Get Adobe Flash player

Бронницкой школе - 170 лет

ekole2min

Подробнее читайте в разделе

"Школьная история"

400 лет сражению у Бронницы

400years

Подробнее читайте в разделе

 "Форпост Великого Новгорода"

1268 - 2018 г.г. Броннице - 750 лет 

brongora 02

Подробнее читайте в раделе

"Форпост Великого Новгорода"

История Бронницы

Описание Бронницкого Яма

           Сведения о жителях Новгородской губернии и уезда Бронницкого яма.

         Русское географическое общество в 40-х годах ХХ в. разработало специальную этнографическую программу сбора сведений по этнографии, культуре и быту населения регионов России.

         В 1850- 1853 годах общество получило несколько тысяч рукописных ответов по разосланной в регионы программе. 45 рукописей пришло из Новгородской губернии. Автором описания Бронницкого Яма(1847 г.) на 11 листах стал житель села, священник Иоанн Добронравов, хорошо знавший быт, традиции и формы участия своих земляков в административном управлении волостью и селением.

        1.Относительно наружности. Средний рост людей – 2 арш. 5 вершков; ноги и пр. соразмерны между собою; господствующий цвет волос темно - русый, глаз – серый; вообще здоровы; подвержены лихорадке, особенно в весеннее время от болотисто-низменной и окруженной водами озера и реки местности, силачей нет, но ловки и проворны, хотя ленивы и нерадивы.

        2. О языке. Язык народный малое имеет уклонение от правил грамматических; в прочем все говорят: ушедце, приехавшее, сделавшее и т п. вместо ушел, приехал, сделал. Равно говорят церква, што, ндрав, неча, здвуродный, намастырь, почкение, купляет, есте, рукам, вместо: церковь, что, нрав, нечего, двоюродный, монастырь, почтение, покупает, есть, руками и т.п. также настоящего и будущего времен в третьем лице единственного и множественного чисел некоторые глаголы произносят без т, например: ходи, пое, ездя, любя, вместо ходит, поет, ездят, любят и т. п.; или окончания глаголов третьего лица единственного числа – ит и ет – изменяют на ита и ета, например, вместо сидит, смотрит, идет, едет и т.п. говорят: сидита, смотрита, идета, едета.

        Общеизвестныя слова: плавать, пронюхать, счистить, съездить, выть, снурок – употребляются в особенном смысле, и имянно: плавать кроме общеупотребительного значения, значит - ловить рыбу поездом или сетью, пронюхать значит разузнать, счистить – украсть, съездить - ударить рукою или другим чем – либо, выть – участок пахотной и сенокосной земли на 8 душ; снурок- сторож или сторожек, слово при рыбной ловле употребляемое.

       Слова местныя: кокотить, рагать. Кокотить значит ловить рыбу налимов. Вот как: между 12 числом декабря и 12 января во время как бывает в р. Мсте ход рыбы – налимов, охотники – рыболовы, вооружившись пешнями и железными маленьким якорьками, называемыми кокотками, привязанными к снуркам, около полуночи идут на реку, пробивают пешнями во льду небольшия скважины и, опустив в оныя кокоток, низводят оный на шнурке до дна реки и сряду поднимают его; поднимая же зубчиками кокотка задевают налима, а иногда и несколько налимов и вытаскивают из прорубки. Для этой ловли народу довольно много собирается на лед реки.

       Рагать значит - когда крестьянские девицы, в числе 5-6, в банях осенью по вечерам чистят лен - треплют и чешут; тогда молодыи парни артелями ходят по баням, пугают девиц, бросая камни или палки в окна баней; разламывают двери или кровлю бани и взошед в нее, производят шум, буянство и нередко драку.

       3. Домашний быт. Домы по плану выстроены – их 167, из которых 52 каменных, почти все двухэтажные с крытыми дворами. Домы разделены внутри большею частию на две части перегородкою; в одной, меньшей части, стоит, так называемая русская печка; в этой части производится стряпанье, и она обыкновенно загромождена горшками, чашками, кадками, лукошками, ведрами; в другой, большей половине, согреваемой зимою тою же русскою печью и во многих домах лежанкою и содержимой в большей опрятности и чистоте, пребывает семейство и принимаются гости. В очень редком доме нет самовара и в шкафе чайной посуды.

       Платье мужское обыкновенное зимнее: овечья шуба и сверху армяк сераго или толстаго синяго сукна; праздничное: на вате поднадевка длинная суконная или нанковая, сверху тонкий синяго сукна армяк, подбитый фланелью;

       у зажиточных: тулупы на мерлушечьем меху, покрытые синим же сукном. Платье летнее: полубумажная, домотканная рубажка с пестрятинными домоткаными портками и короткая поднадевка из толстого синяго сукна или из нанки; праздничное: ситцовая рубашка, черные плисовые у богатых, из голубой нанки у бедных штаны и из тонкого синяго сукна армяк; на голове: зимой шапка с шитым околышем суконная или суконная же фуражка с козырьком, летом поярковая шляпа, на ногах: в простой рабочий день кожаные большие сапоги или так называемые осташи; в праздничный день кожаные же не большие, по мере ног сшитые, сапоги; на руках в будни желтые барановые, в праздники - замшаные зеленые рукавицы.

       Платье женское обыкновенное зимнее: ситцевый сарафан с домотканным пестрым фартуком, полушубок из овчины, крытый нанкою или драдедамом, на голове бумажный платок, на ногах валеные полусапожки из коровьей или худой овечьей шерсти; праздничное: штофный розовый или малиновый, или голубой сарафан с фартуком из кисеи и штофная на заячьем меху шуба, голова покрыта шелковой косынкой, на ногах валенные поярковые плусапожки с так называемыми костровыми голубого цвета чулками.

       Платье летнее обыкновенное и праздничное нижнее такое же, как и зимнее; верхнее состоит в рабочий день из шугая ситцевого или нанкового на вате, в праздники – из шугая шелковой материи на вате же; лоб украшается рогатыми с борами жемчужными подвесками; в ушах носят жемчужные же серьги; молодые женщины и девицы носят по нескольку юбок – одну на вате; лица белят и подрумянивают.

       Пища постная ежедневная: редька, капуста квашеная с огурцами и луком, разведенная квасом, ботвинье из свеклы и огурцов, щи из серой капусты с ильменскими ершами или снетками, кашица или овсянка из овсяных круп со снетками, горох, каша гречневая или пшенная или ячменная с конопляным маслом;

       праздничная: белой муки пирог с рыбой сигом, или судаком, или язем, или щукой и т.п., щи из белой капусты с снетками, горох с ситником, уха из налимов, или окуней, пирог с изюмом или сушеной малиной, обмазанный бадейным медом или посыпанный сахаром;

       пища скоромная ежедневная: щи из серой капусты с говядиной, молоко, каша молочная; праздничная: студень говяжья, пирог круглый с говядиной или со свининой, щи из белой капусты с говядиной, жаркое из рыбы большею частию, ситник с молоком или молоко с киселем.

       Вообще же на счет одежды и пищи жителей яма Бронниц можно сказать: платья, что на себе, а хлеба что в брюхе; но любят одеться и поесть хорошо.              Впрочем, относительно пищи бывает и то, что мужья – ямщики по нескольку раз пьют в харчевнях чай, едят селянку, жаркое и пирожки сладки, а жены их с детьми дома иногда без круп щами с черствым хлебом питаются.

       Когда по обвенчании молодые – жених и невеста, или муж и жена – прибудут к дому жениха, то на нижнем крыльце расстилают овечью шубу вверх шерстью, велят молодым на нее вставать и наклонить головы до полу, и в этом положении родители благословляют их, обнося крестообразно над головами их икону Спасителя или какого - либо святого и хлеб белый или черный с поставленным на верху его сосудцем с солью. Потом, когда по благословении, таким образом, молодые встанут и пойдут в дом, навстречу им бросают ячмень с хмелем, а одна из среды женщин, идя задом, лицом же к молодым, очень проворно подметает веником без листья, так называемым голиком, ступеньки крыльца не во всю ширину его, а где только должны ступать ногами молодые, пол площадки поверх крыльца, и пол в самом доме до стола в большом углу, за который по приходе становятся молодые. На стол ставится закуска, бутылка с мадерой и графин с водкой. Важнейших из посетителей потчуют водкой или мадерой. Взяв рюмку в руку, поздравив молодых с вступлением в законный брак и прикушав водки или вина, должно сказать обратившись к ним: горько!- в следствии чего они целуются; каковая церемония повторяется за одной рюмкой несколько раз. Этот обычай при свадьбах.    

        При выносе умерших из дому голосом плачут, т.е. плачут вслух; при поминовении в доме родственников в конце обеда подается кисель картофельный или овсяный с подслащенной водой. Пред вкушением киселя все встают с мест, диакон, обратившись к иконе, пред которой бывает зажжена свеча, громогласно произносит: «В блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу твоему имя рек и сотвори ему вечную память» Причетники пропоют три раза: «вечная память», и тогда все опять на свои места садятся и едят кисель. Покупают и ставят восковую свечу пред образом в церкви верхним концом вниз для отмщения обиды врагу.

       При пожарах носят св. икону по улице.

       В обыкновенных болезнях лечатся, например от лихорадки так: кладут полдюжины живых раков в чашку в которую влито полкружки пенного вина, когда же раки умрут в вине, вынимают их, в печке на поду сушат, толкут и этим порошком означенную полкружки вина настаивают и этого настоя по рюмке дают пить больному перед пароксизмом; от горячки – печка русская и баня - первые средства, от поноса кружка квасу, круторазсоленного. Иные же, чтобы освободиться от лихорадки, носят на шее медный крест, найденный в могиле от погребенного покойника, от головной боли по мерке вокруг головы заказывают сделать восковую свечу и ставят ее в церкви перед образом.

       Хлебопашеством редкие занимаются с прилежанием; огородничество в малом и скудном объеме.

       Главный источник к пропитанию – езда на лошадях и особенно сено с орошенных весною илом от разлития р. Мсты лугов, сено отличной доброты, доставляющее жителям слободы, кроме продовольствия своего скота, от 5 до 10 тысяч рублей серебром в год, сено которое очень удобно сбывать на барках водою по рекам Мсте и Волхову, Ладожскому каналу и далее в Санкт- Петербург.

        Игры: молодые мущины летом по праздникам играют в рюхи на пиво, чай, вино; зимой – мячком, половина слободы против другой половины; девицы летом составляют хороводы с песнями; осенью и зимой собираются на так называемые вечеринки, на которых прядут лен, угощаются хозяйкою девушкою чаем, орехами, конфетами и т.п.; в последние дни масленицы, кроме катанья на лошадях, катаются с горы на салазках: на салазки садится парень, к нему на колени девица, прокатятся, и парень за труды, доехав до цели, получает поцелуй от девицы в каждую поездку. Музыка совсем не в употреблении.

        Праздников особенных нет, впрочем для мущин, особенно занимающихся ямщичеством, каждый почти Божий день - праздник, друг друга угощают чаем в харчевнях, водкой, мадерой, поздравляя друг друга с приездом или скорым отъездом, с привалом или отвалом.

       4. Особенности общественного быта. Люди на мирские сходки собираются через десятского в дом, где ямское сельское управление; бывает сходок столько, сколько случается значительных дел в обществе, каковы: через каждые три годы выборы сельских властей, каждогодно раскладка сумм по душам при проездах особ Высочайшей фамилии, раскладка очередей для отправления натуральных повинностей, для поставки подвод, для исправления дорог и для найма караульных, для разложения на выти пахотной через каждые два года и сенокосной земли каждогодно и проч.

        Разсуждения на сходках бывают таким образом: старшина общества предлагает дело о том, для чего собрались или, если дело на бумаге, велит писарю прочитать бумагу вслух всех собравшихся, которые обсудят дело со всех сторон и начнут подавать голоса. Разумеется, большинством голосов дело решается так или иначе и утверждается общим письменным приговором к исполнению. Общественные власти в селении: старшина (он избирается из самых хороших, степенных людей, но дослуживая трехлетие делается самым худым), двое добросовестных, сотский, сборщик податей, смотритель магазина и десятский.

        Дело старшины наблюдать за порядком и исправностью крестьян по части хозяйственной, установить количество вытей или участков, на которые должна быть разделена пахотная и сенокосная земля, наблюдать за сбором хлеба в общественный магазин, за сбором податей, ссуды; добросовестных: разбирать тяжебныя дела до 5 руб. серебром и все вообще поступки, не подлежащие уголовному суду; сотский по полицейской части имеет занятия: смотрит есть ли у чужестранных людей паспорты, безпаспортных представляет становому приставу и ему же доносит о скоропостижно умерших; сборщик податей занимается сбором денег и отчетности по сему предмету; смотритель магазина принимает хлеб и ведет отчетность; десятский есть помощник сотского и сверх того повещает на мирские сходки и для привода к присяге людей, разводит воинские чины по квартирам.

          Местный обычай при покупке вещей: кто бы из обывателей не сторговал, например, воз сена, овса, мешок ржи, сажень дров и т.п., сторгованная же вещь достается тому, кто хотя не торговался, но был при торговле или подоспел к бросанию жеребьев и чей жеребий на владение сторгованной вещью выпадает; тоже делается при наемке лошадей для проезда от станции до станции: ямщики, у которых лошади есть на лицо, бросают жеребий, и уже повезет тот из них, кому по жребию досталось везти проезжающего, а часто не тот, кто о цене торговался; тот же, кому достается по жребию везти проезжающего, может передать это право другому ямщику, взяв с него так называемый на языке ямщиков слаз, по сговору: 50 ли коп, 2 ли рубля, 5 ли рублей за уступку работы.

          Денег с обывателей собирается: на содержание волостного и сельского управлений по 47 коп. с души, на обезпечение продовольствия по 6 коп., и на мирские расходы: на наем отправления почтовой гоньбы, на возку чиновников ведомства Государственных имуществ, на жалованье сотскому и сторожам - по 8 рублей, а всего по 8 руб. 53 коп. серебром с души; сверх сего несколько сенокосных лугов продается за довольно значительные цены; деньги же употребляются по усмотрению и распоряжению Сельскаго Начальства на непредвидимые надобности, начальству сему только известные. На пороки пьянства, распутства, мотовства в харчевнях, воровства и т.п. сельское начальство сквозь пальцы смотрит.

          5. Умственныя и нравственныя способности и образование. Пороки мущин: воровство, мотовство в харчевнях, девок распутство; всех, т.е. мущин и женщин, старых и малых, холодность к посещению храма Божия. В Воскресный или праздничный день за литургией ямщиков бывает от 3 до 10 человек. На деле у почтового двора 2- 3 ямщика, а толпятся около почтового двора 15-20 человек и две или три харчевни наполнены ими, тогда как в храме совершается богослужение.

          К добрым качествам отнесть – что? … не знаю… разве то, что для больных проезжающих и проходящих мимо селения , нанимается обществом за 40 рублей сер. дом и прислуга; разве то, что каждонедельно проводимым арестантам из нескольких домов выносят денежное и хлебное пособие; разве то, что в слободе прокармливаются сотни нищих из крестьян Витебской и Псковской губерний.

         Грамотных из ямщиков мужеского пола 91, женского 38; из купцов и мещан разных городов мужеского пола 21, женского 11 человек.                Дети с 1843 года обучаются в местном приходском училище.

         Раскольников секты беспоповщины 72 мужескаго и 132 женскаго пола, всего 204 из 1257 человек народонаселения. У них есть свой молитвенный дом, в который собираются они по воскресным и праздничным дням и в котором пастырь их, наставник неграмотный, отправляет службы: вечерню, утреню, часы, молебны, панихиды, исповедывает, отпевает умерших и вновь крестит или перекрещивает крещенных православным священником. Он, наставник, начинает службу так: « за молитв святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас»; произносит вместо разнообразных в других местах служб положенных возгласов тот же возглас; парни и девки читают по напечатанным до Патриарха Никона книгам и поют несколько в нос. Наставник как неграмотный не один исповедывает, а вдвоем; пригласив парня или девку грамотных, заставляет читать в требнике вопросы исповедывающемуся, и исповедывающийся на них отвечает да или нет и по окончании исповеди прощает исповедавшегося грехи; доселе некоторые из раскольников у какого то мещанина венчались в Санкт-Петербурге.

         6.Народныя предания и памятники. Замечателен только курган, называемый городком. Предание говорит, что на этом кургане во времена язычества было капище для приношения жертв богам и был источник водный целительный; в последствии, в древния Христианские времена, на нем, может быть на развалинах древнего идольского храма, построена была часовня, а ныне тут храм во имя Введения Божией Матери с двумя приделами, построенный первоначально во второй половине 18 столетия и возобновленный в 30- х годах текущего 19 столетия.

         Благочинный, священник Иоанн Добронравов.

         Архив Российского географического общества ХХIV (Новгородская губерния) д.3

         СЛОВАРЬ

         Армяк - повседневная верхняя крестьянская одежда с широким запахом налево, без застежек из грубой домотканой ткани с широкими длинными рукавами и широким простеганным воротником.

         Драдедам, драдемам – от франц. draps de damеs, одно из тонких непрочных сукон в 19 в., ворсовая шерстяная ткань тоньше обычного сукна. Использовалась для изготовления верхней одежды бедняками. Мерлушечий мех - овчина из шкурки ягненка, использовалась для отделки зимней одежды.

         Нанка – (от названия китайского города Нанкин) одна из самых дешевых тканей, грубая плотная хлопчатобумажная ткань желтоватого оттенка или серая.

         Пестрятина, пестрядь – ткань домашней выработки из остатков пряжи разного качества и цвета с характерной шероховатой поверхностью и пестротой.

          Плис – хлопчатобумажный бархат с длинным ворсом. Использовался для пошива одежды у крестьянства и купечества – нарядной, у дворянства - домашней одежды, а так же обуви.

         Поярковая, поярок – тонкий войлок из шерсти впервые стриженой овцы. Использовался так же для изготовления валяных крестьянских шляп.

         Штоф – очень плотная шелковая ткань, гладкая или с тканым орнаментом.

         Шугай, душегрея – крестьянская женская верхняя праздничная одежда типа кофты, в талию со сборами, с застежкой спереди на крючки, с длинными узкими рукавами, с отложным воротником, обшитая по борту, подолу, рукавам позументом, шелком. Шился из штофа, парчи, шелка, на подкладке либо на заячьем меху. Носился с сарафаном.