Get Adobe Flash player

Бронницкой школе - 170 лет

ekole2min

Подробнее читайте в разделе

"Школьная история"

400 лет сражению у Бронницы

400years

Подробнее читайте в разделе

 "Форпост Великого Новгорода"

1268 - 2018 г.г. Броннице - 750 лет 

brongora 02

Подробнее читайте в раделе

"Форпост Великого Новгорода"

История Бронницы

Народ крупнее и красивее, чем в прочих местах губернии, лицом красивые, более русые

Жили наши земляки в традиционных рубленых жилищах. Как отмечалось в Военно- статистическом обозрении Российской империи (1849г.) «Селения большею частью выстроены в одну улицу вдоль по дороге, избы в Новгородской губернии у русских , хотя и черные по большей части, но везде высокие, с подполицами, в которых зимой помещается мелкий скот; с полатями и широкой привольной печью, где крестьянин сушится и нежится после трудов» . Строили дома из боровой сосны или ели. Знаток крестьянского быта русский помещик Болотов писал, что если строили жилье из березы, то у людей, как правило, возникали сильные головные боли, тошнота, а иногда даже вылезали волосы на голове.

В тех селах где крестьяне жили беднее «строились избы одноэтажные, с двумя или тремя окнами, крыты соломой, большей частию курные, с деревянными на кровле трубами», без потолков. До середины ХІХ в. дома в наших деревнях топились по черному. При этом дом отапливался меньшим количеством дров, что было важно для крестьянина. Такой способ топки печи, даже при открытых дверях и окнах, быстро нагревал помещение при сравнительно небольшом расходе дров пишет Л.Милов в своей книге «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса». Неудобства, связанные с этим способом топки, сказывались не столь ощутимо, так как нижний уровень дымового слоя во время топки избы в помещении без потолка был на довольно большой высоте и позволял находиться в избе. К тому же дым постоянно дезинфицировал помещение, изводил непрошенную живность:тараканов, сверчков и т.п. «Горечи дымные не претерпев, тепла не видати» - говорили в старину. При строительстве печей кирпичи не использовали. Печь делалась из глины, с углами не острыми, а закругленными. Поэтому вся форма ее плавно вписывалась в деревенскую избу.

Во второй половине XVIII в., в деревенских избах стал появляться потолок. Во время топки в такой избе было трудно находиться. Дым стлался чуть ли не до самого полу. При этом начала шире распространяться топка по белому, хотя и требовалось для этого больше дров. Изба стала выглядеть опрятнее. Все крестьянские пожароопасные припасы – лен, пенька, пряжа, прутья, солома, и даже сено теперь размещались на чердаке, а в избе стало намного теплее.

В 1870-е годы, как описывал современник, «даже в отдаленных местах губернии, у зажиточных крестьян строятся хорошие дома, вроде городских, с затейливыми крыльцами, окрашенные снаружи преимущественно яркими красками, а внутри оклеенные обоями».

Вот как описано жилище новгородского крестьянина в многотомнике «Живописная Россия» (т.2, Спб,1848г.).

 «Под жилыми  домами  понимает здесь русский человек избу, одно или двухэтажную, сенную связь и сарай с дворами и хлевами. Изба всегда строится квадратная, а стены ее проведет хозяин в длину сажени на 3-4. Пол тоже зря настилать не станет, а поднимет его сажени на полторы от земли и займет все подполье либо летниками или летними горницами, либо скарбовым кутом. В самом жилье, в горнице, вышина от пола до потолка доходит до 2 сажен, так что дышать всей семье есть чем. Окон в избе много. Во всей горнице, как изстари повелось чуть ли не по всей Земле Русской, есть «большой угол»- место    почетное, так как здесь образа помещаются, да и свету больше. В заднем углу помещается громадная печь. Лавки и здесь по всем четырем стенам приспособлены для сиденья, а под ними, зачастую, найдуться и краморы. Устье печи всегда обращено к заднему углу; к другой стороне печи, которая  обращена к двери, приделываются   пониже верхней площади печи полати, во всю длину ее лавка в аршин шириною, называется «прилавком» - было бы где рабочему человеку привалиться да «Сну с Дремотой помолиться». В полу, зачастую под прилавком, делается проруб такой же величины как прилавок; над прорубом устраивается рундук в пол аршина вышиною от полу; затворяется он ставнем,  который  известен под названием «подпольницы», в низ же под пол прилаживаются ступени, ведущие в нижние краморы. Сенная связь пристраивается к той стене избы в которой вырублена  дверь; она состоит собственно из сеней и 2-х кладовых, обращаемых летом в летние горницы, а зимою в краморы.

Если хозяин человек запасливый, то он в одной из кладовых прорубит окно и устроит в ней жилую чистую горенку, или боковушку, без которой ни один, сколько нибудь состоятельный крестьянин, здесь не обойдется».

И.Добронравов в «Этнографических сведениях о жителях Бронницкого яма Новгородского уезда и губернии» (1847 г.) дал описание нашего земляка : «Средний рост людей -2 аршина и 5 вершков (164 см.); главные части тела : голова, руки, ноги и пр. соразмерны между собой; господствующий цвет волос темно-русый, глаз-серый, вообще-здоровы». А вот священник, секретарь губернского статистического комитета Н.Г.Богословский, разъезжая по губернии имел возможность сравнить и эти сравнения в пользу наших земляков: «В Новгороде, по большим дорогам в ямских слободах и в бывшем военном поселении, народ крупнее и красивее, чем в прочих местах губернии. Новгородский и Старорусский уезды отличаются перед прочими ростом и дородством своих жителей. В Новгородском уезде очень часто встречаются рослые люди в 2 аршина и 8 и 10 вершков, самый обыкновенный рост в 2 аршина и 5 вершков, лицом красивые, более русые».

В тех же Этнографических сведениях о жителях Бронницкого Яма, собранных в 1840 году И. Добронравовым перечисляются все разнообразные виды и расцветки одежды.

Зимой мужчины обычно одевали овечью шубу -короткий овчинный нагольный тулуп, прямого русского покроя с шалевидным воротником, запахивающийся как халат, без пуговиц и крючков. Подпоясывались тулупы обычным суконным покромком –узким, отрезанным от домотканного сукна краем ткани, или специальным кушаком.

Сверху одевался длиннополый армяк серого или толстого синего сукна, подпоясанный каламенковым или другим шерстяным поясом. На первый взгляд кажется более логичным одеть армяк под тулуп, а не наоборот. Но для крестьянина важнее было сберечь тулуп, так как овчина домашней выделки была непрочна и быстро изнашивалась. Служила такая шуба в среднем 3 года.

В праздник на поднадевку длинную суконную или нанковую одевался сверху тонкий синего сукна армяк, подбитый фланелью; у зажиточных: тулупы на мерлушечьем меху (из шерсти молодого двухнедельного барашка), покрытые синим же сукном.

Летом: полубумажная домотканая рубашка с пестрятинными домоткаными портками и короткая поднадевка из толстого синего сукна или из нанки, грубой хлопчатобумажной ткани, (название происходит от китайского города Нанкин); в праздник: ситцевая рубашка, у богатых-черные плисовые штаны из грубой хлопчатобумажной ткани с ворсом, у бедных -штаны из голубой нанки, армяк из тонкого синего сукна; на голове зимой суконная шапка с шитым околышем или суконная фуражка с козырьком; летом –поярковая шапка, из меха первой стрижки ягненка; на ногах: в простой рабочий день кожаные большие сапоги или так называемые осташи; в праздничный день кожаные небольшие по ноге сшитые сапоги; на руках : в будни желтые барановые, в праздник замшаные зеленые рукавицы.

Особенностью одежды наших крестьян был рационализм и полное отсутствие излишеств, максимальная приспособленность к местному климату и домашнее происхождение одежды, большую часть которой шила крестьянская семья. Отсюда и простота кроя.

Женская одежда, естественно, была более разнообразна. Зимой по будням: ситцевый сарафан с домотканым пестрым фартуком, полушубок из овчины, крытый нанкою или драдедамом ( драдедам- от французского draps de dames- дамское сукно, обычно тонкое, переплетенное с ворсом), на голове хлопчатобумажный платок, на ногах валенные полусапожки из коровьей или худой овечьей шерсти. В праздник: штофный (парчовый) розовый или малиновый или голубой сарафан с фартуком из кисеи и штофная (здесь парчовая или бархатная) на заячьем меху шуба, голова покрыта шелковой косынкой, на ногах валеные поярковые полусапожки с так называемыми костровыми голубого цвета чулками. Платье летнее обыкновенное и праздничное нижнее такое же как и зимнее; верхнее состоит в рабочий день из шугая (короткой верхней одежды с длинными суживающими рукавами, с меховым воротником) ситцевого или нанкового на вате, в праздники – из шугая шелковой материи на вате; лоб украшается рогатыми сборами жемчужными подвесками; в ушах носят жемчужные же серьги; молодые женщины и девицы носят по нескольку юбок-одну на вате; лица белят и подрумянивают.