Get Adobe Flash player

Бронницкой школе - 170 лет

ekole2min

Подробнее читайте в разделе

"Школьная история"

400 лет сражению у Бронницы

400years

Подробнее читайте в разделе

 "Форпост Великого Новгорода"

1268 - 2018 г.г. Броннице - 750 лет 

brongora 02

Подробнее читайте в раделе

"Форпост Великого Новгорода"

История Бронницы

Монастыри лишаются бронницких земель и перевоза через Мсту

Долгие годы, вплоть до второй половины XVII в. значительная часть бронницкой земли принадлежала двум монастырям- Антониеву (14 селений, 60 дворов с 84 людьми) и Спасо-Нередицкому (3 селения, 18 дворов с 25 людьми).

Впервые Спасо –Нередицкий монастырь упоминается в Первой Софийской летописи под 1322 годом. В 1469 году он был ещё самостоятельным, имел 90 обеж земли. С 1678 года приписан к Юрьеву монастырю. От всех зданий Спасо-Нередицкого монастыря к концу XIX в сохранилась только Спасская церковь, которая в последствии была приписана к городищенской Благовещенской церкви. Антониев монастырь по писцовым книгам 1469 года имел в Деревской пятине 140 обеж.

Известный историк В.И. Корецкий издал в 1969 духовную грамоту Орины, правнучки новгородского посадника (1391-1417 г.г.) Юрия Онцифоровича, обнаруженную в фонде Поместного приказа : «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Се яз, раба Божия Орина, списа сие рукописание при своем животе. А приказываю в дом святеи Троицы и святеи Богородицы на Колмово. Где живет отец мои и мати моя и род мои. …землю волость даю на Паше и на Табале землю, и воды, и ловища, и пожни тех сел, и лесы, и на Веряжи, и на Островке, и на Любоеже, и на Броннице. А тех сел всю землю, и воды, и пожни, и ловища и лишние земли без вывета даю в дом святеи Троицы и святеи Богородицы на память роду моему и мне, по владению прадеда моего Юрья Анцифоровиче и по деда моего владенью, даю сю землю и в веки». Духовная грамота была составлена в ХV веке. Речь в ней идет о передаче земель, угодий и лесов церквям Колмовского монастыря. Упоминается в грамоте и передача бронницкой земли. Правда, в других документах не обнаружена принадлежность Бронницких земель к этому монастырю. Существовал Колмовский Успенский мужской монастырь с 1392 года, а в 1764 году царским манифестом был упразднен вместе с 73 другими монастырями Новгородской епархии.

Прирастание монастырей землями и крестьянами начало активно происходить с 30-х годов XII в. Княжеская власть, идя навстречу церкви, передавала ей волости, государственные земли с крестьянами, села и дворы с угодьями. Нередки были случаи когда и частные феодалы передавали монастырям свои земли с селами и крестьянами. Таким образом, к XV в. монастыри владели 21,7 % всех феодальных землевладений в Новгородских пятинах.

В XVI-XVII в.в. государство проводило политику по усилению своего влияния на церковь. Духовенству заретили покупать новые земли, лишили льгот в несении государственных повинностей. Петр І в 1701-1720 г.г. провел секуляризацию церковных владений. Одновременно управление всеми хозяйственными делами духовенства возложили на вновь созданный Монастырский приказ. Возглавил его боярин граф И.А. Мусин-Пушкин. Приказ наделялся полномочиями по административно-хозяйственным, финансовым и судебным делам. Для управления Новгородской и Псковской епархиями в составе приказа были созданы повытья. Новгородская епархия контролировалась повытьем Ивана Сумарокова и Саввы Калинина. На местах назначались стольники. Монастырскими имениями вместо посельских старост, которые ранее назначались из духовенства, стали управлять приказчики из мирских людей. Одним из указов Петра І от 30 декабря 1701 года вводился запрет монстырям на владение своими вотчинами, а все доходы с монастырских вотчин шли в Монастырский приказ.

Таким образом, по Указу Петра І 1701 года монастырские вотчины с крестьянами стали фактически государственными. Но уже в 1705 году Новгородская епархия вместе с Псковской, Киевской, Астраханской и Сибирской выведены из подчинения Монастырского приказа. Как считает историк Булыгин, причиной возврата им самостоятельности явилось то, что большинство монастырей этих епархий были маловотчинными и имели в тот период небольшие доходы (кроме, конечно, Новгородского архирейского дома и отдельных монастырей) и поэтому правительство не имело возможности за счет их пополнять свою казну, что было главной целью реформ Петра I. Другой причиной стало местопожение этих епархий в прифронтовой зоне и, возвращая им самостоятельность, правительство надеялось на поддержку духовенства. Кроме того, крестьяне в зоне боевых действий и так страдали от разорения, поборов сена, лошадей, несли большие расходы от постоя войск.

Петр І, не заметив с московских холмов открытых новгородцами ворот на запад, задумал прорубать окно в Европу и предписал Указом от 30 июня 1703 года собрать с Великого Новгорода и Новгородской земли к 20 июля по 1 работнику с каждых двух дворов. Получив Указ царя, на сельских сходах принимали решение об отправки своих земляков на строительство Санкт-Петербурга. На пропитание собрали по 3-4 рубля на каждого работника, хотя работать им предстояло пол года. Первые работники прибыли в Петербург к 22-23 июля. В то время шло строительство бастионов Петропавловской крепости, от которой, как известно, и начиналась новая столица. Строительство вели гвардейские полки и дивизия Репнина (набранная из новгородцев). Присоединились к ним и новгородские крестьяне. Тяжкие условия работы, сырой климат и суровые ветры довели уровень смертности до 50% всех рабочих. Только в ноябре те, кому удалось выжить в таких неимоверных условиях, были отправлены домой, а их заменили новые работники. Так что, любуясь северной столицей, хоть иногда вспомните, что в ее строительство вложен тяжкий труд и не только труд, но и жизни наших земляков. Да и построен то Петербург на бывшей Новгородской земле.

Именно при Петре І в Указе 26 июня 1724 появился термин государственные крестьяне по отношению к черносошенным крестьянам севера, не подчиненным помещикам. В это сословие постепенно вошли однодворцы, крестьяне, освободившиеся от крепостной зависимости, бывшие монастырские. В 1842 году они уже составляли треть всего населения России- более 10 миллионов человек. Правительство считалось их собственником и взимало с государственных крестьян подушную подать и оброк, хотя и в два раза меньше чем помещики со своих крестьян. При этом государственные крестьяне выполняли ямскую повинность, корабельную, по устройству дорог, постойную повинность по приему и содержанию военных частей и проезжающих чиновников. В обязанность государственных крестьян входило сопровождение арестованных и пересылаемых каторжников, выделение лесных сторожей для охраны казенных лесов, понятых при производстве уголовного следствия. Постепенно эти натуральные повинности заменялись денежным наймом. Крестьяне всем миром нанимали вместо себя охотников.

До середины XVIII в. государственные крестьяне могли продавать свои земли, закладывать, завещать, но затем было введено ограничение на такие действия с землей. Основой политики правительства в отношении государственных крестьян оставалось наполнение казны за счет податей с этого сословия. Даже непосредственное руководство государственными крестьянами до 1838 года возлагалось на Министерство финансов, что не решало проблемы и недоимки (задолженности по податям и оброку ) год от года росли и правительство вынуждено было раз в десятилетие их слагать со счетов, то есть списывать.

Голландец Джон Кук, посетивший Новгород в 1737 году, в своих записках «Путешествия и странствия по Российской империи, Татарии и части Персидского залива» писал: «Новгород Великий - центр очень обширной провинции с таким же названием… Он теперь с основанием может быть назван городом священников…Говорят, что митрополит и прочее духовенство получают с земли весьма высокие доходы, если нынешняя императрица не завладела частью их, что было бы несомненно, очень хорошо, так как эти негодяи – наихудшие мучители своих ближних».

Не известно читала ли императрица Екатерина ІІ описания Джона Кука, но 26 февраля 1764 года манифестом обьявила об окончательной секуляризации (изьятии) монастырских земель в пользу государства. Правда, сам манифест был ранее подготовлен ее убиенным супругом Петром ІІІ.

Антониев монастырь при этом лишился права брать пошлину за Мстинский перевоз у Бронницы. Вместе с землями изымались и крестьяне. Таким образом, бывшие монастырские крестьяне бронницкого погоста получили название экономических. Экономические, как и дворцовые (казенные) крестьяне, обрабатывали то же казенные земли и выплачивали с 1768 года одинаковый оброк, но при этом продолжали выполнять некоторые повинности перед монастырями, от которых они формально отошли. По реформе 1786 года общества экономических крестьян и государственных слились.

В 1775 году Екатериной ІІ была введена новая система местного самоуправления. В её основу был положен западно-европейский принцип разделения властей. Казенная палата назначала директора домоводства, представлявшего власть хозяйственную, который непосредственно на месте управлял государственным имуществом. Полицейскую власть олицетворял Нижний земский суд, избираемый уездными дворянами и подчиненный Губернскому правлению во главе с губернатором. Выборной судебной властью в современном понимании являлась Нижняя земская расправа в уезде и Верхняя земская расправа в губернии.

В период своего короткого правления Павел І в 1797 году издал указ об организции волостного управления в казенных имениях. Новая административная единица охватывала население до 3 тысяч ревизских душ. В правление волости избирался волостной голова, старосты селений и писарь. Каждое селение, кроме того, избирало десятского для охраны порядка. Выборы происходили каждые два года.