Get Adobe Flash player

Бронницкой школе - 170 лет

ekole2min

Подробнее читайте в разделе

"Так начиналась Школьная история"

400 лет сражению у Бронницы

400years

Подробнее читайте в разделе

 "Форпост Великого Новгорода"

1268 - 2020 г.г. Броннице - 752 года 

brongora 02

Подробнее читайте в раделе

"Форпост Великого Новгорода"

История Бронницы

Река Ниша

 

Река Ниша берет начало в новгородских болотах, в Пырлицском болоте и впадает в озеро Ильмень. Русло реки протянулось на 70 км. На ее берегах стоят деревни Княжий Бор, Подлитовье, Жадиново, Горка, Осташево, Заднево, Поводье, Бронницы (Эстьяны), поселок Пролетарий. До начала ХХ века река была судоходной, правда, только на протяжении 20 верст в низовьи перед впадением ее в озеро Ильмень. Глубина судоходной части 7 футов. 

И.И. Еремеев, О.Ф.Дзюба, О.В.Лисицына Древнее расселение и земледелие на восточном берегу оз.Ильмень по данным археологии и палегеографии.//Записки Института истории материальной культуры. №2, 2007г.

Река Ниша впадает в озеро Ильмень южнее Бронницы. В нижнем течении река образует миниатюрное, со множеством заливов и проток, подобие мстинской дельты. Между Нишей и Мстой в меридианальном направлении тянется цепь сглаженных холмов, разделенных затапливаемыми в половодье ложбинами. Эта полоса (по Н.Н.Соколову - Бронницкая гряда) начинается на территории современной Бронницы к северо-востоку от Бронницкого холма и идет на юг на 13 км., заканчиваясь возвышенностью, на которой располагается д.Войцы. Деревня стоит на острове, но старожилы еще в начале 1990-х годов рассказывали про времена (до строительства Волховской ГЭС), когда о.Войцы отделял от "материка" лишь узкий ручей. Именно так он описан Юрьевым М.М. в 1920 г.

 

По данным за 1890 год приписана на р.Нише была одна барка грузоподьемностью 20 тыс.пудов. , длиной 20 саженей,шириной 4 сажени, высотой с надстройкой 1,6 сажени, имела осадку 9 четв. Обслуживали барку 4 чел. Первоначальная стоимость судна 200 руб.

 

За пять лет с 1865 по 1869 год на р.Нише построено 51 судно общей стоимостью 3120 руб. В среднем ежегодно строилось по 10 судов, которые загружались дровами, лесоматериалами и отправлялись через озеро Ильмень и реку Волхов дальше. Обратно возвращались не все суда.

 

По данным Статистического сборника МПС в 1894 году по реке Нише со всех ее пристаней отправлено вниз 187 тыс.пудов дров и 685 тыс.пудов лесоматериалов, прибыло снизу 52 тыс.пудов различных товаров. В 1903 году от пристани д.Эстьяны оправлено в низовья реки 9 судов и 188 плотов. Вес отправленных плотов с товарами составил 1420 тыс.пудов.

 

Вот такая она -река Ниша, спокойная и мелководная в наше время, которая памятна не только весенними разливами и наводнениями, а и своей трудовой историей.

За Бронницей по пути на Москву через реку Нишу был сооружен мост в 1836-1838 г.г. И как сообщалось в пояснительной записке начальника 2-й дистанции направленной в Департамент искусственных дел Главного управления путей сообщения и публичных зданий от 16 декабря 1861 года простоял мост 24 года и не требовал перемены ни одного бруса кроме тротуарных и половины настилов, но к тому времени пришел во всех своих частях в ветхость. При возобновлении деревянных частей моста оказывается возможным для сбережения издержек устроить мост только о 5 фермах вместо бывших 7, причем ширину нового моста полагается сделать в 4 сажени вместо бывшей в 5 саженей и 2 фута. Работы полагалось произвести летом 1862 года.

В Департаменте решили заготовки материалов произвести весной и летом, а строительство организовать в зимнее время. При этом не потребуется сооружение временного обьездного моста,т.к. в зимнее время пересекать реку можно по льду. К весне восстановить движение по мосту и закончить все работы до 1 июня 1863 года.

По Материалам для описания русских рек. вып.XL под ред. Н.А. Венедиктова, СПб 1913 г. :

Мост через реку Большая Ниша: деревянный, арочный, на каменных опорах 1838 г. пролетов -3, возвышение - 1 саж.при высокой воде, 4 саж. - при меженных водах.