Get Adobe Flash player

Бронницкой школе - 170 лет

ekole2min

Подробнее читайте в разделе

"Школьная история"

400 лет сражению у Бронницы

400years

Подробнее читайте в разделе

 "Форпост Великого Новгорода"

1268 - 2018 г.г. Броннице - 750 лет 

brongora 02

Подробнее читайте в раделе

"Форпост Великого Новгорода"

История Бронницы

«Один из лучших ямов изо всей дороги между обеими столицами» Бронницкий Ям

В древние времена передача вестей по приказу Князя обеспечивало непосредственно население. В новгородских землях эта обязанность называлась повозом. С пришествием на Русь татаро-монголов доставка вестей становиться более организованной. В ярлыке хана Менгу-Тимура 1 августа 1267 г. впервые появляется термин ям (от тюркского « дзям» - дорога).

При Иване ІІІ создается государственная служба, которая приходит на смену повозной повинности –ямская гоньба. Устанавливается ямская повинность- обязанность населения поддерживать дороги в проезжем состоянии, обеспечивать проезжающих по казенным делам подводами, проводниками, а также доставлять грузы в нужные места. На переправах обеспечивать гребцами и лодками. Проплывающим на лодках также предоставлять гребцов и суда. Так в подорожной выданной Елке подьячему, сопровождавшему мазовецкого посла в 1493 г. записано: «…а от (Вышнего) Волочка Мстою рекою до Великаго Новгорода всем людям, чей бы хто ни был, чтобы есте ему давали судно и гребцы и кремника (проводника, рулевого). А где им прилучится стати, и вы бы им давали корм на стану, по сей грамоте». На дорогах, через 20-30 верст устраиваются ямы- дорожные станции.

Одним из таких ямов становится Бронница и получает название Ям- Бронница. Строился Бронницкий ям в 1573 году вместе с 8 другими ямами на Московской дороге. Для организации яма присылался «стройщик». Он подбирал ямщиков, причем не только из той деревни где располагался ям. Нового гонщика избирали в присутствии односельчан в церкви. Будущий ямщик целовал крест и давал обязательство «ямскую гоньбу гонять с прежними ямскими охотниками в ряд, а на кабаке не пропиваться, и зернью ( в кости), и в карты не играть, и ни каким воровством (преступлением против государства) не воровать, и никуда не збежать, и ямской гоньбы жеребьев своих в пусте не покинуть». Приходской священник составлял поручательство (излюбленный список) за подписью 8-10 человек односельчан. В списке отмечалось, что новый ямщик «человек добр и семьянист, и животом прожиточен, и Государеву ямскую гоньбу гонять мочно». Ямщик записывался государственным служилым человеком.

Вот один из таких актов поруки от 1609 года:

Се яз Ананий, Юрьев сын,  да яз Фома, Владимиров сын и пр…все мы охотники Московской дороги, Бронницкого яма, поручилися есмя волостным людем Николо-Вяжисского монастыря крестьянам  по охотнике –по Матвею Еремееве сыне Вяжисском, в том:  житии тому охотнику на Московской дороге на Бронницком яме  в охотниках; и живучи государева царева и Великого Князя Василия Ивановича всея Руси гоньбу гоняти с своею братиею ровно, и государевых послов по своей череде отпущати, а держати ему по государеву указу, на выти по три мерина добрых гонных  со всем гонным запасом  с летним и  с зимним; и никаким вороством не воровати, и зернью не играти… и убытка и волокиты волостным людям -не учинити. А подмоги ему охотнику дано,  на   нынешний сто седьмой на десять год с Соборного Воскресенья (первого воскресенья великого поста) по сто восьмой на десять год по Соборное же Воскресенье,  к старой годовой подмоге, 10 рублей да десять четей хлеба ржи и овса пополам, для  государевой гоньбы и дворового поставленья и для гонных лошадей и  гонного запаса, а впредь давать ему охотнику, на всякий год  по пяти рублей денег, да по пяти коробей хлеба,  ржи  и овса пополам. И за эту ему подмогу охотнику на Бронницком яме двор поставити, избу, да клеть, да конюшню, да около двора тын, - и пашню  пахать, и  в нынешнем году о подмоге не бить челом, и убытка и волокиты  не учинять крестьянам. А не учнет тот охотник Матвей на яме жить и государевы гоньбы гонять   и что в том волостным людям учинится убыток  и волокита, и то все взять с нас поручников в лицах – по сей записи.

Яму выделялись земли под приезжий двор и слободу, под пашни, луга и лесные угодья, а также целые оброчные деревни, жители которых обязаны были снабжать ямщиков хлебом и сеном. 

Ественно, получая дополнительные земельные угодья бронницкие ямщики сразу оказывались в привелигированном положении по сравнению с крестьянами своей и окрестных деревень.

Первоначально ямщики сами гоньбу гоняли редко. Да и было их на яму человека 2-3. В их обязанности входило обеспечить содержание ямского двора. Повозом занимались жители Бронницы и окрестных деревень в порядке отбывания повинности, которые поочередно дежурили с лошадьми. Гонцу предоставлялись лошади, подводы, корма, проводник. Ямщик имел право потребовать все это с крестьян, а кроме того и расчистку дорог от поваленных деревьев, гатей, ремонт мостов. Помогать обязаны были все крестьяне «чей хто ни буди».

Жили ямщики в курных избах, отапливаемых по- черному. Печь без трубы занимала пол -избы. В окнах серый бычий пузырь с трудом пропускал солнечный свет. Вдоль стен широкие лавки, широкий стол и прокопченная икона в красном углу. В зимние вечера вся семья под треск лучины усаживалась за столом. Мужчины ладили конскую сбрую, женщины пряли, шили, вышивали. Укладывались спать рано: на лавках, на полатях под потолком.

Рядом с избой огороженный двор с лошадьми, коровами, овцами, здесь же хранились телеги, сани, хомуты, сбруя.

К середине ХVI в. складывается круг крестьян которые добровольно чаще других гоняли ямскую гоньбу и все меньше отличались от ямщиков – охотники. Селиться они также старались поближе друг к другу. В 1560 г. в Броннице возникает ямская слобода. До нашего времени сохранилось в народе название улицы Речной, что тянется вдоль Мсты –старая слобода. Само слово слобода указывает на привелигированный статус ее жителей. Ямщики освобождались от всех повинностей и получали казенное содержание 20 рублей деньгами и 40 четвертей овса и ржи пополам. Иногда вместо денег присылали сукно, кумач и другие необходимые товары. В свою очередь ямщики обязаны были содержать по 3 лошади на двор. Вдобавок ямщикам за провоз платили погонные- 3 деньги за 10 верст. К тому же ямщики наделялись землей и даже из монастырских владений. По описаниям путешественников того времени ямская станция находилась у берега реки Мсты.

К концу ХVІ в. в Броннице проживало 68 ямщиков с семьями. Бронницкая слобода имела свое тавро для метки лошадей- «Государево казенное пятно» с изображением волка, которое ставилось на левой задней ноге лошади. На соседнем, Зайцевском яме, на клейме был изображен заяц, на Крестецком яме – крылатый змей.

Обязанность справлять ямскую почтовую гоньбу освобождала ямщиков от выплаты государственных податей. Ямщики не являлись членами крестьянского общества. Местная администрация стремилась не допускать чересполосного владения землей ямщиков и государственных крестьян. Ямщики были изьяты из ведения местной администрации и подчинялись особым ямским управителям до упразднения Ямской канцелярии в 1822 году.

Жили ямщики немного лучше тяглого населения России, поэтому некоторые крестьяне стремились попасть в число гонщиков.                                                                      До нас дошли описания Бронницкого яма в книге А.Михайловского –Данилевского 1897-1808г.г. «Путешествие из Санкт-Петербурга во Псков, Великий Новгород и обратно». «Один из лучших ямов изо всей дороги между обеими столицами»- утверждает автор. «Дома ямщиков отменно хороши. Многие есть каменные. Чистота необыкновенная. Ямщики зажиточны, здоровы, веселы, прилежны, чего более от их желать? Местоположение отменно хорошее, романтическое».

А вот записки оставленные бароном И.Ф. Унгерн-Штернбергом, ландмаршалом лифляндского дворянства, секретарем уездного суда (г.Тарту). В 1810г. его путешествие в Москву пролегало через Бронницу. «Вся дорога от Новгорода до следующей станции Бронница – а это расстояние в 35 верст- как пол, выстлана широкими тесаными балками, плотно уложенными и закрепленными перилами по бокам. По ней почти всегда галопом, с грохотом проносятся превосходные местные почтовые лошади. Этот отрезок пути значительно лучше типичных московских дорог… Прямо перед крупным приходским центром и ямской станцией Бронница мы на большой, но недостаточно широкой для того чтобы разместить запряженную лошадьми повозку , лодке, перетягиваемой канатом от одного берега к другому , пересекли широкую и бурную реку Мста. Подобная поездка с непривыкшими и пугливыми лошадьми, даже ночью, может быть довольно опасна!

Здесь нас привел в изумление добротный и чистый постоялый двор и гостеприимство хозяев. Поскольку колеса нашей повозки требовали серьезного ремонта, мы расположились за ужином и чаем. Это время пролетело незаметно.

Наше любопытство вызвало современное высокое каменное здание, и нам рассказали, что его строителем и владельцем был зажиточный крестьянин этой деревни по фамилии Баранов, который недавно, во время плавания в Новгороде на своей барже, был задавлен одной из деревянных балок.

Природной особенностью окрестностей деревни Бронница является единственный на всей равнине конусообразный холм, вершину которого украшает каменная церковь и глубокий, всегда наполненный водой колодец. Оттуда открывается прекрасный вид, с одной стороны на далекую Валдайскую возвышенность, а с другой – на Новгород и озеро Ильмень. По бокам этого загадочного холма расположены пашни, на которых романтически разбросаны гранитные валуны.

Является ли этот необычный холм, как гласит народное предание, надгробным памятником великому колдуну, или же это храм, возведенный людьми еще в языческие времена, в который отовсюду и даже с дальнего севера съезжались люди для получения предсказаний, или же его образование просто каприз природы, и это небольшая часть Валдайской возвышенности? Что из этого правда – я не берусь судить. До сих пор каждый год в Иванов день на этом холме проходит веселый народный праздник посвященный Амуру, богу любви у всех народов, и северному Бахусу, - во время которого проводятся магические игры и люди могут получить по большей части желаемые, а не правдивые предсказания.»

С освобождением в 1703 году ижорской земли и основанием Санкт-Петербурга интенсивность на Московско-Новгородской дороге возрастает.

В новой столице Петр І решил также организовать ямскую станцию. Для этого в 1714 году ямщиков собрали из разных областей России. Призвали и из Бронницы. Но для устройства на новом месте необходимых условий создано не было. Отсутствовало жилье, не хватало лошадей, упряжи, обещанное жалованье по долгу не платили. В историческом архиве сохранились жалобы бронницких ямщиков на тяжелую службу. И, что примечательно, составлены они не писцом, а написаны собственноручно грамотными ямщиками.

206. 1723, 1 марта. Письмо Петра I к Екатерине Алексеевне. 

                    Катеринушка, друг мой сердешнинкой, здравъствуй!

                   Я сюда доехал черепом, а отсель черепа по дороге, где подводы стоят, нет; а проселачная уска; также и на преспективой, сказавают, черепу нет. Того ради я сани здесь покидаю, а еду водою (понеже Волхов прошел) до прешпективы, а там калясками. Я вчерась ехал Мстою, лед был еще крепок, только ехал [в] валковънях; а тебе своими саньми тут ехать опасна: поежай летником.[253]253 

                 Также есть озеро, не доежая Бронниц, зело худо, и мы страхом переехали; а ты объедь кругом, о чем я и ямшикам приказывал, чтоб вам а том сказали. А когда приедешь сюды, поежай водою, взяв коляски, а суды велел пригатовить; а коляски на бронницкой ям послать велел г. маеору Волкову. 

Петр. 

Из Новагорода, в 1 д. марта 1723.  

  (Волковнисани; летниклетняя дорога, череп -наледь, весенняя подмерзшая вода с остатками снега).

В 1851 году начинается движение по всей Николаевской железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом. Население сразу оценило преимущества нового вида транспорта. И уже только за один 1852 год железной дорогой было перевезено 730 тыс. пассажиров, а за 1860 год - 1 млн. 226 тыс. пассажиров. Конечно, такие объемы для ямщиков были непосильны, не говоря о скорости перевозки. Например в 1865 г. поезд из Москвы отправлялся в 12.00 и прибывал через 20 часов в Санкт Петербург в 8.00., стоимость билета была в 1 классе-19руб., в 3 классе -10 руб. Уже в 1895 году курьерский поезд совершал путь от столицы до столицы за 12, 5 часов- вполне современная для России скорость не считая элитного «Сапсана».

Необходимость содержания крупных ямских станций отпадает. По тракту стали путешествовать только на короткие расстояния да перевозить небольшие грузы. Часть ямщиков переводят в государственных крестьян. Сокращается и количество лошадей на станции. Так, по данным Памятной книжки Новгородской губернии 1865 г. на почтовой станции в Броннице числилось всего 11 лошадей.