Контакты

Авиация россии. Анатомия перехвата. Как русские летчики отгоняют самолеты США от госграницы Как перехватывают самолеты

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Пилоты дежурной истребительной авиации российской ПВО в последние месяцы буквально живут в небе. Самолеты НАТО появляются у рубежей страны все чаще и чаще: более десяти раз в неделю, по данным Минобороны. При этом авиация "западных партнеров" ведет себя все наглее и напористее. Однако серьезных инцидентов пока удается избежать, во многом благодаря профессионализму и хладнокровию российских летчиков-истребителей. О том, что собой представляет воздушный перехват по всем правилам авиационной тактики, — в материале РИА Новости.

Информационное противоборство между крупными государствами часто может выставить рутинную, в общем-то, ситуацию в невыгодном для одной из сторон свете. Во вторник телеканал CNN со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил, что патрульного противолодочного самолета P-8A Poseidon ВВС США. Экипаж истребителя якобы без видимых причин "подрезал" американца над нейтральными водами Черного моря — резким маневром справа-налево пересек курс "Посейдона". При этом Р-8А основательно "взболтало" реактивными струями мощных движков Су-30, после чего сугубо "мирный" борт предпочел не связываться с "забиякой" и убрался восвояси.

Как неоднократно утверждали военные специалисты и гражданские аналитики, главная цель разведвылетов авиации НАТО вблизи российских границ — проверка сил ПВО на прочность. Насколько быстро они реагируют, где располагаются, какими комплексами представлены. ВКС реагируют на каждый подобный "визит" максимально оперативно. Во-первых, другим странам совсем необязательно владеть такой важной информацией. Во-вторых, дать отпор военному самолету, демонстративно идущему к границе суверенного государства, — дело престижа и принципа. В-третьих, неизвестно, какой приказ получил пилот потенциального нарушителя. А значит, его перехват — вопрос национальной безопасности. Как правило, каждая воздушная операция проводится по четкому сценарию.

"Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение, — рассказал РИА Новости генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов. — Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе — идентифицировать самолет-нарушитель. Далее перехватчик передает "земле" первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта — необходимо показать, что он под наблюдением. Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо — "машет крыльями". С одной стороны, сообщает: "Обратите внимание, я тут!" С другой — недвусмысленно демонстрирует ракеты "воздух-воздух", закрепленные на подвесках под крыльями".

Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего "визави". Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный "кивок" в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать. Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия — предельно корректные, "джентльменские" сигналы.

"В большинстве случаев у наших летчиков нет связи с натовскими самолетами, — подчеркнул Попов. — Мы не можем разговаривать с пилотом-нарушителем, потому что обычно не знаем его радиочастоты. Но если знаем, то, конечно, непрерывно "бомбардируем" эфир сообщениями о недопустимости его поведения и настоятельно рекомендуем ему сменить курс. В Сирии, кстати, российская и американская авиация худо-бедно координируют свои действия и имеют общий канал связи. Это позволяет избежать потенциальных воздушных происшествий. Но такое сотрудничество сегодня — большая редкость".

Наглость или поломка

За последние три-четыре года ситуация в небе стала более напряженной. По инициативе НАТО были свернуты многие программы по взаимодействию российской и западной военной авиации. Если раньше представители североатлантического альянса предупреждали Минобороны о планируемых полетах в сопредельных с Россией странах (например, в Прибалтике), то теперь предпочитают о них молчать. Более того, натовцы значительно увеличили количество приграничных воздушных операций.

"Мы не знаем заранее, кто, что и зачем "вынюхивает" у наших границ, — считает генерал-майор. — Может, борт мимо летит, может, у него поломка. А возможно, он специально вынуждает нас реагировать, чтобы потом западные политики в очередной раз заявили, что "русский медведь" не умеет вести себя в воздухе. Кстати, если взять на веру американскую версию субботних событий, то "грубил" как раз их "Посейдон". Если наш Су-30 действительно "подрезал" Р-8А и потрепал его своими реактивными струями, значит, все предыдущие "джентльменские" сигналы "противолодочник" нагло проигнорировал. И пилоту истребителя пришлось обратить на себя внимание "Посейдона" более агрессивным способом. Могу допустить, что американский борт шел с небольшим углом в сторону нашей границы, поэтому российский летчик мог решиться на подобный маневр".

Если нарушитель не робкого десятка и турбулентностью его не испугать, перехватчик "подрезает" его еще раз. Параллельно он может запросить помощь другой машины. Далее два истребителя берут самолет-разведчик в "клещи" и сопровождают его с двух сторон. Если нарушитель даже под таким конвоем все-таки пересекает границу, перехватчики аккуратными, но недвусмысленными маневрами начинают принуждать его к посадке на российский аэродром. Второй вариант развития событий — пилот истребителя может показать "желтую карточку" и открыть огонь вдоль курса полета нарушителя из пушки, а также боевой или сигнальной ракетой. Это и явная угроза, и последняя попытка привлечь к себе внимание: "Куда вы двигаетесь?! Немедленно поворачивайте!" По словам Владимира Попова, подобные ситуации в 50-х годах прошлого века на границах СССР возникали регулярно.

"Хочу подчеркнуть, что сегодня такое развитие событий — большая редкость, — сообщил генерал-лейтенант. — Пилоты большинства стран летают вежливо и границу все-таки не пересекают. Провоцируют, да. Но знают, когда нужно остановиться. Еще один момент: очень важно понимать, что даже у военного самолета может возникнуть отказ радиооборудования, навигационных систем. И он терпит бедствие, но не способен подать сигнал. В этом случае мы вежливо "сажаем" его у нас, а впоследствии отпускаем восвояси".

Виктор Попов напомнил, как в подобной ситуации оказался российский самолет. Пятнадцатого сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом. Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки. Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.

Летчик, к счастью, остался жив. Громкого международного скандала удалось избежать — специалистам было очевидно, что самолет пересек границу непреднамеренно. Однако этот инцидент спровоцировал в Литве скандал, когда выяснилось, что "вторжение" российской "сушки" осталось незамеченным для национальной ПВО.

Последний аргумент

Тем не менее нельзя забывать, что приграничные инциденты в воздухе могут закончиться гораздо более трагично.

"Открывать огонь на поражение пилот истребителя имеет только в том случае, если иностранный самолет нарушил воздушное пространство, никак не отреагировал на предыдущие сигналы и отказывается следовать за конвоем, — поясняет Владимир Попов. — Летчик запрашивает "землю" и, если получает соответствующий приказ, сбивает цель. Самый яркий пример: 28 ноября 1973 года разведчик ВВС Ирана RF-4C, пилотируемый иранским и американским летчиками, из Турции вторгся в воздушное пространство СССР через Армению и Грузию. В районе Грузии на перехват вылетел наш истребитель МиГ-21СМ под управлением капитана Геннадия Елисеева. У него было две ракеты. Одну он пустил вдоль курса полета самолета противника как предупреждение. Тот не отвернул. Елисеев ударил второй ракетой на поражение, но она потеряла цель в облаках. А пушку заклинило.

С земли поступил приказ остановить неприятеля любой ценой. Было неизвестно, какое оборудование и вооружение нес самолет-нарушитель и какова была его цель. И Елисеев решился на последний аргумент. Он взял противника на таран, ударив его самолет снизу. Советский капитан погиб, а экипаж RF-4C катапультировался и был взят в плен на земле. Позже их обменяли на наших разведчиков. Этот случай — первый в истории авиации воздушный таран на сверхзвуковом самолете. Западным пилотам, рыскающим вдоль российских границ сегодня, следовало бы почаще о нем вспоминать".

В США, похоже, полку "сбитых летчиков" прибыло. Экипаж самолета-разведчика RC-135U вернулся, правда, с задания живым и невредимым. Но, во-первых, все равно - сбитым с курса. Во-вторых, напуганным до смерти. Он же раньше русские истребители так близко, наверное, только на тренажерах видел. А тут, можно сказать, почти крылом в крыло и нос к носу. По крайней мере, Пентагон сейчас, спустя неделю после происшествия в небе над Балтикой, так говорит. А действия российского Су-27, подлетевшего к американцу метров на шесть, называет "опасными и непрофессиональными". Ну, это он от расстройства. В стиле нашего товарища Саахова из "Кавказской пленницы". "Слушай, обидно, клянусь, ничего ни сделал, да, только вошел". Даже и не вошел, целомудренно уточняют в Вашингтоне. И с оскорбленной невинностью заявляют, что это был обычный полет.

"Обычный полет", по их классификации - это воздушная разведка за тысячи километров от собственных границ без опознавательных знаков. А необычное для них, а потому опасное - это адекватный и закономерный прием. Су-27 шпиона принял, облетел, идентифицировал и обратил в бегство. Не исключено, что те того и хотели - проверить скорость российской реакции. Но сами не ожидали, насколько она может быть молниеносной и решительной. Штатовский борт формально находился в нейтральном пространстве. Но, во-первых, стремительно приближался к нашим рубежам. Во-вторых, летел инкогнито, что уже, как минимум, недобропорядочно. В-третьих, даже то положение, в котором его застал наш истребитель, вполне позволяло ему следить за военной деятельностью на западе страны и в Калининграде.

И не то, чтобы мы совсем уж ее стеснялись. В рамках международного договора "Открытое небо" американцы, в числе прочих натовцев, могут мониторить Россию на законных основаниях. Но им же кажется, что через замочную скважину видно лучше. Пилот RC, в итоге, увидел всю свою жизнь. Теперь ему будет, что рассказать коллегам. И, вероятно, психологам. Хотя, скажем, команде эсминца "Дональд Кук" они так и не помогли. Ровно год назад, застав американский корабль в Черном море, российский бомбардировщик всего лишь махнул им крылом. Пусть не один раз и так, что за него при желании можно было подержаться. Однако без контакта. Но три десятка моряков сразу "выбросились" на берег с прошениями об отставке. Вашингтон тогда тоже назвал наши действия "непрофессиональными".

Хотя что может быть в военном деле более профессиональным, чем обращение вероятного противника в бегство без применения силы? И тогда, и сейчас, это как раз была ювелирная работа, филигранная техника и тот самый высший пилотаж. Это же надо уметь: не прикасаясь, задеть за живое. Пентагон теперь грозит России ухудшением отношений, словно можно ухудшить то, чего нет. И обещает последствия, будто это не его пилот их испугался.

Продолжит тему главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко .

Попробуйте предположить, о чем они думают, когда планируют программу такого полета? Может быть, они и хотели, чтобы он прервался именно так?

- Я думаю, что американцы не ожидали, что российские ПВО обнаружат и выполнят перехват самолета-разведчика. В определенной степени, для американских летчиков это был шок, потому что они привыкли летать, где хотят, когда хотят и всем остальным демонстрировать свое превосходство. Однако российская ПВО показала, что она недаром ест свой хлеб. Поэтому американцы после того, как наш Су-27 сделал несколько облетов вокруг их самолета-разведчика, очевидно, растерялись. Может быть, испугались и решили убраться восвояси. Наша армия выполнила свой долг, и можно только поздравить российские ВВС, что у нас есть такие пилоты .

Пентагон после этого инцидента грозит обострением напряженности и некими последствиями. Это значит — стоит ждать новых провокаций. Какими они могут быть?

- Они могут пугать чем угодно. Пусть пугают какие-нибудь банановые республики, а не Российскую Федерацию. Могу абсолютно четко сказать: если американские самолеты-разведчики продолжат полеты вблизи наших границ, они будут по-прежнему перехватываться. А в случае нарушения российского воздушного пространства у нас будут все возможности, чтобы принудить таких нарушителей к посадке .

По большому счету, Пентагон совершенно напрасно боится, что российские летчики могут не рассчитать габариты. Видели бы они, что наши асы вытворяют в небе 9 Мая, возможно, были бы более спокойны за жизнь своих, как оказывается, слишком чувствительных вояк. Хотя вывод из этой разведки сбоем Вашингтон делает правильный. Безопасно - это когда на почтительном расстоянии. Так разве не об этом мы им твердим все время.

Ту-95 это не просто самолёт, это визитная карточка нашей дальней стратегической авиации. Наверно это единственный в России самолёт, который преодолел полувековой рубеж и до сих пор остается в строю. На написание этого поста меня подтолкнул мой ночной сон:), в котором был Ту-95. После того как проснулся сразу же зашёл в интернет, искать фотографии этого самолёта. Которые я и скидываю ниже, это не просто фото самолёта, а фотографии Ту-95 с сопровождением, не с простым, а с иностранным:).


Ту-95 — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны.

2. Возможно Фареро-Исландский рубеж, примерно 1960-1970 года. Разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ 392-го ОДРАП авиации Краснознаменного Северного флота, А/Б Кипелово, Вологда и Lightning F.6 XP 753 Британских Королевских ВВС, 23 эскадрилья, авиабаза Лейчерс, Шотландия. Этот самолёт состоял на вооружении с 1965, по 1988 год. Кстати, 392-й полк, в частности, известен первым вскрытием CVN 70 "Карл Винсон" . За информацию и поправки к этому посту большое спасибо ilya_kramnik

Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

3. Палубный истребитель Vought F-8 Crusader и герой поста Ту-95.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе

4.Год не нашёл. Ту-95 и Grumman A-6 Intruder, помогаем с годом!

Существует множество модификаций этого самолёта, из них выделю только одну - Ту-142 - противолодочный самолёт.

5. 1980 год. F-4E и Ту-95

Освоение и эксплуатация самолёта сопровождалась значительными трудностями. Кабина была плохо приспособлена к длительным полётам. Неудобные сидения и туалет — переносной бачок со стульчаком, сухость и загрязнённость воздуха масляной пылью — все это приводило к преждевременной усталости экипажей. В модификации Ту-95МС часть недостатков была исправлена.

5. 1982 год. Кстати, на фото не Ту-95, а Ту-16 в сопровождении с палубным штурмовиком Grumman A-6 Intruder.

Особенные проблемы возникали при эксплуатация самолета в зимнее время. В маслосистему двигателей НК-12 заливается смесь из минеральных масел (МС-20 и МК-8), которая при температуре ниже 0 градусов загустевает так, что винты невозможно провернуть. Поэтому перед каждым вылетом все двигатели прогревались наземными моторными подогревателями (тепловыми пушками). При их отсутствии (например, на оперативном аэродроме) моторы укрывались теплоизолирующими чехлами и запускались каждые несколько часов — для прогрева. Значительная часть авиатоплива, таким образом, тратилась «впустую». В конце 1980-х годов промышленность стала выпускать специальное моторное масло — МН-7,5У, допускающее запуск двигателей НК-12 при морозах до −25 градусов. Сегодня производство этого масла практически свёрнуто. На части доработанных Ту-95МС в форкиле установлена вспомогательная силовая установка, позволяющая отбирать воздух на предполётный обогрев двигателей.

6. 1982 год. F-4S и Ту-142

Замена двигателя НК-12 чрезвычайно трудоёмка по сравнению с другими типами авиационной техники, имеет массу особенностей, требует определённой квалификации персонала и специальных навыков.

На самолёте до сих пор отсутствует система катапультирования экипажа, что серьёзно затрудняет покидание падающего самолёта в случае аварии.

7. Ту-95РЦ и F-106

После распада СССР полки из Казахстана удалось перегнать в Россию. В 1998 году Украина приступила к уничтожению доставшихся ей в наследство стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства, но после переговоров Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 (и партию крылатых ракет) взамен на списание части долга по закупкам газа. Три самолёта Ту-95МС, один из которых сейчас исполняет роль музейного экспоната, оставлены на Украине, все остальные — утилизированы.

8.F/A-18 ВМС Канады и Ту-95.

На 2011 год боеспособно только 32 Ту-95МС. Несколько десятков пройдут модернизацию до версии Ту95МСМ с 2013 года, они будут способны нести ракеты Х-101, и прослужат до 2020—2025 года.

9. Ту-95РЦ и F-14

В период с 22 апреля по 3 мая 2007 года два российских самолёта Ту-95МС стали участниками инцидента, произошедшего в ходе учений британской армии «Воин Нептуна», проводившихся в заливе Клайд Северного моря близ Гебридских островов. Российские самолёты появились в районе учений (проводившихся в нейтральных водах), после чего с авиабазы Люашар в шотландском районе Файф были подняты два британских истребителя. Истребители сопровождали российские самолёты, пока те не покинули район учений. По словам представителя британских ВВС, это был первый такой случай со времён завершения холодной войны.

10. 06.03.1986. Ту-142М сопровождает патрульный самолёт ВМС США P-3C.

В августе 2007 года Ту-95МС в рамках учений пролетали вблизи базы ВМС США на острове Гуам в Тихом океане, в июле — в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем, а 6 сентября британским истребителям пришлось встречать сразу восемь российских бомбардировщиков

11. F-14A или F-14D стратегический бомбардировщик Ту-95.

В ночь с 9 на 10 февраля 2008 четыре Ту-95 взлетели с авиабазы «Украинка». Два из них подлетели вплотную к воздушной границе Японии и один из них, по заявлениям японской стороны, выдвинувшей позднее ноту протеста, на три минуты нарушил границу. Вторая пара самолётов направилась в сторону авианосца «Нимиц». Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км на перехват были подняты четыре F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты перехватили Ту-95, но несмотря на это, один из «медведей» дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.

12. F-14 Tomcat и Ту-142.

Подобные случаи в международных водах стали довольно часто происходить после возобновления в августе 2007 регулярных вылетов стратегической авиации на воздушное патрулирование. В прессе обычно освещается каждый такой случай, а в странах НАТО подобные инциденты считают «провокациями в духе холодной войны».

13.

Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что если Ту-95 всё ещё летают, то они «находятся в хорошем рабочем состоянии», сказав, что «Я не думаю, что мы считаем это особенной угрозой, но мы за этим следим, внимательно наблюдаем и я уверен, что в Пентагоне за этим тоже следят.».

14.

В 2013 году начнется модернизация Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. Замене подвергнется радиоэлектронное оборудование, в то время как планер и двигатели доработкам подвергаться не будут. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные — списать. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года.

15. Снова поможем с определением! В иностранных самолётах я ничего не соображаю. Сумею узнать только такие известные самолёты, как Валькирия, Ф-117, Б-2 и конечно же Блэкбирд.

16. 09.01.2008. Ту-95 в сопровождении F/A-18 пролетает над авианосцем «Нимиц».

На фото ниже: 29 ноября 2007 года американские истребители F-22 Raptor впервые осуществили условный перехват российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Российские стретеги были обнаружены на большом расстоянии радарами США на Аляске. Один из «медведей», оказавшийся в небольшом удалении от воздушного пространства Аляски около Алеутских островов, был перехвачен и сопровождался в течение нескольких минут двумя истребителями «Рэптор» 3-го тактического авиакрыла. Предположительно, «нарушителем» в День благодарения был именной бомбардировщик Ту-95МС «Благовещенск», приписанный к 326-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (Украинка, Амурская область). Самолеты двух авиаполков этой дивизии периодически перебрасываются на северные аэродромы «подскока» Анадырь и Тикси для полетов, как говорят летчики, «за угол».

17. 29.11.2007. Близ Алеутских островов. F-22A 3-го авиакрыла ВВС США, авиабаза Элмендорф, Аляска, и Ту-95МС 326-й ТБАД, А/Б Украинка, Амурская область.

В последнее время сообщения о воздушных перехватах нашими истребителями самолетов США поступают столь же регулярно, как и информация о подготовке парада Победы.

14 апреля Су-27 перехватил американский разведчик RC-135 в небе над Балтийским морем. Американским генералам этот маневр не понравился. Они заявили, что российский пилот действовал неправильно, угрожая безопасности своего американского коллеги. Тот испугался и изменил курс.

21 апреля МиГ-31 перехватил в районе Камчатки американский противолодочный самолет Р-8. При этом американские генералы выразили удовлетворение действиями российского пилота, заявив, что все было сделано грамотно.

Комментировали эти два события разные генералы, поскольку в обоих случаях российские пилоты приблизились к перехватываемым целям на одно и то же расстояние в 15 метров.

Такого рода инциденты участились в связи с обострением отношений между Россий и США. При этом Запад традиционно обвиняет в опасных маневрах российскую сторону. То есть все переворачивает с ног на голову. Поскольку в действительности перехваты являются ответной реакцией на недружественные действия натовской авиации, интенсифицировавшей разведывательные полеты у российской границы. И если бы они не встречали отпора, то самолеты-разведчики внедрялись бы в наше воздушное пространство.

При этом маневр, который Пентагон называет «опасным», является не только эффективным, но и единственным средством заставить потенциального нарушителя границ резко изменить курс. Чем меньше дистанция сближения, тем большие эмоции испытывают американские пилоты, в этом веке не сталкивавшиеся со столь непочтительным к себе отношением. Так, в середине 2014 года над тем же самым Балтийским морем пилот Су-27 подлетел к RC-135, довольно неуклюжему самолету, на расстояние около восьми метров. Американец был настолько потрясен, что с перепугу вторгся в воздушное пространство Швеции. Шведы проявили к нему значительно большее дружелюбие.

Что такое перехват воздушного судна

Если быть точными в терминологическом отношении, то все, о чем было сказано выше, это никакой не перехват. А демонстрация намерений и возможностей. Перехват — это мероприятие сил ПВО, которое предназначено для уничтожения цели либо для вывода ее из строя или принудительного приземления. В нем используются наземные службы (РЛС и командные пункты наведения на цель), зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, а также истребительная авиация. Причем авиация специализированная — перехватчики, к которым относятся самолеты МиГ-31 и Су-27.

Последовательность действий такова. Наземные радары обнаруживают цель. Вычисляется ее координаты, расстояние, скорость, направление движения. Определяется траектория движения. И подается команда на запуск зенитной ракеты. Либо поднимается в воздух перехватчик, которому выдается полетное задание — скорость и направление полета. Что называется наведением перехватчика на цель. Следуя командам с земли, перехватчик в какой-то точке своей траектории приближается к цели на расстояние атаки. Причем он находится в положении, удобном для атаки. И либо обстреливает цель из пушки, либо поражает ракетой.

Если речь идет о принудительной посадке, то атакующий истребитель для демонстрации серьезности своих намерений делает предупредительные выстрелы из пушки. Предупредительный ракетный обстрел невозможен, поскольку ракета имеет систему самонаведения на цель.

К истребителю-перехватчику предъявляются более высокие требования, чем к самолетам, предназначенным для завоевания господства в воздухе, — по скорости и по высотности. Потому что бороться приходится с разведчиками, которые, как правило, тоже скоростные и высотные (RC-135, о котором шла речь выше, к таковым не относится).

До сих пор эксплуатирующийся в странах третьего мира, включая Украину, советский перехватчик МиГ-25 имеет максимальную скорость 3000 км/ч и потолок 27000 м. У нас он эксплуатировался с 1970 года до 2012 года. Был вооружен четырьмя управляемыми ракетами.

Су-27 при более скромных скоростных и высотных показателях (2500 км/ч и 18500 м) имеет более серьезное вооружение. Во-первых, это пушка, которой не было у МиГ-25. Во-вторых, целых 10 узлов подвески, поскольку самолет относится к классу тяжелых истребителей.

И, наконец, без сомнения, лучший в мире перехватчик МиГ-31, который сейчас модифицирован до версии МиГ-31БМ. Несмотря на то, что эксплуатируется с 1981 года, оснащение новой РЛС и системой управления вооружением привели машину к поколению 4++. У самолета появилась пушка. Оснащается 8-ю ракетами малой, средней и большой дальности (до 300 км) в различных комбинациях. МиГ-31БМ способен поражать не только любой самолет, но и крылатые ракеты. Максимальная скорость — 3000 км, динамический потолок — 29000 м, практический — 20600 м.

Противники

В середине 50-х годов в небе «блистал» Boeing RB-47 Stratojet, переоборудованный из основного реактивного бомбардировщика США. Он имел дозвуковую скорость и потолок в 13 тыс. метров, но брал своей мощью. Отстреливался из двух пушек и имел большую живучесть. За счет большой грузоподъемности (до 11 тонн) был загружен большим объемом шпионской аппаратуры, которую обслуживали три офицера. В 1954 году шесть советских МиГ-17 не смогли ничего сделать с «американцем» в районе Кольского полуострова. В том же году еще три вторжения в советские пределы прошли безнаказанно. Однако затем, начиная с 1955 года, ВВС США прощались с очередным сбитым разведчиком чуть ли ни ежегодно.

Наиболее впечатляющим стал перехват, который осуществил летом 1960 года над Кольским полуостровом капитан Василий Амвросиевич Поляков на МиГ-19.

После того, как Поляков передал на КП, что визуально определил тип самолета и его принадлежность, поступил приказ посадить нарушителя. Пилот RB-47 Уильям Палм не подчинился сигналу: «Внимание! Следуй за мной».

После чего с земли поступила команда на уничтожение цели. Поскольку Поляков находился на расстоянии 30 метров от «американца», то воспользоваться неуправляемыми ракетами было невозможно. И тогда он дал очередь из 30-мм пушки, израсходовав 111 снарядов.

У разведчика начался пожар двух двигателей. Самолет потерял управление и стал терять высоту. Экипаж, состоявший из троих человек, покинул самолет и воспользовался надувными плотами. Командир умер в воде от переохлаждения. Двоих подобрал рыболовный траулер «Тобольск». Трое операторов разведаппаратуры по неизвестным причинам самолет не покинули, и вмести с ним ушли на дно.

Появившийся в 1956 году разведчик Lockheed U-2 до сих пор обладает самым высоким в мире аэродинамическим качеством (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению) среди серийных самолетов. По сути, это планер с реактивным двигателем. Он способен парить на высоте, превышающей 20 км, длительное время, периодически отключая двигатель. Целых 4 года он был недосягаем для советской истребительной авиации — ни один самолет не мог добраться на такую высоту. За 4 года U-2 совершил 24 полета над территорией СССР. Он засек расположение космодрома Байконур и ряда других стратегических объектов.

Однако 1 мая 1960 года был сбит ракетой только что появившейся на вооружении ПВО Советского Союза ЗРС-75. С этого момента безнаказанность U-2 канула в прошлое. Именно эти ракеты сбивали его и в Китае, и на Кубе, и во Вьетнаме. В нашем небе пилоты этого прекрасного самолета судьбу больше не испытывали.

Неоднократно модернизированный U-2 до сих пор находится в строю. Но полеты на нем летчиками воспринимаются уже не как сильно полезные с разведывательными целями, а как некое чистое искусство, как поэзия неба.

Легендарный Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), эксплуатировавшийся до 1998 года, был способен разгоняться до 3,3 М и подниматься на высоту 25600 метров. За счет резких маневров мог уходить от ракеты. При его создании были использованы стелс-технологии. Однако они оказались неэффективны. При высоких скоростях корпус изрядно разогревался и сильно фонил в инфракрасном диапазоне. Еще большую заметность давал реактивный выхлоп.

Довольно долго он совершенно спокойно «навещал» Камчатку, собирая развединформацию. Правда, границу при этом не пересекал. Но после появления в составе сил ПВО МиГ-31 спокойная жизнь для американских пилотов прекратилась. Хоть, разумеется, и смертельной опасности не появилось. Несколько раз пилоты МиГов в нейтральный зоне встречали «Черного дрозда». То есть ждали, когда он перегонит перехватчик на своей страшной скорости. После чего ловили «американца» в прицел, «ощупывая» лучом системы наведения. SR-71 ощутив «поджаривание», резко менял курс и уходил в сторону от Камчатки на окинавскую базу, не выполнив боевое задание.

«Пасся» разведчик и в районе Кольского полуострова. Здесь МиГи использовали ту же тактику условного перехвата. Но однажды, 27 мая 1987 года, SR-71 увлекся и оказался над нашей территорией. По тому же самому сценарию он был вытеснен в нейтральную зону.

В конце 80-х годов активность полетов «Черных дроздов» существенно снизилась. А затем и вовсе сошла на нет. Попытки США возобновить проект в 1993 году оказались безрезультатными. Официальная версия — слишком дорогая эксплуатация уникальных машин. Однако существует мнение, которое высказывалось не только в России, но и в США, что в определенной степени на отказ от использования SR-71 повлияли способные противостоять грозной машине перехватчики МиГ-31. А также принятие на вооружение новейших модификаций ЗРК С-300, способных с легкостью достать «Дрозда» в поднебесье, как бы стремительно он ни разгонялся.

Что же касается RC-135 и Р-8, которые были условно перехвачены в апреле, то для российских перехватчиков они не представляют ни малейшей проблемы. Первый создан в середине 60-х годов. Второй начал эксплуатироваться в 2013 году. Но, по сути, это пассажирские авиалайнеры, имеющие точно такие же летные характеристики. Первый набит шпионской аппаратурой. Второй патрулирует водное пространство в поисках подводных лодок. Вот только слишком близко к российским берегам ему приближаться не стоит.

Российский истребитель Су-30 был поднят в воздух для перехвата самолета-разведчика США, который был замечен над нейтральными водами Черного моря 25 ноября около 13.00 мск, сообщили в пресс-службе Южного военного округа (ЮВО), передает .

«Сблизившись, российский истребитель облетел воздушный объект и визуально идентифицировал его как американский самолет-разведчик Р8А Poseidon. После своего обнаружения российским истребителем американский самолет-разведчик Р8А Poseidon изменил свою траекторию на удаление от воздушного пространства России», — сообщили в ЮВО. После выполнения задачи российский истребитель благополучно вернулся на аэродром базирования.

Таким образом, российская сторона подтвердила обнародованную ранее Пентагоном информацию о перехвате самолета ВМФ США во время его полета над Черным морем.

США при этом обвинили Россию в выполнении «небезопасного» перехвата.

«Американский самолет находился в международном воздушном пространстве и ничего не сделал для того, чтобы спровоцировать такое поведение со стороны России», — сообщила представитель пресс-службы Мишель Балданза.

По ее словам, действия российского истребителя расцениваются как небезопасные, потому что самолет пересек курс американского воздушного судна справа налево, что привело к «сильной турбулентности». «Небезопасные действия могли причинить серьезный вред всем задействованным воздушным экипажам и привести к травмам», — заявила она. Балданза также добавила, что перехват продолжался около 24 минут.

Беспокойство России относительно американского самолета над Черным морем неудивительно. В октябре Минобороны сообщало, что за неделю было зафиксировано 18 летательных аппаратов, ведущих разведку вдоль российских границ.

12 летательных аппаратов были зафиксированы на Западном стратегическом направлении и еще по три — на Арктическом и Юго-Западном. Кроме того, вдоль морских границ России разведку вели три корабля. Самолеты дежурных сил противовоздушной обороны (ПВО) России в последнюю неделю октября восемь раз вылетали на перехват проводивших разведку иностранных летательных аппаратов.

При этом иностранные самолеты совершают подобные разведывательные действия завидной регулярностью — статистика за начало октября была практически такой же. Разведку вблизи границ России вели 10 иностранных кораблей и 17 летательных аппаратов. С период со 2 по 8 октября дежурные силы ПВО выполнили десять вылетов на перехват воздушных целей. Один из случаев той недели — полет стратегического разведывательного самолета ВВС Великобритании RC-135W возле границ Калининградской области.

По данным западных сайтов, отслеживающих военную авиацию, самолет с бортовым номером ZZ664 вылетел с авиабазы Уоддингтон и, находясь на высоте 9,5 тыс. м, проводил разведку возле побережья. Маршрут самолета пролегал над Северным морем, Данией и южной Балтикой. 3 октября он же находился в воздушном пространстве Эстонии и осуществлял длительную разведку возле границ Ленинградской и Псковской областей.

Российская авиация регулярно проводит учения с целью подготовки к ситуациям, где необходимо провести перехват.

В конце сентября на Дальнем Востоке начались масштабные летно-тактические учения, в которых была задействована штурмовая, истребительная и бомбардировочная авиация Восточного военного округа (ВВО).

«Задействовано 100 процентов боевого авиапарка округа в Приморье и Хабаровском крае», — сообщали об учениях в пресс-службе ВВО. В ходе следования бомбардировщиков Су-24М2 в район бомбометания на практическом этапе учений пилоты Су-35 и Су-30 выполнили их прикрытие.

Кроме того, летчики истребителей Су-35, Су-30СМ, авиачасти ВВО из Хабаровского края отработали элементы воздушного боя на различных высотах, выполняли поиск, сопровождение и перехват самолетов условного противника, роль которых выполняли истребители из Приморья. В рамках завершающего этапа учений пилоты Су-35, Су-25 и экипажи новых бомбардировщиков Су-34 отбомбились по наземным групповым целям, которые были расположены на спецполигонах в Приморье и Хабаровском крае.

Понравилась статья? Поделитесь ей