесследно исчезло. Дальнейшие поиски Звена 19 также успехов не принесли, и оставшемуся «Маринеру» пришлось вернуться на авиабазу ни с чем. До наших дней ни один из самолетов так и не был найден.

Такая мистика уже не входила ни в какие рамки, и власти США отдали приказ на проведение одной из самых масштабных поисково-спасательных операций в истории. В воздух подняли 300 самолетов армии для прочесывания местности. В море вышло 21 судно с новейшим оборудованием для пеленга. Проводились и наземные поиски с помощью отрядов волонтеров, которые должны были искать обломки самолетов, прибившиеся к берегу. Безрезультатно. Люди не смогли найти ничего, что указывало бы на судьбу Звена 19 и спасательного самолета.

Пропажа военно-транспортного самолета С-119 ВВС США

6 июня 1965 года в районе Багамских островов с экранов радаров пропал военно-транспортный самолет дальнего назначения С-119. Он должен был доставить четырех механиков в Гранд Тюрк, но так и не добрался до места назначения. Последнее радиосообщение от С-119 на земле получили, когда тот находился, примерно, в 180 километрах от Гранд Тюрка, после чего связь оборвалась.

На поиски пропавшего самолета была поднята вся местная береговая охрана и военные, которые прочесывали по 77 000 квадратных миль в день в течение пяти дней, но так и не добились успеха. Самолет исчез бесследно.

Это один из немногих случаев пропажи транспорта в Бермудском треугольнике, который связывают с похищением инопланетянами.

Исчезновение «Циклопа»

Если исчезновение самолетов в области Бермудского треугольника можно связать с банальным крушением, то бесследную пропажу огромных кораблей объяснить не так просто.

В марте 1918 года военно-транспортный корабль ВМС США «Циклоп» отправился с грузом марганцевой руды из порта в Рио-де-Жанейро в сторону Североатлантических штатов. На борту этого огромного судна находилось 306 пассажиров, не считая команды. На протяжении всего плавания от экипажа не поступало никаких тревожных сообщений. Последний раз корабль был замечен недалеко от острова Барбадос, где он сделал небольшую остановку. После этого его никто не видел.

Поиски пропавшего «Циклопа» велись на протяжении десятков лет, однако ни обломков, ни корпуса корабля, ни тел погибших пассажиров найти не удалось. Судно исчезло бесследно.

Тайна судна «Рубикон»

Одно из самых таинственных событий, связанных с загадкой Бермудского треугольника, произошло 22 октября 1944 года. Тогда ВМС США обнаружили кубинский грузовой корабль под названием «Рубикон», который самостоятельно дрейфовал в водах Атлантического океана. Когда на борт судна поднялись военные, то выяснилось, что на корабле из живых существ находится только собака. Команда бесследно исчезла.

«Рубикон» был в отличном состоянии, не имел видимых повреждений от шторма или чего-либо еще, личные вещи команды находились на своих местах, на камбузе все выглядело так, будто экипаж собирался принимать пищу. В судовом журнале находилась единственная запись, сделанная 26 сентября, когда «Рубикон» заходил в порт Гаваны. На борту судна не было ни одной спасательной шлюпки.

Основная версия пропажи команды «Рубикона» — обычный шторм, который заставил экипаж экстренно спасаться с борта судна, однако порядок, царивший на палубе и в каютах говорил о том, что буря вряд ли могла стать причиной исчезновения людей.

Исчезновение пассажирского самолета Douglas DC-3

Бермудский треугольник продолжал забирать жизни. 28 декабря 1948 года в этом районе бесследно исчез пассажирский самолет Douglas DC-3, на борту которого находилось 29 пассажиров и 3 члена команды.

Сначала рейс из Пуэрто-Рико в Майами проходил в штатном режиме, экипаж держал связь с землей и ничто не предвещало беды. В 4 часа 31 минуту по местному времени капитан самолета сообщил диспетчерам, что находится приблизительно в 50 милях от Майами и скоро прибудет к месту назначения, однако в Майами это сообщение почему-то не получили, зато его перехватил диспетчер из Нового Орлеана, который переадресовал информацию в аэропорт Майами. После этого была совершена масса попыток, чтобы вызвать членов экипажа Douglas DC-3, однако они оказались безуспешными. Связь пропала, как и самолет.

В районе предполагаемого маршрута воздушного судна не было обнаружено никаких обломков или следов крушения. Большинство склоняется к мнению, что исчезновение самолета связано с НЛО.

Причины исчезновения кораблей и самолетов в Бермудском треугольнике

Как ученые, так и мистики, и конспирологи выдвигают массу разных причин крушения и исчезновения транспорта в районе Бермудского треугольника. Среди десятков безумных теорий выделяются те, которые пересекаются с другими домыслами и фактами, характерными для человеческой культуры.

Существуют целые группы людей, утверждающих, что ответственность за исчезновение кораблей в Бермудском треугольнике лежит на жителях пропавшего материка – Атлантиды. Другие считают, что в данном районе повышена активность НЛО и инопланетян, которые исподтишка изучают жизнь на нашей планете. Скептики выдвигают свои теории, которые выглядят вполне научно, на фоне слов любителей теорий заговора.

Впрочем, береговая охрана и страховые компании в один голос утверждают, что Бермудский треугольник ничем не отличается от других районов океана, и процент исчезновения кораблей и самолетов в нем такой же, как и в других уголках нашей планеты.

Магнитные искажения и аномалии

Регулярные сообщения о сбое навигационного оборудования в районе Бермудского треугольника говорят о том, что в данной местности может возникать магнитная аномалия невероятной силы. Некоторые считают, что это происходит при движении тектонических плит, что вызывает возникновение электрических и магнитных полей, воздействующих как на приборы, так и на человека. Данная теория имеет немало противников как среди ученых, так и медиков, несмотря на то, что выглядит весьма научной на фоне фантастики от других конспирологов.

Волны-убийцы

Еще одной из теорий гибели кораблей в Бермудском треугольнике стала версия волн-убийц, возникающих в этих местах с завидной регулярностью.

Волны-убийцы (блуждающие волны) возникают спонтанно и являются одиночками в водах океана. Их высота может достигать 20-30 метров, и такая махина представляет для любого современного судна смертельную опасность. Давления воды, которое обрушит на большой скорости волна на корабль, может не выдержать даже самая прочная обшивка корабля, что делает шансы на выживание практически нулевыми.

Такие волны могут возникать даже в полный штиль и не связаны с погодными условиями. Впрочем, эта теория не объясняет гибель самолетов в этом районе.

Выделение огромных пузырей метана

Есть версии ученых о том, что в районе Бермудского треугольника существует вероятность образования гигантских пузырей метана из трещин на дне океана.

Экспериментальные исследования показали, что огромный и цельный пузырь газа, вроде метана, при появлении под кораблем может создать условие, когда судно просто проваливается в пустоту под своим днищем, после чего воды океана мгновенно смыкаются над его мачтой, не давая ни единого шанса на всплытие.

Такая теория могла бы объяснить и мертвые команды на суднах, которые удавалось обнаружить несколько раз в этих широтах. Метан мог запросто отравить людей, на телах которых не остается видимых повреждений.

На дне Бермудского треугольника найдены пирамиды в несколько раз больше Египетских.
В начале 1977 года эхолоты рыболовецкого судна зарегистрировали на дне океана, несколько в стороне от Бермудских островов, неровность, напоминающую пирамиду. Это послужило поводом для американца Чарльза Берлица организовать специальную экспедицию. Эта экспедиция обнаружила на глубине 400 метров пирамиду. Чарльз Берлиц утверждает, что ее высота почти 150 метров, длина стороны основания 200 метров, а наклон боковых граней такой же, как и пирамиды Хеопса. Одна из сторон этой пирамиды длиннее другой.
Найденная пирамида в три раза выше самой большой Египетской пирамиды (Хеопса), имеет стеклянные (или похожие на вид на стекло-хрусталь) грани, которые безукоризненно гладкие и ровные, как зеркала.

В начале 1990-х годов американские океанографы с помощью гидролокационных приборов обнаружили в самом центре Бермудского треугольника подводную пирамиду. Обработав данные, ученые предположили, что поверхность сооружения пирамидальной формы идеально гладкая, возможно, стеклянная! По размерам она почти в три раза больше пирамиды Хеопса! Согласно характеристикам эхо-сигналов, отражающихся от ее поверхности, грани пирамиды сложены из некоего таинственного материала, похожего на отполированную керамику или стекло. Сенсационная новость была оглашена учеными на пресс-конференции во Флориде.
Журналистам были предоставлены соответствующие материалы океанографических исследований: фотографии, эхограммы. Корабельные гидролокаторы и компьютеризованные анализаторы с высоким разрешением показали объемные изображения очень гладких, чистых, не заросших водорослями, граней пирамиды. Пирамида состоит не из блоков, не видно ни швов, ни разъемов, ни трещин. Кажется, что она выточена из единого монолита. Но в последующие годы власти США засекретили информацию о стеклянной пирамиде, а данная тема стала закрытой в средствах массовой информации. По сведениям сотрудников разведки ВМС США известно, что в этом районе наблюдаются взлеты НЛО прямо из воды и вход неопознанных объектов в морские глубины. Последние годы спецслужбы ведут слежение за такими полетами, которые происходят довольно часто.
Сотрудники спецслужб и армии США вынуждены признать, что аномалии в Бермудском треугольнике происходят из-за работы огромного энергетического комплекса подводных жителей, может быть, и атлантов, уцелевших после трагической катастрофы. Таким образом, стеклянная пирамида и является центральной частью такого комплекса, построенного некогда жрецами Атлантиды. Подобная группа сооружений в виде светящихся пирамид была также недавно обнаружена около южной части Чили, во впадине Беллинсгаузена, на глубине 6000 метров. Мы можем говорить еще раз о сбывшихся пророчествах Эдгара Кейси, в частности, об огромном кристалле, обладавшем чудовищной силой, способной вызвать разрушительные катаклизмы на планете и уничтожить следы былых цивилизаций. Сообщения о пирамидах, будто бы найденных в районе Бермудского треугольника, поступают регулярно. В документах гидрографической службы ВМФ США в августе 1948 года впервые упоминается гора "Американский разведчик". Это громаднейшая гора поднимается с глубины 4400 метров и доходит до 37 метров от поверхности океана. Тщательные промеры в сентябре 1964 года, выполненные американским научно - исследовательским судном "Атлантис - 11", показали, что никакой горы нет. Геологи сделали заключение, что сведения об этой подводной горе были получены в результате так называемого "ложного дна". О подводной пирамиде в Бермудском треугольнике говорил еще известный атлантолог Чарльз Берлиц. Возглавляемая им экспедиция обнаружила гору, похожую на пирамиду. Он считал, что данная гора - точная копия пирамиды Хеопса. Она находилась на глубине 400 метров, ее высота составляла 150 метров, а основание - 200 метров. Однако, говорить об идентичности пирамиды Берлица с недавно обнаруженной пока не приходится. Алехандро Серийо Перес, житель Гватемалы, потомок шаманов майя, является Старейшиной обеих Америк. Это было провозглашено двумя Всеамериканскими конгрессами. Города, построенные на Юкатане, говорит Перес, построили предки майя, пришедшие с Бермуд. И это слово сначала звучало - май. Май - это атланты. Сначала они жили в Алмазном городе на Бермудах и оттуда пришли уже на Толлан. Самый главный город - Алмазный, на Бермудах, с пирамидой под водой.
Однако, в 2003 году пришло вновь сообщение, что в районе Бермудского треугольника найдены два загадочных гигантских сооружения пирамидальной формы. Океанографу Верлагу Майеру с помощью специальной аппаратуры удалось выяснить, что они состоят из вещества, напоминающее стекло. Размеры подводных пирамид, расположенных в самом центре таинственного треугольника, значительно превышает габариты подобных сооружений на суше, включая знаменитую пирамиду Хеопса. Однако, предварительные данные говорят о том, что возраст этих пирамид не превышает 500 лет. Кто и зачем построил их, так и остается тайной за семью печатями. Майер утверждает, что технология, по которой сделаны пирамиды, землянам неизвестна.

«В Западной Атлантике, примыкающей к юго-восточному побережью США, находится треугольная область. Ее можно очертить линией, идущей от находящихся на севере Бермудских островов к южной оконечности Флориды, оттуда на восток, минуя Багамские острова и Пуэрто-Рико, вплоть до точки, которая расположена примерно на сороковом градусе западной долготы, и затем снова к Бермудским островам. Эта область – волнующее, почти невероятное место, занимающая почетное место в списке неразгаданных тайн. Обычно ее называют Бермудским треугольником. Здесь бесследно исчезло более ста кораблей и самолетов – в основном после 1945 года. За последние 26 лет в ней пропало более тысячи человек, но при поисках не удалось обнаружить ни единого трупа или хотя бы обломка от исчезнувших судов и самолетов. Такие исчезновения стали случаться чаще, хотя авиатрассы и морские пути стали оживленнее, поиски ведутся тщательнее, и все данные хранятся гораздо лучше».

Так Чарльз Берлиц начал книгу «Бермудский треугольник», ставшую одним из немногих бестселлеров среди книг об аномальном. Однако он не был первопроходцем.

Рождение легенды

Первым связал воедино несколько катастроф у побережья Флориды журналист Е.У. Джонс из агентства «Ассошиэйтед пресс». Его заметка гласила:

«Наш мир маленький? Нет, он по-прежнему огромен, как и мир, который знали древние люди, с тем же туманным чистилищем потерянных душ.

Мы думаем, что он маленький из-за скорости колес, крыльев и голоса радио, доносящегося из пустоты. Чтобы проехать милю, нужна минута, чтобы ее пролететь – несколько секунд, но это по-прежнему миля.

Мили складываются в огромное неведомое, куда совсем недавно залетели или заплыли более сотни человек и канули, как суда в старые времена мореплавания.

“Sandra” имела радио. Это был 350-футовый грузовой корабль с 12 членами экипажа. Выйдя из Майами, в Саванне корабль взял на борт 300 тонн инсектицида и отправился в Пуэрто-Кабелло, Венесуэла. По дороге он исчез без следа.

16 июня 1950 года, в год, когда люди считали мир маленьким, ее поиски были прекращены. Судьба корабля и дюжины человек на борту стали официально признанной загадкой.

Где те счастливые мужчины, женщины и двое детей, всего 13 человек, которые сели на самолет в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, и пролетели 1000 миль к Майами? В 4.00 утра 27 декабря 1948 г. поступило сообщение по радио, что самолет находится в 50 милях к югу от места назначения. Они так и не прибыли.

Спасатели обыскали 310 000 миль океана и материка, но неуловимое чистилище, в которое влетел самолет, не отмечено ни на какой карте.

18 января 1949 г. ВМФ США проводил масштабные маневры к югу от Бермудских островов. В тот же день британский авиалайнер “Ariel” исчез в ясном воздухе, в котором летел. Самолет с 20 людьми на борту приземлялся на островах по дороге из Лондона в Чили.


Самолет «Ariel»

ВМФ прервал маневры. Авианосцы, крейсера и эсминцы бороздили воды, тысячи пар зорких глаз смотрели за борт. Они не нашли ни намека на судьбу самолета.

Годом ранее, 31 января 1948 года, другой британский самолет, “Star Tiger”, приближался к Бермудским островам с 29 людьми на борту. Он несколько раз передал данные о своем местоположении. Потом наступила тишина, окутанная тайной. До сего дня не найдено ни следа этого самолета.

Старая, но более озадачивающая тайна – судьба пяти торпедоносцев, которые 5 декабря 1945 г. вылетели с базы ВМФ Форт Лодердейл для тренировочного полета по навигации. Прошли часы, наступила темнота. Обеспокоенные офицеры вызывали их по радио, но ответом была тишина.

Звено самолетов «Avenger»

Прошло время, когда топливо у самолетов должно было закончиться. На поиски вылетели другие самолеты, включая большой, громоздкий спасательный гидроплан PBM с 13 членами экипажа.

Ни один из пяти торпедоносцев с 14 членами экипажа не нашли, несмотря на самые масштабные поиски в истории Флориды. Не вернулся и спасательный гидроплан.

Примерно 135 человек самонадеянно отправились в мир, который они считали маленьким, и не вернулись – таков список жертв современных тайн. Это все тот же большой мир, каким его знали древние, – мир, где люди с их машинами и кораблями могут бесследно исчезнуть».

Джонс не пытался начертить границы «треугольника», не утверждал, что в нем кроется что-то аномальное. Если взять упомянутые им крушения по отдельности, все они получили убедительные объяснения без привлечения «неведомых сил».


Объяснения без мистики

Корабль “Sandra”, вопреки утверждениям Джонса, имел длину не 350 футов (106 м), а 185 футов (56 м). Он вышел из Саванны 5 апреля, и поиски прекратились не 16 июня, как пишет Джонс, а 29 мая.

В журнале “Fate” за октябрь 1952 г. была напечатана статья Джорджа Сэнда, упоминающая гибель судна. Он обладал незаурядным воображением и живописал пятна ржавчины, покрывавшие борта во всю «350-футовую длину», как судно безмятежно плыло вблизи Джексонвилла и «сквозь мирную тьму тропической ночи, окутывавшую низкий берег Флориды, с правого борта должен был просматриваться мигающий свет маяка Сент-Августин». Автор поведал о том, как моряки, отужинав, прогуливались по палубе и курили, вспоминая о делах минувшего дня.

Морскую идиллию испортил библиотекарь Лоуренс Куше. Подняв документы, он выяснил, что во время исчезновения судна бушевал шторм. Газета “Miami Herald” от 8 апреля 1950 года сообщила:

«Шторм, разразившийся в связи с прохождением полосы низкого давления и сопровождавшийся грозовыми ливнями и сильными ветрами, три дня бушевал во Флориде и в пятницу почти достиг ураганной силы, обрушившись на район морского судоходства. Скорость ветра вблизи Вирджиниа-Кейпс достигала 73 миль в час, что всего на две мили меньше скорости урагана».

Вот вам и мирные разговоры с трубкой в зубах! Хотя у Флориды непогода была не столь выражена, здесь тоже был шторм, начавшийся 5 апреля – в тот день, когда “Sandra” вышла в море. Похоже, что ничего загадочного в гибели судна не было.

Куше выяснил, что самолет DC-3, исчезнувший 16 июня 1948 года, вылетел из Сан-Хуана с разряженными аккумуляторами:


DC-3

«Хотя министерство гражданской авиации и не раскрыло тайну исчезновения DC-3, его доклад содержит очень важную информацию на этот счет. Легенда делает упор на то, что катастрофа произошла почти моментально: внезапная потеря связи между диспетчерским пунктом и самолетом. Однако… поскольку аккумуляторные батареи сели, радиопередатчик, по сути дела, не работал как на аэродроме в Сан-Хуане, так и в начале последнего рейса. Очевидно, что неполадки с передатчиком продолжались в течение всего полета, так как все попытки установить с самолетом радиосвязь оказались безуспешными.

Множество неисправностей могло возникнуть в самолете за те полтора часа, которые прошли между последним сообщением Линквиста (пилота самолета. – Авт.) и тем роковым мгновением, когда в бензобаках не осталось ни капли горючего. Могли возникнуть новые неполадки с электропитанием, а если самолет летит ночью без света, приборов и навигационного оборудования, он обречен на гибель…

В Сан-Хуане синоптики сообщили Линквисту, что в начале полета ветер будет юго-западный слабый, а потом он изменит направление и будет дуть с северо-запада. Делая поправку на ветер, Линквист должен был вести самолет немного левее заданного курса. Однако, когда они приблизились к Майами, ветер снова изменил направление и подул с северо-востока. Если пилот об этом не знал, то, хотя ветер был не сильный, он мог вызвать отклонение от курса влево на 40–50 миль. Таким образом, DC-3, возможно, прошел южнее южной оконечности Флориды и оказался над Мексиканским заливом».

Рейс 19. Летающие гробы

“Ariel” был самолетом авиакомпании “British South American Airways” (BSAA) типа “Tudor IV”, переделанным бомбардировщиком времен Второй мировой. Однако то, что годилось в военное время, в мирное время недопустимо: самолет был настолько плохим, что от него отказались все другие компании. Дон Макинтош, бывший пилот BSAA, считает, что виновата система обогрева кабины летчиков, смонтированная под полом. Обогреватель работал на авиационном топливе, которое по каплям подавалось в раскаленную трубу, и находился в опасном соседстве с жизненно важной системой управления – гидравлическими тягами.

Капитан Питер Даффи, который летал в авиакомпании BSAA, тоже счел близость обогревателя и тяг роковой: «Я считаю, что произошла утечка паров гидравлической жидкости, которые, попав в раскаленный обогреватель, взорвались». Под кабиной не было даже пожарной сигнализации, не говоря уже о системе автоматического тушения огня. У самолета с перебитыми тягами осталось не так много времени, чтобы успеть передать SOS, или же рация тоже вышла из строя.

Спасатели оказались на предполагаемом месте падения через 12 часов. За это время обломки могли затонуть или уплыть очень далеко.

Второй самолет, который упомянул Джонс – “Star Tiger” – был того же типа и принадлежал BSAA. Он пропал 30 (а не 31) декабря, на борту находился 31 человек.

Официальный доклад об исчезновении гласил: «Мы никогда не узнаем, что же на самом деле произошло в данном случае, и судьба “Star Tiger” навеки останется неразгаданной тайной». Но так ли это?


В 2009 году журналисты Би-Би-Си выяснили, что “Star Tiger” столкнулся с проблемами еще до того, как совершил промежуточную посадку на Азорских островах. Нагреватель вышел из строя, к тому же отказал один из компасов. Скорее всего, чтобы в самолете было потеплее, летчик решил лететь не на обычной высоте, а у самой воды. На небольшой высоте, если с самолетом что-то случится, он падает в воду за считанные секунды: у пилотов не хватит времени позвать на помощь.

Гордон Стор, бывший пилот BSAA, в 2008 году сказал, что никогда не доверял моторам самолетов “Tudor IV”: «Все системы были безнадежно запутаны, гидравлика, все оборудование бездумно втиснуто под пол, без всякого соображения». В мешанине проводов, тяг и шлангов любая неполадка могла стать роковой.

Всего за три года у компании BSAA произошло 11 серьезных инцидентов, пять самолетов погибло, унеся жизни 73 пассажиров и 22 членов экипажей. Гибель “Star Tiger” стала последней каплей, заставив отказаться от самолетов со столь дурной репутацией.


Не было никакой тайны и в гибели шести самолетов – пяти торпедоносцев типа “Avenger” и спасательного гидроплана в декабре 1945 года. Летчики торпедоносцев, кроме командира эскадрильи лейтенанта Тейлора и одного из членов экипажа, были неопытными курсантами и, заблудившись, болтались в воздухе над океаном, пока не кончилось горючее. Лоуренс Куше пришел к выводу, что Тейлор, у которого вышли из строя компасы, сыграл роль Сусанина, уводя эскадрилью все дальше в океан. Многие летчики поняли, что он ведет их не туда, но никто не нарушил военную дисциплину, чтобы вернуться на авиабазу правильным курсом.

Документальный видео фильм о бермудском треугольнике (до минуты 17:56)

Когда пришла пора аварийной посадки, погода была не такой хорошей, как во время вылета. Самолеты “Avenger” не предназначены для посадки на воду, тем более в плохую погоду. Скорее всего, пилоты даже не успели открыть кабины и отстегнуть привязные ремни, уйдя под воду вместе с торпедоносцами.

Со спасательным гидропланом дело обстояло еще проще. Моряки судна “Gaines Mills” в 19.50 увидели, как самолет «загорелся в воздухе, быстро упал в воду и взорвался». Такие гидропланы прозвали «летающими цистернами»: в них всегда было много паров бензина. Тайно раскуренная сигарета или искра могли в любой миг вызвать пожар и взрыв.

Сколько инцидентов, столько и причин. Как заметил Лоуренс Куше, «пытаться найти одну общую причину всех исчезновений в Бермудском треугольнике не более логично, чем искать одну общую причину всех автомобильных катастроф в Аризоне».


«Циклоп» — самая крупная жертва «треугольника». Как выяснилось позднее, опасно перегруженное судно пропало во время шторма.

Само название «Бермудский треугольник» появилось только в 1964 году, когда на свет появилась одноименная статья Винсента Гэддиса. Именно в ней легенда приобрела окончательные очертания: корабли и самолеты исчезают не просто потому, что в море случается всякое, а из-за того, что данный район – «аномальная зона», «дыра в небе». К этому он прибавил НЛО, магнитные аномалии и намеки на секретные проекты правительства.

Говорят спасатели

В течение года в разных районах Мирового океана регистрируется до десятка тысяч (!) сигналов “SOS”. За то же время гибнет порядка 300 судов, исчезает без следа в среднем 6 и появляется около двух десятков «судов-призраков», брошенных командами. Все это происходит не где попало, а, как правило, в тех районах, где интенсивность судоходства высока, а условия для плавания неблагоприятны. В этом смысле «Бермудский треугольник» не слишком отличается от других районов Мирового океана. Первое место по крушениям и исчезновениям судов занимают азиатские моря.

Как свидетельствуют данные Седьмого округа береговой охраны США, ведающего спасательными работами в районе «треугольника», в год здесь совершается свыше 150 тысяч морских рейсов. Если же сравнить количество катастроф в этом районе, занимающем около четверти длины побережья США, со всей его длиной, то, как это ни парадоксально, потери в «Бермудском треугольнике» не только не выше средних, но порой и ниже (так, в 1975 году из 21 морской катастрофы на долю «треугольника» пришлось всего 4, в 1976 году из 28 – лишь 6). Эти данные относятся к судам, чей тоннаж превышает 100 регистровых тонн. Авиалайнеры, став технически совершеннее и мощнее, перестали «исчезать». За частными катерами, яхтами и самолетами следят менее пристально, и они продолжают погибать в неспокойных водах. Гольфстрим за сутки может унести обломки крушения на 100-200 миль, скрыв следы разыгравшихся трагедий.

Переменчивая погода, рельеф океанского дна, включающий то мели и рифы, то глубоководные впадины, частые ураганы, штормы, смерчи, даже пиратство – все эти факторы не сделали «треугольник» настолько опасным, чтобы знаменитая страховая монополия «Ллойд» увеличила суммы страховки кораблей, проходящих через «роковое место». Представитель «Ллойд» в 1975 г. заявил, что «наша информационная служба не обнаружила никаких данных, свидетельствующих, что в «Бермудском треугольнике» имело место больше потерь, чем где бы то ни было».

Береговая охрана США считает «треугольник» вымыслом:

«Большая часть исчезновений может быть приписана уникальным особенностям окружающей среды района. Во-первых, «Дьявольский треугольник» является одним из двух мест на Земле, где магнитный компас указывает на истинный (географический) север. Обычно он указывает на магнитный север. Разница между двумя направлениями известна как магнитное склонение. При кругосветном путешествии его величина может меняться на целых 20 градусов. Если это магнитное склонение, или ошибка, не будет учтено, штурман может намного сбиться курса и столкнуться с большими трудностями…

Другой фактор внешней среды – особенность Гольфстрима. Это течение крайне быстрое, бурное и может быстро уничтожить любые следы бедствия. Непредсказуемый характер погоды в Карибско-Атлантическом регионе также играет свою роль. Пилотам и морякам часто грозят катастрофой смерчи и внезапные локальные грозовые штормы. Наконец, топография дна океана изменяется от обширных мелей вокруг островов до морских впадин, которые являются одними из самых глубоких в мире. В результате взаимодействия с сильными течениями, омывающими многочисленные рифы, топография дна находится в состоянии постоянного движения и образование новых навигационных опасностей происходит быстро.

Не стоит недооценивать и фактор человеческих ошибок. В водах между Золотым берегом Флориды и Багамскими островами плавает большое количество прогулочных катеров. Слишком часто они пытаются пересечь эту акваторию на чересчур маленьких судах, недостаточно представляя опасности района, и не обладая хорошими навыками судовождения.

Береговая охрана не впечатлена сверхъестественными объяснениями бедствий на море. Каждый год собственный опыт убеждает их в том, что комбинация природных сил и непредсказуемости поведения людей может во много раз превзойти даже самую изощренную научную фантастику».

Журналист Питер Мичелмор, дежуривший вместе с береговой охраной в районе «Бермудского треугольника», приводит случаи, когда люди только чудом не вошли в статистику «бесследных исчезновений»:

«Человеком, вышедшим победителем из схватки со смертью, был Дан Смит, капитан трехмачтовой шхуны «Стар оф пис». Его судно шло по спокойному морю из Нассау в Майами, когда неожиданно взорвался дизель. Шхуна стала быстро погружаться. Обожженный, раненный осколками, Смит все же нашел в себе силы не только спустить спасательный плотик – на борту, кроме него и двух матросов, было еще пять пассажиров, – но и послать в эфир сигнал бедствия и взять с собой радиомаячок. Представьте себе, что он растерялся. Тогда «Стар оф пис» пополнила бы длинный перечень загадок Бермудского треугольника: «Таинственно исчезла в хорошую погоду», – было бы записано после названия этого судна.

Впрочем, самообладание и находчивость в экстремальных ситуациях нужны не только мореходам, но и летчикам. Взять, например, историю Дэвида Экли. Прекрасным солнечным днем он вылетел из Палм-Бич на Багамы на легком двухмоторном самолете. В 40 милях от берега у него загорелся правый мотор. Попытки сбить пламя оказались безрезультатными, машина почти перестала слушаться пилота, но он все же не дал ей свалиться в штопор, а приводнился на три точки. Прежде чем самолет затонул, Экли успел перебраться на надувной плотик. Оставалось решить еще одну проблему: как сообщить о себе. Дело в том, что пока он закладывал крутые виражи, борясь с огнем, рация вышла из строя. «К счастью, у меня была с собой не газовая, а бензиновая зажигалка, над допотопностью которой часто подшучивали мои друзья, - рассказывал Экли позднее. - Она сослужила мне хорошую службу. Поскольку синтетический комбинезон сшит из негорючей ткани, я соорудил из него жаровню, сложил туда рубашку и белье, приготовил зажигалку и стал ждать, когда поблизости покажется судно или самолет. Ведь в центре контроля за полетами в Майами должны были заметить, что я вдруг исчез с экрана локатора». Расчет летчика оправдался: действительно послали на розыски вертолет, который и увидел его самодельный факел.

Легенда, обреченная на жизнь

Лоуренс Куше проверил 50 наиболее часто упоминавшихся случаев исчезновения или гибели в «Бермудском треугольнике» и пришел к выводу, что их можно разделить на несколько категорий. Среди них есть вымыслы – кто-то придумывает «загадочную катастрофу», а другие эту «утку» подхватывают, не проверив источник информации. Есть серьезнейшие ошибки – не совпадают название судна, год, место катастрофы. В ряде случаев судно или самолет вообще не исчезали, продолжая плавать или летать еще долгие годы!

Чаще всего, однако, пишущие про «Бермудский треугольник» упоминают случаи, имевшие место, но информация о них серьезно искажена – пропущены важные детали, совершенно меняющие ситуацию (например, что найдены обломки судна, бушевал шторм и т. п.). В результате трезво проведенного анализа они из «загадочных» переходят в разряд обычных, пелена таинственности исчезает.

Читать про загадки и тайны не так скучно, как научную литературу, так что книги, посвященные «треугольнику», не скоро исчезнут с прилавков. «Бермудский треугольник» Чарльза Берлица семь месяцев не выходил из списка бестселлеров и была распродан, по самым скромным подсчетам, тиражом 5 млн экземпляров (называли и вчетверо большую цифру). Вместо скучных попыток дать естественные объяснения катастрофам, Берлиц обрушил на читателей интригующие догадки и предположения:


Примерно так Берлиц и его последователи представляют себе исчезновения судов в «треугольнике»

«Если самолеты, пароходы и люди похищаются из Бермудского треугольника или иной части мира с помощью НЛО или других способов, то важнейшей задачей любого расследования должен быть поиск возможной причины или причин. Ряд исследователей придерживаются мнения, что разумные существа, в научном отношении опередившие сравнительно примитивные народы Земли… уже много столетий заняты наблюдением за нашим прогрессом, чтобы при необходимости вмешаться, помешав нам разрушить свою планету. Это, конечно, предполагает альтруистические побуждения у некоторых существ из близкого или далекого космоса, – черта, которая не всегда преобладает у исследователей или первооткрывателей.

С другой стороны, в окрестностях Бермудского треугольника и в ряде других узловых точек можно предположить электромагнитные гравитационные токи, дверь или окно в другое пространство или измерение, через которые достаточно продвинутые в научном плане инопланетяне могут проникать на Землю по своему желанию, но если с этими окнами встречаются люди, они оказываются дорогой в один конец. Возвращение для них будет невозможно или в силу уровня их научного развития, или же потому, что им будут препятствовать внеземные силы. Многие исчезновения, особенно целых судовых команд, свидетельствуют о набегах из космоса с целью пополнить зоопарки Вселенной, приобрести экспонаты для выставок, показывающих разные эпохи развития планетарных цивилизаций, или для экспериментов».

В доказательство приводятся истории типа этой:

«Несколько лет назад пассажирский самолет авиакомпании «Нэшнл Эрлайнз» со 127 пассажирами на борту приближался к посадочной полосе аэродрома в Майами (Флорида) с северо-востока и контролировался наземным радаром. Вдруг самолет исчез с экрана и появился лишь через десять минут. Посадка произошла без каких-либо эксцессов. Экипаж был удивлен беспокойством аэродромной службы. Когда летчики сверили время, то оказалось, что все часы в самолете отстают на 10 минут по сравнению с аэродромными. А 20 минутами раньше при сверке часов в самолете и на диспетчерском пункте никаких расхождений не было. Старший диспетчер сказал пилоту: «Боже мой, дружище, да вы ведь в течение десяти минут просто-напросто не существовали!»

Ни сам Берлиц, ни другие авторы не приводят даты, времени и номера рейса. В документах Управления гражданской авиации США, документах аэропорта Майами и самой авиакомпании такого происшествия не зарегистрировано. Работники компании утверждали, что «если бы случай действительно имел место, все бы наверняка о нем знали». Но далеко не все в книгах о «треугольнике» выдумано.

Метановый ад под ногами

«Пилоты «Боинга-707», летевшего из Сан-Хуана в Нью-Йорк 11 апреля 1963 г., наблюдали вздымающийся бугор воды, напоминающий гигантскую цветную капусту, – пишет Берлиц. – Он отчетливо наблюдался в 13.30 с высоты 9,5 км – сначала вторым пилотом, потом командиром и бортмехаником. Координаты наблюдения – 19°54′ с. ш. и 66°47′ з. д., в окрестностях Пуэрториканского желоба глубиной 5,5 миль. Они рассчитали, что поднявшаяся масса воды была 0,5-1 мили диаметром и высотой более 900 м. Поскольку командир не захотел нарушать расписание, подвергая опасности самолет и пассажиров, он просто посмотрел на необычное явление и продолжал полет прежним курсом. Второй пилот, однако, потом обратился в береговую охрану, центр сейсмической службы и, что довольно странно, в ФБР, но не получил от них никаких подтверждений, что в том месте в указанное время происходило что-то необычное».

Это же явление несколько недель спустя наблюдал пилот Рэймонд Шаттенкирк из авиакомпании “Pan Am”:

«Я был вторым пилотом самолета, летевшего 2 марта 1963 года рейсом 211 из Нью-Йорка (вылет в 14.34 по Гринвичу) в Сан-Хуан, где мы приземлились в 18.22. Во время полета ровно в 17.45, когда мы находились в точке с координатами 20°45′ с. ш. и 67°15′ з. д. на высоте 7,5 км, направляясь по азимуту 175°, я увидел на поверхности океана впереди по курсу примерно в 45° по правому борту образование гигантского белого пузыря. Пузырь имел форму и симметрию белой части цветной капусты. Мысленно сравнив его с размерами наземных сооружений, как они видны с высоты 6-9 км, я могу сказать, что в него бы легко поместился аэропорт Идлвилд.

Экипаж – командир Джон Кнеппер, я, Ральф Стокс и бортинженер наблюдали это пугающее явление по меньшей мере три минуты, пока пузырь не опал, превратившись в огромный круг темно-голубой воды без следов дыма, пара или обломков. Казалось, он появился из ниоткуда и вернулся в ничто».

Берлиц не знал, что вздымающиеся «пузыри» получат естественное объяснение в 1984 году. Канадский химик Дональд Дэвидсон обратил внимание на залежи газовых гидратов под «Бермудским треугольником». По виду они похожи на обычный снег – белесые, быстро распадающиеся от тепла кристаллы. Эти твердые соединения газов с водой очень стабильны, словно цементируя дно жестким «панцырем» толщиной до 300 и более метров.


Физические тесты подтвердили правильность компьютерной модели. Корабль тонул, если он находился между серединой пузыря и его внешним краем

Далее возможны два варианта. Во-первых, под газогидратным «панцырем» могут скапливаться огромные объемы природных газов – в основном метана и углекислоты. «Панцырь» время от времени растрескивается, и газы моментально вырываются наружу в виде гигантского «пузыря». Судно, попавшее в зону выброса газов, обречено. Газ метан горюч, и если его концентрация в выбросе велика, он может воспламениться и превратиться в гигантский факел (такие факелы, высотой до 500 метров, наблюдал в 1985-1987 г. Л. П. Зоненшайн из Института океанологии АН СССР в богатом газовыми гидратами Охотском море).

Пилоты двух самолетов, видевших «пузыри», поступили правильно: если бы они подлетели поближе, то рисковали бы «засосать» метан турбинами с непредсказуемыми последствиями, вплоть до остановки мотора или взрыва в воздухе.

Во-вторых, если какой-то процесс нарушит равновесие слоя газовых гидратов и его обломки начнут всплывать, более высокая температура поверхностных слоев заставит их быстро таять. Один объем газовых гидратов дает 100-160 объемов газа, и к моменту выхода газов на поверхность вода превратится в газо-водную смесь, не способную удержать на себе судно. Корабль проваливается под воду, рискуя никогда не подняться.


«Мне доводилось встречаться с людьми, – заявил морской геолог Алан Джадд из Сандерлендского университета, – которые попадали в такие катастрофы. Они остались живы лишь потому, что в их случае выброс метана был недостаточно мощным для затопления, однако корабль на короткое время терял часть своей плавучести и резко погружался в воду на 1-2 метра».

Чарльз Берлиц тоже встречался с людьми, попадавшими в газовые выбросы, но предпочел считать их чем-то сверхъестественным. В его книгах упоминается случай с Джо Талли, капитаном рыболовного судна “Wild Goose”. В 1944 году судно шло на буксире за другим кораблем – “Caicos Trader”. Талли спал в каюте, как вдруг в нее ворвалась вода. Он автоматически схватил спасательный жилет и выплыл в люк. Судно в этот момент было уже на глубине 15-25 метров, но Талли сумел подняться к воздуху. “Caicos Trader” остался на плаву. Моряки потом сказали, что его судно буквально провалилось под воду: пришлось обрубить буксирный трос, опасаясь, что их тоже утянет в бездну. Выброс был небольшим, иначе на дно пошли бы оба судна и глубина погружения оказалась смертельной.

«Треугольник» – база НЛО?

Команда американского ракетного эсминца “Josephus Daniels” 20 октября 1969 года наблюдала нечто странное. Специалист по радарам Роберт Рейли, старшина третьего класса, рассказал Берлицу:


«Мы возвращались с задания в Гуантанамо и плыли севернее Кубы. Большинство моряков не знали о местонахождении судна, но я занимался навигацией и знал, что мы находимся в Треугольнике. Не помню точную дату, но помню время – 23.45. Я был внутри – у нас были два впередсмотрящих, по одному с каждой стороны мостика, в 9 метрах от информационно-боевого центра. Кто-то сказал, что вахтенный по правому борту увидел нечто…

Трудно описать. Похоже на луну, поднимающуюся над горизонтом, но в тысячу раз больше – как восход солнца, которое не светится. Оно было светом, который не испускал света. Оно поднялось над горизонтом примерно в 11-15 милях по правому борту и отчасти перед нами, продолжало увеличиваться в течение 15 минут. Все это выглядело, как вспышка от ядерного взрыва, но увеличивалось, оставалось на месте – будь это ядерный взрыв, мы бы увидели его на радаре, имеющем радиус действия свыше 300 миль.

Известили капитана. Вахтенный офицер на мостике приказал развернуть судно. Может, он подумал, что это ядерный взрыв, а стандартный маневр в таком случае – «развернуться кормой к вспышке». Это видело человек 70-100 – большинство лежало по койкам. Я бы тоже спал, если бы не дежурил…

На следующий день мы прибыли в Норфолк. Все только и говорили об этом. Наш капитан собрал команду и сказал не распространяться об увиденном».

Вы, должно быть, подумали, что моряки с эсминца видели выход горящего газа из пучин океана. И ошиблись. Расширяющийся «шар» – эффект, сопровождающий запуск баллистических ракет с бортов американских подводных лодок. Если капитан об этом знал, просьба молчать была вполне оправдана.

То же самое видел Тур Хейердал во время плавания на «Ра-II» в 1970 году:

«В ту ночь нам довелось пережить сильный испуг. 30 июня в 0.30 Норман поднял меня на вахту, я сел в спальном мешке и начал натягивать носки, так как на мостике было сыро и холодно. Вдруг снова послышался голос Нормана, и теперь в нем звучал ужас:

– Иди сюда, скорей! Смотри!

Я нырнул в дверь, сопровождаемый по пятам Сантьяго, вскарабкался на мостик, и через крышу каюты мы уставились в ту сторону, куда показывал Норман.

Чисто конец света. Над горизонтом с левого борта, на северо-западе восходил бледный диск, похожий на призрачную алюминиевую луну. Не отрываясь от воды, он медленно увеличивался в размерах. Правильно расширяющийся полукруг напоминал то ли очень плотную туманность, ярче Млечного пути, то ли шляпку от гриба, которая неотвратимо наступала на нас, все шире захватывая небо. Луна сияла в противоположной стороне, было безоблачно, сверкали звезды. Сперва я подумал, что это световое пятно на фоне влажного ночного воздуха от какого-нибудь мощного прожектора за горизонтом. А может, это атомный гриб, плод чудовищной оплошности людей? Или северное сияние? В конце концов, я склонился к тому, что это светящийся дождь космических тел, вторгшихся в земную атмосферу. Тут диск, который уже занял около тридцати градусов черного небосвода, вдруг перестал расти, как-то незаметно растаял и пропал. Так мы и не поняли, что это было… Утром мы узнали от барбадосского радиолюбителя, что это же явление, но на северо-востоке, наблюдали с многих островов Вест-Индии».


На борту «Ра-II» был советский врач – Юрий Сенкевич, впоследствии ведущий программы «Клуб кинопутешествий». В 1997 году он рассказал, что в ту ночь тоже видел «расширяющийся диск» над океаном. По данным журнала “Marine Observer”, это грандиозное зрелище – запуск ракеты типа «Посейдон» – наблюдали с шести кораблей в Атлантике.

Конечно, в «Бермудском треугольнике» встречаются различные аномалии и даже НЛО, но частота их появления ничуть не выше, чем в других районах Атлантики. Все известные случаи не дают основания считать, что «треугольник» – база НЛО или их охотничьи угодья.

Михаил Герштейн

Share Tweet Share Whatsapp Email

Диспетчеры услышали в своих наушниках лишь несколько панических фраз, после чего самолет исчез с экранов радаровКонгресс США принял резолюцию за номером 420-2. Этим документом американцы отдали дань памяти 27 морским летчикам звена FT-19, которые бесследно исчезли 60 лет назад, не вернувшись из тренировочного полета над районом, впоследствии получившим название «Бермудского треугольника». Вслед за конгрессом телекомпания NBC сообщила о готовящейся на 27 ноября премьере нового документального фильма о злополучном звене.

Инициатором резолюции выступил конгрессмен–демократ от штата Флорида Клей Шоу. В интервью газете Chicago Chronicle Шоу разъяснил свою позицию: «Мы не хотим идти на поводу у любителей разного рода сенсаций, считающих Бермудский треугольник таинственным и необычным. Но лично я буду настаивать на продолжении расследования этой трагедии. Хотя бы для того чтобы сообщить о судьбах экипажей их родственникам. Вероятно, там действительно случилось что-то неординарное, что заставило опытных пилотов предпринять действия, приведшие к катастрофе. Когда-нибудь мы раскроем эту тайну и положим ее на полку».

Собственно, печальная слава Бермудского треугольника — района Мирового океана, ограниченного линиями, соединяющими оконечность полуострова Флорида (Ки-Уэст), северную часть Пуэрто-Рико и больший из Бермудских островов, — как раз и началась с того злополучного полета. До того легенды треугольника жили лишь в виде фольклора местных рыбаков да капитанов мелких судов, которые в изобилии бороздят этот оживленный судоходный район.

Район Бермудского треугольника считался опасным для плавания еще во времена испанского владычества в Центральной и Южной Америке. Испанские галионы, вывозившие из колоний золото и серебро, собирались в Гаване, а затем отправлялись через океан в Испанию. Было подсчитано, что на дне моря в пределах Бермудского треугольника находится около 1200 испанских кораблей. Они терпели крушение во время летних ураганов и зимних штормов, налетали на рифы и песчаные мели, их топили пираты.

Позже воды треугольника бороздили английские, французские и голландские корабли, и вновь на дно моря уходили новые десятки судов. Так что у этого района Атлантики всегда была недобрая слава, но тем не менее нет такого исторического документа, который говорил бы о нем как о загадочном, хотя в полных суеверий прошлых веках для этого нашлось бы гораздо больше места, чем в настоящее время.

Сам инцидент, который удостоился особой резолюции конгресса, произошел днем 5 декабря 1945 года, когда с аэродрома ВМФ США Форт-Лодердейл поднялись пять торпедоносцев–бомбардировщиков Grumman TBM-1 Avenger патрульного звена FT-19 под командованием инструктора по летной подготовке первого лейтенанта Чарльза Тейлора. Цель миссии – отработка групповой слетанности и поддержание летных навыков экипажей, продолжительность полета – три часа.

Четыре «эвенджера» («мститель») ушли в полет со штатными экипажами: пилот, штурман-бомбардир и стрелок–радист. На инструкторской машине Тейлора отсутствовал стрелок. Трагедия случилась на обратном пути: командир звена передал диспетчеру в Ки-Уэст радиограмму: «У нас нештатная ситуация, очевидно, мы сбились с курса».

Последнее сообщение от Тейлора, полученное 40 минут спустя, свидетельствовало о том, что командир принял решение тянуть в сторону берега до полной выработки топлива. Больше этих людей никто не видел. Спустя несколько часов на поиски звена вылетели три морских патрульных бомбардировщика Martin PBM-1 Mariner.

Эти оснащенные радарами летающие лодки, способные садиться на воду и взлетать даже при волне силой 3-4,5 балла, были как нельзя лучше приспособлены для поиска и спасения терпящих бедствие – запас топлива позволял им держаться в воздухе до 48 часов. Один из самолетов-спасателей также исчез, унеся с собой тайну гибели 13 членов экипажа.

«Миллион на миллион»

Район Бермудского треугольника считался опасным для плавания еще во времена испанского владычества в Центральной и Южной Америке

Скоро об исчезновении целого звена разузнали репортеры местных газет, и история получила широкую огласку. Америка пребывала в состоянии шока. Шутка ли — через 4 месяца по окончании войны гибнут пять боевых самолетов с опытными экипажами, прошедшими ад воздушных сражений над Тихим океаном. И каких самолетов: «эвенджер» («мститель») — основной палубный торпедоносец ВМФ США, гроза японского флота — был для американцев таким же символом победы, каким для нас служит легендарный штурмовик Ил-2.

Надежные самолеты (были случаи, когда «мстители» приходили на авианосец в прямом смысле «на одном крыле»), оснащенные самым современным навигационным оборудованием, теряются в простых метеоусловиях при видимости, как говорят авиаторы, «миллион на миллион», и где!

Практически во «внутренней луже», районе, над которым за годы войны тысячи американских самолетов сделали десятки тысяч вылетов в поисках немецких и японских подлодок, пытавшихся подкараулить союзнические транспорты на пути от Флориды к Панамскому каналу.

Ажиотажа добавило и то, что масштабные поиски на 250 тыс. кв. миль акватории, предпринятые сотнями кораблей и самолетов, не представили никаких физических свидетельств катастрофы. Сразу вспомнились и старинные легенды о судах, покинутых экипажами, и байки островитян, которые «давно знали, что места тут нехорошие». Одновременно припомнились и дела недавние: за два месяца до того при подозрительных обстоятельствах на подлете к Ки-Уэсту потерпел катастрофу грузопассажирский лайнер Lancastrien британской авиакомпании BOAC, совершавший рейс с Барбадоса.

Пилотировал четырехмоторную машину, демилитаризированный тяжелый бомбардировщик, опытный военный экипаж. Диспетчеры во Флориде услышали в своих наушниках лишь несколько панических фраз, после чего самолет исчез с экранов радаров. Хотя остатки спасательных плотов прибило к берегу спустя некоторое время, 23 пассажира и четверо летчиков до сих пор числятся пропавшими без вести. Впрочем, довольно скоро эти истории были забыты. До времени.

В сумме получается

Книга Чарльза Берлица «Бермудский треугольник»

Настоящий взрыв произошел в 1974 году после выхода книги некоронованного короля знатоков тайн Бермудского треугольника Чарльза Берлица «The Bermuda Triangle». Бестселлер был моментально переиздан в других издательствах, причем в каждом из них пришлось по несколько раз допечатывать тиражи. По самым скромным подсчетам, тираж книги Берлица достиг почти 20 млн. экземпляров (в дешевом карманном оформлении).

Так Бермудский треугольник стал достоянием очень широкой читательской аудитории, в том числе и советской – в 1978 году перевод Берлица вышел в московском издательстве «Мир». Сторонники Берлица и его последователей постоянно ищут все новые обоснования «мистичности», «таинственности» и «загадочности» этого места. Но как обстоят дела на самом деле? Об этом говорит беспристрастная статистика.

В литературе о Бермудском треугольнике детально описаны 50 случаев исчезновения судов и самолетов. В некоторых работах довольно туманно описываются еще 40 или 50 случаев. В сумме, таким образом, получается около 100. Много это или мало? Не следует забывать, что такое количество накопилось за прошедшие 100 лет, то есть в среднем один случай приходится на год. Это, конечно, очень мало для района, имеющего самую густую сеть воздушных и морских транспортных линий и являющегося к тому же излюбленным местом яхтсменов и любителей спортивной рыбной ловли.

Тропические циклоны летом и штормы зимой представляют собой хорошее испытание даже для опытных капитанов крупнотоннажных судов, что же говорить о яхтах и небольших рыболовных суденышках и легкомоторных частных самолетах? Кстати, с тех пор как над районом стали летать современные реактивные лайнеры, крупных катастроф с пассажирскими самолетами в самом Треугольнике не случалось – последней его «жертвой» стал тяжелый транспортник С-119, пропавший еще в 1965 году!

Однако тайна гибели звена FT-19 продолжает будоражить умы. В пятницу вечером крупнейшая американская телекомпания NBC сообщила о том, что минувшим летом на свои средства она снарядила экспедицию в район гибели торпедоносцев. Премьера фильма о ней назначена на 27 ноября. Как говорят продюсеры документальной ленты, экспедиция поставила больше вопросов, чем дала ответов.

Понравилась статья? Поделитесь ей