Get Adobe Flash player

Бронницкой школе - 170 лет

ekole2min

Подробнее читайте в разделе

"Школьная история"

400 лет сражению у Бронницы

400years

Подробнее читайте в разделе

 "Форпост Великого Новгорода"

1268 - 2018 г.г. Броннице - 750 лет 

brongora 02

Подробнее читайте в раделе

"Форпост Великого Новгорода"

История Бронницы

Во второй половине ХІХ – начале ХХ в.в. Бронница - крупное село, центр  одноименной волости в Новгородском уезде. В пределах волости располагались  32 поселения, а также  Аракчеевские казармы  около д. Новоселицы. Все селения  стояли, в основном,  вдоль реки Мсты. Это облегчало хозяйственные связи между деревнями, а также  с волостным, уездным  и губернским центрами.

Бронница с Московского тракта смотрелась селом не бедным, а зажиточным – из 167 домов ( в 1847 г.) одна треть были каменные, в большинстве своем двухэтажные.

В селе размещалось волостное правление, урядник, сборный пункт военно-конского участка, Минстерское двухклассное училище (школа) с ремесленным классом, в собственном здании, построенном на средства сельского  общества. В училище обучалось 57 мальчиков и 35 девочек ( 1900 г.) . Для просвещения крестьян работала сельская библиотека. Церковная служба проводилась в двух храмах: в Преображенском и Введенском. Молитвенный дом в селе  собирал старообрядческую общину.

Особое расположение Бронницы на пересечении мстинского водного пути и Московского тракта обеспечивало жителям   села постоянную занятость  в хозяйственных делах,  в торговле и на перевозках. Новый Бронницкий мост через Мсту, построенный в 1902 году на опорах прежнего моста К.Рейхеля существенно облегчил транспортное сообщение с губернским  Новгородом.   Ежедневно, днем и ночью,  через Бронницу проезжало до 40 подвод с людьми и различными грузами: почтовой корреспонденцией, мясом, птицей, дровами, сеном, товарами, а в течение года до 14600 подвод в разных направлениях персекали село. Передвигались не только на повозках, около  100 человек чернорабочих и босяков за сутки проходили через Бронницу направляясь на заработки в другие края или возвращаясь домой. На Новгород постоянно перегоняли на продажу телят, коров, коней.

В сезон навигации, продолжавшийся 8 месяцев в году,   днем и ночью напряженно работала река Мста. Гонки и барки груженые лесом и различными грузами  спускались с верховья реки и направлялись через Вишерский и Сиверсов каналы к Волхову и далее в Новгород и Санкт-Петербург. За навигацию 1911 года 384 судна и 1305 гонок прошли мимо Бронницы в Вишерский канал, а 602 судна и 1151 гонка  проследовали к Сиверсову каналу. Все эти 986 барок и 2456 гонок обслуживали, по подсчетам земства, огромное число судорабочих и бурлаков – 16944 чел. Нередко им приходилось причаливать к бронницкому берегу и запасаться провизией и другим необходимым в нелегком речном плавании.  Но река жила не только транзитными перевозками. Местные жители не могли обходиться без лодки для сообщений с ближними деревнями, губернским Новгородом, перевозки заготовленного сена, дров, для рыбной ловли. На бронницкой пристани загружались барки сеном и товарами, выгружались грузы из Новгорода необходимые для села и окрестных деревень. 

Жители села трудились на земле, выращивали хлеб, картофель, различные овощи и занимались подсобными промыслами, в основном, для собственных нужд. Изготавливали хомуты, упряж, ложки, холсты, бочки, коромысла и другие изделия необходимые в крестьянском быту. Местные умельцы рисовали иконы.

Два небольших кирпичных завода и одно сенопресовальное производство составляли мелкую промышленность села. На каждом из таких производств и заводиков трудилось по 2-3 рабочих.

У Московского тракта располагалась почтовая станция государственного ведомства,  реорганизованная в последствие в почтово-телеграфную станцию. Два раза в неделю поступала сюда почтовая корреспонденция   и отправлялась по почтовому маршруту. Выполняла почта и пересылку отправлений земской почты, оплаченной по почтовым маркам новгородского земства. Служила  почтовая станция и как обывательская станция для перевозки местных чиновников и жителей без должностей в пределах уезда. Для этого на обывательской станции содержались 6 лошадей. Если лошадей не хватало, то их можно было нанять у местных жителей всегда готовых подработать.

В сезон - с конца июня по сентябрь,  обычно проходила  массовая заготовка сена. Тысячи крестьян из ближних и дальних  уездов ежегодно сьезжались на бронницкие покосы: из Старорусского, Крестецкого, Боровичского, Валдайского, Демянского, Новгородского уездов, а также из Тверской губернии.  Владели этими покосами 10 сенопромышленников и на каждого из них работало в сезон  ежедневно по 200 человек. Таким образом,  в дни сенокосной страды 2000 человек устраивали свое временное жилье в поле и с раннего утра и до поздней ночи трудились в окрестностях села.

Медицинскую помощь жителям оказывал Бронницкий фельдшерский пункт.

Для обслуживания жителей села и всего потока людей, постоянно проезжающих по Московскому тракту, проплывающих по Мсте, прибывших на сенозаготовки, в Броннице были устроены (по данным за 1910 год) 2 трактира, 5 чайных лавок, 5 мелочных лавок, 4 мануфактурных и хлебных лавок, винная лавка, 2 пивных лавки, 2 мастерские по ремонту и пошиву обуви, лавка по продаже обуви.

Два раза в год на Иванов день и Введение  в Броннице проходл торжок- ярмарка местного значения. Подробне см.раздел Пересекая грань веков

Бронницкой школе 170 лет

Здание путевого дворца в котором в 1945-1970 г.г. размещалась Мстинская школа с.Бронница

Приходское училище (школа) открыто в с.Бронница в 1843 году губернской Палатой государственных имуществ по решению Министерства государственных имуществ для детей казенных крестьян к числу которых относились ямщики.

Таких училищ в губернии было открыто 11. В первый год в бронницком училище обучалось 20 детей в первом полугодии и 33 во втором полугодии. Обучение было бесплатным, трехлетним и охватывало детей (первоначально только мальчиков) с 8 летнего возраста . С 1844 года было разрешено принимать на обучение и девочек. В 1851 году училище посещали вместе с 25 мальчиками 12 девочек.

Подробнее в разделе "Школьная история"