Get Adobe Flash player

Бронницкой школе - 170 лет

ekole2min

Подробнее читайте в разделе

"Школьная история"

400 лет сражению у Бронницы

400years

Подробнее читайте в разделе

 "Форпост Великого Новгорода"

1268 - 2018 г.г. Броннице - 750 лет 

brongora 02

Подробнее читайте в раделе

"Форпост Великого Новгорода"

История Бронницы

Школьная история

                                                             Школьная история

«По успехам и познанию учащихся  это училище можно  назвать очень хорошим».

 

 История начального образования детей бронницких ямщиков начинается с 1837 года, со времени создания  Министерства государственных имуществ. Новое министерство   сразу озаботилось подготовкой служащих для волостных, уездных и губернских учреждений своего ведомства. И,  начиная с 1838 года, министерство поручило обучение крестьянских мальчиков приходским священникам  в волостных училищах местных приходов. От 1 тысячи душ крестьяне должны были направлять на учебу по 1 мальчику. Вместе с тем,  родители имели право забрать своих  детей из училища в любое время. Ежедневное посещение училища было необязательным для учеников.

  За преподавание в училищах священникам выделялось жалованье - 17 руб. на год  сверх расходов на питание ученика.  Обычно,   занятия  проводились в доме священника или в крестьянской избе.  После обучения мальчики  проходили практические занятия в волостных правлениях, а затем направлялись на работу  в уездные конторы.  Заметив низкий уровень такой подготовки,  министерство с 1840 года решило обучать крестьянских детей в городских училищах. Наряду с принятыми  мерами по школьному образованию детей  казенных крестьян, для духовенства было введено преподавание основ сельского хозяйства и медицины.

Вскоре выяснилось, что обучение детей в городских училищах не может удовлетворить  запросы властей и 22 июня 1842 года было « повелено объявить государственным крестьянам Высочайшее желание, что бы они обучали своих детей в приходских училищах и,  приобретая там истинные понятия о своих обязанностях и обо всем необходимом в сельском  быту,   доставляли  утешение родителям и  пользу своим обществам». Исполняя  высочайшее повеление, Министерство государственных имуществ приняло решение организовать  собственные приходские училища (школы).  Вслед за этим решением Новгородская губернская Палата государственных имуществ открыла в губернии в 1843 году 11 приходских училищ (школ) для детей казенных крестьян,  к числу которых относились и ямщики.

170 лет назад  одно из училищ в том же,  1843 году,    открылось и в Броннице (д.5088, оп.6 фонд 383  Министерства государственных имуществ в  Российском государственном историческом архиве, г. Санкт-Петербург).  Обучение охватывало детей (первоначально только мальчиков)  с 8 летнего возраста, продолжалось 3  года в первом классе и было бесплатным. После окончания училища треть наиболее способных выпускников  планировалось направлять на практическое обучение в окружные конторы Палаты государственных имуществ, помощниками волостных и сельских писарей, помощниками землемеров, др. чиновников.

 В первом полугодии Бронницкое училище посещали   20 учеников: 13 вольноприходящих из семей ямщиков и 7 мальчиков из крестьян, которых готовили в писари.  Во втором полугодии число учеников увеличилось до 33. В 1845 году в училище обучалось 44 ученика, а в 1846 году - уже 56 учеников, хотя действующие нормы предусматривали максимальную заполняемость училищ с одним учителем до 50 учеников.  С 1844 года было разрешено принимать в приходские училища девочек. В 1851 году Бронницкое училище вместе с 25 мальчиками посещали 12 девочек, а всего в приходских училищах Новгородской Палаты государственных имуществ в том году обучалась 151 девочка.

С 1855 года сельские общества стали направлять на обучение обязательных учеников из сирот. Для них посещение училища было обязательным, им не разрешалось оставлять учебу.

В дореволюционной российской деревне существовали училища  различных ведомств: церковно-приходские, Министерства народного просвещения (образцовые) и сельские, к которым относились и земские, содержавшиеся на средства сельской общины и земства, при этом  все училища находились под контролем министерства. 

Ученикам преподавали в обязательном порядке Закон Божий, чтение, письмо,  арифметику. Все ученики обучались пению, а некоторые, участвующие в церковном хоре, пели по нотам. 

Через несколько лет  после открытия  Бронницкого училища был организован   ремесленный класс, в котором занимались 4 ученика. Ежегодно уездное земство выделяло на его содержание 100 руб. Здесь обучали мальчиков столярно - токарному  мастерству, изготавливать, ремонтировать  и красить мебель. В 1890 - 1891 уч. году учениками были изготовлены различные изделия: дверь со стеклами, комод, 17 зимних рам, сундук, шкатулка, стол, скамья, 2 рамки под картины, посудник, гроб, починена старая мебель. Всего столярных работ выполнено на 28 руб. 75 коп.

В том же году  уездное  земство ассигновало 50 рублей на   книги для устраиваемой сельской библиотеки в память об одном из лучших учителей уезда, учителе Бронницкого училища П. Максимове.

 

 Первые годы Бронницкое училище  было однокомплектным. В таких училищах обычно преподавал 1 учитель на 40-50 учеников,  а уроки  Закона Божьего давал, как правило, местный священник.

Срок обучения  в  первом классе составлял 3 года. Ученики делились на группы по году обучения: младшая, средняя и старшая. Так, например, в 1878-1879 уч.году в первом отделении обучались 11 мальчиков и 4 девочки, во втором – 18 мальчиков и 6 девочек, в третьем  - 20 мальчиков и 2 девочки. Все группы одновременно занимались  в одной классной комнате. Правда, все учащиеся едва ли могли собраться. Первоначально, посещение школы учениками было отдано на усмотрение их родителей. И даже в дальнейшем, когда посещение записанных учеников считалось обязательным,  многие дети отсутствовали по различным причинам. Это и болезни, и необходимость помощи родителям в крестьянском хозяйстве, уход за младшими братьями и сестрами, отход на заработки, и обыденная нужда - ребенку нечего было одеть или обуть  в холодную погоду. Даже валенки были не у каждого в семье. Нередки были случаи,  когда родители  просто не отпускали детей в школу.

Но зато по вечерам можно было наблюдать и такую картину в крестьянской избе: мальчик  после школы садился за выполнение домашнего задания и здесь же, рядом с ним, располагалась вся семья. Все с интересом ожидали новых знаний, следили за чтением ребенком книги вслух,  шло семейное обсуждение услышанного, восклицания и подсказки, хотя,  зачастую и неверные.   

 

Часть средств на содержание школ отпускалась земством, а другая, большая  часть  выделялась сельской общиной. Собирали с жителей по 20 копеек, а заведовал сбором денег волостной старшина.  Обычно набиралось 210 – 240  рублей, которые шли на жалованье учителю, аренду помещений, учебные пособия. Каждый ученик обходился земству в год в 2 руб. 78 коп., крестьянам - в 3 руб. 27 коп. За весь период обучения земство тратило на одного ученика 25 руб. 99 коп.,  сельская община – 30 руб. 70 коп.

Учителю земство платило 120 руб. в год, законоучителю, местному священнику -12 руб. , на содержание ремесленного класса отпускалось земством 100 руб.

В 1884-1885 учебном году обучалось 56 мальчиков и 11 девочек, в основном дети бронницких и эстьянских крестьян. Количество учеников  росло,  и всех желающих  класс не мог  вместить.

 Чиновники того времени отмечали более высокий уровень грамотности жителей деревень, расположенных вдоль Московского тракта. Поэтому закономерно, что крестьяне села Бронница стремились дать своим детям начальное образование и всячески этому способствовали.  Бронницкая сельская община 7 февраля 1899 года подала уездному земству приговор (решение) с просьбой преобразовать земское училище в одноклассное образцовое училище Министерства народного просвещения с ежегодной дотацией от земства в размере 150 рублей. Ходатайство общины с годами  было удовлетворено.

 

В последующем  Бронницкое училище  стало двухкомплектным и  был организован второй класс с двухлетним сроком обучения.

По законодательству  того времени училища, получавшие пособия от земства, к которым относилось и Бронницкое, имели право выдавать льготные свидетельства, освобождавшие выпускников от рекрутского набора на военную службу. Свидетельства получали не все выпускники, а только те, кто был допущен и прошел испытание (экзамен) перед специальной комиссией возглавляемой уездным   чиновником.

 

В 1896-1897  уч. г. в Новгородском уезде числилось 186 училищ и школ: Министерских училищ -7, земских - 70, частных -6, лютеранских - 5,   церковно- приходских – 49, школ грамотности -49,  в которых обучались  8363 ученика. Между прочим, детей школьного возраста ( с 8 до 13 лет) в уезде насчитывалось 15489 чел. Таким образом 7126 детей не имели возможности учиться.

 В Бронницком училище  в указанном учебном году насчитывалось -  47 мальчиков и 35 девочек. В Эстьянском (открыто в 1885 году.) -39 мальчиков и 21 девочка, в Белогорском - 49 и 59 учеников соответственно, в Холынском 50 и 48 учеников, в Прилуцком - 29 и 40 учеников, в Новоселицком 47 и 31 учеников, в Рышевской церковно- приходской школе -  20 и 31 ученик. В соседней Красностанской волости школы были в д.д.Наволок, Войцы, Чавницы. Земство считало необходимым  открыть в будущем  школы в д.Большое Лучно, в Новом Селе, в Любитове.

 

Первоначально Бронницкое училище  располагалась  на берегу реки Мсты в двухэтажном деревянном доме, принадлежащем местному жителю. Все  ученики обучались в одном классе на втором этаже, отапливаемом печью.  На первом этаже проживал хозяин и здесь же был устроен хлебный курень. Учитель жил в другом доме  при ремесленном классе.

 

В ночь на 18 сентября 1886 года сгорел дом,  в котором помещалось училище, пострадала часть книг и учебные пособия. Парты приходилось выбрасывать из окна, отчего они поломались. Убыток составил 50 руб. Необходимую сумму на приобретение  книг, учебных пособий и восстановление мебели выделило уездное земство.

В 1896 году училище размещалась  в старом  двухэтажном здании бывшей  Бронницкой  казармы. Здесь уже училось 46 мальчиков и 47 девочек в две смены.   В смену проводилось по 6 уроков. Но всеже мест не хватало и поэтому отказали в приеме 14 ребятишкам.

 

Сельская община позаботилась о постройке нового удобного школьного здания. Помощь,  как материальную так и при решении бюрократических проблем, оказал попечитель школы – местный земский начальник Ив.Франц. Кошко. Строительство обошлось в 2500 руб. и  4  октября 1898 года новая  школа  открыла двери для бронницких детей.

Чиновники того времени отмечали более высокий уровень грамотности жителей деревень, расположенных вдоль Московского тракта. Поэтому закономерно, что крестьяне села Бронница стремились дать своим детям начальное образование и всячески этому способствовали.  Бронницкая сельская община 7 февраля 1899 года подала уездному земству приговор (решение) с просьбой преобразовать земское училище в одноклассное образцовое училище Министерства народного просвещения с ежегодной дотацией от земства в размере 150 рублей. Ходатайство общины с годами  было удовлетворено.

Школы и училища Новгородской губернии относились к Санкт-Петербургскому учебному округу Министерства народного просвещения. Регулярные проверки учебных заведений проводил уездный инспектор народных училищ. В его отчетах постоянно отмечался хороший уровень преподавания в Бронницком училище. 

В отчете, предоставленном инспектором И.Можайским уездному земству о состоянии начальных училищ и школ Новгородского уезда,  приводились результаты проверки Бронницкого училища за 1878-1879 уч. год.

«Законоучитель - священник Гавриил Фаворский, учитель, кончивший курс в Новгородской Александровской земской учительской школе - Петр Максимов, жалованья 240 рублей, учителем состоит 7 лет.

Учащиеся по Закону Божию оказали хорошие успехи. Священник Фаворский со старшим отделением прошел все требуемое программою, так, что ученики этого отделения знают священную историю нового и ветхого завета и краткий катехизис. При этом ответы их довольно бойки  и рассказы последовательны. Среднее отделение проходит  важнейшие события из новозаветной истории  и прочитывает их по славянскому тексту. Евангелие - с переводом на русский язык.  Младшее -изучило молитвы и может объяснять главный их смысл и отдельные мысли и слова толково и с пониманием усвоенного.

Учитель Максимов есть один из лучших учителей уезда и преподает с энергией, опытностью и способностью. От того успехи у него, несмотря на большое число учащихся,  хорошие.

Учащиеся старшего отделения читают по книге Водовозова бегло, с надлежащими остановками и интонацией. Прочитанную статью рассказывают очень хорошо с пониманием мыслей и с объяснением отдельных слов. Выученные наизусть стихотворения декламируют хорошо, имеют понятие о предмете, качестве и действии, и знают необходимейшие для правописания правила. Среднее отделение читает 2-ю часть Родного Слова довольно бегло, из чего видно, что учитель много упражняется в чтении. Рассказы их и декламация также хороши. В младшем отделении разработка Родного Слова весьма удовлетворительно. Дети, прочитавшие статейку, могут рассказать ее и объяснить, также с объяснением пройдены все пословицы и поговорки,  а стихотворения выучены наизусть. Вообще, преподавание Максимова чисто практическое, живое и интересное для детей. В арифметике учащиеся так же сильны, бойко решают задачи и объясняют их. В старшем отделении делают задачи на числа любой величины, в среднем -над числами до 100,  в младшем - до 20. Письменные задачи дети всех отделений приучены решать строчками и объясняют каждую строчку.

Я просматривал их тетради и нашел, что письменных работ учащиеся делают соответствующее число. Старшее отделение письменно рассказывает прочитанные статьи и объясняет решение задач удовлетворительно, не делая особенно грубых орфографических ошибок. Среднее списывает с книги, пишет окончание фраз и небольшие рассказы статеек второй части Родного Слова - хорошо; младшее упражняется в звуковой диктовке, в списывании небольших фраз с классной доски и с книги с удовлетворительными успехами.

Тетради ведутся в порядке и исправляются учителем аккуратно, хотя в этом отношении желательно было бы лучшего, о чем я и заметил учителю Максимову. Пению он обучает с большими успехами. Дети всем училищем  поют главнейшие молитвы и детские песни очень стройно, а лучшие голоса знают ноты и входят в состав поющего в церкви хора.

Гимнастике дети учатся у Максимова успешно, но по недостатку места они упражняются только в вольных движениях. Дисциплина и классные порядки в училище хороши. Учитель следит также за внешнею чистотою школы и детей и приучает их к приличию.

Учебными книгами и пособиями училище снабжено хорошо, при нем есть и небольшая библиотека, состоящая из книг детского чтения.

Классные журналы Максимов ведет с должною аккуратностью.  Училище занимает квартиру вверху каменного двухэтажного дома с помещением для учителя.  Квартира  удобна.

По успехам и познанию учащихся  это училище можно назвать очень хорошим».

Белогорское училище ( 1885-1886 уч.год.)

«Учащихся -57 мальчиков и 6 девочек.

Учитель Казанский, окончил курс Новгородской духовной семинарии, учительствует 1 год. Очень старательный, отчего и достиг хороших результатов и подает надежду, что со временем из него выработается очень хороший учитель. Помещение наемное довольно удобное. По знаниям и успехам  учащихся  училище может быть отнесено к разряду хороших.

Успехи учеников хорошие».

Эстьянское училище. (1885-1886 уч.год.)

Учащихся – 39 мальчиков, 17 девочек.

«У учителя Голицына, кончившего курс Александровской земской учительской школы успехи очень хорошие. Учителем состоит давно, но в Новгородский уезд перешел недавно и само училище открыто один год, причем в состав училища вошла часть учеников Бронницкого училища, а остальные дети приняты вновь безграмотными. Голицын в короткое время успел составить и выровнять 3 отделения, которые и ведет как правильно организованное училище. Из этого, равно как и из очень хороших успехов учащихся, я мог убедиться, что Голицын опытный и способный учитель  и занимается своим делом весьма усердно. Помещение для этого училища нанимается попечителем, Председателем Новгородского уездного земства Г. Рейхель, который выбрал лучший крестьянский дом в Эстьянах, вполне удобный для класса и с квартирою для учителя.

 По успехам и познаниям учащихся училище может быть отнесено к разряду очень хороших».

  

На базе Бронницкого училища Новгородское уездное земство организовало с 6 по 16 мая 1906 года курсы садоводства, огородничества и пчеловодства. Подобные  курсы земство проводило регулярно в разных селениях уезда.

На курсах в Броннице прошли обучение  24 человека,  из них 19 прослушали всю программу, а 5 человек посещали только отдельные занятия. 

Для нас представляет интерес социальное положение и возраст слушателей.

Среди посещавших курсы были:

Священнослужители: священник Вас. Афин. Богоявленский, 30 лет, его супруга Анна Васильевна, 26 лет, диакон Ник. Степ. Малиновский 42 года.

Учителя и члены их семей: учитель Гав. Зах. Захаров, 37 лет, учительница З. Н. Захарова, 30 лет, учитель школы при фабрике Кузнецова Н.А. Констанский, 56 лет, учитель из Тихвинского уезда Н.Д. Чистовский, народный учитель Дм. Иг. Соловьев,  40 лет, его супруга О.И. Соловьева, 36 лет, их дочь А.Д. Соловьева , 13 лет.

Дети крестьян, которых могли отпустить родители в весеннюю пору:         А.Г. Ласткин, 16 лет, В.А. Носков, 14 лет, Д.А.Зеньков, 14 лет, В.Я. Смелков , 13 лет, А.Н. Барынькина, 15 лет, Праск. Конст. Трифонова, 13 лет, Е.С.Карбусова , 14 лет.

Крестьянин  Ег. Лав. Лаврентьев, 54 года.

Сын механика Б.И. Цветаев, 13 лет.

У всех слушателей курсов кроме Б.И.Цветаева имелся сад или огород. Пчелы были у священника В.А.Богоявленского (1 семья) и у диакона Н.С.Малиновского (4 семьи).

Как видим, курсы заинтересовали и имели возможность посещать  духовенство и интеллигенция (учителя) с детьми, семеро детей – подростков и  только один  крестьянин. Каждый слушатель получил брошюру- пособие по вопросам ведения садоводства, огородничества и пчеловодства.

           После революции 1917 года советская власть стала уделять большое внимание повышению грамотности населения и  реформировала систему образования.    Если в 1884 году в Новгородском уезде  грамотных насчитывалось 8,8% (среди  мужчин грамотность повыше- 16,8%, среди женщин -1,2%), в 1897 году -21% (мужчин-34%, женщин- 9,9%) то в  1920 году-  39,8 % (мужчин -52,7%., женщин- 29,8%). Следует отметить, что большая часть грамотных мужчин  была призвана в 20-е годы в армию, на войну и не учтена в приводимых показателях  грамотных. Среди женщин грамотность в уезде повысилась за указанные годы разительно- в 20 раз. Хороший показатель грамотности жителей уезда был в 1920 году среди детей от 13 до 16 лет- 85%, а среди мальчиков и того выше- 92,4%. Основным звеном в системе народного образования по - прежнему оставалась школа. В 1929 году в с.Бронница работала школа первой ступени с четырехлетним обучением. Преподавали в ней 4 учителя. Всего обучалось 168 учеников. Из них - 114 детей крестьян, 19 детей рабочих, 16 детей служащих, 17 детей кустарей, ремесленников, торговцев и пр. Во всем Бронницком районе было 36 школ первой ступени, из них 25 с 3-х летним обучением и 11 - с 4-х летним обучением. Учащихся насчитывалось 2305 чел. ( девочек -973 чел.).

          В Бронницкой фабрично – заводской школе семилетке (1929 год) обучались 399 учеников (девочек – 196). По социальному положению родителей дети распределялись так: 256 детей рабочих, 74 - дети крестьян, 42 – дети служащих, 27 – дети кустарей, ремесленников, батраков и пр.

      Перед Великой Отечественной войной в Мстинском районе действовали 36 начальных, 7 семилетних и 2 средние (п.Пролетарий, с.Новоселицы) школы. С начала войны и до 1942 года школы не работали. В 1942 году начали учебный год 11 начальных школ, за парты сели 1120 учащихся. В 1943 году вновь открылись еще 3 школы и их общее количество в районе составило 12 начальных и 2 неполных школы с 3371 учащимся, а в 1944 году уже работали 44 школы. Учащиеся школ, как могли, оказывали посильную помощь взрослым, работавшим в тылу. Только за 1943 год они собрали для колхозов 15 т. золы, 5 т. куриного помета, 5 ц. верхушек картофеля.

     К 1943 году в районе работал один детский сад на 40 детей, одна детская площадка на 50 детей, одни ясли на 15 детей; в с. Бронница в двухэтажном деревянном здании школы (рядом с корпусом будущего завода «Возрождение») открылся детский дом.

     В послевоенные годы старшие классы Бронницкой школы размещались в каменном здании бывшего Путевого дворца. Здесь учили с 5 по 11 класс. По вечерам, после трудового дня, садились за парты ученики вечерней школы. Начальные классы располагались в двухэтажном деревянном здании рядом с заводом «Возрождение». Здесь же, на первом этаже, был устроен интернат. Начальные классы для детей д.Эстьяны размещались в этой же деревне в одноэтажном деревянном здании недалеко от автобусной остановки напротив магазина. Учились в две смены. Директором Мстинской школы долгие годы был Александр Сергеевич Волосов, который также преподавал историю. Ему удалось организвать коллектив учителей, по -настоящему влюбленных в свое дело. Таких, как завуч и учителя русского языка и литературы Жукова А.О., Сергеева В.Н., учительница ботаники и зоологии -Линина Л.К., математики- Тарасевич К.Н., химии- Лосева А.В., труда и физкультуры - Синицкий М.П. и др. По распределению из Новгородского пединститута и ВУЗов Ленинграда приезжали для работы в школе учителя иностранного языка, физики, физкультуры и др. Правда, более чем на 2-3 года они не задерживались, но их свежие знания оставались нашим ученикам.

 

     Среди школ района и, пожалуй, области, Мстинская школа славилась отлично организованной учебно-воспитательной работой на пришкольном участке вблизи Бронницкой горы. Здесь школьники под руководством учителей проводили опыты по выращиванию огородных и полевых культур. Выполняли полевые задания Новгородского педагогического института. Знакомиться с организацией учебной работы на пришкольном участке приезжали учителя из других школ района. Для обучения профессии тракториста в школе имелся небольшой колесный трактор ДТ-20. И, конечно, не случайно школьная пионерская организация (дружина) носила имя известного ученого- садовода Мичурина.

     Полученные в школе знания позволяли выпускникам школы поступить на учебу в ВУЗы Новгорода, Ленинграда, Москвы, Риги. В то время бесплатность образования давала возможность сельским детям поступать в престижные учебные заведения по своим знаниям, а не по материальным возможностям родителей. Большинство выпускников все же продолжали учебу в профтехучилищах, Новгородской области, Ленинграда, республик Прибалтики, поступали учиться в техникумы, шли работать на заводы, в колхоз.