Get Adobe Flash player

Бронницкой школе - 170 лет

ekole2min

Подробнее читайте в разделе

"Школьная история"

400 лет сражению у Бронницы

400years

Подробнее читайте в разделе

 "Форпост Великого Новгорода"

1268 - 2018 г.г. Броннице - 750 лет 

brongora 02

Подробнее читайте в раделе

"Форпост Великого Новгорода"

История Бронницы

Пустые щи да каша- вот пища наша

Еда наших земляков традиционно делилась на постную и скоромную, повседневную и праздничную, зависела от достатка каждой семьи. Ежедневную пищу нельзя было назвать разнообразной. «Обед новгородского крестьянина состоит большей частью из пустых щей с солью и овсяными крупами и каши; бывают калиточки или рогульки (род лепешек). Завтрак состоит из хлеба с солью и кваса». «Пища постная ежедневная: редька, капуста квашеная с огурцами и луком, разведенная квасом, ботвинья из свеклы и огурцов, щи из серой капусты с ильменскими ершами или снетками, кашица или овсянка из овсяных круп с снетками, горох, каша гречневая, или пшенная, или ячменная с конопляным маслом; праздничная: белой муки пирог с рыбой-сигом или судаком, или язем, или щукой и т.п., щи из белой капусты с снетками, горох с ситником , уха из налимов или окуней , пирог с изюмом или сушеной малиной, обмазанный бадейным медом или посыпанный сахаром; пища скоромная ежедневная: щи из серой капусты с говядиной, молоко, каша молочная; праздничная: студень говяжья, пирог круглый с говядиной или со свининой, щи из белой капусты с говядиной, жаркое из рыбы, большею частью ситник с молоком или молоко с кисилем».

Основной едой крестьянина оставался ржаной черный хлеб. Хлеб в русской печи пекли отнюдь не каждый день, а лишь раз в неделю, ибо у крестьянки не было иной возможности. К тому же считалось, что свежевыпеченный хлеб "тяжел" и вреден для желудка.

Кроме хлеба основным блюдом на столе у крестьянина были щи из рубленой кислой капусты, вареной с добавлением растительного масла (чаще всего так называемого "конопляного сока") в постные дни и сметаны — в скоромные дни. Для этого капусту квасили: заготовляя на зиму, ее рубили и клали в кадку, пересыпая слой за слоем ржаною мукой и солью. На каждый ушат шло до фунта соли. В кадку капусту набивали накрепко колотушками, сверху ставили тяжелый гнет. Иногда, если капуста давала мало рассола (особенно не кочанная белая, а листовая зеленая "крестьянская серая" капуста), то ее заливали так называемым "белым квасом. В капусту добавляли тмин, укроп, анис.

В некоторых деревнях в щи добавляли также соленые огурцы, обязательно заправляли их сеяной ржаной, или овсяной, или ячневой, или гречневой крупой, мукой и т.п. В скоромные дни иногда в щи шло ветчинное сало, изредка клали говядину или свинину (обычно после забоя), в богатых дворах — ветчину. В "Деревенском зеркале", этой своеобразной энциклопедии крестьянской жизни, русский помещик А.Т. Болотов пишет, что даже в очень богатой крестьянской семье пища была хотя и сытная, но очень простая. "Мясо на столе кроме праздников и пирования у него (то есть богатого мужика) не бывало. Щи с салом, забеленные сметаной, да каша с маслом — вот и все".

Мясо для основной массы крестьян нечерноземья являлась едой сезонной. В пищу мясо шло обычно спустя 2 дня после битья скотины (говядина и свинина) и ее хранения на льду (баранина и телятина — спустя одни лишь сутки). Зимою убойное мясо лежало не менее пяти суток (а баранина и телятина — не менее 3-х суток). В летнее время мясо клали, чтоб не испортилось до готовки, в воду, или в уксус, или в пиво, или в кислое молоко. Телятину или молодую свинину, баранину и т. д. варить клали сразу в кипяток". В другое время в еду изредка шли мясные соления. Как правило, мясо берегли до так называемой "свальной работы". Хорошая хозяйка берегла молоко на "молочные скопы"(то есть творог, масло), которые продавала, а взамен "покупала... мясо, а особливо в те времена, когда была тяжелая работа".

В повседневную жизнь села постепенно входило чаепитие. Как отмечалось в Этнографическом описании Бронницкого Яма « в очень редком доме нет самовара и в шкафе чайной посуды». В праздник гостей угощали спиртными напитками. «Новгородский крестьянин употребляет водку в излишестве, особенно по праздникам; вероятно, это зависит от малопитательной пищи, чрезмерных трудов и холодного климата». « Есть такие удальцы, что выпивают по ведру пива, и как же его раздует! Не согнуть ни пальцев ни рук- сидит вытаращив глаза, и ничего не видит не понимает». «Праздники крестьянин делит на пивные и не пивные; он рад празднику и всякому, но пивному рад вдвое». От пянства следуют проблемы: «от одного порока рождается другой , от пьянства ссора, драка, самоуправство, жалоба и тяжба».

Один из крестьян соседней с Бронницей деревни Русская (теперь Русско) жаловался корреспонденту Вестника Новгородского земства (1906г. №23) на трудную жизнь и нехватку земли: «по 3 десятины приходится на двор, а бронницкие имеют по 17 десятин». Разговор происходил накануне местного престольного праздника и этот крестьянин собирался в Бронницу закупить водки. Несмотря на жалобы о тяжелом материальном положении, на три дня праздника он собирался потратить на водку до 40 руб. Как давно это было, но традиции так нам знакомы.

Французский посол Луи Сегюр, прослуживший несколько лет в России во времена Екатерины І І писал: Русское простонародье, погруженное в рабство, незнакомо с нравственным благососотянием, но оно пользуется некоторой степенью внешнего довольства, имея всегда обеспеченное жилище, пищу и топливо,оно удовлетворяет своим необходимым потребностям и не испытывает страданий нищеты, этой страшной язвы просвещенных народов.

Новгородки: веселый нрав немало увеличивает их прелести

С.И.Носович в своих записках так описывал нравы новгородцев: «Наш народ в общежитии своем необыкновенно груб, у него есть обычаи и обороты речи, грубые до цинизма; есть некоторые слова которые положительно и постоянно заменеы на языке народном словами грубыми и невозможными ни в какой печати..», «несмотря на это и рядом с этим, сколько прекрасного имеет наш народ: радушие, ум, сердечность». А М.С.Руднев в статистических сведениях о Новгородской губернии восклицал: «Надобно, впрочем, отдать справедливость добродушному нраву жителей Новгородской губернии и жажде их грамотности. На ярмарку, бывающую летом в Новгороде, привозят книги духовного и нравственного содержания и они распродаются довольно успешно». Что касается чтения книг, то такое занятие оставалась привилегией мужчин. Для женщин, обременненых ведением хозяйства, уходом за детьми и полевыми работами это было нереально. «Семейные отношения крестьян вообще довольно грубы; женщина не пользуется должным уважением и часто обременена чрезмерными работами»- писал И.Можайский в Учебном курсе географии Новгородской губернии. «Возьмите например положение женщины –крестьянки. Что может быть гнуснее и тяжелее этого положения. Крестьянка есть раба, в полном значении этого слова, своего мужика, который смотрит на бабу как на существо низшее, недостойное иметь никаких прав, а постоянно несущее только обязанности: жены, матери, главное же работницы… больна ли она, мужик этого не разбирает, а гонит ее на работу, бьет ее за неуправку в домашнем хозяйстве, в жниве, за все, и она должна работать наряду с мужиком, а с детьми, печкой, с домашним скотом и птицами справляться, когда знает и как знает; словом она была в старину крепостною и будет таковой»- с горечью замечал С.И.Носович.

Эту суровую долю русской женщины отметил в конце XVIII в. И. Георги: "Они весьма пекутся о чистоте в доме, прядут на самопрялках и на пряслице, ткут холстину и сермяжные сукна на станках... белят, валяют, красят, вяжут кружева... для утиральников и повязок, делают войлоки, стряпают кушанье, пекут хлебы, смотрят за домашнею живностию и вообще больше всех других европейских поселянок упражнены, можно сказать, до излишества, ибо сверх работ своих во весь почти год отправляют на дому и в поле те же работы, что и мущины, выключая немногих".

"Женщины чрез зиму прядут, кормят мелкую скотину и мужчинам в присмотре за крупною помогают. С марта по июнь ткут холсты и сукна, вышивают гарусом ширинки и платки, в огородах копают, садят овощи и помогают мужчинам в чищении лугов. В июне возят навоз и оный разбивают. В июле ходят на сенокос, лен полют, потом выбирают и рожь жать начинают. В августе продолжают жнитво, выбирают и стелят лен, овец стригут. В сентябре дожинают хлеб, огородные овощи убирают, мнут и треплют лен. В октябре и ноябре пособляют молотить". А вдовы еще и пашут, и боронят, и сеют.

С осени примерно до марта женщины чесали лен и пряли. "Крестьянка в неделю отпряжет льну два фунта. Из тонкой пряжи выткается 3 аршина, из толстой — пять. А в зиму напрядет она на 80 аршин по цене 5—6 руб." С марта женщины начинают ткать холсты и полотна. "Прилежные крестьянки" ткут за 3 месяца от 50 до 80 аршин холста (то есть от 36 до 57,6 м). На изготовление 80 аршин (57,6 м) при той же длительности ежедневного труда необходимо было 72 дня. И это при условии полного освобождения от других работ и забот. Но ведь от них крестьянку никто не освобождал. В итоге получается, что, ведя все работы по хозяйству и делая 50 аршин за 3 месяца, крестьянка ежедневно должна была тратить на ткачество 5,5 часа. А если за 3 месяца она умудрялась сделать 80 аршин, то в каждый из 90 дней она должна уделять ткачеству по 8,8 часа(!)

И в результате «женщины сохраняют свою красоту только до замужества, по выходе замуж женщина начинает дурнеть и года через три так изменяется наружность, что узнать трудно. Замужняя женщина скоро теряет белизну лица и румянец, становится желта, глаза теряют блеск и становятся мутными, безжизненными, округлость форм исчезает, углы костей обрисовываются грубее, кожа грубеет и морщится и в какие нибудь пять лет замужняя женщина , имевшая в девушках очень приятную наружность, делается более похожа на мужчину. Причиной такого быстрого изменения красоты на уродство частые роды, постоянные изнурительные работы и особенное положение женщины в крестьянской семье» Вот такую мрачную картину превращения девушки- красавицы в изнуренную крестьянку нарисовал нам в своем «Статистическом обозрении..» М.С.Руднев.

Не все так безысходно было в облике женской половины населения губернии. «Но главное, в чем соглашаются путешественники и отдают должную справедливость-женский пол: доныне ведется прерасная кровь новгородок, славимых за красоту; доныне встретите Ксению с пламенным глазами, с большими ресницами, и вы угадаете новгородку по среднему росту, круглому белому лицу и высокой груди. Веселый нрав немало увеличивает их прелести». Так восторгался нашими женщинами автор Путеводителя 1839 года «От Москвы до Санкт-Петербурга и обратно».

Как ни тяжело жилось нашему крестьянину, но были в империи места где совсем не в моготу было ее подданным. Так, в конце 60-х годов XIX в. группа крестьян из Эстляндской и Лифляндской губерний, всего 352 человека, выехали из Петербурга для расселения в Новгородской губернии в Маслинских и Бронницких казармах, которые в те годы пустовали. До мест добрались только 256 человек. Остальные умерли по дороге. О жизни переселенцев в Броннице нам, к сожалению, ничего не известно.

Жили наши предки не долго. Может показаться невероятным, но средняя продолжительность жизни в России в 1862 году по расчетам В.Я.Бунявского составляла 31,6 лет, а конкретно, для мужчин - 30,87 лет, для жещин -31,6 лет. В 1896 году- 30,5. В 1913 году продолжительность жизни немного возросла, но все же не достигала 34 лет, а к 1920 году резко сократилась на 10,5 лет; до 20,5 лет для мужчин и до 26,3 лет для женщин. Здесь и войны прошлись с косой и революция и эпидемии.

Данные по Новгородскому уезду о числе жителей по возрастам приведены в этой таблице

 

По переписи 1897 года

По переписи 1917 года

Возраст

Человек

%

Человек

%

До 1 года

25510

3,2

17161

1,7

От 1 г. до 9 л. включительно

182968

22

216050

21,6

от10 до19 лет

164010

20

207642

20,7

от20 до 29 лет

122787

15,3

154937

15,5

от 30 до 39 лет

98304

12,3

118493

11,8

от40 до 49 лет

75848

9,5

96347

9,6

от50 до 59 лет

57270

7,1

72432

7,3

от60 до69 лет

44054

5,5

48302

4,7

от70 до 79 лет

22219

2,8

24800

2,5

от80 до 89 лет

7519

0,9

8646

0,9

от 99 до 100 лет

1554

0,2

2107

0,2

Более 100 лет

158

0,03

292

0,03

Неизвестного возраста

419

0,07

35119

3,47

Всего

802620

 

1002328

 

По данным за1913 год в Новгородском уезде родилось 2 578 мужчин и 2 546 женщин, всего 5124чел., а умерли 2 222 мужчины и 2006 женщин (всего 4228 чел.). Как видим очень высокий процент смертности -82,5%. В результате разница составила 356 мужчин и 540 женщин (всего 896 чел). Заключено было браков 1002. В Бронницкой волости ежегодный прирост за период 1858-1917 г.г. составил 1,1%.

Газета «Волхов» в 2007 году (№39, 26.09.2007) сообщила, что средняя продолжительность жизни в Новгородской области по данным за 2006 год составила - для мужчин 55,7 лет, для женщин 70, 6 лет.